Файл: Конструкция летательных аппаратов учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

■принимать значения в пределах 0,5 < а <5,0. В запас пола­ гают а = 0,5. С учетом этого замечания из предыдущего соотно­ шения получим следующую формулу для оценки среднего ре­ сурса конструкции:

То ° ^ Г ч— --------

[час].

V m iAk ij)

" J Л М М Гарантийный ресурс вычисляется по формуле

гар

Коэффициент надежности ij учитывает разброс характеристик выносливости одной и той же конструкции, неточность стати­ стических данных о нагрузках, возможность осмотра элементов конструкции, где появляются начальные разрушения, коррозию

деталей.

с помощью полученной формулы влияние

 

449. Рассмотрим

различных параметров на

ресурс.

На

ресурс непосредственно

влияет сумма отношений

вида:

/7,У

даv (*„)

На

фиг. 19.9

N р (kij)

показана зависимость

П

от полной

относительной

нагрузки

V

Из графика следует, что наибольшую долю повреждений

м------ "..................

 

 

 

 

 

дают нагрузки среднего уровня. Эти нагрузки не самые большие,

Фиг. 19.9

но часто повторяющиеся и вызываются, например, для истре­ бителей маневренными перегрузками пу — 3 -г- 4; для неманевренных самолетов порывами ветра с вертикальной скоростью

и = 4 -э- 6 м/с.

Через

величину нагрузок ky, их повторяемость my(ky) и

характер

полной кривой выносливости N(k) повреждаемость

466


конструкции Е/7/у- (а следовательно, и ресурс) зависит от ско­ рости V п высоты полета Н, типа ВПП и других летных харак­ теристик, а также технических параметров. На фиг. 19.10 пока­ зана зависимость повреждаемости от скорости V и высоты Я за один час полета. Чем больше скорость и меньше высота по­ лета, тем больше повреждаемость. Увеличение продолжитель-

Т*

H,V

Фиг. 19.10

ности полета т и переход с эксплуатации самолета на бетон­ ном аэродроме на эксплуатацию с грунтового снижают ресурс

Т (фиг. 19.11).

Ресурс летательного аппарата увеличивается с увеличением

коэффициента

безопасности

так

как в этом случае размеры

поперечных

сечений

сило-

j .q

m

 

ZT-

вых элементов

получаются

 

больше, а

действующие

в

 

 

 

- у

эксплуатации

напряжения

 

 

 

меньше. Однако с увеличе­

 

И

• Г

л--

нием коэффициента

безо­

 

Щ)

пасности вес

аппарата

G

 

 

 

также увеличивается (фиг.

 

Щ)

 

 

19.12). Положительный эф­

 

 

 

 

фект дает увеличение стре­

 

 

 

X ° ,f

ловидности

крыла /,

так

 

Фиг.

19.12

 

как чем больше угол стре­

 

 

 

 

 

 

ловидности, тем меньше перегрузки при полете в болтанку.

450.

К мероприятиям

по повышению

усталостного ресурса

относятся следующие.

Снижение действующих напряжений уменьшением нагрузок в эксплуатации (за счет выравнивания ВПП; правильной за­ рядки амортизации шасси; грамотной посадки самолета летчи­ ком и др.) или путем увеличения коэффициента безопасности f при проектировании летательного аппарата. Повышение значе­ ния f обычно используется для расчета элементов, отказ ко­ торых может привести к катастрофе, например, узлов крепле­ ния крыла.

30*

467


Выбор материала с повышенной выносливостью. Например,

высокопрочный сплав имеет худшие характеристики выносли­ вости, чем сплав на той же основе средней прочности.

Повышение выносливости деталей путем термической, хи­ мико-термической (азотирование, науглероживание) и механи­ ческой (обкатка, нагартовка, шлифование, полировка) обра­ ботки поверхности деталей.

Уменьшение количества и вредного влияния концентратов напряжений. Для повышения выносливости целесообразно при­ менять монолитные и клееные панели, плотнее соединять эле­ менты составных панелей, лонжеронов и т. п. для передачи уси­ лий силами трения, ставить болты в разъемных соединениях с натягом, не допускать в эксплуатации царапин, коррозии, тре­ щин.

Создание конструкции со многими путями передачи нагру­ зок с возможностью контроля за возникновением и развитием трещин и их устранения. Примером такой конструкции может быть многолонжеронное крыло.

Ясно, что ресурс летательного аппарата существенно зависит от уровня научно-технического прогресса и достижений нашего производства.

§ 19.5. ПОДХОД К ВЫБОРУ РАЦИОНАЛЬНОГО РЕСУРСА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

451. Будем считать, что в любой будущий момент времени на вооружении должно быть постоянное количество однотип­

ных летательных

аппаратов

пля с одинаковыми летно-тактиче­

скими данными

V, L, Н,

я*ах

и другими, вооружением и,

следовательно, одинаковой боевой эффективностью.

Можно разработать несколько вариантов аппаратов, имею­ щих одинаковую эффективность, но различный усталостный ре­ сурс.

Рассмотрим случай, когда ресурс меньше времени мораль­ ного старения летательных аппаратов Т < Тыор. Тогда в те­ чение Тм0р аппараты будут тем чаще сниматься с эксплуата­ ции, чем меньше их ресурс. Но при этом стоимость произ­ водства и эксплуатации одного аппарата будет меньше. При большем ресурсе восполнение парка летательных аппаратов бу­ дет происходить реже, но стоимость производства и эксплуата­ ции одного аппарата возрастает. Возникает противоречивая задача, которая может быть решена путем оптимизации.

452. В качестве критерия для определения оптимального ре­ сурса выберем стоимость создания, восполнения и эксплуа­ тации группировки из пла летательных аппаратов. Эта стои­ мость Cs складывается из стоимости С\ создания яла и воспол-

468


нения плз ^ ^ — lj аппаратов и стоимости С2 эксплуатации

пла аппаратов в течение времени 7 ^ :

Cs = Ci -j-C2 = Сс ^ла Пл м о р - 1 + С3 плз Т, (19.1)

ла 1 мор*

где Ссозд — стоимость создания (производства и разработки) одного аппарата;

Сэ — годовая стоимость эксплуатации одного аппарата

(см. гл. XVII).

Стоимость Ссозд = Ссозд (G) зависит от веса аппарата G. Чем больше вес, тем больше Ссозд. Вес создаваемого аппарата зависит от летно-тактических и технических параметров. При фиксированных летно-тактических характеристиках вес зависит только от технических параметров, например коэффициента безопасности /, удлинения X, сужения tj и угла стреловидности крыла х (см. гл. XVII):

G ----------------------------

-------------------------

. (19.2)

1-

(3(/;Х;т,; х) + сду(Х;т];х) + £тс (Х;т];х)]

 

От этих же параметров зависит и ресурс (фиг. 19.12)

Т — T{f\ X; т); х).

(19.3)

Стоимость эксплуатации Сэ непосредственно зависит от Т: чем больше Т, тем больше С9. Такое возрастание объясняется уве­ личением расходов на ремонт с ростом Т.

Для определения величины оптимального ресурса надо най­ ти такую комбинацию параметров / , X, -rj, Xi при которой сум­ марные затраты на группировку летательных аппаратов мини­ мальны

(Cs )min = minCs [T{f\ X; tj; x); G{f; X; rj; x): С9(Л]

I- 4' 7.

при условиях (19.1), (19.2), (19.3). Подставив найденные оп­ тимальные величины /0pt, Xopt, T)opt, x°pt в формулу (19.3),

получим оптимальный ресурс Тори