назад. При повороте консоли крыла изменяемой стреловидно сти также происходит изменение положения фокуса.
Положение центра тяжести аппарата может несколько из меняться по мере выработки топлива, расхода боекомплекта, сброса бомб и т. д. Предельно задняя центровка при этом должна обеспечивать минимально необходимый запас статиче ской устойчивости летательного аппарата, определяемый его назначением.
Для самолетов нормальной схемы необходимо обеспечить примерно следующий запас центровки:
х г —х т> 0,03 —для маневренных самолетов; х р — х т> 0, Ю — для неманевренных самолетов.
Для самолетов типа «бесхвостка» минимальный запас цент ровки берется обычно раза в два меньше, что объясняется стремлением уменьшить потери аэродинамического качества аппарата на балансировку, которые при большой степени ста тической устойчивости могут быть значительными в силу ма лого плеча органов продольной балансировки (элевонов).
Допустимая предельно передняя центровка летательного аппарата определяется эффективностью органов продольного управления (балансировки) аппарата. Чем больше эффектив ность органов продольного управления, тем более допустима пе редняя центровка на летательном аппарате и тем шире, сле довательно, будет допустимый диапазон его эксплуатационных центровок.
461. Все грузы, которые необходимо разместить на летатель ном аппарате, можно разбить на две основные группы:
1)грузы, требующие вполне определенного места в фюзе
ляже;
2)грузы, расположение которых не связано жесткими тре бованиями с каким-либо определенным местом в фюзеляже.
Так, например, у самолетов некоторые члены экипажа (лет чик, штурман), пилотажно-навигационное оборудование, при целы и другое оборудование и снаряжение, с которыми рабо тают эти члены экипажа, должны быть размещены обязатель
но в носовой части фюзеляжа.
Бомбоотсек бомбардировщика (ракетоносца) должен быть расположен в фюзеляже так, чтобы центр тяжести снаряжен ного отсека по возможности совпадал с центром тяжести все го самолета и сброс бомб изменял центровку самолета в до пустимых пределах.
Боевые части беспилотных летательных аппаратов некото рых классов и типов желательно размещать в носовой части фюзеляжа, так как это облегчает отделение боевой части при входе аппарата в пикирование на цель и снижает тем самым потребный вес конструкции аппарата, избавляя его от необ