Файл: Конструкция летательных аппаратов учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

отказе одного из подъемных двигателей. Однако из-за большого числа двигателей такой СВВП конструктивно сложен.

472.

На фиг. 20.3, показано размещение силовой установк

на СВВП

второго вида. На самолете .неподвижно установлен

ТРД 1 с четырьмя поворотными выхлопными соплами 2. Само­ лет вертикально взлетает и садится за счет вертикальной тяги, создаваемой струей газов, повернутой на 90° поворотными соп­ лами. Поскольку вектор суммарной тяги двигательной установ­

ки должен проходить вблизи центра тяжести самолета, то дви­ гатель располагается в районе центра тяжести.

Управление самолетами первого и второго видов на режимах вертикального взлета и посадки и на переходных режимах осу­ ществляется с помощью реактивных органов управления. Для управления по тангажу и крену могут быть использованы также п подъемные двигатели.

480

Существенные трудности в эксплуатации этих СВВП вызы­ вает взаимодействие вертикальной реактивной струи с грунтом. Они требуют специально подготовленных площадок.

473. На фиг. 20.4 показано размещение силовой установки на СВВП третьего вида. Силовая установка состоит из двух ТРД 1, имеющих форсажные камеры, и двух турбовентилятор­ ных агрегатов (ТВА) усиления тяги 2, расположенных в фюзе­

ляже симметрично относительно центра тяжести самолета. ТРДФ создают горизонтальную тягу в обычном полете, а на взлете, посадке и висении они служат генераторами газов для работы турбовентиляторных агрегатов, создающих вертикаль­ ную тягу. Газы от каждого ТРД подаются ко всем ТВА, что обеспечивает их работу (на пониженном режиме) даже при выходе из строя одного из двигателей. Благодаря этому повы­ шается безопасность посадки.

Турбовентиляторные агрегаты могут располагаться не толь­ ко в фюзеляже, но и в крыле симметрично относительно цент­ ра тяжести самолета. Наряду с установкой подъемных ТВА иногда устанавливают и специальные управляющие турбовен­ тиляторы небольшой тяги.

Управление и стабилизация самолета на взлете, посадке и висении осуществляются изменением направления векторов тя­ ги ТВА и режима работы ТРД.

Турбовентиляторные агрегаты имеют высокую экономич­ ность. Кроме того, они дают низкие скорости газовоздушных

струй на выходе, что облегчает решение задачи

работы

СВВП

с грунтовых площадок. Однако ТВА усиления

тяги

имеют

сравнительно большие размеры, что вызывает трудности раз­ мещения их в конструкции самолета.

31. И зд. № 5337

461


474. Вес топлива на современных летательных аппаратах мо­

жет составлять значительную долю

от веса аппарата (см.

§ 16.1). Для сохранения центровок в

допустимом диапазоне

топливо размещают так, чтобы его центр .тяжести был близок

к центру тяжести аппарата в целом и оставался там в процес­ се выработки топлива, что обеспечивается соответствующей программой выработки (см. п.355).

При размещении топлива на летательном аппарате стре­ мятся к тому, чтобы:

— количество баков было наименьшим, а форма каждого из баков была такова, чтобы отношение объема бака к пло­ щади его поверхности было наибольшим;

площади проекций баков на плоскости, перпендикуляр­ ные наиболее вероятным направлениям разлета осколков, бы­ ли наименьшими;

баки были максимально экранированы различными аг­ регатами летательного аппарата от поражения осколками.

На летательных аппаратах, достигающих чисел М полета 2,5 и более, предусматривается защита топлива от аэродина­ мического нагрева (см. п .349).

Подвесные баки размещаются так, чтобы обеспечивался на­ дежный и безопасный сброс баков в полете как с топливом, так и без него.

На летательных аппаратах, имеющих ограничения по по­ садочному весу, предусматривается аварийный слив топлива в полете, при этом при сливе топлива центровка самолета не должна выходить за допустимые пределы, а сливаемое топливо не должно затекать в пожароопасные места.

В настоящее время находит широкое применение дозаправ­ ка летательных аппаратов топливом в полете (см. п. 362). В процессе дозаправки топливом в полете центровка летатель­ ного аппарата не должна выходить за допустимые пределы.

На летательных аппаратах обеспечивается такое размеще­ ние агрегатов топливной системы, чтобы к ним были удобные подходы в процессе эксплуатации (для осмотра, демонтажа и монтажа).

§ 20.4. ВОПРОСЫ КОМПОНОВКИ КАБИН ЭКИПАЖА, ОБОРУДОВАНИЯ И ВООРУЖЕНИЯ

475. Кабины экипажа самолета предназначены для разме­ щения членов экипажа (летчиков, штурманов, радистов и др.), а также приборов, агрегатов и устройств, обеспечиваю­ щих управление самолетом и постоянный контроль за полетом.

Основные требования к кабинам даны в § 1, гл. VII.

Для удобства наблюдения за показаниями приборов они устанавливаются на приборных досках и группируются в опре­ деленном порядке.

Щ


Механизмы управления различными агрегатами размеща­ ются в кабине также по группам в соответствии с их назначе­ нием и частотой использования в полете.

Для того, чтобы при пилотировании самолета летчику не надо было переключать свое внимание на приборную доску, целесообразно вынесение показаний ряда приборов в обобщен­ ном (специальными автоматами) виде на лобовое стекло.

В кабине экипажа тяжелого самолета гораздо больше при­ боров, чем в кабине истребителя, а ряд агрегатов управления может использоваться несколькими членами экипажа или дуб­ лироваться. С учетом этих обстоятельств они и располагаются в кабине.

Размеры кабин, расстояния между отдельными деталями системы управления и оборудования, пределы регулировки под­ вижных элементов, оборудование кабин и его размещение за­ даются общими техническими требованиями ВВС в зависимо­ сти от типа летательного аппарата и функциональных обязан­ ностей членов экипажа. Технические требования задают также необходимые углы обзора из кабин летчика и штурмана для различных типов летательных аппаратов.

476. Форма фонарей кабин зависит от типа летательного аппарата и его максимальной скорости полета. На бомбарди­ ровщиках и военно-транспортных самолетах фонари обычно вписываются в обводы фюзеляжа, а на истребителях и штур­ мовиках, как правило, выступают за его обводы.

Остекление фонарей (кабин) должно обеспечивать возмож­ ность требуемого обзора с рабочих мест экипажа, пользование прицельными и навигационными приборами в любых услови­ ях полета. Остекление не долж­ но давать искажений. Лобовые стекла обычно делают плос­ кими.

Для улучшения обзора эки­ пажу носовая часть фюзеляжа часто выполняется несиммет­ ричной относительно его оси

(фиг. 20.5). В некоторых случаях для улучшения обзора носо­ вая часть делается поворотной, отклоняющейся вниз при пе­ редвижении самолета по аэродрому и на взлете и посадке.

477. На современных летательных аппаратах устанавливает­ ся разнообразное оборудование (связное, приборное, пилотаж­ но-навигационное, прицельное, разведывательное, оборудование для создания помех) и различные системы (электрические, гидравлические, пневматические).

Размещение оборудования и систем на летательном аппа­ рате должно быть таково, чтобы наиболее полно использова­ лись их технические возможности и обеспечивались удобства

31*

483


эксплуатации. Некоторые элементы оборудования и систем раз­ мещаются в кабине.

Приборное оборудование размещается в кабине экипажа на приборных досках. Размеры и конструкция приборных досок должны обеспечивать компактное и наиболее рациональное размещение на них приборов и различных указателей и не ухудшать обзора из кабин. Приборные доски и щитки должны быть амортизированы и выполнены откидными или легкосъем­ ными в целях обеспечения удобного подхода для осмотра и замены приборов. Крепление приборов на приборных досках должно быть единым и обеспечивать удобство их снятия и ус­ тановки.

Агрегаты электрооборудования должны быть размещены в местах, в которых исключено попадание паров легковоспламе­ няющихся и взрывоопасных жидкостей. В грузовых кабинах, предназначенных для транспортировки взрывоопасных или легковоспламеняющихся веществ, агрегаты электрооборудова­ ния должны устанавливаться в герметических отсеках. Контак­ ты, клеммы и шины распределительных устройств, находящие­ ся под напряжением, должны быть предохранены от случай­ ных прикосновений людей и защищены от замыкания на другие детали конструкции летательного аппарата.

Радиоэлектронное оборудование помещается в кабинах эки­ пажа и специальных отсеках летательного аппарата, которые для обеспечения высотности оборудования (на высотных аппа­ ратах) выполняются герметичными с наддувом и терморегули­ рованием. Иногда отсеки делают не герметичными, но осуществ­ ляют наддув отдельных блоков радиооборудования.

Размещение радиооборудования должно производиться так, чтобы акустические шумы в кабинах и соответствующих отсе­ ках не ухудшали качества работы радиооборудования на зем­ ле и в полете.

При большом количестве блоков радиооборудования в ка­ бинах и отсеках летательного аппарата должно быть обеспе­ чено снятие и установка любого блока без предварительного демонтажа другого оборудования (блоков). С этой целью це­ лесообразно устанавливать аппаратуру в специальных «моду­ лях».

Расположение агрегатов радиооборудования должно обес­ печивать возможность проверки и замены неисправных предо­ хранителей без необходимости демонтажа аппаратуры.

Агрегаты и пульты, используемые в полете несколькими членами экипажа, устанавливаются в месте, удобном для поль­ зования ими всеми членами экипажа.

Для уменьшения помех радиоприему выполняют следую­ щие условия:

484


аппаратуру, создающую значительный уровень помех, располагают в местах, экранированных конструкцией летатель­ ного аппарата от радиоприемных устройств;

антенны радиолокационных, радионавигационных и ра­ диосвязных передающих устройств размещают так, чтобы ис­ ключались взаимные помехи.

Разведывательное оборудование устанавливается либо внут­ ри летательного аппарата, либо в специальных контейнерах, при этом оно не должно подвергаться прямому воздействию воз­ душного потока в полете. Люки для фото- и телевизионной разведывательной аппаратуры должны быть остеклены, причем материал остекления выбирается исходя из требований полу­ чения изображения необходимого качества.

Размещение разведывательного оборудования на летатель­ ном аппарате должно быть таково, чтобы была возможна замена одной его комплектации на другую за вполне определен­ ное время, оговоренное ТТТ. Этого можно достигнуть с по­ мощью специальных «модулей».

Размещение оборудования должно обеспечивать невозмож­ ность попадания грязи, пыли, воды, выхлопных газов на ос­ текление люков, приемников инфракрасных излучений, камеры телевизионных аппаратов, объективы аэрофотоаппаратов и в пределы поля зрения разведаппаратуры.

Люки разведаппаратуры должны иметь дистанционно уп­ равляемые в полете створки и блокировку, исключающую ра­ боту разведывательного оборудования при закрытых створках.

478. Установка и применение вооружения не должны приво­ дить к резкому изменению управляемости и устойчивости лета­ тельного аппарата.

Размещение бомб и ракет на летательных аппаратах долж­ но обеспечивать удобный механизированный подвоз их к месту

подвески на

заправленном

топливом

летательном аппарате

(а также отвоз после снятия)

с помощью специальных тележек

без использования подъемников или котлованов.

 

Пушки,

неуправляемые

и

управляемые авиационные ре­

активные

снаряды устанавливаются

так,

чтобы

их применение

(стрельба,

пуск) ночью не вызывало

ослепления

экипажа и не

вызывало неустойчивой работы двигателя или его самовыклю­ чения.

Ракеты могут закрепляться либо на держателях внутри фю­ зеляжа, либо на внешних подвесках (на пилонах под крылом).

При внутрифюзеляжной подвеске ракет обеспечиваются минимально необходимые зазоры между соответствующими элементами подвешенной ракеты и носителя.

При аварийном сбрасывании соударение ракет между со­ бой и летательным аппаратом должно быть исключено.

485