Файл: Конструкция летательных аппаратов учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

489. Время выхода

на рубеж перехвата определяется воз­

можными перегрузками

nx {V, Н) и предельными скоростями

горизонтального полета.

Располагаемое время выхода ИП на рубеж перехвата зави­

сит от дальности обнаружения воздушной дели наземной РЛС и скорости полета самолета противника.

Оптимальное соотношение между указанными выше харак­ теристиками ИЛ и дальностью обнаружения РЛС определяется по минимуму стоимости авиационного комплекса перехвата при условии равенства потребного времени выхода на рубеж пере­ хвата располагаемому.

490. Необходимый радиус действия ближнего ИП ПВО оп­ ределяется потребным коэффициентом наращивания сил* при перехвате самолетов противника на маршруте. Для фронтовых истребителей необходимый радиус действия определяется ис­ ходя из требований сопровождения самолетов других родов авиации. Потребный радиус действия дальнего ИП определя­ ется размерами прикрываемой им зоны. Для этого самолета, а также для ФИ одним из важных показателей является время патрулирования.

Необходимый радиус действия обеспечивается относитель­ ным весом топлива на самолете и величиной параметра даль­

ности

 

 

=

V*p

(см. п. 391)

 

£ул VH

 

Длительность барражирования обеспечивается запасом топ­ лива и выбором параметра продолжительности полета

kVH_

t„лр

Сух VH

Эффективным средством увеличения параметра дальности и продолжительности полета является крыло с переменным в по­ лете углом стреловидности.

491. Высокая эффективность перехвата необходима для предотвращения ущерба, который могут нанести средства авиа­

ционного нападения противника,

вооруженные

ядерными и

термоядерными боеприпасами.

 

целей

может

быть

Эффективность перехвата воздушных

оценена вероятностью перехвата.

Полет

на перехват

содер­

жит два основных этапа: выход на кривую атаки и пораже­ ние цели. Вероятность перехвата равна произведению вероят­ ностей выполнения этих этапов.

* Коэффициент наращивания сил равен среднему числу аэродромов, с которых может перехватываться самолет противника, летящий по марш­ руту.

491


Вероятность атаки зависит от маневренных свойств истре­ бителя, дальности действия бортовой РЛС и точности вывода истребителя на цель в момент захвата цели бортовой РЛС. На истребителях устанавливается комплексная система нави­ гации, обнаружения и управления огнем.

Оптимальные соотношения между маневренными свойства­ ми истребителя и характеристиками бортовой РЛС устанавли­ ваются по минимуму стоимости истребителя при условии обес­ печения требуемой величины вероятности выхода на кривую атаки.

Вероятность поражения воздушной цели зависит от вероят­ ности поражения ее единичным боевым средством и общего числа таких средств, выпускаемых с истребителя по цели. На истребителях устанавливаются ракеты «воздух—воздух» и пуш­ ки, встроенные в фюзеляж или подвешиваемые в контейнерах.

Способность вести ближний маневренный воздушный бой

на малых высотах и больших дозвуковых скоростях обеспечи­ вается маневренными свойствами истребителя и наличием оружия ближнего боя (пушки, ракеты).

492. Возможность успешной работы в составе авиационного комплекса перехвата обеспечивается специальным оборудова­ нием самолета для приема и обработки информации, поступаю­ щей от наземных средств, и выдачи команд летчику.

Со средствами инженерно-авиационного и инженерно-аэро­ дромного обеспечения истребители увязываются своими экс­ плуатационными и взлетно-посадочными характеристиками. Эксплуатационные качества истребителя определяют потребный штатный состав и оснащенность техническими устройствами средств инженерно-авиационного обеспечения, а взлетно-поса­ дочные характеристики — потребную мощность (производи­ тельность) средств инженерно-аэродромного обеспечения.

493. Базирование фронтовых истребителей на фронтовых аэродромах с короткими элементарно подготовленными ВПП требует:

обеспечения малых скоростей взлета и посадки;

применения пневматиков низкого давления;

получения крутой траектории снижения и набора высо­

ты.

Главным является обеспечение малых скоростей взлета и посадки. Это необходимо и для использования пневматиков низкого давления (см. п. 237) и для сокращения длины разбе­ га и пробега (см. п. 201).

Уменьшение скорости взлета и посадки может быть обеспе­ чено различными техническими средствами:

— выбором относительных геометрических параметров не­ подвижного крыла, снабженного мощной механизацией, и ве­ личины удельной нагрузки на крыло;

492


— применением крыла с изменяемым в полете углом стрело­ видности;

— установкой на самолет подъемных или подъемно-марше­ вых двигателей или их комбинации.

Рациональность того или иного средства оценивается по

минимуму стоимости авиационного комплекса перехвата в це­ лом.

494. Конструктивнокомпоновочная схема истребителей оп­ ределяется следующими основными факторами:

внешней схемой;

объемом оборудования и требованиями к его размеще­

нию;

весом и вариантами вооружения, а также требованиями

кего размещению;

493

494

Ф и г . 21.3

числом маршевых двигателей и требованиями увязки частей планера, двигательной установки и взлетно-посадочных устройств.

Внешняя схема истребителя может быть разнообразной:

обычной (с хвостовым оперением), с прямым, стреловид­ ным или треугольным крылом;

бесхвосткой.

Пример конструктивно-компоновочной схемы ближнего ИП показан на фиг. 21.1, дальнего ИП — на фиг. 21.2 и фронто­ вого истребителя — на фиг. 21.3.

§21.2. ШТУРМОВИКИ (ИСТРЕБИТЕЛИ-БОМБАРДИРОВЩИКИ)

495.Штурмовики (истребители-бомбардировщики) предна­ значены для поражения малоразмерных, подвижных объектов

противника в районе боевых действий, а также в тактической и ближайшей оперативной глубине обороны противника.

Наибольшее количество целей (до 80°/о) для штурмовиков располагается в районе боевых действий и в тактической глу­ бине обороны противника до 150 км. Остальные цели находят­ ся в ближайшей оперативной полосе от 150 до 450 км (85].

В соответствии с этим штурмовики могут быть легкими и тя­ желыми.

496. Основными боевыми задачами штурмовиков (истреби­ телей-бомбардировщиков) являются [80], [81], [82], [83], [103]:

поддержка наземных войск в районе боевых действий путем уничтожения войск, боевых средств и резервов против­ ника;

обеспечение десантирования и поддержка боевых дейст­ вий своих десантов;

борьба с воздушными и морскими десантами противни­ ка путем уничтожения войск и техники в районе высадки. По­

мимо этих задач, штурмовики (истребители-бомбардировщи­ ки) могут привлекаться для поражения боевых авиационных средств противника на аэродромах и в воздухе, а также для ве­ дения воздушной разведки.

497. Штурмовики действуют в условиях фронтовой опера­ ции, характеризующейся быстрым перемещением линии фрон­ та и связанным с этим частым перебазированием с одного аэродрома на другой.

Штурмовики (истребители-бомбардировщики) могут дейст­ вовать как в условиях любой погоды, так и в простых метео­ условиях, как на театрах военных действий (ТВД), имеющих эффективную ПВО, так и на ТВД со сравнительно слабой ПВО противника.

Исходя из этого, тяжелые штурмовики подразделяются на:

всепогодные;

способные выполнять боевые задания только в простых метеоусловиях.

495


В зависимости от эффективности ПВО противника на ТВД штурмовики могут быть до- и сверхзвуковыми. Экономически целесообразными могут оказаться дозвуковые штурмовики, приспособленные для действия в простых метеоусловиях.

Низкая стоимость таких штурмовиков объясняется тем, что они имеют сравнительно дешевые оборудование, двигательную установку, системы и планер.

Сверхзвуковые штурмовики (при наличии оружия против воздушных целей) называются истребителями-бомбардировщи­ ками.

Количественное соотношение между штурмовиками (истре­ бителями-бомбардировщиками) указанного типажа определя­ ется по минимальной стоимости группировки штурмовиков, способной выполнять все задачи с требуемой эффективностью.

498. Способы выполнения основных задач штурмовиков (ист­ ребителей-бомбардировщиков) сводятся к следующим [84], [88]:

удары по вызову;

самостоятельный поиск и уничтожение целей;

удары по заранее заданным целям.

499. Основными ТТТ к штурмовикам являются [83], [84]:

выход на боевой рубеж за определенное время;

необходимый радиус действия;

высокая эффективность поражения наземных малораз­ мерных подвижных объектов при максимальном отношении

критерия боевой эффективности комплекса к его стоимости (см.

п. 413);

способность истребителя-бомбардировщика вести ближ­ ний маневренный воздушный бой на малых высотах и больших дозвуковых скоростях;

возможность успешной работы в составе ударного авиа­ ционного комплекса;

«гибкая» характеристика «боевая нагрузка — дальность полета»;

базирование штурмовиков на грунтовых быстро подго­ тавливаемых фронтовых аэродромах.

500. Боевым рубежом для штурмовиков является район расположения наземных объектов.

Время выхода штурмовика на боевой рубеж определяется средней крейсерской скоростью его полета. Необходимый ра­

диус действия штурмовиков определяется удалением

назем­

ных (морских) военных объектов и мест базирования

штурмо­

виков от линии фронта. Кроме того, потребный радиус дейст­ вия штурмовика зависит от оптимального времени боевой ра­ боты с одного аэродрома между перебазированием по мере передвижения линии фронта, которому соответствует макси­ мальная интенсивность вылетов. При времени работы с одно­ го аэродрома, меньшем оптимального, интенсивность снижает­ ся за счет частого перебазирования, при большем — за счет

4 9 6


чрезмерного удаления боевых объектов противника от места базирования штурмовиков.

Необходимый радиус действия обеспечивается относитель­ ным весом топлива и величиной параметра дальности:

П3,6 kVH VKp

l ~

j p

Сух VH

Для сверхзвуковых штурмовиков (истребителей-бомбарди­ ровщиков) эффективным средством увеличения параметра даль­ ности является применение крыла с изменяемым в полете ут­ лом стреловидности.

501. Высокая эффективность штурмовиков, особенно всепо­ годных истребителей-бомбардировщиков, диктуется требовани­ ем уничтожения тактических ядерных боеприпасов и средств их доставки.

Эффективность штурмовика может быть охарактеризована вероятностью выполнения задания. Этапами боевого полета штурмовика являются:

—• полет к объекту;

поиск и обнаружение объекта;

выход на кривую атаки;

поражение объекта.

Вероятность выполнения задания равна произведению веро­ ятностей выполнения этих этапов. Высокую вероятность пре­ одоления ПВО противника можно обеспечить (помимо ее по­ давления) рядом мероприятий:

полет на предельно малых (50—60 м) высотах с боль­ шой скоростью;

применение бортовых радиоэлектронных средств проти­ водействия (БРЭСП);

применение пассивных и активных средств защиты штур­ мовика от атак истребителей;

увеличение живучести штурмовика;

улучшение маневренных характеристик самолета.

Эти мероприятия приводят к уменьшению как вероятности поражения самолета одиночным средством (снарядом или ра­ кетой), так и общих чисел этих средств, выпускаемых по штур­ мовику за время его пребывания в зоне ПВО.

502. Полет на предельно малых высотах, помимо указанно­ го положительного эффекта, приводит к ряду отрицательных явлений:

увеличению километрового расхода топлива;

снижению точности навигации;

быстрой утомляемости членов экипажа;

снижению ресурса (усталостной долговечности) плане-

32 . Изд. № 5337