Файл: Зарахович, Я. А. Янтарь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тарореза ставили так же высоко, как и редкую про­ фессию ювелира.

Когда рядом с Латвийской республикой начал свое производство Калининградский янтарный ком­ бинат и не стало затруднений с сырьем, при Лиепайской школе прикладного искусства открыли пер­ вое в своем роде и единственное в мире отделение художественной обработки янтаря. Учить будущих янтарорезов взялся один из известнейших исследо­ вателей и знатоков янтаря Янис Судмалис. Выпу­ скниками этой школы являются известные теперь мастера В. Ансулис, Л. Бурвис, X. Кетерлиня.

Кроме того, при краеведческом музее Янис Суд­ малис организовал студию. Сорок человек обуча­ лись там прикладному искусству, изучали творче­ ское наследие народа, знакомились с законами ком­ позиции и получали практические навыки по технике обработки. С годами число студийцев уве­ личилось до ста пятидесяти. Сюда шли люди раз­ ных профессий. Приходили пионеры, домохозяйки. Всех их увлекло замечательное искусство.

По инициативе Министерства культуры Латвий­ ской ССР в городах и районах республики были организованы выставки народного искусства. Впо­ следствии были организованы отдельные выставки янтарных изделий в Лиепае, Риге, Москве, в ко­ торых принимали участие художники старого и мо­ лодого поколения и где лиепайские мастера-янтари- сты получили высокую оценку.

Янис Судмалис — один из самых энергичных по­ пуляризаторов латышского национального искусст­ ва. Он много пишет о янтаре, его книги и изделия неизменно экспонируются на выставках с 1920 года. Раньше, в конце сороковых — начале пятидесятых

78

годов, многочисленные броши, бусы, ожерелья, ис­ полненные латышским мастером, несли на себе сле­ ды западного «модерна». Со второй половины пя­ тидесятых годов Янис Судмалис меняет направле­ ние и избавляется от всего наносного и чуждого реалистическому искусству. Художник ищет, как лучше использовать природные формы янтаря, на­ ходит новые возможности его применения.

Так, на лиепайскую выставку 1962 года Судма­ лис представил свирель, выполненную из корня яблони. Она искусно декорирована кусочками янтаря, разнообразные оттенки которого удачно сочетаются с красноватым цветом дерева. Это из­ делие — образец высокого мастерства художни­ ка, одно из свидетельств его богатого таланта и вку­ са. У художника много учеников. И каждый из них не копирует своего учителя, а творит, чутко прислушиваясь к его опыту и к голосу времени.

Вот В. Ансулис. Ювелирные украшения из ян­ таря и металла, созданные им, пользуются большой известностью в Латвии. Чутко улавливая современ­ ные тенденции, художник смело изменяет тради­ ции. Он находит оригинальные сочетания янтаря и декорирующих материалов. В процессе творческих поисков Ансулис пришел к отказу от строгих кон­ туров, острых углов и граней, стремясь, как и его учитель Янис Судмалис, использовать внут­ реннюю структуру материала, его природную кра­ соту.

Обращают на себя внимание самобытные рабо­ ты другого латышского художника — Ольгерта Катерлинына. Его излюбленный материал — дерево. Он очень искусно сочетает его с янтарем. Можно бес­

79



конечно любоваться, например, декоративными та­ релками Катерлиньша, в рисунок которых вкрап­ лены янтарные слитки. Броши, ожерелья, серьги, кулоны, принадлежащие резцу этого мастера, от­ личаются от других свежестью, оригинальностью композиции. Создавая изделие, художник всякий раз задумывается над тем, для чего предназнача­ ется украшение: для вечернего или рабочего ко­ стюма, для бала или театра.

Нельзя не сказать и о латышском мастере обработ­ ки янтаря Лаймонисе Бурвисе. Он окончил Лиепайскую школу прикладного искусства и является ру­ ководителем отделения обработки металла и янтаря в этом учебном заведении. Одаренный художник творчески осмысливает наследие латышского наци­ онального искусства. Он овладел в совершенстве чеканкой и гравировкой — это сосредоточение в од­ них руках профессии камнереза и ювелира позво­ лило художнику создать целую серию оригиналь­ ных конструкций из металла с янтарем, а также изящные украшения, главным образом ожерелья. Особое «чутье» на материал, смелые поиски и удач­ ные находки выдвигают Бурвиса в число лучших латышских мастеров-янтаристов.

В Латвии рядом с профессиональными мастера­ ми работают десятки любителей-камнерезов. Само­ деятельные художники создают из лучистого камня самобытные произведения, находя в своем творчест­ ве большое эстетическое удовлетворение. Часто их изделия по тонкости исполнения не только не усту­ пают изделиям профессионалов, но и превос­ ходят их. На выставках самодеятельного искус­ ства такие работы часто пользуются большим ус­ пехом.

80

Профессиональные художники-прикладники в кружках и студиях руководят самодеятельными начинающими камнерезами.

В соседней с Калининградской областью Литов­ ской ССР янтарь тоже любим. На протяжении ве­ ков он был тесно связан с народными традициями, обрядами, вошел в литературу, искусство и народ­ ное творчество.

Маленький мой край — как золотая Капелька густого янтаря.

Он блестит, в узорах расцветая, Льется в песнях, радостно горя.

Янтарек с лучами золотыми, Балтики прозрачную красу — О Литва, твое родное имя

Солнцем крошечным в руках несу!

— писала известная литовская поэтесса Саломея Нерис. И хотя янтарь встречается в Литовской ССР в очень малых количествах, культура его обработ­ ки здесь стоит на довольно высоком уровне.

В буржуазной Литве янтарная промышленность была развита слабо, главным образом из-за недо­ статка сырья. В небольших мастерских Клайпеды, Паланги и Кретинги за год обрабатывалось прибли­ зительно от четырех до десяти тонн янтаря; изго­ товлялись украшения ремесленного уровня, какоголибо высокохудожественного направления в янтарорезании не было.

В годы войны обработка янтаря как отрасль про­ изводства почти прекратила свое существование. Но уже в первые послевоенные годы традиционный вид искусства был возрожден. В дело художественной

81


обработки янтаря включились художники и народ­ ные мастера.

Художественное янтарорезание особенно широ­ кое развитие получило в последние годы. Извест­ ный в Литве комбинат «Дайле», созданный в 1947 году, производил сначала самые разные изде­ лия прикладного характера: ювелирные украшения из металла с эмалью, декоративные ткани, изделия из дерева. Янтарь же не занимал там значительно­ го места. Но художники комбината, видимо, сумели пробудить интерес к янтарю как к материалу у скульпторов и художников-прикладников.

На первых порах и их изделия были несовер­ шенны. Причину, видимо, следует искать в том, что развитию художественной промышленности и, в ча­ стности, обработке янтаря не уделялось еще долж­ ного внимания. Нередко рабочий-камнерез выполнял и роль художника, представляя эталоны для массо­ вого выпуска изделий. Мастера фактически в цен­ нейшем минерале имитировали дешевую пластмас­ су, так кай стремились со скрупулезной точностью передать заданный цвет изделия, не используя при­ родных особенностей янтаря.

Свежий ветер ворвался в мастерские и студии с приходом на комбинат выпускников Каунасского института декоративно-прикладного искусства, Виль­ нюсского художественного института. Образован­ ные художники и скульпторы оказали решитель­ ное влияние на дальнейшие пути развития янтарорезания в Литве. Безвкусице и пошлости была объ­ явлена война. Однако сказалось отсутствие опыта работы с янтарем. Годы ушли на преодоление кос­ ности, на воспитание нового творческого поколе­ ния мастеров.

82

Изделия литовских янтарщиков начали при­ влекать внимание знатоков. Интересными были признаны работы Ф. Даукантаса: художник резцом наносил различные рисунки на обратную сторону камня — он как бы совершенствовал творение природы, имитируя рельеф морского дна с рыбами и клубящимися дымками, похожими на облака.

И все-таки проблема использования природного богатства лучистого камня оставалась проблемой для многих художников.

Значительных успехов в этой области достиг та­ лантливый скульптор Е. Микулявичус. После окон­ чания Вильнюсского художественного института он возглавил комбинат «Дайле». Янтарь сразу же по­ корил молодого художника. Начались искания. Ни одного крупного куска янтаря без предварительно­ го осмысления, на что этот кусок пригоден, не пу­ скать в работу — стало его правилом. Внутреннюю игру цвета, природные включения, окисленную ко­ рочку, рисунок камня — все это учитывал мастер. Сувениры Микулявичуса в фирменном магазине комбината «Дайле» в Вильнюсе покупались очень охотно.

Его скульптура «Прикованный Прометей» с ус­ пехом экспонировалась в Салониках (Греция) в 1959 году. Безусловной заслугой художника явля­ ется то, что в таком сложном жанре проявляет он высокий вкус и подлинное мастерство. Вслед за «Прометеем» Микулявичус создает из янтаря уни­ кальные произведения: «Литовка», «В космос», «Старушка». Многие произведения литовского ма­ стера экспонируются на Выставке достижений на­ родного хозяйства в Москве, выставках в США,

83


Бельгии и получают высокую оценку. Правда, ино­ гда гравировка, «дорисовывание» созданного при­ родой снижали качество изделий. Там, где худож­ ник терял чувство меры и слишком активно вме­ шивался бором, пропадала прелесть первозданного. Однако в целом искусство Е. Микулявичуса оказа­ ло большое прогрессивное влияние на развитие янтарорезания в Литве.

Пробовали себя литовские мастера и в янтарной мозаике. Так, способной создательницей миниатюр­ ных мозаичных портретов и пейзажей оказалась выпускница Вильнюсского художественного инсти­ тута Г. Гунтене. Но этот вид искусства в дальней­ шем не получил широкого развития ни в Литве, ни в Латвии.

Год за годом литовские мастера совершенство­ вали янтарное производство, стремясь создавать изделия в соответствии с требованиями современ­ ного вкуса, добиваясь органичного сочетания на­ циональных художественных традиций с передовы­ ми направлениями и стилями в прикладном искус­

стве.

Большую известность приобрели имена худож­ ников Ф. Даукантаса, Г. Индилайте, Р. Зове, С. Петрейкиса и других. Литовский янтарь вышел на ми­ ровой рынок.

Размах промысла, методы обработки янтаря и области его применения на Калининградском ком­ бинате несколько иные, нежели на «Дайле» и «Максла». Литовские и латвийские камнерезы своими достижениями во многом обязаны кали­ нинградцам, как и те в свою очередь — прибалтий­ ским друзьям.

84

Ведь при всем своеобразии творческих путей и индивидуальных почерков художники этих пред­ приятий не могут не прислушиваться к голосу дру­ зей по искусству, не могут быть совершенно сво­ бодны от тенденций, возникающих в других кол­ лективах.

Творчески заимствуя друг у друга многое из технологии обработки янтаря и создания художе­ ственных изделий, камнерезы всех трех предприя­ тий успешно развивают редкое, почти уникальное производство.

ч

П О Д Н Я Т Ы Й И З Н Е Д Р

 

ак уже было сказано, крупнейшее в ми­ ре промышленное месторождение янтаря находится в сорока километрах от Кали­ нинграда, рядом с поселком Янтарным. Здесь про­ исходит не только добыча, но и переработка сол­

нечного камня.

Котлован карьера янтарного комбината рас­ положен недалеко от берега Балтийского мо­ ря. Людей здесь почти не видно: их заменили ма­ шины.

Янтарь содержится в пяти-семиметровом слое так называемой «голубой земли» (кстати, действи­

86