ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
тарореза ставили так же высоко, как и редкую про фессию ювелира.
Когда рядом с Латвийской республикой начал свое производство Калининградский янтарный ком бинат и не стало затруднений с сырьем, при Лиепайской школе прикладного искусства открыли пер вое в своем роде и единственное в мире отделение художественной обработки янтаря. Учить будущих янтарорезов взялся один из известнейших исследо вателей и знатоков янтаря Янис Судмалис. Выпу скниками этой школы являются известные теперь мастера В. Ансулис, Л. Бурвис, X. Кетерлиня.
Кроме того, при краеведческом музее Янис Суд малис организовал студию. Сорок человек обуча лись там прикладному искусству, изучали творче ское наследие народа, знакомились с законами ком позиции и получали практические навыки по технике обработки. С годами число студийцев уве личилось до ста пятидесяти. Сюда шли люди раз ных профессий. Приходили пионеры, домохозяйки. Всех их увлекло замечательное искусство.
По инициативе Министерства культуры Латвий ской ССР в городах и районах республики были организованы выставки народного искусства. Впо следствии были организованы отдельные выставки янтарных изделий в Лиепае, Риге, Москве, в ко торых принимали участие художники старого и мо лодого поколения и где лиепайские мастера-янтари- сты получили высокую оценку.
Янис Судмалис — один из самых энергичных по пуляризаторов латышского национального искусст ва. Он много пишет о янтаре, его книги и изделия неизменно экспонируются на выставках с 1920 года. Раньше, в конце сороковых — начале пятидесятых
78
годов, многочисленные броши, бусы, ожерелья, ис полненные латышским мастером, несли на себе сле ды западного «модерна». Со второй половины пя тидесятых годов Янис Судмалис меняет направле ние и избавляется от всего наносного и чуждого реалистическому искусству. Художник ищет, как лучше использовать природные формы янтаря, на ходит новые возможности его применения.
Так, на лиепайскую выставку 1962 года Судма лис представил свирель, выполненную из корня яблони. Она искусно декорирована кусочками янтаря, разнообразные оттенки которого удачно сочетаются с красноватым цветом дерева. Это из делие — образец высокого мастерства художни ка, одно из свидетельств его богатого таланта и вку са. У художника много учеников. И каждый из них не копирует своего учителя, а творит, чутко прислушиваясь к его опыту и к голосу времени.
Вот В. Ансулис. Ювелирные украшения из ян таря и металла, созданные им, пользуются большой известностью в Латвии. Чутко улавливая современ ные тенденции, художник смело изменяет тради ции. Он находит оригинальные сочетания янтаря и декорирующих материалов. В процессе творческих поисков Ансулис пришел к отказу от строгих кон туров, острых углов и граней, стремясь, как и его учитель Янис Судмалис, использовать внут реннюю структуру материала, его природную кра соту.
Обращают на себя внимание самобытные рабо ты другого латышского художника — Ольгерта Катерлинына. Его излюбленный материал — дерево. Он очень искусно сочетает его с янтарем. Можно бес
79
конечно любоваться, например, декоративными та релками Катерлиньша, в рисунок которых вкрап лены янтарные слитки. Броши, ожерелья, серьги, кулоны, принадлежащие резцу этого мастера, от личаются от других свежестью, оригинальностью композиции. Создавая изделие, художник всякий раз задумывается над тем, для чего предназнача ется украшение: для вечернего или рабочего ко стюма, для бала или театра.
Нельзя не сказать и о латышском мастере обработ ки янтаря Лаймонисе Бурвисе. Он окончил Лиепайскую школу прикладного искусства и является ру ководителем отделения обработки металла и янтаря в этом учебном заведении. Одаренный художник творчески осмысливает наследие латышского наци онального искусства. Он овладел в совершенстве чеканкой и гравировкой — это сосредоточение в од них руках профессии камнереза и ювелира позво лило художнику создать целую серию оригиналь ных конструкций из металла с янтарем, а также изящные украшения, главным образом ожерелья. Особое «чутье» на материал, смелые поиски и удач ные находки выдвигают Бурвиса в число лучших латышских мастеров-янтаристов.
В Латвии рядом с профессиональными мастера ми работают десятки любителей-камнерезов. Само деятельные художники создают из лучистого камня самобытные произведения, находя в своем творчест ве большое эстетическое удовлетворение. Часто их изделия по тонкости исполнения не только не усту пают изделиям профессионалов, но и превос ходят их. На выставках самодеятельного искус ства такие работы часто пользуются большим ус пехом.
80
Профессиональные художники-прикладники в кружках и студиях руководят самодеятельными начинающими камнерезами.
В соседней с Калининградской областью Литов ской ССР янтарь тоже любим. На протяжении ве ков он был тесно связан с народными традициями, обрядами, вошел в литературу, искусство и народ ное творчество.
Маленький мой край — как золотая Капелька густого янтаря.
Он блестит, в узорах расцветая, Льется в песнях, радостно горя.
Янтарек с лучами золотыми, Балтики прозрачную красу — О Литва, твое родное имя
Солнцем крошечным в руках несу!
— писала известная литовская поэтесса Саломея Нерис. И хотя янтарь встречается в Литовской ССР в очень малых количествах, культура его обработ ки здесь стоит на довольно высоком уровне.
В буржуазной Литве янтарная промышленность была развита слабо, главным образом из-за недо статка сырья. В небольших мастерских Клайпеды, Паланги и Кретинги за год обрабатывалось прибли зительно от четырех до десяти тонн янтаря; изго товлялись украшения ремесленного уровня, какоголибо высокохудожественного направления в янтарорезании не было.
В годы войны обработка янтаря как отрасль про изводства почти прекратила свое существование. Но уже в первые послевоенные годы традиционный вид искусства был возрожден. В дело художественной
81
обработки янтаря включились художники и народ ные мастера.
Художественное янтарорезание особенно широ кое развитие получило в последние годы. Извест ный в Литве комбинат «Дайле», созданный в 1947 году, производил сначала самые разные изде лия прикладного характера: ювелирные украшения из металла с эмалью, декоративные ткани, изделия из дерева. Янтарь же не занимал там значительно го места. Но художники комбината, видимо, сумели пробудить интерес к янтарю как к материалу у скульпторов и художников-прикладников.
На первых порах и их изделия были несовер шенны. Причину, видимо, следует искать в том, что развитию художественной промышленности и, в ча стности, обработке янтаря не уделялось еще долж ного внимания. Нередко рабочий-камнерез выполнял и роль художника, представляя эталоны для массо вого выпуска изделий. Мастера фактически в цен нейшем минерале имитировали дешевую пластмас су, так кай стремились со скрупулезной точностью передать заданный цвет изделия, не используя при родных особенностей янтаря.
Свежий ветер ворвался в мастерские и студии с приходом на комбинат выпускников Каунасского института декоративно-прикладного искусства, Виль нюсского художественного института. Образован ные художники и скульпторы оказали решитель ное влияние на дальнейшие пути развития янтарорезания в Литве. Безвкусице и пошлости была объ явлена война. Однако сказалось отсутствие опыта работы с янтарем. Годы ушли на преодоление кос ности, на воспитание нового творческого поколе ния мастеров.
82
Изделия литовских янтарщиков начали при влекать внимание знатоков. Интересными были признаны работы Ф. Даукантаса: художник резцом наносил различные рисунки на обратную сторону камня — он как бы совершенствовал творение природы, имитируя рельеф морского дна с рыбами и клубящимися дымками, похожими на облака.
И все-таки проблема использования природного богатства лучистого камня оставалась проблемой для многих художников.
Значительных успехов в этой области достиг та лантливый скульптор Е. Микулявичус. После окон чания Вильнюсского художественного института он возглавил комбинат «Дайле». Янтарь сразу же по корил молодого художника. Начались искания. Ни одного крупного куска янтаря без предварительно го осмысления, на что этот кусок пригоден, не пу скать в работу — стало его правилом. Внутреннюю игру цвета, природные включения, окисленную ко рочку, рисунок камня — все это учитывал мастер. Сувениры Микулявичуса в фирменном магазине комбината «Дайле» в Вильнюсе покупались очень охотно.
Его скульптура «Прикованный Прометей» с ус пехом экспонировалась в Салониках (Греция) в 1959 году. Безусловной заслугой художника явля ется то, что в таком сложном жанре проявляет он высокий вкус и подлинное мастерство. Вслед за «Прометеем» Микулявичус создает из янтаря уни кальные произведения: «Литовка», «В космос», «Старушка». Многие произведения литовского ма стера экспонируются на Выставке достижений на родного хозяйства в Москве, выставках в США,
83
Бельгии и получают высокую оценку. Правда, ино гда гравировка, «дорисовывание» созданного при родой снижали качество изделий. Там, где худож ник терял чувство меры и слишком активно вме шивался бором, пропадала прелесть первозданного. Однако в целом искусство Е. Микулявичуса оказа ло большое прогрессивное влияние на развитие янтарорезания в Литве.
Пробовали себя литовские мастера и в янтарной мозаике. Так, способной создательницей миниатюр ных мозаичных портретов и пейзажей оказалась выпускница Вильнюсского художественного инсти тута Г. Гунтене. Но этот вид искусства в дальней шем не получил широкого развития ни в Литве, ни в Латвии.
Год за годом литовские мастера совершенство вали янтарное производство, стремясь создавать изделия в соответствии с требованиями современ ного вкуса, добиваясь органичного сочетания на циональных художественных традиций с передовы ми направлениями и стилями в прикладном искус
стве.
Большую известность приобрели имена худож ников Ф. Даукантаса, Г. Индилайте, Р. Зове, С. Петрейкиса и других. Литовский янтарь вышел на ми ровой рынок.
Размах промысла, методы обработки янтаря и области его применения на Калининградском ком бинате несколько иные, нежели на «Дайле» и «Максла». Литовские и латвийские камнерезы своими достижениями во многом обязаны кали нинградцам, как и те в свою очередь — прибалтий ским друзьям.
84
Ведь при всем своеобразии творческих путей и индивидуальных почерков художники этих пред приятий не могут не прислушиваться к голосу дру зей по искусству, не могут быть совершенно сво бодны от тенденций, возникающих в других кол лективах.
Творчески заимствуя друг у друга многое из технологии обработки янтаря и создания художе ственных изделий, камнерезы всех трех предприя тий успешно развивают редкое, почти уникальное производство.
ч |
П О Д Н Я Т Ы Й И З Н Е Д Р |
|
ак уже было сказано, крупнейшее в ми ре промышленное месторождение янтаря находится в сорока километрах от Кали нинграда, рядом с поселком Янтарным. Здесь про исходит не только добыча, но и переработка сол
нечного камня.
Котлован карьера янтарного комбината рас положен недалеко от берега Балтийского мо ря. Людей здесь почти не видно: их заменили ма шины.
Янтарь содержится в пяти-семиметровом слое так называемой «голубой земли» (кстати, действи
86