Файл: Зарахович, Я. А. Янтарь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ным изображениям. Надо полагать, что ваза вышла из рук неординарного мастера. В собрании Ору­ жейной палаты она — самый яркий памятник искус­ ства художественной обработки янтаря XVII века. И остальные предметы в группе сосудов бесспорно уступают ей, хотя по-своему они тоже интересны.

Прежде всего они интересны как разновидности форм сосудов из янтаря. Здесь стопа-кружка, рюм­ ка, кубки. В технических приемах исполнения они обнаруживают большую общность. В основе всего — токарная обработка. Сосуды составлены из выточен­ ных на станке деталей и слегка декорированы резьбой. Совсем прост по виду кубок, похожий на низкий широкий стакан с выпуклым округлым дном, на длинной ножке с узлом посередине. Украшение его составляет орнаментация из гладких выступаю­ щих вертикальных овалов на чаше и небольших ме­ дальонов с резными плодами на подножии.

Более сложную и редкую форму имеет другой кубок. Он напоминает цветок колокольчика. Кони­ ческая узкая глубокая чаша его вверху заканчива­ ется четырьмя выпуклыми сферическими лопастя­ ми. Это вносит известное оживление в скромный облик кубка, чаша которого, за исключением резь­ бы на выпуклостях, не имеет других украшений.

Горизонтальное членение, выделение поясов — это прием, введенный еще мастерами Возрождения. Не удивительно обнаружить его на вещи, испол­ ненной в духе ренессанса, какой является янтар­ ная рюмка*. Миниатюрность размера, благородство

* Этот кубок-рюмка — самый ранний предмет в группе ян­ тарных изделий Оружейной палаты. В старинной описи есть упо­ минание о том, что он поднесен царевичу Ивану Михайловичу князем Алексеем Львовым в 1635 году.

68

формы, изящество пропорций, изысканность орна­ ментации, тщательность исполнения — отличитель­ ные ее черты. Очевидна ориентация на образцы XVI века. Не только форма, размер, но и прозрач­ ность, и ощущение ломкой хрупкости, исходящее от тонких золотистых стенок, роднят янтарную рюмку с ее стеклянным прототипом. Даже прием украшения, использованный мастером в верхнем поясе, — линейная резьба — говорит о близости к стеклу. Украшения рюмки заслуживают особого внимания. В этой вещи им отведена роль тонкого нюанса, изящного дополнительного штриха к обли­ ку предмета. Правда, и гравированные «сердечки» у верхнего края рюмки, и особенно резные рель­ ефные узоры, легко обегающие ее в нижних поясах, исполнены мастерски. Трудно передаваемы слова­ ми изящество и грациозность непрерывно вьющего­ ся стебелька, завитков, крохотных листочков, пти­ чек, гирлянд, лент и бантов с подвешенными на них букетами и связками плодов. Но вся эта маэстрия демонстрируется здесь более по привычке, по традиции, нежели по действительной необходи­ мости украшением повлиять на декоративный облик предмета. Все украшения видны только с близкого расстояния, и их присутствие никак не сказывает­ ся на основном эффекте, которого добивался ма­ стер в этой вещи. А главное здесь-—это, конечно, исполнение «под стекло», откровенная имитация в янтаре другого материала. Однако самостоятельная красота камня превозмогает эту нарочитость. Мы любуемся не только прозрачностью тонких стенок, но и цветом янтаря, его солнечной искристостью.

И, наконец, несколько слов еще о двух пред­ метах из собрания Оружейной палаты. Янтарная

69



кружка и янтарный чайник являют собой примеры наименее самостоятельного применения янтаря. Узко поняты и ограниченно использованы здесь его декоративные возможности. Поэтому обе вещи могут быть отнесены к группе предметов, обнару­ живающих скорее мастерство ювелирной работы.

Можно сказать, что в облицовке серебряно­ го чайника янтарь использован не столько уже ради самого себя, сколько для цветового сопоставления с золоченым серебром оправы и эмалью ее ор­ наментов. Это пример еще одного направления в работе с янтарем*.

* Материал о янтарном собрании Оружейной палаты пред­ ставлен научным сотрудником палаты Г. А. Марковой.

еликолепным и единственным в своем роде образцом художественной обработ­ ки и декоративного применения янтаря

была знаменитая янтарная комната в Екатеринин­ ском дворце-музее под Ленинградом.

Описанию и истории создания этого уникально­ го произведения посвящены страницы многих ис­ следований. В частности, в журнале «Старые годы» о янтарной комнате писали известный искусство­ вед Вильчковский и советский академик А. Е. Ферс­ ман. Знаток драгоценных и поделочных камней Фелькерзам так описывает янтарную комнату: «Она

71

представляет смесь стилей барокко и рококо и яв­ ляется настоящим чудом не только по большой цен­ ности материала, искусной резьбе и изяществу форм, но главным образом благодаря прекрасному, то темному, то светлому, но всегда теплому тону янтаря, придающему всей комнате невыразимую прелесть. Все стены зала облицованы мозаикой из неровных по форме и величине кусочков полиро­ ванного янтаря, почти однообразного желтовато-ко­ ричневатого цвета... Какой массы труда потребовало создание этого единственного в своем роде произ­ ведения! Богатый, фантастический стиль барокко, примененный в декорации комнаты, еще увеличивает трудность решения этой задачи. Несмотря на все технические затруднения, непрочность и хрупкость, янтарь отлично приспособлен к формам орнамента барокко.

Резными рельефными рамами из янтаря стены разделены на поля, середину которых занимают четыре мозаичных пейзажа с аллегорическими изо­ бражениями четырех человеческих чувств. Картины эти исполнены из цветных камней и вставлены бы­ ли при Елизавете в рельефные янтарные рамы».

Долгое время считалось, что детали комнаты из­ готовлены в Данциге знаменитым мастером Туссо под руководством архитектора Шлюттера, Однако А. Н. Петров, автор монографии «Пушкин. Дворцы и парки» (1969 год, издательство «Искусство», Ле­ нинград), утверждает, что история создания янтар­ ной комнаты выглядит иначе.

«В 1701 году датский король Фридрих IV ре­ комендовал прусскому королю Фридриху I своего придворного мастера работ из янтаря Готфрида Вольфрама для изготовления янтарного кабинета.

72


После шести лет работы Вольфрам оказался вынуж­ денным передать незаконченные части янтарного кабинета данцигским мастерам Готфриду Турову и Эрнсту Шахту. В 1711 году эти два мастера довели работу до конца. Проект декоративного оформле­ ния янтарного кабинета был выполнен, по-видимо­ му, Андреасом Шлюттером. Предполагалось, что кабинет явится одним из лучших украшений коро­ левского дворца в Шарлоттенбурге, в окрест­ ностях Берлина. Вместо этого он был смонтирован в одном из помещений королевского дворца в Бер­ лине».

Янтарный кабинет был подарен королем Прус­ сии Фридрихом I русскому царю Петру I после зна­ менитой битвы под Полтавой, в которой русские войска разгромили «непобедимую» шведскую армию Карла XII.

Россия заявила о себе как держава, с которой следует считаться и которую следует уважать. Пруссия искала дружбы со своим могущественным соседом.

В 1716 году в Берлин прибыло великое посоль­ ство Петра, встреченное с большими почестями, ка­ кие здесь не оказывали еще ни одному королю. Среди прочих достопримечательностей Фридрих по­ казал русскому царю чудо искусства своих масте­ ров— янтарный кабинет. Он не мог и предполо­ жить, что «варвара» так глубоко и искренне вос­ хитит этот шедевр. Увидев это, король решил сделать гостю дорогой подарок. Это был своего ро­ да и дипломатический дар — плата за безопасность восточных границ королевства, дань уважения к подвигам русских солдат, полководческому гению Петра и русских генералов.

73

Петр был рад подарку. «Получил преизрядный презент...» — писал он жене в Россию. Для встречи судна с ценным грузом он направил в Мемель (Клайпеду) специальную миссию. А находившемуся в Курляндии обергофмейстеру Бестужеву-Рюмину наказал:

«Монсеньер! Когда прислан будет из Берлина в Мемель от графа Алексея Головина кабинет янтар­ ный (который подарил Нам королевское величество Прусский), и оный в Мемеле прийми и отправь не­ медля через Курляндию на курляндских подводах до Риги с бережением с тем же посланным, кото­ рый Вам сей указ объявит, и придайте ему до Риги на пищу денег, дабы он был доволен, и естли бу­ дет требовать под тот кабинет саней, и оные сани ему дайте».

Из архивных документов известно, что ящики с деталями, со специальной инструкцией о способе их распаковки были получены в полной сохранно­ сти. Кабинет много лет находился в Зимнем дворце.

Во время строительства дворца в Царском Селе императрица Елизавета вспомнила о янтарном ка­ бинете. В книге одного из первых историков Цар­ ского Села Ильи Яковкина содержится интересная запись, относящаяся к 1755 году:

«Ея Величество, в Высочайшее свое присутствие в Царском, через Обер-Архитектора, повелела, Ию­ ля 11 дня, Бригадиру Григорьеву, чтоб из Зимнего дома янтарный кабинет, через убиравшего оный янтарного мастера Мартелли, со всякою осторож­ ностью собрав и опять уложив в ящики, перенести солдатам на руках, в Царское, под присмотром са­ мого мастера и ему опять убрать оным янтарем

74


во дворце царскосельском покой, который Ея Вели­ чеством для сего назначен будет».

Семьдесят шесть отобранных гвардейцев отпра­ вились из Петербурга в Царское Село. Бережно несли они носилки с уложенными на них тяжелы­ ми ящиками. Так велела императрица переправить кабинет в свой дворец.

Нелегко пришлось знаменитым мастерам Раст­ релли и Мартелли при монтаже комнаты. Помеще­ ние оказалось по высоте, количеству дверей и окон отличным от прежнего. Янтарных панно не хвата­ ло, и их невозможно было расположить в прежнем порядке. Растрелли добавил к недостающему янта­ рю зеркала на белых с золотом подзеркальниках, украсил их золочеными бра (эти зеркальные пиля­ стры делали русские мастера-умельцы: Иван Ко­ пылов, Василий Кириков, Иван Богачев). Таким об­ разом, монтаж янтарной комнаты заключался не в простом сборе готовых экспонатов: усилиями рус­ ских мастеров отдельные детали были заново изготовлены или дополнены новыми украше­ ниями.

По словам известного искусствоведа Вильчковского, янтарная комната в Екатерининском дворце по сравнению с первоначальным янтарным кабине­ том имела некоторое отличие: «Строгость стиля, художественный замысел Шлютгера, первого авто­ ра кабинета, были нарушены, но «варвар», нару­ шивший творение художника, был сам не меньший художник, и потому янтарный кабинет, став янтар­ ной комнатой, не потерял своей художественной ценности. Она органически вошла в гамму парадных комнат дворца, где Растрелли так широко развернул свой талант».

75

Получив мировую известность, янтарная комната около двухсот лет была гордостью мирового деко­ ративного художественного искусства. Екатеринин­ ский дворец стал местом паломничества. Многие приходили сюда лишь для того, чтобы увидеть зна­ менитый янтарный шедевр. И неизменно выража­ ли восторженное признание таланту его создателей.

Во время второй мировой войны фашистские за­ хватчики, ограбив Екатерининский дворец, похитили янтарную комнату. В 1942 году она была выстав­ лена для узкого круга лиц в Королевском замке Кё­ нигсберга. А затем исчезла. Дальнейшая судьба ее пока неизвестна.

прибалтийских республиках янтарь яв­ ляется своего рода традиционным укра­ шением. Он никогда не выходил здесь из

моды. Из века в век вместе с завещанием мать пе­ редавала дочери янтарные серьги, «сакту» или нит­ ку бус. И сейчас броши, «сакты», ожерелья и диа­ демы, широкие браслеты, «кнептины» из янтаря, исполненные в национальном стиле, пользуются большой популярностью как прекрасное дополне­ ние к современным нарядам.

В старой Латвии янтарь ценился наравне с зо­ лотом, и потому «аристократическое» ремесло ян-

77