ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
слоновой кости и гравированные пластинки. При мер использования гравировки и слоновой кости в работах мастеров-янтаристов дает янтарная шка тулка. Существует предположение, что это подарок бранденбургского курфюрста Фридриха-Вильгельма и был поднесен он царю Алексею Михайловичу в 1650 году комиссаром Генрихом Рифом. Однако некоторые особенности украшения шкатулки да ют основание считать, что это произведение более позднего времени, примерно второй половины сто летия. Ведь именно тогда получили распространение в янтарных изделиях прозрачные пластинки с ла коничными сюжетами, исполненными граверной резьбой. Чаще всего это ландшафты или фигурки животных на фоне данного несколькими штрихами пейзажа.
Гравировка — прием малоэффективный на янта ре. Такая резьба не дает игры света и тени, не за ставляет интенсивнее звучать цвет; применяли ее мало. Но резьба на прозрачном янтаре с подклад кой из золотой фольги оживила старинный прием.
Поиски цветового решения и новых эффектов, так характерные для декоративного искусства ба рокко, подсказали иное использование исстари из вестного сочетания янтаря со слоновой костью. От прямого контрастирования теперь обратились к тон кому сочетанию этих двух материалов. Орнамен
тальные и фигурные изображения стали помещать под слой прозрачного золотисто-желтого или крас новатого янтаря. При этом из кости в манере рез ного ажура или рельефной резьбы делали украше ния чрезвычайной тонкости и изящества, не дости жимые, в силу особенностей материала, в самом янтаре.
59
Такой прием использован в ряде предметов Ору жейной палаты. Это медальоны с головками свя тых на крышечках маленьких восьмиугольных так называемых четвертинок, резные листья и цветы на подставках подсвечников, изображения копий, тростей, терновых венцов во вставках на подножии янтарного распятия. Но, конечно, применение та ких просвечивающих сквозь янтарь костяных вкла док не вытеснило прежних способов сочетания этих материалов. Нередко они оба применялись в одном и том же предмете. Характерный пример в этом отношении — упомянутые выше подсвечники.
В собрании Оружейной палаты всего подсвечни ков девять. Особого внимания заслуживают два из них, сделанные во второй половине XVII века. Крупные, высокие, они выделяются не только раз мерами, но и пышностью украшений, богатством вида (вероятно, это церковные подсвечники, кото рые в то время обычно делали более нарядными). Они составлены из точеных деталей традиционной формы, известных нам еще со времен имперского Рима: кружков, цилиндриков, круглых и сплюсну тых бусин. Токарная обработка чрезвычайно харак терна для янтаря. Но в рассматриваемых экземпля рах она не единственная и не главная. Гораздо интереснее и важнее здесь применение рельефной резьбы. Этот прием получил развитие в XVII веке. В рельефах исполнялись фигурные изображения и орнаменты, характерные для эпохи: аллегории доб родетели и порока, семь свободных искусств с ха рактерными атрибутами, времена года, звери, пти цы, морские животные, плетения из завитков, цветы. Вначале это была плоскостная резьба, не преследу ющая пластического эффекта, рельефы давались
60
одинаковой высоты. К середина столетия сделались очевидными преимущества резьбы как приема, по зволяющего с наибольшей полнотой выявить пла стические возможности материала, обыграть в из делиях не только красоту многоцветных тонов, но и декоративный эффект объемной моделировки. На этом построен декор подсвечников. Его отличает более свободное и живописное решение. Мягкая округлость всех поверхностей, преобладание изо гнутых линий, отсутствие жестких прямых углов—■ все эти особенности усилены и подчеркнуты рез ными украшениями. Они различны. Вот рельефы, исполненные на поверхности точеных деталей. Они покрыли их сплошь, лишив геометрической сухо сти. Это красивые вариации мотива аканта. Листья, то длинные узкие, взбегают вверх, то широкие, плотно посаженные друг к другу, образуют не что вроде чашки-корзины с отогнутыми наружу краями.
В украшениях подсвечников много и резных на кладных деталей. Живописные лепные пояски об разует резная листва в их верхней части. В этих венках из прозрачного красноватого янтаря как будто собраны в свободный узор капельные на плывы смолы. Особенно богато декорированы на кладными фрагментами подставки подсвечников. Здесь — высоко рельефные розетки, раковины, картуши и скульптурные детали — крылатые голов ки херувимов. Подставка облицована темным полу прозрачным красновато-коричневым янтарем, а на кладные украшения выполнены из желтого и жел то-белого опакового янтаря. Контрасты цвета и прозрачности еще богаче и тоньше в деталях стер жня подсвечника. В целом такое сопоставление
61
цветов дает почувствовать красоту и многообразие камня.
Наиболее сильной стороной многих работ ма- стеров-янтаристов является как раз умение пока зать достоинства материала, подчеркнув его при родные декоративные качества.
Янтарь не пригоден для изделий повседневной практической надобности. Из него делались бога тые предметы, принятые в быту «благородных гос под». Поэтому естественным было обращение к декоративным формам, уже хорошо освоенным и получившим признание.
Поиски в области всевозможных форм посуды, и в первую очередь питьевых сосудов, очень харак терны для творчества немецких мастеров. Особенно этим славен XVII век. Стекло, керамика, металл де лились с янтарем богатством своих форм. Воспроиз ведение некоторых из них мы находим в типах со судов Оружейной палаты. Это рюмка, кубок, круж ка, вазы-чаши. Все они по времени относятся к двум первым третям XVII века.
Для них характерны черты позднего ренессанса или раннего барокко, которые не «изобретены», не открыты в янтаре, а перенесены в этот материал из другого. Более всего в сосудах Оружейной па латы заметна ориентация на изделия из серебра. И здесь прежде всего хочется обратить внимание на чаши-вазы на ножках. Европа знает их как куб ки для вина, явившиеся переходной формой от кубка-бокала к вазе — настольному украшению. Это голландская Tazza (тацца) и немецкая Schale (шале). Красивая круглая чаша с низким бортом и довольно высокой ножкой в виде стройной балясинки или скульптурной фигурки античного божества обычно
62
покоится на подставке, напоминающей переверну тую тарелочку. Форма эта хорошо знакома по со браниям серебра многих музеев мира. Она зафик сирована не только в самих предметах, но и на многих картинах мастеров живописи позднего Воз рождения и барокко, изображающих сцены пир шеств, натюрморты.
В собрании западноевропейского серебра Ору жейной палаты хранится немало таких ваз. Старые музейные описи называют их «разсольниками». Это интересный пример переосмысления назначения предмета. Древняя Русь создала свои националь ные формы питьевой посуды: ковши, братины, чарки. «Пришельцам» же была отведена другая роль. В этих вазочках подавали к столу маринован ные фрукты. Подавали их в маринаде-рассоле. Де
ликатесные |
разносолы, |
вероятно, |
и дали |
название |
самой посуде — «разсольник». Впрочем, и |
в Европе |
|||
в середине |
и особенно |
во второй |
половине XVII |
века «шале» и «таццы» приобрели характер ваз, настольных украшений.
Янтарные вазочки Оружейной палаты по виду
близки к своему серебряному прототипу |
конца |
XVI — первой трети XVII века. Они разве |
чуть |
меньше по размеру. Но это предметы, исполненные целиком из янтаря, в которых металлу отведена подсобная роль. Так, металлический стержень пол ностью скрыт внутри ножки, а две золотые зубча тые полоски по краю вазочек и подставок — лишь дополнительные штрихи декора. Вазочки составле ны из точеных, резных деталей и пластин, которые примечательны тем, что дают пример обработки не цельного куска камня, а тонкого его среза. Легкая сферическая выгнутость пластинок достигнута, ве-
63
роятно, небольшим разогреванием янтаря. Этот не сложный технический прием очень обогатил выра зительными возможностями работу мастеров-янта- ристов, и в XVII веке они часто прибегают к нему, стремясь получать поверхности различной изогну тости.
Основным украшением ваз служил резной узор, исполненный в плоском рельефе. Мотивы орнамен та, характерного для ренессанса, — овалы и расти тельные завитки. Три пояса украшений на чаше расположены концентрическими кругами, расходя щимися от углубленной серединки. Средний пояс — более широкий. Он составлен из чередующихся вертикальных овалов. Остальное пространство ка жется затянутым паутинкой изящных растительных завитков, повторяющихся и в украшении подста вок. Заполнение поверхностей орнаментом произ водит впечатление непроизвольности, тогда как на самом деле оно подчинено строгой схеме радиаль но-концентрического построения. Узоры не только организованы в полосы, но и распределены по от дельным пластинкам, из которых составлены чаши и подставки ваз. Впечатлению же известной непри нужденности и свободы способствует искусный цветовой подбор. Чередуются красновато-чайный и золотисто-желтый янтарь. Тонкие пластинки его по чти совсем прозрачны. Свет, проникая сквозь них, вызывает красивую игру цвета, оживляя поверхность. Надо еще принять во внимание различную степень высветления частей предмета. Например, чаша вся бывает пронизана светом. По сравнению с ней под ставка кажется менее прозрачной и более темной. К тому же рельефы располагаются то с внутрен ней (на чаше), то с внешней (на подставке) стороны
64
пластин. И поверхность поэтому обращена к нам то полированной блестящей гладью, то матовой шероховатостью узора. Одна ваза вообще выделя ется из всей группы. Иные пропорции, отличная от других форма (не круглая, а овальная), наличие крышки, богатая резьба, широкий ассортимент кам ня, драгоценная золотая оправа — все это обнару живает в ней экземпляр незаурядный.
Здесь использованы почти все приемы художест венной обработки янтаря в самых различных ком бинациях. Здесь альфа и омега работы мастера-ян- тариста — цветовой набор: переходы красноватого тона, то густого, близкого к коричневому, то более светлого; разнообразие желтого цвета, то лимонно го, то золотого; вкрапления разных оттенков друг в друга, мягкие наплывы полупрозрачного и совсем глухого яично-желтого и бело-воскового цветов.
Опаловый непрозрачный янтарь всегда произво дит впечатление меньшей хрупкости. Он кажется более прочным и надежным, способным, опоясав, удержать композицию. Очевидно, не случайно ис пользует мастер гладкие полосы этого янтаря как обрамление-рант крышки, чаши и подножия. Но вместе с тем из такого же янтаря исполнены и украшения на подставке и крышке вазы — ромбо видные пластинки с барельефными масками. Удли ненные ромбы положены горизонтально и образуют как бы пояс украшений. Это ударные цветовые пятна. Однако они не столько организуют резной рельеф, сколько подчеркивают овальную форму под ножия и крышки. На крышке этот прием повторен дважды. Правда, в следующем поясе украшений помещены ромбы из янтаря другого цвета. И деко ративной выразительности мастер на этот раз
3 Я» Зарахович. Янтарь |
65 |
добивается иным приемом. Внешняя поверхность выпуклых шестигранных ромбов гладко отполиро вана. С внутренней стороны на них глубоко выре заны остролепестковые розетки. Под пластинки подложена золотая фольга. Золотистое мерцание, идущее из глубины, обогащает цвет пластинок, при дает ему лучистое свечение. Янтарные ромбы де лаются похожими на вставки из другого драгоцен ного камня. При этом все выпуклые фрагменты украшения подножия и крышки расположены на фоне сплошного резного орнамента из длинных гиб ких побегов, пропущенных сквозь цветочные ро зетки, и арабесковых завитков. Разработка фона обогащена контрастным сопоставлением блестящей глади шлифованного орнамента с матовой поверх ностью, на которой он исполнен.
Мастер поистине изобретателен в приемах ук рашения и достижении разнообразных эффектов. Можно было бы говорить далее о тонкой грави ровке, о резьбе, напоминающей пуансон на металле, и, конечно, нельзя не упомянуть еще одну досто примечательность в украшении вазы — подкладной рельеф на дне чаши. Сквозь темную прозрачную овальную пластинку просвечивает белый рельеф с изображением двух мужских фигур, несущих на палке огромную виноградную гроздь.
Обращаясь к металлическим формам, имитируя резьбой многообразие способов художественной об работки драгоценных сосудов, мастера-янтаристы в своих работах не отказываются воспроизводить и введенные мастерами-серебряниками шутливые за теи, своеобразные сюрпризы. Подобно тому, как со дна серебряного кубка или стакана навстречу пью щему поднималась скрытая вином фигурка или об
66
наруживалось драгоценное украшение, так на дне нашей вазы неожиданно проступал медальон с резь бой. При этом имелось, очевидно, в виду известное оптическое свойство янтаря, прозрачность которо го усиливается при смачивании поверхности. По мещенное под пластинкой изображение приобретает большую четкость*.
Но, пожалуй, самым ценным в убранстве вазы является великолепная резьба ее чаши. Она пора жает щедростью, богатством и мастерством свобод ного, творческого исполнения. Цветы и листья, вью щиеся тонкие побеги и прихотливые завитки, собранные в связки, как в букеты, плоды и фрук ты на длинных лентах, и среди них — крупные овальные медальоны с аллегориями добродетелей в виде женских фигур, с любовно переданными де талями костюма, украшений и атрибутами. Моти вы, казалось бы, традиционные для XVII века. Ими изобилуют издания европейской декоративной гра вюры. Но примечательно то, что мастер дает свое, нестандартное сочетание элементов, отличную от известных примеров композицию мотивов, более не принужденное расположение их на поверхности. Красота рельефов в их пластичности, упругой гиб кости, живописной мягкости и вместе с тем в уве ренной точности. Если резьбу на крышке и подно жии вазы можно уподобить травленым узорам на серебре, то рельефы на чаше ближе всего к чекан
* На этом была основана модная в XVII веке забава, когда под пластинкой янтаря на дне или в крышке какого-либо пред мета скрывались миниатюрные рельефы из слоновой кости лег комысленного или даже фривольного содержания. Прозрачности янтаря достаточно, чтобы угадать под ним рельеф. А чтобы рас смотреть подробнее, нужно смочить пластинку, тогда изображе ние проступало отчетливо.
3* |
67 |