Файл: Дмитриев, В. Н. Основы пневмоавтоматики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

струйных систем организуют от сети высокого давления, пони­ жая его до необходимого уровня.

Организация питания от сети высокого давления. Для пи­ тания устройств, построенных на элементах струйной техники, может быть использован эжектор. На рис. 7 представлена схема организации питания с применением эжектора, который состоит из корпуса 5, сопла питания 4, приемного сопла 6 и фильтра 10 [1]. Как известно, диаметр питающего сопла должен быть меньше диаметра приемного сопла. Воздух из линии

8

Рис. 7. Схема питания струнного устройства от сетн высокого дав­ ления

высокого давления проходит через маслоотделитель 1, фильтр 2 и направляется к редуктору давления 3, который предназначен для настройки и поддержания постоянного давления перед питающим соплом 4. Выходя пз сопла 4 и попадая в приемное сопло 6, струя создает разрежение внутри корпуса 5.

Таким образом, применять эжектор в данном случае' выгодно, так как при расширении воздуха высокого давления к нему добавляется прошедший через фильтр 10 атмосферный воздух и общий расход воздуха значительно возрастает. После эжектора перед подачей в струйное устройство 9 воздух под­ вергают вторичной очистке от пыли с помощью фильтра 7 из ткани ФПП. Манометр низкого давления 8* служит для контро­ ля давления, поступающего к струйному устройству, а также для настройки редуктора 3. Применение фильтра из ткани ФПП при питании струйных устройств с каналами, линейные размеры которых меньше 0,5 мм, обязательно. Как показывает опыт, отсутствие такого фильтра и применение любого другого при линейных размерах, меньших указанного, приводит через неко­ торое время к неминуемому засорению одного или нескольких элементов. При этом следует иметь в виду, что пыли не должно быть в самих элементах и коммуникационных каналах, соеди­ няющих их, в бассейнах питания монтажных плат, а тайнее в шлангах, расположенных между фильтром 7 и струйным уст­ ройством 9 перед началом сборки. Для этого при сборке самого струйного устройства и его соединении с питающей магистра­ лью необходимо поддерживать соответствующую чистоту, и вся

* Обычно применяют стрелочные манометры МЮОО с пределом измере­ ния 0—1000 мм вод. ст. 4-го класса точности.

20


пыль из каналов и шлангов должна быть предварительно

удалена.

Фильтр из ткани ФПП представляет собой капсулу, заклю­ ченную в корпус, который соединен винтами с платой. В корпусе и плате имеются подводящий и отводящий штуцеры. Капсула (В-03) с тканью ФПП выпускается серийно нашей промыш­

ленностью.

При исследовании струйных элементов и устройств на их входы подают сигналы низкого давления, величина которых

3 ±

7

цели служит редуктор низкого давления (рис. 8). Его основной деталью является мембрана 1, управляющая с помощью штока шариком конического сопла 5. Вместе с разделительной мем­ браной б мембрана I образует мембранную камеру, давление в которую поступает с выхода эжектора 2, образующего совме­ стно с коническим соплом 5 усилитель сопло-заслонка. К эжек­ тору подводится давление питания р0. Выходное давление р формируется в мембранной камере и устанавливается с помо­ щью ручки настройки 7. При вращении этой ручки изменяется натяжение пружины 4 и ее усилие передается через рычажную систему и серьгу 3 на шток мембраны 1. В случае, например, увеличения расхода воздуха, поступающего в нагрузку, дав­ ление падает, мембрана 1 со штоком, под действием усилия, передаваемого задающей пружиной 4, поднимается, и шарик прикрывает сопло 5. Давление р снова возрастает.

Кредуктору низкого давления подается очищенный от пыли

имасла воздух с избыточным давлением 20—30 кПа, которое устанавливается редуктором высокого давления. Величину

давления после редуктора измеряют водяным манометром или наклонным микроманометром.

Источники питания низкого давления и организация пита­ ния по замкнутому контуру. В качестве источников сжатого воздуха низкого давления для питания приборов струйной техники используют различного рода вентиляторы. На рис. 9 представлен блок питания, созданный в ИАТ на основе серийно выпускаемого электропылесоса «Уралец». В блоке питания использован основной узел пылесоса — универсальный коллек­

21


торный электродвигатель в паре с двухступенчатым центро­ бежным воздушным вентилятором. В блоке питания предусмот­ рены нагнетающий и всасывающий штуцеры, что необходимо для организации питания по замкнутому контуру.

Рис. 9. Блок питания, созданный на основе использования пылесоса «Уралец»

Продолжительный опыт применения пылесоса «Уралец» в лабораторных условиях для питания схем на струйных эле­ ментах показал, что каналы элементов часто засоряются угольной пылью от щеток элек­ тродвигателя. Поэтому в рас­

сматриваемой конструкции блока питания прогоняемый центро­ бежным вентилятором воздух не соприкасается с щетками дви­ гателя.

Основными узлами блока питания являются коллекторный электрический двигатель 2, двухступенчатый центробежный вентилятор 4, укрепленный на оси двигателя, корпус 1, а также нагнетающий 5 и всасывающий 3 штуцеры.

При эксплуатации блок питания нагружали двумястами элементами типа СЛ (см. гл. IV). Блок создавал давление порядка 2 кПа. Напряжение питания электродвигателя, соот­ ветствующее этому режиму работы, устанавливалось равным 100 В при потребляемой мощности 90 Вт*. Мощность, потреб-

* При работе электродвигателя в режиме пылесоса напряжение на его клеммах равно 220 В.

22

ляемая одним струйным элементом, с учетом потерь в блоке питания составляла 0,45 Вт. Температура блока питания при длительной работе с напряжением 100 В всего на 53 превы­ шала температуру окружающей среды, что позволило гаранти-

Рпс. 10. Схема питания струйных элементов с замкнутой циркуля цией воздуха

ровать надежную работу блока питания. В ИАТ имеется опыт надежной эксплуатации блока питания в течение 2000 ч.

Для повышения надежности работы элементов в струйной системе применяют замкнутый цикл питания [31]. В этом случае плату с элементами 2 помещают в герметичный кожух 1, имею­ щий штуцеры для подачи и отсоса воздуха и для соединения внутренней полости кожуха с атмосферой (рис. 10). Кроме'того, необходимо предусмотреть штуцеры 3 для входных и выходных сигналов. Внутренняя полость кожуха сообщается с атмосфе­ рой, через фильтр 5 с тканью ФПП. Наличие сигналов на вхо­ дах и выходах струйного устройства регистрируется индикато­ ром 4 пневматических сигналов низкого давления. Замкнутость контура обеспечивается включением источника питания 7 и фильтра 8 с тканью ФПП. Источником питания 7 может слу­ жить описанный выше блок, построенный на основе пылесоса «Уралец». Фильтр 8, источник 7 соединены между собой и с герметичным корпусом 1 воздушным шлангом 6.


Глава II

ЭЛЕМЕНТЫ ПНЕВМОАВТОМАТИКИ

Любая система пневмоавтоматики состоит из простейших ячеек, которые принято называть элементами. Выпускаемые в настоящее время промышленностью пневматические приборы и системы управления состоят из проточных элементов — пнев­ матических сопротивлений, сопел (насадок), емкостей, комму­ никационных каналов, упругих элементов — мембран, сильфо­ нов, распределительных элементов — управляющих золотников, струйных трубок и т. д. Само понятие «элемент» довольно ус­ ловно. В более сложных устройствах под элементом понимают целый узел, выполняющий какую-либо законченную операцию. Например, в электротехнике наряду с широко известными простейшими элементами, такими, как резистор, конденсатор, катушка индуктивности и др., в более сложном устройстве — моделирующей установке элементом может быть решающий усилитель, содержащий некоторое число ламп, транзисторов, резисторов, конденсаторов и т. д. Часто термин «элемент» употребляют в функциональном смысле независимо от вида аппаратуры и энергии, например, как это имеет место для дис­ кретных и аналоговых элементов автоматики. Функциональные элементы состоят из простых конструктивных элементов. Так, пневматическое реле УСЭППА включает три мембраны и два переменных дросселя, а струйный элемент аналогичного функционального назначения имеет четыре сопла и систему каналов.

В настоящей главе рассмотрены лишь простейшие кон­ структивные элементы пневматических устройств. Функцио­ нальные пневматические элементы будут рассмотрены в после­ дующих главах.

1. ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ (ДРОССЕЛИ)

Пневматические дроссели являются одним из основных конструктивных элементов пневматических устройств и служат для создания сопротивления течению газа и перепада давлений. Подводимый ко входу пневматического сопротивления газ, протекая через него, создает определенный перепад давлений,

24

подобно тому, как электрический ток, проходя через резистор, создает падение напряжения.

В любом пневматическом сопротивлении полный перепад давления равен сумме падений давления на отдельных участках течения. Потерн давления учитывают коэффициентом сопро­ тивления

^ЭВХ "Ь ^>тр"Е ^ В Ы Х »

где £„х, £пых и £TP — коэффициенты сопротивления,

характери­

зующие соответственно потери на входе, на выходе и на трение при течении газа по каналу дросселя. Суммарные потери давле­ ния на дросселе в самом общем случае пропорциональны квад­ рату скорости

где V— средняя скорость воздуха после сопротивления; р — плотность воздуха. В частности, для трубы

1 г*

Ьтр Л d

где А, — коэффициент трения; I и d — длина и диаметр. Коэффи­ циент трения л можно определить, например, по графику Никурадзе.

Полный перепад давления в цепочке последовательно сое­ диненных дросселей можно рассчитать, если известны скорости течения для отдельных участков цепи. Скорости течения ме­ няются по направлению течения. Если перепад давлений неве­ лик и числа М потока малы ‘, то можно вести расчеты процесса дросселирования газа, в том числе и воздуха, пользуясь форму­ лами, выведенными для несжимаемой жидкости. Для опреде­ ленных типов дросселей характерны специфические законы распределения скоростей и зависимости между скоростями, расходами и перепадами давлений. Наиболее важной харак­ теристикой пневматического сопротивления является его рас­ ходная характеристика. Под расходной характеристикой пони­ мают зависимость расхода газа через дроссель от перепада давлений на дросселе (разности давлений до и после дросселя). Пневматические сопротивления различают по следующим признакам: по конструкции и назначению, характеру течения воздуха, виду расходной характеристики.

* Потери по длине и местные потери зависят от геометрии дросселя и режима течения и учитываются коэффициентом трепня А и местных потерь £.

V

1 Число М = ------критерии подобия, выражающийся как отношение ско-

а

роста потока к скорости звука в том же месте.

25