ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
некоторого значения, называемого критическим, остается посто янным, сколько бы ни уменьшалось давление р2. Указанное яв ление объясняется тем, что некоторому критическому значению давлений ß,;p = [р21р\)1{р на выходе дросселя соответствует кри тическая скорость, равная скорости звука и являющаяся макси мальной при данных условиях.
Для получения потока, имеющего скорость, большую, чем скорость звука, необходимо применять специальные средства, на пример различного типа сопла (геометрическое, тепловое, меха ническое и т. д.). В практике получения сверхзвуковых скоростей большое распространение получило сопло Лаваля. Течение газа со сверхзвуковыми скоростями рассматривается в специальных разделах газовой динамики, и эти вопросы в настоящей книге не освещены. Заметим, что возмущения в воздухе распространяют ся со скоростью звука. Со скоростью звука будет распростра няться и волна разрежения, возникающая, например, от вакуумнасоса, откачивающего воздух из пространства после дросселя. Однако при надкритическом истечении возникающая на срезе сопла звуковая скорость истечения не позволит возмущению из вне проникнуть внутрь сосуда, из которого происходит истечение, и в какой-либо мере повлиять на режим самого течения. Как следует из выражения (2), зависимость безразмерного расхода G/G];р от отношения давлений р2/р\ при изменении давления р2 после дросселя и постоянном р\ представляет собой параболу, левая ветвь которой не отвечает физике явления. Следует отме тить, что увеличение давления р\ перед дросселем ведет к возра станию расхода и при установлении звуковой скорости на срезе дросселя. В этом случае звуковая скорость не мешает .проникно вению возмущений к отверстию, из которого происходит истече ние воздуха.
Формула для надкритического истечения получается из фор мулы (2) путем подстановки значения ßKp. Для нахождения ßKP продифференцируем по ß = р2/р\ выражение, стоящее в квадрат ных скобках формулы (2), и приравняем результат нулю. Зна чение коэффициента расхода р, принимается постоянным. Тогда получим
Решая последнее уравнение относительно ß, находим зна чение
*
при котором расход достигает максимального значения GKp. Подставляя в последнее выражение значение k = 1,4, нахо
дим, что для воздуха §кр = 0,528.
3f
Формула для расчета надкритического истечения газа полу чается из формулы (2) путем подстановки вместо рг!р\ отноше ния {р2 Ір1 ) іф и имеет вид
G —pFPi у |
_2____k_ |
|
|
|
RT, |
k+ 1 |
|
|
|
|
|
|
||
|
^ < 0 ,5 2 8 . |
|
(3) |
|
|
PI |
|
|
|
Выражения (2) и (3) носят |
название |
формул |
Сен-Венана |
|
Ванцеля. |
|
формулы |
следует, |
что расход |
Из рассмотрения последней |
при надкритическом истечении зависит от давления перед дрос селем р\ и не зависит от давления после дросселя /72.
Аналогично находят формулы для расчета |
расхода воздуха |
и для других термодинамических процессов: |
изотермического, |
изобарического и т. д. Следует заметить, что значения ß,;p для различных процессов различны.
При расчете и проектировании систем пневмоавтоматики для нахождения массового расхода воздуха через дроссели при тур булентном режиме течения часто применяют более простые фор мулы. А именно, для докритического истечения, когда pz!p\ ^
а для надкритического истечения, когда р2/р\ ^ 0,5,
а - ^ ] / |
|
Покажем, что критическое отношение давлений для |
формул |
<5> |
(4) и (5) равно 0,5. Действительно, продифференцируем выра
жение, стоящее в квадратных скобках формулы (4), по ß = — Pi
и результат приравняем нулю, тогда получим 1—2(р2/рі)іф:= 0. Отсюда находим, что ßKp = (р21р\)кр = 0,5. Приведенные фор мулы (4) и (5) довольно точно аппроксимируют точные форму лы (2) и (3). Максимальная относительная погрешность при расчете расходов воздуха по приближенным формулам не пре вышает 3,4%.
И, наконец, при малых перепадах давлений на дросселе, ког да можно пренебречь изменением плотности, можно вести рас чет расхода по формулам гидравлики, справедливым для тече ния несжимаемой жидкости:
G = p F ] / 2 p Ѵ р і —Р2-
32
При расчетах расхода газа через жиклер важное значение имеет определение коэффициента расхода р. Коэффициент рас хода для жиклеров со скругленной входной кромкой, с фаской на входе в канал и для ряда других жиклеров находят по фор муле
где £пх — коэффициент сопротивления на входе, зависящий от условий входа потока в жиклер.
Потери на выходе автоматически учитываются тем, что в рас четные формулы подставляют давление той среды, в которую происходит истечение, а не давление в самом узком сечении струп на выходе ее из дросселя.
Коэффициент £вх зависит от типа жиклера. Эксперименталь ные графики зависимости коэффициента сопротивления £вх от различных условий входа потока в жиклер представлены на рис. 12 [24]. Приведенные графики сняты для дросселей, имею щих подводящий канал, площадь которого F0 значительно боль ше площади проходного сечения дросселя F. Если F0 соизмери ма с F, то значение £вх, полученное по графикам, следует умно
жить на величину |
( 1 — F/FQ). И з |
рассмотрения приведенных |
экспериментальных |
характеристик |
можно сделать следующие |
выводы. При достаточно большом радиусе г скруглення кромки коэффициент сопротивления на входе уменьшается практически до нуля (рис. 12, а). В довольно широких пределах коэффици ент сопротивления можно изменять путем подбора угла фаски <р и ее глубины /ф (рис. 12, б, в). Коэффициент сопротивления жик лера зависит также от отношения толщины стенки к диаметру, отношения расстояния от торца трубки до стенки к диаметру (рис. 12, г) и от отношения расстояния до экрана (стенки) от торца отверстия к диаметру (рис. 12, д).
Для отверстия в тонкой стенке коэффициент расхода можно
определить по формуле р. = |
0,8я, |
где я — коэффициент сжатия |
(сужения) струи, о котором шла речь ранее. |
||
Значения коэффициента |
я [24], |
учитывающего уменьшение |
расхода в |
связи с изменением профиля скоростей на выходе из |
|
отверстия, |
для воздуха при отношениях р2 Ір\ —0,676 -э- 0,529 |
|
были получены |
С. А. Чаплыгиным и при отношениях р2 Ірі — |
|
= 0,037 — Ф. И. |
Франклем. |
Как было показано ранее, в жиклерах имеет место турбу лентный режим течения при числах Рейнольдса Re ^ 2300. Од нако при очень малых диаметрах каналов и при малых значени ях перепада может существовать и ламинарное течение, что соответствует уже ламинарному дросселю.
Жиклеры получили широкое распространение в системах пневмоавтоматики и применяются как постоянные дроссели для
3 З а к а з 993 |
33 |
обеспечения необходимого перепада давлений, в управляющих усилителях типа сопло — заслонка, при построении квадраторов и других вычислительных, а также логических пневматических устройств.
г) |
д) |
Рис. 12. Графики зависимости коэффициента сопротивления от различ ных условии входа:
а — для жиклера со скругленной входной кромкой; б — для жиклера с фаской
и |
зависимости |
от |
угла |
фаски для |
постоянного |
значения /ф/гі = 0,б; |
в — |
то же, |
||||||||||
в зависимости |
от |
отношения /ф |
Id |
|
для |
постоянного угла |
фаски; |
ср = 60°; |
г — для |
|||||||||
|
д |
|||||||||||||||||
дросселя |
типа |
трубка |
в стенке; |
|
— |
для жиклера |
с экранированным |
входом; |
||||||||||
/ |
5 |
0; |
2 |
|
5 |
0,005; |
3 |
|
|
5 |
0,01; |
4 |
= |
0,019; 5 |
|
5 |
|
0,035; |
|
--------- |
|
------------ |
|
---------5 |
--------------- |
|
|||||||||||
|
d |
|
|
|
d |
|
|
|
|
d |
|
d |
|
|
|
d . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
----- — > 0,05 d
Пневматическое сопротивление типа капилляр. Пневматиче ское сопротивление подобного типа может быть выполнено в ви де длинной трубки или канала, имеющего прямоугольную, круг лую или иную форму сечения, у которого отношение длины к диаметру или к условному диаметру, равному 4/?г*, велико. Характер течения в каналах такого дросселя — ламинарный.
* Гидравлическим радиусом R,■называют отношение площади живого се чения потока к смоченному периметру.
34
Если перепад давлений на дросселе рассматриваемого типа изменяется незначительно по сравнению с абсолютными их зна чениями, то течение газа можно рассматривать как течение не сжимаемой жидкости (р = const). В этом случае расход воздуха зависит линейно от перепада давлений, а именно:
0 = а.(рі —р2), |
|
|
где а — проводимость дросселя (величина, обратная |
сопротив |
|
лению) . |
ламинарных |
дросселей |
Свойство линейности характеристик |
||
используется для построения многих |
управляющих |
устройств |
пневмоавтоматики. Поэтому, хотя в общем случае и надо учи тывать коэффициенты сопротивления на входе в капилляр и на выходе из него, можно приблизительно (при р = const) считать, что коэффициент сопротивления
:ТР = Al/d.
По длине капилляра в процессе течения газа формируется параболический профиль скоростей. Участок, на котором проис ходит формирование профиля скоростей, называется начальным. Длина /„ начального участка ламинарного течения зависит от диаметра капилляра d и числа Рейнольдса и определяется для капилляра круглого сечения по формуле /„ = 0,029dRe.
Поскольку капилляр имеет постоянную температуру Т, про цесс течения газа по капилляру можно считать изотермическим. Будем считать, что параболический профиль скоростей сформи рован. При течении несжимаемой жидкости (р = const) парабо лический профиль будет оставаться одинаковым .во всех сечени ях. В случае течения газа, когда р =.ѵаг, параболический про филь скоростей меняется от сечения к сечению.
Рассмотрим установившийся процесс течения газа в капилля ре круглого сечения между плоскостями АА и ББ (рис. 13). Так как воздух является сжимаемой средой, его плотность по длине капилляра I меняется от одного сечения к другому. Выделим внутри капилляра соосный с ним элементарный цилиндри ческий участок канала длиной dx, отстоящий от сечения ББ на расстоянии X , внутри которого плотность можно считать посто
янной.
Составим условие равновесия всех сил, действующих на вы деленный элементарный цилиндрический участок струйки возду
ха длиной dx и радиусом у. |
давления, действующая на |
||||
Сила |
гидродинамического |
||||
торцовые |
поверхности |
элементарного |
цилиндра при разно |
||
сти давлений dp, |
направлена |
вдоль |
оси капилляра и равна |
||
ny2dp. |
|
|
|
|
|
Сила трения, возникающая на боковой поверхности элемен |
|||||
тарного |
цилиндра |
при |
его движении, равна величине 2nyxdx. |
3* |
35 |