Файл: Дмитриев, В. Н. Основы пневмоавтоматики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Л н +

/ Ѵ т|1+

су 11

4(981 + 196 + 7850-0,04)

+

 

 

 

F

 

Рл —

3 ,I4-0,I22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ 98100 = 2,3 • I О5 1Іа = 0,23 А'Ща.

 

 

 

,

через

дроссель надкритическое,

 

 

0,0981

0 ,2 ,

Истечение

так как Гщ = "■

0,23

 

 

 

 

 

 

 

0,491

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,491 = 0,468,

поэтому

время подготовительного

периода

следует

рас-

считать но формуле (134):

_Г'

 

 

 

 

 

 

 

_

V,

 

_

5- 10

1 ■4

X

 

t ,_

3_

Ы V

 

RT (' 1к —Гі"^

 

0,8-3,14-2 -• 1 0 _(і

 

X

(0,468 — 0,2) = 0,264 с.

287-28S

Временную характеристику будем рассчитывать, используя систему урав­ нении (138). Рассчитаем предварительно числовые коэффициенты, входящие в эту систему уравнений:

,

 

Ѵ’о

4,5-10 1

 

~~ 0.044 м;

 

Уо = —

= ' „ .. » .

 

 

 

 

F

3,14-0,І22

 

 

 

_RT

287.14-288-4

 

 

 

 

F

 

3,14-0,122 = 73-ІО5 1/с2;

 

F_

 

3,14-0,122

 

 

 

 

in

 

 

■= 577-10“ ' м2 /кг.

 

 

4-196

 

 

 

 

Коэффициент демпфирования ß можно рассчитать по приближенной фор­

муле [27] *:

P=

SiI _ nT

 

 

 

 

 

 

 

 

K-R'i

Ir

 

 

 

 

 

Ri + R:,

 

 

 

 

где Рд—динамический

коэффициент вязкости

воздуха

(рд = 1.79-ІО- 5 Па-с

при температуре 15°С); а —ширина поршня; / ? 2

— внутренний радиус цилинд­

ра; RI —радиус поршня.

 

 

 

 

 

 

 

Примем /?"2 = 6,00 см. R, = 5,99 см, а = 5 см. Тогда

 

8-1,79-10_о-3,14-0,05

 

= 2

2 ,6 -1 0 “ '

кг/с;

'6 2 + 5,992

1

 

 

 

 

 

6 2

5

, 9 9 2

'

 

 

 

 

 

 

 

5,99

 

 

 

 

* Приближенная формула для коэффициента ß выведена в предположе­ нии, что жидкость проходит через зазор между поршнем и цилиндром, тогда как в настоящей работе при выводе основных рабочих формул для расчета привода это обстоятельство не учитывается. Тем не менее расчет проводится с учетом ß, чтобы наиболее полно раскрыть ход самих выкладок.

304


J5__ 22,6-10~7 = 115ІО- 1 0 1 /с;

т196

N _

981 + 196 4 - 7850-0,04

 

 

т

 

 

196

: 7 , 6 іМ2 .

 

 

 

 

с

 

 

Р

по сраі

 

N

F

 

т

т

/п

т

 

 

 

 

 

 

 

что

ß_ X 0

Выпишем систему уравнений

(138) с числовыми коэффициентами:

in

 

 

 

Дри 0,044 +

■(73105 Cj-

1

 

 

Р[(ііі—\ ) ^ і

 

 

Р \ і ~ Р\ {і

 

+ ^ Р ) 6

 

 

 

і/'. = 577-

Ю_ 7 (р1. — 98100) —4

0 —7,6;

 

(139)

—1)

 

 

 

 

ЬУі = УА(і\

</></£_,+д^;

у At?

Уі= уі-\ + уі- \ А'+ - т ~ -

Примем шаг интегрирования Л1,- = 0,05 с.

Все результаты расчетов, связанных с численным интегрированием систе­ мы уравнений (139), сведены в табл. 9. В первой строке выписаны значения параметров, относящихся к концу подготовительного периода прямого хода поршня пневмопривода одностороннего действия. Номер каждой строки таб­ лицы принимаем за / — 1 -й, а каждой последующей за і'-й.

Из табл. 9 следует, что отношение давлений рі/р0 в конце рабочего хода

(начало заключительного периода) при S = 0,1

м равно

примерно ги, = 0,62,

а tu = 1,5 с. В конце заключительного периода

прямого

хода гік = 1.

Время заключительного периода прямого хода рассчитывают по формуле,

куда в качестве объема подставляют значение Ѵо + SF:

 

 

Vo + SF

 

 

 

‘ Ш ■

 

Pf

 

 

1— Лі

 

 

 

 

 

 

5- ІО-4 + л-0,122 0,1

4

 

 

 

 

0 ,8 л - 2 2 • 1I 0а—6

У

287-288

 

X

1

0,62

 

 

1 1

 

= 2,363 с.

 

 

1—0,62

 

Временная характеристика, представляющая собой зависимость переме­ щения у поршня от времени, представлена на рис. 173.

На рис. 174 показана зависимость перемещения штока поршня от време­ ни, начальный участок которой, относящийся к ходу поршня вперед, построен по данным настоящего примера. Остальные данные для построения участка указанной кривой, относящегося к обратному ходу, взяты из примера 15. По

20 Заказ 993

305


306

у^см

Рис. 173. Временная характе-

Рис. 174. Зависимость перемещения штока от вре­ мени

Та б л и ц а 9 Таблица численного интегрирования системы уравнении (139)

 

 

 

 

И Г

 

 

і'іЧ - і + Ч - іЛ,+

 

И,7'’о

ЛИ

= РІ(£-І) + «і

Ѵ ѵ 'і

 

 

+Ч-

■■

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ !/;------

 

 

 

Па

 

 

 

 

 

1 2

С

-

КГ с

Па

М(С2

м ’с

 

м С

м

0

0,468

0,00303

0

230-ІО3

0

0

 

0

0

0,05

0,519

0,00300

24900

254-103

1,430

0,0715

 

0,0715

0,00179

0 , 1 0

0,527

0,00300

4120

258-ІО3

1,578

0,0791

 

0,1506

0,00734

0,15

0,494

0,00303

— 16200

242-103

0,418

0,0209

 

0,1715

0,01535

0 , 2 0

0,461

0,00303

-16200

226-ІО3 -0,845 -0,0422

 

0,1292

0,02287

0,25

0,451

0,00303

—5000

2 2 1 -1 0 3

-1,416 —0,0708

 

0,0584

0,02759

1,30

0,615

0,00292

20300

301 - ІО3 0,740

0,0370

—0,0711

0,07964

1,35

0,650

0,00286

17250

319-ІО3 1,710

0,0855

 

0,0144

0,07823

1,40

0,665

0,00282

6670

326-ІО3

2,370

0,1185

 

0,1329

0,08191

1,45

0,647

0,00287

—8920

317-103

1,720

0,0860

 

0,2189

0,09071

1,50

0,610

0,00292

— 17850

299-ІО3 0,330 0,0165

 

0,2354

0,10206

данным

таблицы построена

также фазовая

траектория,

представленная

на рис.

175.

 

 

 

 

 

 

 

 

Время полного хода поршня

 

 

 

 

 

 

Тпк = t^ +

+ /, [, = 0,264 -і- 1,оО -Ь 2,363 = 4,127 с.

 

При обратном ходе поршня рабочая

полость

превращается

в полость противодавления, которая через отверстие соединяет­ ся с атмосферой. Время, в течение которого давление в полости противодавления падает до значения, при котором начинается движение поршня в обратном направлении, определяют по формулам, выведенным ранее для глухих камер (гл. Ill):

для надкритического режима истечения (ра/р\ ^ 0,5)

н для докрптнческого режима истечения (раІрі 0,5)

 

'

Vo Г

9 /

,r 1

1

 

ty

■wV

W

~

l~Vi - 1Г

(141)

здесь Vy = V0 + FS.

В отличие от уравнений (134) и (135) в уравнениях (140) и (141) / іи и г1 ,- есть отношение давлений в момент открытия вы­

хлопного отверстия и в момент начала движения поршня (чаще

20*

307


всего pjpui = pjpo) ■ Давление pK, при котором начнется двпженпе поршня, определяют по формуле

(#п + S)c + Nn 4 : NBNrp

+ P* ■

(142)

P* =

--------------- p---------------

 

Причем здесь /Ѵв и /Ѵ„ берут со знаком плюс, если направ­ ление их действия совпадает с направлением усилия возвратной пружины. Уравнение движения поршня при обратном ходе имеет вид

F(P\~Pa) + my + ßy = —cy + N,

(143)

где

N —с(Уп+ S) ± Nn± Na—4Ѵтр;

здесь у отсчитывают от нового исходного положения н за его положительное направление принимают направление справа — налево (см. рис. 168, а).

Уравнение изменения давления в полости опорожнения выводят так же, как и для полости наполнения. С учетом нового исходного положения поршня и изменившегося направления у

это уравнение можно записать в следующем виде:

 

RT G= — (у' + 5 — у)—рх—

(144)

dt ѵ 0

*

dt

 

В левой части уравнения поставлен знак минус, так как расход в направлении «из камеры» приводит к уменьшению количества воздуха в ней. При опоражнивании камеры давление после дросселя ра будет постоянным, а перед дросселем рх — переменным. Так, точное решение уравнений (143) и (144) практически невозможно, поэтому, как п в предыдущем случае, их приводят к виду, удобному для численного интегрирования:

1

АРи =

у'а + S — Уі- \

Ри = Р щ - 1 ) + АРи’

 

 

 

Уі =

F .

.

ß

І (И5)

--------iPli

P a )

y t- \

 

m

 

m

 

а Уі

УіА^і>

 

 

 

 

УI =

УI-1

+ АУі>

 

 

 

 

уI = уi- 1

 

 

 

 

+ yt-A U + уI ~Y ~-

)

 

 

 

 

 

 

Интегрирование системы уравнений (145) проводят до тех пор, пока у не станет равным S. В качестве исходных парамет-

308


ров берут величины, соответствующие концу подготовительного периода.

Заключительный период (время /,'„) рассчитывают по

формуле (140) или (141), причем за начальное давление для этого периода принимают давление, соответствующее концу хода поршня в обратном направлении, а за конечное — давле­

ние РаВо всех расчетах силу трения принимали постоянной, однако

сила трения зависит от скорости перемещения поршня, перепада

давления на поршне и некоторых других факторов

(температу­

ры,

чистоты

обработки

внутренней

поверхности

 

цилиндра

и т. д.). Принятое

допущение

о постоянстве

силы

трения не

вносит значительной погрешности в расчет

в

том случае, если

она мала по сравнению

с остальными

силами,

приложенными

к поршню.

В тех

случаях,

когда

сила

трения

 

соизмерима

с остальными силами, это необходимо

учитывать

(см.,

напри­

мер, формулу в сноске на стр. 297).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример 15. Рассчитать время перехода поршня пневматического привода

одностороннего действия из одного крайнего положения

 

в

другое,

начиная

с момента открытия золотника, при движении

поршня

в обратную сторону

(рис. 168, а). Абсолютное давление в

начале обратного хода

(начальное дав­

ление)

равно

давлению питания

рп = р0 0,491 МПа;

 

диаметр

выхлопного

отверстия d = 2-10~ 3 м. Остальные величины те же, что и в примере 14.

Конечное давление подготовительного периода определяют

по

формуле

(142):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(і/„ + S) с + Л'„ — ,Ѵтр

 

4 [(0,04 + 0,1) 7850 + 981 — 196]

 

Рк=

 

F

 

+ Р а -

 

 

3,14-0,122

 

 

 

+

 

 

 

+ 98 100 = 2,651-ІО5 Па ^ 0,265 МПа.

 

 

 

 

 

Отношения

давлений в начале

и в

конце

подготовительного

периода

обратного хода поршня:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ра__£а__

 

0,0981

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р„ “

Ро ~ Г"'~

0,491

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ік —

0,0981

0,37-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,265

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следовательно, за все время подготовительного периода здесь будет иметь

место

надкритическое

истечение. Поэтому

для расчета

времени

подготови­

тельного периода следует воспользоваться формулой (140). Предварительно рассчитаем объем камеры

VQ= К0 + FS = 5- ІО- 4

3 14-0 192

5 м3,

+ 0,1 ——

163• 10

а затем определим

 

 

 

tl _ t3

 

163-10

5• 4

 

0,8-3,14 - 2“-10— Х

 

 

2

1

 

 

X V 287-288

0,37

1,96 с.

 

3 0 9