Файл: Дмитриев, В. Н. Основы пневмоавтоматики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДРіГ

p ^ i ( i - i )

Р ні-\ ) Уі-\

)

 

Уо +Уі- I

 

 

 

 

 

 

 

P\i = P\(i-\) + ^Pii’

 

 

 

Ap2 i —■

R T

 

 

Р-2(і-\)Уі-\

 

 

 

 

 

Р-2=Р2{І- ^2(i—l) +

 

)^I>

 

S— y ^ + y о

 

 

 

 

 

 

 

і

 

і)+АР2Г

 

 

 

_ РцР —РиРп___ ß_ ;

___c_

 

___W

^

ni

m

Ji- [

rn Уі- {

m

 

 

ЬУі -

УА*ь

 

 

 

 

K = K-. + Ду/.

 

 

 

 

 

 

 

у At г

 

 

Уі = Уі-\ і_,Ч- + —— ■

 

Решение проводят так

же,

как

и

решение аналогичной

системы для привода одностороннего действия, что было подробно рассмотрено выше.

Графо-аналитический метод расчета установившейся скоро­

сти пневмопривода

двустороннего

действия с

постоянной на­

 

 

 

 

грузкой. Из-за сжимаемости возду­

 

 

 

 

ха и переменности заполняемых воз­

 

 

 

 

духом и опорожняемых полостей ци­

 

 

 

 

линдра

движение

пневматического

J

А

Ра

поршневого привода может

быть

Рг

N„

описано лишь системой сложных не­

1

 

 

 

 

 

 

линейных дифференциальных урав­

р. Л ^

 

нений.

Такие системы интегрируют

 

 

 

 

либо

численным методом,

либо с

Рис.

179. Поршневой

привод

двустороннего

действия

с по­

помощью ЭВМ, что в общем случае

стоянной нагрузкой на штоке

довольно сложно. Однако, если не­

обходимо определить лишь скорость установившегося движения поршневого привода двустороннего действия с постоянной нагрузкой, задачу можно значительно уп­ ростить путем использования графо-аналитического метода. Этот метод с успехом применяют для поршневых пневмоприводов, поршень которых совершает значительное перемещение и несет постоянную нагрузку. Класс таких устройств в промышленности довольно обширен: приводы зажимных устройств, приводы ме­ ханизмов подачи и конечных органов регуляторов, перемещаю­ щие шиберы, заслонки и т. д. Указанные поршневые исполни­ тельные механизмы часто имеют на всем пути своего движения либо постоянную, либо мало изменяющуюся нагрузку.

Рассмотрим сначала ненагруженный поршневой исполни­ тельный механизм при установившемся движении [36], т. е.

314


N = 0 и у = const (рис. 179). Давление питания р0 поддержи­

вается постоянным, а давление рл примем постоянным, что чаще всего имеет место на практике. Нетрудно понять, что если нагрузки на поршень отсутствуют и процесс установившийся, то поршневой исполнительный механизм представляет собой обычную пневматическую проточную камеру и, следовательно,

р 1 = р2 = const. Учитывая,

что конструкции золотников

и рас­

пределительных устройств других

типов всегда

обеспечивают

равенство геометрических

площадей дросселирующих

щелей

F{ = F% то при допущении, что

в механизмах

такого

рода

коэффициенты расхода через дросселирующие отверстия напол­ нения и опорожнения полостей цилиндра равны между собой, т. е. рі = Ц2 , получим равенство их эффективных площадей:

(ii-F1= (12F2 = f.

Из теории пневматических камер известно, что если изменять эффективные площади дросселирующих отверстий таким образом, что их отношение всегда остается постоянным, то при условии, что ро и ря также неизменны, давление в междроссельной камере р{ будет также постоянно.

Учитывая все эти условия, составим уравнения, описываю­ щие движение иенагруженного поршневого механизма. В дан­ ном случае эти уравнения сводятся к уравнениям заполнения и опорожнения соответствующих полостей цилиндра. При записи уравнений воспользуемся, как и ранее, выражениями (4) и (5) для расхода воздуха. Указанные уравнения получают, прирав­ нивая расход воздуха через дросселирующую щель расходу воздуха через сечение цилиндра. Так как отношение эффектив­ ных площадей дросселирующих отверстий постоянное (это отношение равно единице), то, как следует из графика, пред­ ставленного на рис. 34, при любых значениях отношения ра/ро возможны лишь два сочетания режимов истечения через дроссе­ лирующие отверстия — Д—Д или Д—Я. Тогда для сочетания режимов истечения через дросселирующие отверстия Д —Д будем иметь:

для камеры наполнения

f | / - ^ гРЛРо—Р\) ==~г Fntf,

для камеры опорожнения

Г |/ ^ P a ( P i —pa) = ~ F ntj.

Исключая из уравнений (150) и (151) отношение

будем иметь

і - ' ^ Ѵ 1—г+

1= Хф„Л

Y (1 г)2 + 2

(150)

(151)

РI = ги

Ро

(152)

315


где

у. = V 2RT

Фп

}

1- »' +I

 

 

1; г

Ря__

Fn

(1-г)* + 4А-

Ро

Для сочетания режимов истечения Д—Н имеем

 

П /

-^гРЛРо—Рі)

RTРI FnУ.

(153)

 

 

fP\ 1/

Г~

Р1

^пУ-

(154)

 

 

2/?Г

 

 

V

RT

 

 

 

Проведя аналогичные преобразования, получим

 

 

 

 

Л г

 

(155)

 

 

 

У =f-

Из выражений

(152) и

(155)

следует, что скорость поршня

при сочетании режимов истечения Д —Д зависит от эффектив­ ной площади проходного сечения /, от отношения pjpo = г и коэффициента х, а при сочетании Д —Н — только от / и у. и не зависит от давления питания р0.

Определим области применения уравнений (152) и (155). Решая совместно уравнения (153) и (154), находим следующее

соотношение, являющееся

при

сочетании

режимов

истечения

Д —Н постоянным:

 

 

 

 

 

 

 

 

г1= — = 0,8.

 

 

 

 

 

 

Ро

 

 

 

 

Таким образом, как следует

пз теории проточной

камеры,

при сочетании режимов

истечения Д —Д

г\ = РіІРо ^

 

0,8. Дру­

гими словами, если Г\ =

0,8,

то применяют формулу

 

(155), а

если /и ^ 0,8 — формулу

 

(152).

Отношение г\ при

 

заданных

условиях ие может быть меньше 0,8.

 

(152), для

Исследуем функцию срП, входящую в выражение

чего продифференцируем

ее

по г = pjpo

и результат

прирав­

няем нулю. Из полученного уравнения найдем г, при котором срл принимает максимальное значение. Это отношение г равно 0,4, а значение функции срп при этом отношении равно 0,5. Следо­ вательно, при г = 0,4 выражение (152) оказывается идентичным выражению (155) для Д Н. Поэтому при ра/Ро ^ 0,4 следует пользоваться выражением (155) млн в выражение (152) подста­ вить ср„ = 0,5. Отсюда, например, можно сделать вывод, что у привода без нагрузки, при установившемся движении, для уве­

личения скорости перемещения

штока

при

рл = 0,1

МПа нет

смысла увеличивать давление р0

выше 0,25 МПа.

 

Найдем уравнения пневматического поршневого . привода

двустороннего действия, находящегося

под действием

постоян­

ной нагрузки 1Ѵ = ± уѴ„ ± Nn + УѴтр.

Для

этого перепишем

316


уравнения (149), учитывая, что для установившегося движения

,

JQ

О I

1

dt

 

I ^ - = 0. Тогда dt

R T

r

 

dp

----Gi — P\

dt

1F П

 

 

 

 

 

(156)

R T

r

P2

dy

---- U 2

dt

F

 

 

Гn

 

 

 

К системе уравнений (156) добавим уравнение сил, дей­ ствующих па поршень:

 

Р\— Р2 = ~

'- =

 

 

и запишем расходы G, и

 

 

'

П

 

 

G2 через выражения (4) и (5). В соот­

ветствии с этим систему

уравнений

для сочетания режимов

истечения Д Д можно записать в следующем виде:

 

і п - г

 

 

 

 

 

 

 

у

-^гР \(Р о— Рі) = РіУ,

 

 

 

 

T

 

 

 

 

Fп

V

R9

 

 

 

(157)

IR T

/

~

~

 

 

 

 

Fn

V

R T РЛр2—Рг)=Р2У\

 

P\—P2

= bp

 

 

 

 

или

S=XV

г

 

 

 

 

7Г-1/;

(158)

 

 

 

 

 

 

 

у = *- rPAP\—^P~ PA !■

(159)

 

 

 

 

P l— Ар

(157) давления р і

и р2,

Исключив из системы

уравнений

можно найти уравнение движения поршневого привода. Однако такой путь сложен. Рациональнее использовать графо-анали­ тический метод, который заключается в том, что из системы уравнений (157) определяют Ар как функцию давления р и давления ра и давления питания р0. Затем строят график этой функции при заданном давлении ра = 0,1 МПа и по значениям Ар и ро находят давление р\. Подставляя р\ в уравнение (158) пли (159), можно получить выражение для скорости движения поршня. Найдем указанную зависимость Ар от р0 и р\. Введем

Ра_ .

 

- Ж ■

2

Рг .

г __ Ро

 

Г, =

 

Гз —---.

Ро

 

Ро

Г ■

Р1

Р2

 

 

Учитывая (157) и равенство г

= Г\г2 г3, запишем:

 

1 _ _ ДР

, 1.

 

 

 

г2

—----<3+1,

 

 

 

Ра

 

 

(160)

 

г = / w 3;

 

 

 

1—с1 = 'Ѵз-

 

 

 

1

Г3

 

 

 

317


Исключая из системы (160) г2 и г3 и решая полученное квад­

ратное уравнение относительно Др/ра, получіім

Ра

_ г ,

2г(1 — г,)

г]

-+

Ѵ 2(1— /,)I

/ 1 g [ ч

А д

 

12(1 — г О —

 

 

г , ( 5 r — 4 )

Из рассмотрения выражения (161) следует, что знак минус перед вторым слагаемым в этом выражении не имеет смысла. Действительно, если второе слагаемое взять со знаком минус, то при увеличении ги а следовательно, и р\ величина перепада на поршне Ар будет уменьшаться, что противоречит физике явления.

Приравняв второе слагаемое пулю, можно найти ту мини­ мальную величину Г], при которой Ар/р„ имеет еще действи­ тельное значение. Эта величина будет г, = 0,8. Максимальное значение г\ не может быть больше единицы. Таким образом, при сочетании режимов истечения Д Д величина Г\ может изменяться в пределах от 0,8 до 1.

Для сочетания режимов истечения ДН в дросселях напол­ нения и опорожнения система уравнений движения поршневого

привода имеет вид:

_____

 

у = хп /

Л. — 1;

(162)

Г

рI

 

y = Y

h

(1б3)

р1 —р2 = Ар.

 

Из приведенной системы видно, что скорость поршня в этом

случае не зависит ни от нагрузки на шток,

ни от давления

питания. Решая совместно уравнения (162) и (163), определяем г\ 0,8, т. е. давление р і, а следовательно, и р2 не зависят от скорости движения поршня. Сочетания режимов НД и Н—Н истечения через дросселирующие отверстия наполнения и опо­ рожнения полостей цилиндра отсутствуют. В этом можно убедиться, если исследовать для указанных режимов уравнения наполнения и опорожнения камер совместно с уравнением рав­ новесия сил на штоке. При этом для сочетания режимов исте­ чения НД получается комплексная величина перепада дав­ ления на поршне, а для режима НН і\ = 1. Так как ни того, ни другого быть не может, то указанные сочетания режимов истечения при сделанных допущениях 1 для поршневых приво­ дов отсутствуют.

Используя уравнение (161), относящееся к сочетанию режи­ мов истечения Д —Д, а также учитывая тот факт, что для случая Д Н г1 = 0,8, построим график зависимости Ар от п = рі/ро

(рис. 180). Все кривые на графике относятся к сочетанию режп-

1 Здесь имеются в виду

допущения об установившемся процессе, равен­

стве эффективных площадей

дросселирующих отверстий и постоянстве на­

грузки на штоке.

 

318