Файл: Дмитриев, В. Н. Основы пневмоавтоматики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мов истечения Д—Д, а вертикальная прямая, проходящая через точку г\ = 0,8, относится к сочетанию режимов истечения Д—Н.

Приведенный

 

график

Ар, МПа

позволяет

определить

 

значение rt, не зная за­

 

ранее

сочетание режи­

 

мов

истечения

через

 

дросселирующие отвер­

 

стия

в

камере

напол­

 

нения

и

опорожнения,

 

по

известному

давле­

 

нию питания ро и пере­

 

паду на поршне

Ар =

 

=

N/F^.

По найденно­

 

му Г\

и формулам (158)

 

и

(159)

можно

рассчи­

 

тать скорость

поршня.

 

 

Для

еще

большего

 

упрощения

 

расчетов,

 

связанных

с определе­

 

нием скорости поршня

Рис. 180. График зависимости перепада дав­

//,

пользуются

графи­

ления Ар на поршне от отношения /т = р\Ір0

ком (рис. 181),

по осп

для различных давлении питания р0

 

ординат которого отло­ жена функция срі, равная радикалу в выражениях (158) и (162),

а по оси абсцисс — давление питания р0. Параметром является перепад Ар. Для построения рис. 181 на рис. 180 находились зна-

<р, ра =0,1МПа

чения гI, а срі рассчитывалось по формуле срі =

/

1

1 /

------ 1.

V а

Все кривые па рис. 181 относятся к сочетанию режимов истечения Д — Д, а горизонтальная прямая ср: = 0,5 — к сочетанию режи­ мов истечения Д — Н. Поршень не будет перемещаться, если

Ро Ра

- Зная срі, скорость у

находят по формуле

 

P =

1

319



Приведенная методика определения скорости у установив­ шегося движения поршня при постоянной нагрузке была проверена экспериментально. Исследуемый поршневой испол­ нительный механизм имел диаметр цилиндра, равный 31,6 мм, и полный ход, равный 114 мм. К штоку механизма была присое­ динена нагрузка, которую с учетом силы трения движения выбирали так, чтобы перепад давлений на поршне Ар составлял

0,1 МПа. В качестве дроссели­ рующих элементов были вы­ браны жиклеры, коэффициент расхода которых равен 0,8.

 

Были проведены две

серии

 

экспериментов.

При

проведе­

 

нии экспериментов первой

се­

 

рии начальные давления в по­

 

лостях цилиндра

были

равны

 

атмосферному

давлению,

а

 

давление питания ра

подводи­

 

лось скачком. Однако в некото­

 

рых случаях при больших ус­

Рис. 182. Экспериментальные скорост­

корениях поршня,

обусловлен­

ных сравнительно

большими

ные характеристики привода

проходными сечениями дроссе­

 

 

лирующих диафрагм

 

п боль­

шими давлениями питания, давления в полостях цилиндра при принятой его длине не успевали за время хода поршня принять установившиеся значения.

Ввиду того, что приведенная методика расчета пригодна лишь для вычисления установившейся скорости поршня, была

проведена вторая серия опытов при

искусственном

установле­

нии начальных

расчетных

давлений

в

полостях

 

цилиндра.

На осциллографной ленте фиксировались

давления

в полостях

цилиндра

рі и р2

и ход поршня.

В

результате

полученных

экспериментальных данных установлено,

что давления в поло­

стях цилиндра можно принять постоянными,

не зависящими от

размеров

дросселирующих

щелей,

 

а

изменение

давления

питания

в области Д —Я практически

не

изменяет

величину

скорости движения поршня исследуемого

поршневого

механиз­

ма. На рис. 182 приведен график, построенный по результатам экспериментального исследования и выражающий зависимость

скорости движения штока у от давления питания ро при различ­ ных диаметрах дросселирующих диафрагм и для перепада дав­ лений на поршне Ар = 0,1 МПа. На рисунке для сравнения штриховой линией нанесены кривые, полученные расчетным пу­ тем. Наибольшая погрешность не превышает 7,6%. Максималь­ ное расхождение расчетных данных с экспериментом (имеются в виду случаи больших проходных сечений дросселирующих

320


диафрагм и больших давлений питания) при проведении экспериментов без установления начальных давлений в поло­ стях цилиндра составило 30%•

3. ПОРШНЕВОЙ СЛЕДЯЩИЙ ПНЕВМОПРИВОД

Поршневой следящий пневмопривод (ПСП) отличается от пневматического поршневого привода в разомкнутом состоянии (рис. 177) тем, что у него введена отрицательная обратная связь, реализованная в виде рычага и пружины, через которые

выходной

шток

воздействует

на распределительный орган,

приводя

его

всегда в

 

 

 

 

нейтральное

положе­

 

 

 

 

ние. В представленном

 

 

 

 

на рис. 183 ПСП отри­

 

 

 

 

цательная

обратная

 

 

 

 

связь построена путем

 

 

 

 

соединения золотника

 

 

 

 

со штоком привода че­

 

 

 

 

рез

рычаг,

вращаю­

 

 

 

 

щийся вокруг

точки О

 

 

 

 

и пружину с„.

 

пе­

 

 

 

 

 

Золотник ПСП

 

 

 

 

ремещается от мембра­

 

 

 

 

ны

см, заключенной в

 

 

 

 

мембранной коробке, к

 

 

 

пред­

которой через отверстия подводится входной сигнал Арп,

ставляющий собой разность давлений.

что в

статике

для

 

Характерным для ПСП является то,

каждого

значения

разности давлений Ара, поданной на

вход,

соответствует

определенное положение

поршня у, причем на

эту зависимость не оказывает

влияния

нагрузка, действующая

на шток поршня исполнительного механизма.

его дифферен­

 

Не останавливаясь на статике ПСП,

найдем

циальные уравнения движения.

 

 

 

 

Предварительно сделаем следующие допущения:

1.Движение воздуха принимается квазистатическим.

2.Влияние сухого трения не учитывается.

3.Золотник имеет нулевое перекрытие.

4.Процесс изменения состояния воздуха при протекании через дросселирующие окна золотника носит адиабатический характер.

5.Температура воздуха питания равна температуре воздуха

в первой полости цилиндра и т. д., т. е. Т0 = Д = Г2 = Тг = Т,

Другими словами, будем считать, что переход от камеры к ка­ мере носит изотермический характер.

6.Нагрузка на поршень мала и на исходном статическом режиме можно считать, что р\ ~ ро.

7.Эффективные площади окон золотника при наполнении и

21 З а к а з 993

321


опорожнении принимаются равными

между собой, что почти

всегда имеет место на практике.

поршня выберем положе-

В качестве исходного положения

5

 

ние, соответствующее у0 —— . Выведем уравнение ПСП, следуя

известной методике [48]. Запишем дифференциальные уравне­ ния, характеризующие равенство сил иа золотнике и на поршне, считая, что площади поршня справа и слева одинаковы:

ІРІ,, =іпъ~

+ $ь-^- + (си + сн)8 +с,Ііу\

(164)

at*

at

+ c„y;

(165)

F n {P \— Pz) =

+ ßü

здесь /м — эффективная площадь мембраны; тъ — приведенная

масса золотника;

б — ход золотника; сп — жесткость

пружины

отрицательной обратной связи;

см — жесткость

мембраны;

ßs — коэффициент

демпфирования

золотника; і — коэффициент

передачи рычага отрицательной обратной связи; у — ход пор­ шня исполнительного механизма; т ѵ — приведенная масса

поршня; ßy — коэффициент демпфирования поршня; с„ — жест­ кость пружины нагрузки.

Воздействием силы, передаваемой пружиной сп через рычаг і на шток поршня, пренебрегаем, так как она мала по сравнению с силой, развиваемой поршнем. Как и в случае поршневого привода двустороннего действия, к этим двум уравнениям следует присовокупить уравнения заполнения и опорожнения двух полостей цилиндра. Для получения этих уравнений запи­ шем выражения для массы воздуха в левой и правой полостях цилиндра:

 

 

Al i

= Р і (^Уо +

У ------ Y

'J F n,

 

 

 

 

M2 = p2 f s —y0 —у ----) Fa.

 

 

Дифференцируя эти уравнения по времени, получим

 

 

1

d.M,

dy_

 

 

 

(166)

I

Fn

dt

Pi dt + [уо+ у~) - ^ г

 

СІМо = —P2^dy- +

S - y 0

. y - ± ) * £ L

(167)

Fn

dt

 

dt

 

У 2

dt

 

где h — ширина поршня.

 

 

 

 

V

 

производные

d M \

d M 2

представляют

Как и ранее,

---- L

и -----

 

 

 

 

d t

d t

 

 

собой мгновенные массовые расходы соответственно в полость цилиндра или из полости цилиндра через окна золотника.

Так как было сделано допущение, что нагрузкина шток поршня малы (р\ ~ р2 = Pu), то поршень можно рассматривать

322