ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
циалыю подготовленные рабочие на соответствующем оборудовании. Для местного ремонта отбирают шины с достаточно большой оста вшейся глубиной рисунка протектора, с проколами, небольшими пробоями и разрывами каркаса, порезами и незначительными от слоениями покровных резин.
Восстановление шин производят на специализированных шиновосстановительных предприятиях. Состояние изношенных шин, принимаемых на восстановление, определяется техническими усло виями. При определении пригодности шин к восстановлению работ ники предприятий или организаций, эксплуатирующих шины, проверяют целостность проволочного кольца бортов шины и осма тривают наружную и внутреннюю поверхность шины. При этом определяют количество и размеры повреждений и расслоений покров ных резин, брекера, каркаса и борта, а также степень старения покровных резин.
Изношенные шины, не пригодные для восстановления или мест ного ремонта подлежат сдаче в утиль для переработки на регенерат и другие материалы.
Шиновосстановительные предприятия принимают шины на вос становление непосредственно на предприятиях или на своих прием но-обменных пунктах.
Приемно-обменные пункты создаются в районах расположения предприятий и организаций, эксплуатирующих шины, отдаленных от шиновосстановительного предприятия на значительные расстоя ния. Приемно-обменные пункты обычно имеют специальные помеще ния и оснащаются необходимым оборудованием для проверки со стояния шин, сдаваемых на восстановление. В некоторых случаях прием шин на восстановление производят непосредственно на пред приятиях и в организациях, эксплуатирующих шины.
Прием шин, определение их пригодности к восстановлению и группы восстановления производится шиноремонтным предприятием, как правило, в присутствии представителя предприятия или органи зации, сдающих шины. При приемке и особенно в процессе восста новления (при шероховке протектора и вырезке повреждений) могут быть обнаружены дефекты, не замеченные ранее. Поэтому шиновосстановительное предприятие в процессе восстановления имеет право перевести шины в другую группу ремонта, а в отдельных слу чаях вообще отказаться от их восстановления.
При приемке шин на восстановление предприятие выдает сдатчику изношенных шин восстановленные шины того же типоразмера и ка чества каркаса, или восстанавливает принятые шины и возвращает их владельцу. При этом сдатчик оплачивает только затраты на вос становление.
Иногда шиновосстановительное предприятие оплачивает стоимость сдаваемых шин. Эти шины после их восстановления оно продает предприятиям и организациям, эксплуатирующим шины. При этом покупатель оплачивает расходы по восстановлению шин, стоимость «старых» шин, а также затраты по их транспортировке и хране нию.
53
Число шин, отбираемых на восстановление, зависит от уровня организации отбора (сдачи), районов отбора, культуры эксплуа тации, типов и размеров шин и ряда других факторов. Показателем уровня сдачи является коэффициент отбора шин на восстановление
(4)
■“ о
где Н х — число изношенных шин, сданных на первое восстановление; Н 0 — число изношенных шин, снятых с эксплуатации (без шин, подвергавшихся ранее восстановлению).
Коэффициент отбора шин на восстановление колеблется в преде лах от 0,1 до 0,9. Так, для шин грузовых автомобилей диагонального построения он в среднем равен 0,5, а для радиальных — 0,2. Это объясняется, в основном, более продолжительным сроком службы и, следовательно, большей вероятностью повреждений каркаса шин радиального построения. В то же время коэффициент отбора для диагональных шин грузовых автомобилей, эксплуатирующихся на хороших дорогах (асфальто-бетонных) в умеренном климате, может достигать 0,7, а для шин, эксплуатирующихся на горных дорогах южных районов, — не превышать 0,25. Но главным фактором, влияющим на показатель отбора шин для восстановления, является культура эксплуатации и своевременное проведение профилактическо го ремонта шин. Не проведенный во время ремонт прокола или неболь шого пробоя вызывает при дальнейшей эксплуатации шины разру шение каркаса, и в результате шина становится не пригодной к вос становлению. К таким же результатам приводят нарушения правил эксплуатации шин, в частности, езда на шинах с пониженным давле нием, износ протектора до брекера или до каркаса и т. д.
Практически на каждом предприятии, эксплуатирующем шины, имеются значительные резервы повышения коэффициентов отбора шин на восстановление. Выявление этих резервов и быстрейшая их реализация позволяет повысить экономическую эффективность предприятий или организаций, эксплуатирующих шины, и, в ко нечном счете, дать значительную экономию народному хозяйству. Повторное восстановление является одним из таких резервов и ха рактеризуется коэффициентом отбора на повторное восстановление К г. Он равен отношению числа шин, сданных на повторное восстано
вление Н 2, |
к числу шин, сданных |
на первое восстановление |
Н г |
|
К 2 = |
Яа |
(5) |
|
Иг |
||
Подставляя |
значения Н г из формулы (4), получим |
|
|
|
Я2 = |
Я2 |
(6) |
|
|
Н0К г |
|
При многократном восстановлении коэффициент отбора на ?г-ое вос становление равен
НП
Кп (7)
Н 0К ХК 2 . . . Кп-г
5 4
где |
Нп — число шин, |
сданных |
на п-ов восстановление; |
Кп^1 — коэффициент |
||
отбора шин, |
сданных на п = 1 |
восстановление. |
|
|
||
их |
Число |
восстановлений |
определяется |
типом |
шин и условиями |
|
эксплуатации. |
Автомобильные шины |
могут |
восстанавливаться |
2—3 раза, авиационные — 10 раз и более. Число восстановлений (кратность восстановлений) при высоких значениях коэффициента отбора может играть существенную роль в обеспечении потребности в шинах. Так, даже при коэффициенте отбора равном 0,5 и трехкрат ном восстановлении объемы восстановленных шин могут практиче ски достигать первоначального выпуска новых шин, что существенно влияет на удовлетворение потребности в шинах. Планируемая по требность в шинах может быть записана в общем виде следующим образом:
АП= На-{- fHB |
(8) |
где А п — потребность в шинах в планируемом году; Н„ — планируемый объем производства новых шин; / — отношение срока службы восстановленных шин к сроку службы новых шин; Нв — планируемый объем производства восстано вленных шин.
Как показывают расчеты, при пятикратном восстановлении авиа ционных шин (при коэффициенте отбора 0,5) объем производства новых шин может составлять только около 52% общей потребности
в авиатинах. Таким образом, |
сокращаются капитальные затраты |
на их производство. |
восстановления шин производится |
Планирование производства |
на основании расчетов возможных объемов сдачи шин на восстано вление. В процессе производства, как отмечалось выше, могут быть выявлены дополнительные дефекты, исключающие возмож ность восстановления шин. Отношение числа восстановленных шин
.к числу шин, снятых с эксплуатации, называют коэффициентом вос становления q. Он может быть меньше или равен коэффициенту отбора q К г. Как показывает практика q = 0,95—0,97.^. По этому планируемый объем восстановления принимают на 3—5% ниже возможного объема сдачи. Объем сдачи шин на восстановление рассчитывают по формуле
Н 1п= НопК 1п |
(9) |
где # 1П — планируемый объем сдачи шин на восстановление; |
Яоп — планиру |
емый выход шин из эксплуатации (без шин, подвергавшихся ранее восстановле нию); К 1П — планируемый коэффициент отбора шин на восстановление.
Коэффициент отбора шин на восстановление планируют на том уровне, который был достигнут в предыдущий период или учиты вают некоторый прирост, определяемый путем выявления резервов шинной и шиновосстановительной промышленностей, организаций и предприятий, эксплуатирующих шины, и организации сбора и си стемы его стимулирования. Вместо коэффициента отбора можно применять соответствующие нормативы.
Планируемое количество изношенных шин, снимаемых с эксплу атации (без шин ранее подвергавшихся восстановлению), рассчиты вают на основании данных о фактическом или ожидаемом поступлении
55
новых шин на замену изношенных и с новым транспортом (авто мобилями, самолетами, сельскохозяйственными машинами), а также средних сроков службы новых шин. Средний срок службы новых шин С определяют по среднему пробегу транспорта (при планиро вании на год — среднегодовому) и планируемой (или фактической) долговечности шин:
где I — планируемый (или фактический) пробег новых шин, тыс. км; а — среднегодовой пробег транспорта, тыс. км/год.
По сроку службы шин определяют год выхода их из эксплуатации. Если С является целым числом, то все шины выйдут из эксплуатации в течение одного года. Если С не является целым числом, то срок службы части шин, соответствующий превышению среднего срока службы над целым числом, округляется до целого числа лет в сто рону увеличения, а срок службы остальных шин — до целого числа лет в сторону уменьшения. Например, если расчетный срок службы шин выпуска 1969 г. — 1,4 года, то считают, что 60% этих шин выйдет из эксплуатации в 1970 г., а 40% — в 1972 г. Если же срок службы шин выпуска того же 1969 г. — 1,8 года, то 20% шин вый дут из эксплуатации в 1970 г., а 80% — в 1971 г.
Планирование объемов сдачи шин на восстановление в целом по стране и по экономическим районам наряду с выявлением допол нительных ресурсов повышения долговечности шин позволяет наи более рационально строить и реконструировать предприятия по вос становлению шин.
Примерный расчет объема сдачи шин
Определить возможный объем сдачи |
шин |
для восстановления |
|
в 1972 г. автотранспортному |
предприятию, |
получившему новые |
|
шины (в шт.): |
|
|
|
Размер шин |
1970 г. |
1971 г. |
|
320—508 |
150 |
180 |
|
260—508 |
450 |
500 |
|
8,25—20 |
320 |
400 |
|
За этот же период получены новые автомобили:
Марки |
Размер шин |
19 70 Г. |
1971 Г. |
автомо |
|
|
|
билей |
|
|
|
МАЗ-205 320-508 |
10 |
15 |
|
ЗИЛ-130 |
260—508 |
20 |
15 |
ГАЗ-53 |
8,25-20 |
15 |
25 |
Для определения числа новых шин, поступивших с новыми авто мобилями, нужно умножить число автомобилей на число ходовых колес:
Размер шин |
1970 г. |
1971 г. |
|||
320 |
— 508 |
1 0 - 6 = 6 0 |
1 5 - 6 = 9 0 |
||
260 |
— 508 |
2 0 |
- 6 = 1 2 0 |
1 5 - 6 = |
90 |
8,25 |
— 20 |
1 5 |
- 6 = 90 |
2 5 - 6 = |
150 |
56
Среднегодовые пробеги автомобилей составили (тыс. км):
Марки авто |
1971 г. |
1972 г |
мобилей |
|
|
|
МАЗ-205 |
35 |
38 |
|
ЗИЛ-130 |
40 |
41 |
|
ГАЗ-53 |
36 |
38 |
|
Уровень пробега новых шин в автохозяйстве составил (тыс. км)г |
||
|
Размер шин |
1970 г. |
1971г. |
|
320-508 |
70 |
73 |
|
260—508 |
65 |
68 |
|
8,25-20 |
58 |
60 |
|
По формуле (13) рассчитывают срок службы шин (годы): |
||
|
Размер шин |
1970 г. . |
1 9 7 1 г. |
|
320—508 |
2,0 |
1,9 |
|
260—508 |
1,6 |
1,7 |
|
8,25—20 |
1,6 |
1,6 |
|
Таким образом, в 1972 г. выйдут из эксплуатации: |
||
в |
100% шин 320—508, поступивших в 1970 г., и 10%, поступивших |
||
1971 г.; |
|
|
|
в |
60% шин 260—508, поступивших в 1970 г., и 30%, поступивших |
||
1971 г.; |
|
|
|
|
60% шин 8,25—20, поступивших в 1970 г., и 40%-, поступивших |
в 1971 г.
Отсюда можно рассчитать, какое количество шин различных размеров выйдет из эксплуатации в 1972 г.:
320 — 508 — 150 • 1,0+ 60 • 1,0+180 ■0,1 + 90 • 0,1 = 237 260 — 508 — 450 • 0,6 +120 • 0,6 + 500 • 0,3 + 90 • 0,3 = 519 8,25 — 20 — 320 • 0,6 + 90 • 0,6 + 400 • 0,4 +150 • 0,4 = 466
Коэффициент сдачи шин в 1970 г. в автохозяйстве по всем грузо вым шинам составил 0,610, а в 1971 г. — 0,616, т. е. вырос на 1%. Условия работы автохозяйства и внутренние резервы позволяют со хранить такой темп роста коэффициента отбора. В этом случае ко эффициент отбора для грузовых шин на 1972 г. принимают равным
62,2%.
Подставляя полученные значения в формулу (12), получим числошин (в шт.), которое автотранспортное предприятие сдает на восста новление в 1972 г.:
Размер шин |
|
320-508 |
273-0,622 = 170 |
260—508 |
519-0,622=323 |
8,25—20 |
466-0,622=290 |
Всего |
автотранспортное предприятие сдает на восстановление |
в 1972 г. |
783 шины. |
Расчет можно проводить как по отдельным размерам, так и по ассортиментным группам шин. При укрупненных расчетах можно найти возможный объем сдачи в целом по шинам для грузовых
5 7