Файл: Восстановительный ремонт шин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

циалыю подготовленные рабочие на соответствующем оборудовании. Для местного ремонта отбирают шины с достаточно большой оста­ вшейся глубиной рисунка протектора, с проколами, небольшими пробоями и разрывами каркаса, порезами и незначительными от­ слоениями покровных резин.

Восстановление шин производят на специализированных шиновосстановительных предприятиях. Состояние изношенных шин, принимаемых на восстановление, определяется техническими усло­ виями. При определении пригодности шин к восстановлению работ­ ники предприятий или организаций, эксплуатирующих шины, проверяют целостность проволочного кольца бортов шины и осма­ тривают наружную и внутреннюю поверхность шины. При этом определяют количество и размеры повреждений и расслоений покров­ ных резин, брекера, каркаса и борта, а также степень старения покровных резин.

Изношенные шины, не пригодные для восстановления или мест­ ного ремонта подлежат сдаче в утиль для переработки на регенерат и другие материалы.

Шиновосстановительные предприятия принимают шины на вос­ становление непосредственно на предприятиях или на своих прием­ но-обменных пунктах.

Приемно-обменные пункты создаются в районах расположения предприятий и организаций, эксплуатирующих шины, отдаленных от шиновосстановительного предприятия на значительные расстоя­ ния. Приемно-обменные пункты обычно имеют специальные помеще­ ния и оснащаются необходимым оборудованием для проверки со­ стояния шин, сдаваемых на восстановление. В некоторых случаях прием шин на восстановление производят непосредственно на пред­ приятиях и в организациях, эксплуатирующих шины.

Прием шин, определение их пригодности к восстановлению и группы восстановления производится шиноремонтным предприятием, как правило, в присутствии представителя предприятия или органи­ зации, сдающих шины. При приемке и особенно в процессе восста­ новления (при шероховке протектора и вырезке повреждений) могут быть обнаружены дефекты, не замеченные ранее. Поэтому шиновосстановительное предприятие в процессе восстановления имеет право перевести шины в другую группу ремонта, а в отдельных слу­ чаях вообще отказаться от их восстановления.

При приемке шин на восстановление предприятие выдает сдатчику изношенных шин восстановленные шины того же типоразмера и ка­ чества каркаса, или восстанавливает принятые шины и возвращает их владельцу. При этом сдатчик оплачивает только затраты на вос­ становление.

Иногда шиновосстановительное предприятие оплачивает стоимость сдаваемых шин. Эти шины после их восстановления оно продает предприятиям и организациям, эксплуатирующим шины. При этом покупатель оплачивает расходы по восстановлению шин, стоимость «старых» шин, а также затраты по их транспортировке и хране­ нию.

53


Число шин, отбираемых на восстановление, зависит от уровня организации отбора (сдачи), районов отбора, культуры эксплуа­ тации, типов и размеров шин и ряда других факторов. Показателем уровня сдачи является коэффициент отбора шин на восстановление

(4)

■“ о

где Н х — число изношенных шин, сданных на первое восстановление; Н 0 — число изношенных шин, снятых с эксплуатации (без шин, подвергавшихся ранее восстановлению).

Коэффициент отбора шин на восстановление колеблется в преде­ лах от 0,1 до 0,9. Так, для шин грузовых автомобилей диагонального построения он в среднем равен 0,5, а для радиальных — 0,2. Это объясняется, в основном, более продолжительным сроком службы и, следовательно, большей вероятностью повреждений каркаса шин радиального построения. В то же время коэффициент отбора для диагональных шин грузовых автомобилей, эксплуатирующихся на хороших дорогах (асфальто-бетонных) в умеренном климате, может достигать 0,7, а для шин, эксплуатирующихся на горных дорогах южных районов, — не превышать 0,25. Но главным фактором, влияющим на показатель отбора шин для восстановления, является культура эксплуатации и своевременное проведение профилактическо­ го ремонта шин. Не проведенный во время ремонт прокола или неболь­ шого пробоя вызывает при дальнейшей эксплуатации шины разру­ шение каркаса, и в результате шина становится не пригодной к вос­ становлению. К таким же результатам приводят нарушения правил эксплуатации шин, в частности, езда на шинах с пониженным давле­ нием, износ протектора до брекера или до каркаса и т. д.

Практически на каждом предприятии, эксплуатирующем шины, имеются значительные резервы повышения коэффициентов отбора шин на восстановление. Выявление этих резервов и быстрейшая их реализация позволяет повысить экономическую эффективность предприятий или организаций, эксплуатирующих шины, и, в ко­ нечном счете, дать значительную экономию народному хозяйству. Повторное восстановление является одним из таких резервов и ха­ рактеризуется коэффициентом отбора на повторное восстановление К г. Он равен отношению числа шин, сданных на повторное восстано­

вление Н 2,

к числу шин, сданных

на первое восстановление

Н г

 

К 2 =

Яа

(5)

 

Иг

Подставляя

значения Н г из формулы (4), получим

 

 

Я2 =

Я2

(6)

 

 

Н0К г

 

При многократном восстановлении коэффициент отбора на ?г-ое вос­ становление равен

НП

Кп (7)

Н 0К ХК 2 . . . Кп-г

5 4


где

Нп — число шин,

сданных

на п-ов восстановление;

Кп^1 — коэффициент

отбора шин,

сданных на п = 1

восстановление.

 

 

их

Число

восстановлений

определяется

типом

шин и условиями

эксплуатации.

Автомобильные шины

могут

восстанавливаться

2—3 раза, авиационные — 10 раз и более. Число восстановлений (кратность восстановлений) при высоких значениях коэффициента отбора может играть существенную роль в обеспечении потребности в шинах. Так, даже при коэффициенте отбора равном 0,5 и трехкрат­ ном восстановлении объемы восстановленных шин могут практиче­ ски достигать первоначального выпуска новых шин, что существенно влияет на удовлетворение потребности в шинах. Планируемая по­ требность в шинах может быть записана в общем виде следующим образом:

АП= На-{- fHB

(8)

где А п — потребность в шинах в планируемом году; Н„ — планируемый объем производства новых шин; / — отношение срока службы восстановленных шин к сроку службы новых шин; Нв — планируемый объем производства восстано­ вленных шин.

Как показывают расчеты, при пятикратном восстановлении авиа­ ционных шин (при коэффициенте отбора 0,5) объем производства новых шин может составлять только около 52% общей потребности

в авиатинах. Таким образом,

сокращаются капитальные затраты

на их производство.

восстановления шин производится

Планирование производства

на основании расчетов возможных объемов сдачи шин на восстано­ вление. В процессе производства, как отмечалось выше, могут быть выявлены дополнительные дефекты, исключающие возмож­ ность восстановления шин. Отношение числа восстановленных шин

.к числу шин, снятых с эксплуатации, называют коэффициентом вос­ становления q. Он может быть меньше или равен коэффициенту отбора q К г. Как показывает практика q = 0,95—0,97.^. По­ этому планируемый объем восстановления принимают на 3—5% ниже возможного объема сдачи. Объем сдачи шин на восстановление рассчитывают по формуле

Н 1п= НопК 1п

(9)

где # 1П — планируемый объем сдачи шин на восстановление;

Яоп — планиру­

емый выход шин из эксплуатации (без шин, подвергавшихся ранее восстановле­ нию); К 1П — планируемый коэффициент отбора шин на восстановление.

Коэффициент отбора шин на восстановление планируют на том уровне, который был достигнут в предыдущий период или учиты­ вают некоторый прирост, определяемый путем выявления резервов шинной и шиновосстановительной промышленностей, организаций и предприятий, эксплуатирующих шины, и организации сбора и си­ стемы его стимулирования. Вместо коэффициента отбора можно применять соответствующие нормативы.

Планируемое количество изношенных шин, снимаемых с эксплу­ атации (без шин ранее подвергавшихся восстановлению), рассчиты­ вают на основании данных о фактическом или ожидаемом поступлении

55


новых шин на замену изношенных и с новым транспортом (авто­ мобилями, самолетами, сельскохозяйственными машинами), а также средних сроков службы новых шин. Средний срок службы новых шин С определяют по среднему пробегу транспорта (при планиро­ вании на год — среднегодовому) и планируемой (или фактической) долговечности шин:

где I — планируемый (или фактический) пробег новых шин, тыс. км; а — среднегодовой пробег транспорта, тыс. км/год.

По сроку службы шин определяют год выхода их из эксплуатации. Если С является целым числом, то все шины выйдут из эксплуатации в течение одного года. Если С не является целым числом, то срок службы части шин, соответствующий превышению среднего срока службы над целым числом, округляется до целого числа лет в сто­ рону увеличения, а срок службы остальных шин — до целого числа лет в сторону уменьшения. Например, если расчетный срок службы шин выпуска 1969 г. — 1,4 года, то считают, что 60% этих шин выйдет из эксплуатации в 1970 г., а 40% — в 1972 г. Если же срок службы шин выпуска того же 1969 г. — 1,8 года, то 20% шин вый­ дут из эксплуатации в 1970 г., а 80% — в 1971 г.

Планирование объемов сдачи шин на восстановление в целом по стране и по экономическим районам наряду с выявлением допол­ нительных ресурсов повышения долговечности шин позволяет наи­ более рационально строить и реконструировать предприятия по вос­ становлению шин.

Примерный расчет объема сдачи шин

Определить возможный объем сдачи

шин

для восстановления

в 1972 г. автотранспортному

предприятию,

получившему новые

шины (в шт.):

 

 

 

Размер шин

1970 г.

1971 г.

 

320—508

150

180

 

260—508

450

500

 

8,25—20

320

400

 

За этот же период получены новые автомобили:

Марки

Размер шин

19 70 Г.

1971 Г.

автомо­

 

 

 

билей

 

 

 

МАЗ-205 320-508

10

15

ЗИЛ-130

260—508

20

15

ГАЗ-53

8,25-20

15

25

Для определения числа новых шин, поступивших с новыми авто­ мобилями, нужно умножить число автомобилей на число ходовых колес:

Размер шин

1970 г.

1971 г.

320

— 508

1 0 - 6 = 6 0

1 5 - 6 = 9 0

260

— 508

2 0

- 6 = 1 2 0

1 5 - 6 =

90

8,25

— 20

1 5

- 6 = 90

2 5 - 6 =

150

56


Среднегодовые пробеги автомобилей составили (тыс. км):

Марки авто­

1971 г.

1972 г

мобилей

 

 

 

МАЗ-205

35

38

 

ЗИЛ-130

40

41

 

ГАЗ-53

36

38

 

Уровень пробега новых шин в автохозяйстве составил (тыс. км)г

 

Размер шин

1970 г.

1971г.

 

320-508

70

73

 

260—508

65

68

 

8,25-20

58

60

 

По формуле (13) рассчитывают срок службы шин (годы):

 

Размер шин

1970 г. .

1 9 7 1 г.

 

320—508

2,0

1,9

 

260—508

1,6

1,7

 

8,25—20

1,6

1,6

 

Таким образом, в 1972 г. выйдут из эксплуатации:

в

100% шин 320—508, поступивших в 1970 г., и 10%, поступивших

1971 г.;

 

 

в

60% шин 260—508, поступивших в 1970 г., и 30%, поступивших

1971 г.;

 

 

 

60% шин 8,25—20, поступивших в 1970 г., и 40%-, поступивших

в 1971 г.

Отсюда можно рассчитать, какое количество шин различных размеров выйдет из эксплуатации в 1972 г.:

320 — 508 — 150 • 1,0+ 60 • 1,0+180 ■0,1 + 90 • 0,1 = 237 260 — 508 — 450 • 0,6 +120 • 0,6 + 500 • 0,3 + 90 • 0,3 = 519 8,25 — 20 — 320 • 0,6 + 90 • 0,6 + 400 • 0,4 +150 • 0,4 = 466

Коэффициент сдачи шин в 1970 г. в автохозяйстве по всем грузо­ вым шинам составил 0,610, а в 1971 г. — 0,616, т. е. вырос на 1%. Условия работы автохозяйства и внутренние резервы позволяют со­ хранить такой темп роста коэффициента отбора. В этом случае ко­ эффициент отбора для грузовых шин на 1972 г. принимают равным

62,2%.

Подставляя полученные значения в формулу (12), получим числошин (в шт.), которое автотранспортное предприятие сдает на восста­ новление в 1972 г.:

Размер шин

 

320-508

273-0,622 = 170

260—508

519-0,622=323

8,25—20

466-0,622=290

Всего

автотранспортное предприятие сдает на восстановление

в 1972 г.

783 шины.

Расчет можно проводить как по отдельным размерам, так и по ассортиментным группам шин. При укрупненных расчетах можно найти возможный объем сдачи в целом по шинам для грузовых

5 7