ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
и легковых автомобилей, автобусов, самолетов и т. д. В этом случае про бег шин определяют как средневзвешенный. Под средневзвешенным значением понимают величину, являющуюся суммой произведений пробега шин определенного размера на удельный вес (в %) этого размера в общем балансе шин. Например, общий пробег всех шин грузовых автомобилей в 1970 г. в приведенном выше примерном расчете составил:
70-17,6 + 65 -47,9 + 58 -35,5 = 67,4 тыс. км
Литература
1. |
К н о р о з В. И. Автомобильные шины типа Р и PC. М., «Транспорт», |
1964. |
|
2. |
228 с. |
Ц у к е р б е р г С. М., Н е н а х о в Б . В. Как уве |
|
С е л е з н е в Й. И., |
|||
3. |
личить пробег автомобильных шин. М., «Транспорт», 1966. 62 с. |
1973. |
|
Ц у к е р б е р г С . М. |
и др. Пневматические шины. М., «Химия», |
264 с.
4.К о в а л ь ч у к В. П. Эксплуатация и ремонт автомобильных шин. М., «Транспорт», 1972. 252 с.
5. S n u l z e G . , |
W e i n h o l d |
Н. W., |
Pneumant |
Reifenpflege, |
Berlin — |
|
Fürstenwalde, |
1964. |
190 S. |
O. H. , |
П е й к о Я . Н. Некоторые вопросы |
||
6. Е в з о в и ч В - Е . , |
М и н а е в |
|||||
расчета планируемого |
выпуска |
и ремонта изделий на примере авиационных |
||||
шин. Сборник трудов ГосНИИ |
гражданской авиации, |
выпуск 88, |
с. 27—37, |
|||
М. 1973. |
|
|
|
|
|
|
/
Г Л А В А |
/// |
Ш иноремонтные |
м атериалы |
Многообразие видов и способов ремонта, стремление увеличить сроки службы восстановленных и отремонтированных шин вы^ зывает необходимость расширения ассортимента, повышения каче ства и увеличения объема производства шиноремонтных материа лов.
Т а б л и ц а II 1.1 Физико-механические показатели типовых шиноремонтных резин
|
|
|
Резины |
|
|
Показатели |
протек |
прослоен |
камер |
тепло |
клеевая |
|
торная |
ная |
ная |
стойкая |
Предел прочности при растяжении, |
|
|
|
|
|
||||
кгс/см2, не м е н е е ........................ |
|
|
140 |
200 |
90 |
140 |
220 |
||
Относительное удлинение при раз |
|
|
|
|
|
||||
рыве, %, |
|
|
|
|
450 |
500 |
550 |
450 |
|
не менее .................................... |
|
|
|
600 |
|||||
не более .................................... |
|
|
|
— |
850 |
— |
— |
||
Относительное остаточное удлине |
|
|
|
|
|
||||
ние, %, не более ........................ |
|
|
35 |
40 |
35 |
40 |
35 |
||
Сопротивление раздиру, кгс/см, не |
45 |
|
35 |
|
|
||||
менее ............................................... |
|
|
|
|
Не ме- |
|
— |
||
Твердость, уел. ед.............................. |
|
|
|
55—65 |
— |
— |
|||
Истираемость, см3/кВт-ч, не более |
450 |
нее 45 |
_ |
_ |
_ |
||||
|
|||||||||
Коэффициент старения |
в воздухе |
|
|
|
|
|
|||
после 48 ч при 100 °С (по пределу |
|
|
|
|
|
||||
прочности при растяжении), не |
|
|
|
0,7 |
|
||||
менее ............................................... |
связи |
при расслоении |
|
|
|
|
|||
Прочность |
|
|
|
|
|
||||
образцов |
после |
вулканизации, |
|
|
|
|
|
||
кгс/см, не менее |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
между невулканизованной про |
|
|
|
|
|
||||
слоенной и вулканизованной |
8 |
8 |
|
|
|
||||
протекторной резинами . . |
|
|
|
||||||
между |
невулканизованной |
и |
|
|
|
|
|
||
вулканизованной камерными |
— |
— |
5 |
— |
— |
||||
резинами |
............................ |
|
|
||||||
П р и м е ч а н и я : 1. |
показатели |
определены при следующих контрольных режимах |
|||||||
вулканизации: для протекторной - |
30 |
мин при 143 °С; прослоенной - |
20 мин при 131 °С; |
||||||
камерной- |
15 мин |
при |
143 °С; теплостойкой - |
45 мин при |
143 °С; |
клеевой - |
15 мин |
при 138 °С.
2. Продолжительность вулканизации образцов при определении твердости и истирае
мости увеличивается на 30%.
3. Допускается вулканизация контрольных образцов при других температурах (130 —160 °С) и эквивалентном времени вулканизации.
5 9
Качество применяемых материалов является одним из наиболее важных факторов, определяющих долговечность (ходимость) шин после восстановления и ремонта.
К основным шиноремонтным резиновым смесям (протекторной, прослоенной и клеевой) предъявляются те же требования, что и к со ответствующим резиновым смесям, используемым для изготовления новых шин. Однако резиновые смеси для ремонта шин должны обла дать рядом специфических свойств, одно из которых — способность сохранять показатели свойств при длительном (до 6 месяцев) хране нии в невулканизованном состоянии. Это связано с тем, что ремонт шин производится сетью предприятий, значительная часть которых получает шиноремонтные материалы большими партиями от крупных шинных или резиновых заводов, зачастую значительно удаленных от потребителей.
Важнейшей особенностью прослоенной и клеевой резиновых сме сей является их способность обеспечивать высокую прочность связи при наложении нового протектора на каркас восстанавливаемой покрышки. Специфика заключается не только в том, что необходимо привулканизовывать невулканизованную резиновую смесь к резине (случай, не встречающийся в практике шинной промышленности), но и в том, что используемая при этом резиновая смесь должна обес печивать высокую прочность связи независимо от состава резин протектора и брекера восстанавливаемой покрышки.
Многолетняя практика восстановления шин показала, что оправ дывает себя применение только высококачественных шиноремонт ных материалов. Поэтому к ним предъявляют высокие требования по ряду основных показателей (табл. III .1).
Классификация шиноремонтных материалов
Для ремонта шин используют резиновые, резинотканевые мате риалы и клей. В отдельную группу выделяют материалы, в том числе самовулканизующиеся, для ремонта шин в гаражных и путевых условиях.
Основными резиновыми материалами являются протекторные, прослоенные, камерные, теплостойкие и клеевые резиновые смеси.
Для большинства шиноремонтных предприятий протекторные смеси выпускают в виде профилированных заготовок (лент) различ ных размеров и форм профиля для возобновления беговой дорожки или протектора полного профиля (от плеча до плеча). Предприятиям, имеющим свое профилирующее оборудование или использующим способ наложения протектора навивкой широких или узких лент, поставляют вальцованные протекторные смеси в виде пластин тол щиной 9—15 мм. Листовые протекторные смеси (толщиной 2 мм) выпускают для ремонта поврежденных участков протектора и боковин.
Листовые прослоенные смеси (толщиной 0,9 мм) выпускают для обкладки отшерохованной поверхности протектора, пластырей, об кладки и заполнения поврежденных участков каркаса и брекера при их ремонте. Для предприятий, имеющих свое листовальное
60
оборудование, производящих наложение протектора с предваритель ной дублировкой с прослоечной смесью и ремонт повреждений кар каса литьем под давлением, прослоенные смеси выпускают в виде вальцованных пластин.
Листовая камерная смесь (толщиной 2 мм) предназначена для ремонта ездовых камер. Листовая (толщиной 2 мм) или вальцованная теплостойкая смесь используется для изготовления кольцевых и сек торных варочных камер, а также диафрагм.
Резинотканевые материалы выпускают следующих видов: обрезиненный корд (из искусственного или синтетического во
локна) — для изготовления секторных |
варочных камер (мешков) |
и ремонта поврежденных участков каркаса; |
|
прорезиненный чефер — для ремонта |
повреждений бортов по |
крышек и изготовления секторных варочных камер (мешков); |
резинокордные вулканизованные и невулканизованные пластыри (крестообразные, прямоугольные, квадратные и т. п. заплаты из нескольких слоев обрезиненной кордной ткани) — для ремонта поврежденных участков каркаса.
Клеи, применяемые для восстановления и ремонта покрышек горячей вулканизацией, представляют собой растворы резиновой смеси в бензине «галоша».
Для профилактического ремонта шин в путевых и гаражных усло виях используют специальные материалы, в том числе резиновые вставки (грибки, пробки) и пластыри, которые часто изготавливают с использованием самовулканизующихся составов. Эти материалы обычно выпускают в виде комплектов (аптечек) для ремонта шин различных типов.
Клеевые смеси, предназначенные для приготовления конфекци онных вулканизующихся клеев, выпускают в виде вальцованных пластин (толщиной 9—15 мм).
Состав и получение резиновых смесей
Основным сырьем при производстве резиновых изделий является каучук. Наиболее важное свойство каучука — его эластичность, т. е. способность к значительным деформациям под действием внешних сил и к восстановлению первоначальных размеров и формы после прекращения действия этих сил. Однако изделия из чистого каучука имеют ряд недостатков. Они мало прочны, под'действием тепла раз мягчаются, становятся липкими, на холоде легко затвердевают и де лаются хрупкими. Чтобы устранить эти недостатки к каучуку доба вляют ряд ингредиентов и приготавливают на его основе резиновые смеси, которые затем подвергают тепловой обработке — вулкани зации.
Каучуки и особенно резиновые смеси на их основе обладают пла стичностью, т. е. способностью к необратимым деформациям, теку честью. На этом основаны все важнейшие приемы технологии из готовления резиновых изделий. Для повышения пластичности ре зиновых смесей, улучшения их технологических свойств в их состав
61
вводят некоторые специальные вещества. Ряд каучуков приобретаетнеобходимую пластичность лишь после специальной обработки — пластикации.
Одним из важных свойств каучука и резиновых смесей является их способность растворяться во многих растворителях, из которых наиболее часто употребляются бензин, бензол, толуол, этилацетат, дихлорэтан и другие хлорированные углеводороды. Растворы каучу ков и резиновых смесей называют клеями. Выбор растворителя для получения клея определяется главным образом природой каучука.
Широкое использование резиновых изделий, работающих в са мых различных условиях, требует изготовления резин, резко отли чающихся друг от друга по своим свойствам. Свойства резин и рези новых смесей, из которых они получаются, определяются их составом. Каждая из составных частей (ингредиентов) резиновой смеси оказы вает определенное действие на ее свойства. Это действие в значи тельной мере зависит от того, в каком количестве вводится данный ингредиент в резиновую смесь.
Наименование и количество (в вес. ч. на 100 вес. ч. каучука) ингредиентов, входящих в состав резиновой смеси, записывают в ей рецепте.
В технологической документации на изготовление резиновых смесей указывают также содержание каждого из ингредиентов в ве совых и объемных процентах (принимая всю резиновую смесь за 100%) и их навески для одной загрузки смесительного оборудования (резиносмеситель или вальцы). Кроме того, в них приводят характе ристику рабочих свойств смеси и основные показатели получаемой из нее вулканизованной резины.
В состав резиновых смесей обычно входят: каучуки и их замени тели (например, регенерат); вулканизующие вещества (агенты вулка низации); ускорители вулканизации и их активаторы; мягчители; стабилизаторы-противостарители, антиозонанты, противоутомители; замедлители подвулканизации (антискорчинги); наполнители усили вающие (усилители) и инертные; специальные ингредиенты (краси тели, порообразователи и др.).
Составные части резиновых смесей перечислены здесь в том по рядке, в котором они обычно вписываются в рецепт.
Ингредиенты резиновых смесей
Каучуки. В шинной промышленности широко применяются натуральный (НК) и синтетические (СК) каучуки. Каучуки относятся к классу высокомолекулярных соединений. Отличительной их осо бенностью является то, что макромолекулы каучука представляют собой длинные цепи, построенные из большого числа повторя ющихся элементарных звеньев.
Свойства каучуков и получаемых на их основе резин зависят от природы (химического состава) звеньев, образующих цепь, не предельное™, регулярности (правильности) построения, молеку лярного веса и некоторых других факторов.
62