ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
с вальцев в виде листов. Режим листования (длительность введения серы и перемешивания) согласовывается с реяшмом смешения в резнносмесителе с таким расчетом, чтобы операция на вальцах заканчи валась до выгрузки из резиносмесителя следующей закладки смеси.
Работа на скоростных резиносмесителях высокого давления по зволяет значительно сократить циклы приготовления резиновых смесей, и поэтому использование листовальных вальцев для их при ема становится затруднительным, так как одни листовальные вальцы уже не обеспечивают непрерывность технологического процесса. Поэтому более прогрессивным методом является использование для
Рис. III.3. Общий вид и разрез вальцев:
1 — станина; 2 — механизм регулировки зазора: 3 — подвижный подшипник переднего валка; 4 — аварийный выключатель; 5 — неподвижный подшипник заднего валка; 6 — фундаментная плита; 7 — ограничительные стрелки; 8 — подвод охлаждающей воды; 9 — слив охлаждающей воды; 10 — шестерни (привод переднего валка); 11 — валки; 12 — ше стерня (привод заднего валка).
дополнительного перемешивания резиновых смесей мощных червяч ных прессов с диаметром червяка 300—350 мм.
Их применение дает возможность организовать непрерывный технологический процесс при минимальных трудовых затратах. Существуют конструкции червячных прессов с комбинированными головками, позволяющие не только принимать, дополнительно об рабатывать и формовать резиновую смесь синхронно с ее изготовле нием, но и очищать (фильтровать) смеси. Такие машины одновременно заменяют и листовальные вальцы и используемые в некоторых слу чаях для очистки резиновых смесей от посторонних включений червячные фильтр-прессы (стрейнеры).
В настоящее время при массовом производстве резиновых смесей одного назначения для передачи их на последующие технологиче ские операции широко применяется метод прямого потока, преду сматривающий непрерывный отбор готовой резиновой смеси от обо
7 6
рудования, установленного после резиносмесителей, и транспорти ровку ее в горячем состоянии к питательным вальцам каландров, червячных прессов или другого профилирующего оборудования. На предприятиях, где прямой поток отсутствует, снятые с вальцев листы резиновой смеси охлаждают на воздухе или в ваннах с водой. Во избежание слипания при хранении снятые с вальцев листы рези новой смеси пропудривают сухим тальком либо смачивают суспен зией талька или каолина в воде.
Наиболее перспективным направлением дальнейшего совершен ствования технологии изготовления резиновых смесей является со здание непрерывных процессов и замена смесителей периодического действия непрерывно работающими агрегатами. Резиносмесители непрерывного действия представляют собой одноили двухчервяч ные машины, объединенные с автоматическими системами непрерыв ной подачи и дозирования компонентов резиновой смеси. Во всех случаях применение смесителей непрерывного действия обеспечи вает значительную интенсификацию процесса смешения и создает предпосылки для повышения качества резиновых смесей.
Контроль качества смешения. В производственных условиях для экспресс-контроля качества приготовленных резиновых смесей применяют различные методы, основанные на измерении ряда кос венных показателей качества смесей и правильности проведения про цесса смешения.
К таким методам относятся определение «кольцевого модуля» или растяжимости свулканизованного образца резины, имеющего форму кольца, измерение плотности и твердости. Получаемые при этом показатели зависят от суммы многих факторов, действующих в процессах смешения, подготовки и вулканизации образцов. Поэтому они малочувствительны к колебаниям в составе смесей и изменениям условий смешения.
Однако эти методы сравнительно просты и позволяют оценивать смеси в течение 2—3 мин. Их широко применяют для выборочного контроля уже отработанного технологического процесса смешения с целью выявления случайных его нарушений.
Более объективно качество смешения можно оценить путем кон троля молекулярного веса каучука и характеристик образующихся (в результате взаимодействия каучука с частицами сажи) каучук-са- жевых структур. О молекулярном весе каучука и степени развития каучук-сажевых структур в смесях можно судить по их вязкости или пластичности. Вязкость большинства резиновых смесей шинного производства (определенная на сдвиговом вискозиметре) составляет 60—80 единиц по Муни, а в абсолютных значениях 101—105П (0,01 — 0,1 кгс-с/см2),в зависимости от условий смешения. Для получения данных о распределении в каучуке сажи применяют различные стати стические характеристики. При оценке качества смешения по внешне му виду смесей при микроскопическом исследовании используют два основных показателя — средний диаметр недиспергированных частиц сажи и их относительную площадь в поле зрения микроскопа. Соот ветственно для оценки смешения используют средний диаметр частиц
77
(обычно порядка микрон) и 100-балльную систему, характеризующую количество недиспергированных частиц сажи.
Точнее и более объективно степень распределения оценивают величиной статистической дисперсии или коэффициентом вариации концентрации сажи (или другого ингредиента) в резиновой смеси, а также обобщенным статистическим показателем, называемым ин дексом смешения.
Для расчета дисперсии (выборочной) концентрации ингредиентов в резиновой смеси применяют формулу:
1 |
N |
|
‘у2= Л Г ^ |
г 2 ( Р ‘ - Р ) 2 |
(!) |
где р — средняя концентрация ингредиента в отобранных пробах смеси; р,- — концентрация в і-ой пробе; N — число проб или объем выборки.
Индекс смешения рассчитывают по формуле:
где а |
„ |
„ |
р (1 — р) |
, здесь |
|
—дисперсия идеально размешанной |
системы, равная —— ■ |
п — число частиц (например, сажи), в пробе, р — расчетная концентрация ингре диента в смеси в соответствии с рецептом.
Таким образом, индекс смешения получается как результат срав нения дисперсии идеальной смеси с дисперсией (выборочной) на данной стадии смешения. В начале смешения 1 ^ 0 а в конце — приближается к единице: 0 ^ 1. Для годных смесей М = 0,1 — -0 ,1 5 .
Профилированные протекторы
Профилированные протекторы являются основным материалом при восстановлении шин. Промышленность выпускает два типа про
филированных |
протекторов трапецеидального |
профиля (рис. III.4): |
||||
г |
ß |
для восстановления |
шин наложе |
|||
нием беговой дорожки — А и для |
||||||
|
|
|||||
\ / ^ |
|
восстановления |
шин |
наложением |
||
|
протектора |
полного |
профиля (от |
|||
I —----------------в --------------- — |
плеча до плеча) |
— Б. |
Размеры выпускаемых протек торов приведены в табл. III.2. Типовой состав протекторных сме сей, применяемых при восстановле нии и ремонте шин, представлен в табл. III.3.
При дальнейшем улучшении качества протекторных резин основ ное внимание должно быть уделено повышению их эластичности и снижению теплообразования. Использование при восстановлении шин более эластичных протекторных резин, имеющих меньшее теплообразование, значительно увеличит послеремонтный пробег
7 8
Та б л и ц а
Шины
I I I . 2 . Г е о м е т р и ч е с к и е р а з м е р ы п р о ф и л и р о в а н н ы х п р о т е к т о р о в
Типпро филя |
|
Размеры, мм |
длинаL, 05± |
|
|
± 0 , 5 |
± 3 ,0 |
± 5 , 0 |
не Оолее |
||
|
толщина |
ширина |
ширина |
|
толщина, |
|
верхнего |
нижнего |
|
||
|
протектора h, |
основания в, |
основания В, |
|
кромки 6, |
130—330 |
А |
8,0 |
|
99 |
105 |
1750 |
_ |
(5,20-13) |
Б |
8,0 |
|
99 |
160 |
1750 |
2,0 |
155—330 |
А |
7,5 |
|
105 |
111 |
1800 |
— |
(6,00—13) |
Б |
8,0 |
|
105 |
165 |
1800 |
2,0 |
165-330 |
А |
7,5 |
|
111 |
117 |
1730 |
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
(6,45-13) |
Б |
8,0 |
|
111 |
140 |
1730 |
2,0 |
165-330 |
А |
9,0 |
|
119 |
125 |
1880 |
— |
(6,40—13) |
Б |
9,5 |
|
119 |
200 |
1880 |
2,0* |
185-355 |
А |
9,0 |
|
118 |
124 |
1950 |
— |
(7,35-14) |
Б |
10,0 |
|
118 |
205 |
1950 |
2,0 |
145-380 |
А |
7,5 |
|
102 |
108 |
1960 |
— |
(5,60—15) |
Б |
7,5 |
|
102 |
150 |
1960 |
2,0 |
165—380 |
Б |
9,0 |
|
135 |
165 |
2035 |
2,0 |
(6,40—15) |
|
||||||
170-380 |
А |
9,5 |
|
115 |
121 |
2030 |
— |
(6,70-15) |
Б |
10,0 |
|
115 |
180 |
2030 |
2,0 |
180-380 |
А |
9,0 |
|
125 |
131 |
2130 |
— |
(7,10—15) |
Б |
9,0 |
|
125 |
230 |
2130 |
2,0 |
215—380 |
А |
12,0 |
|
162 |
168 |
2240 |
— |
(8,40-15) |
Б |
12,5 |
|
162 |
240 |
2240 |
2,5 |
220—508 |
Б |
14,0 |
|
168 |
250 |
2720 |
2,5 |
240—508 |
Б |
13,5 |
|
178 |
260 |
2830 |
2,5 |
260—508 |
Б |
18,0 |
|
203 |
300 |
2950 |
3,0 |
280-508 |
А |
19,5 |
|
206 |
218 |
3080 |
— |
300—508 |
Б |
20,0 |
|
206 |
280 |
3080 |
3,0 |
А |
18,5 |
|
198 |
210 |
3130 |
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
320—508 |
Б |
19,0 |
|
198 |
345 |
3130 |
3,0 |
Б |
18,5 |
|
256 |
380 |
3350 |
3,0 |
|
370—508 |
Б |
15,5 |
|
320 |
440 |
3630 |
3,0 |
(14,00-20) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Д л я восстановления |
шин |
радиального |
построения |
|
||
200—508Р |
Б |
11,5 |
|
155 |
220 |
2640 |
2,5 |
240—508Р |
Б |
12,5 |
|
170 |
265 |
2770 |
2,5 |
260-508Р |
Б |
16,5 |
|
186 |
270 |
2880 |
3,0 |
|
Д л я |
восстановления |
шин большегрузных автомобилей |
|
|||
18,00—24 |
Б |
20,0 |
|
408 |
630 |
4880 |
3,0 |
500—635 |
Б |
37,0 |
|
460 |
640 |
4800 |
3,0 |
(18,00-25) |
|
||||||
21,00—28 |
Б |
22,0 |
|
480 |
700 |
5160 |
3,0 |
Д л я |
восстановления |
шин |
сельскохозяйственных машин |
|
|||
240—1067 |
А |
11,5 |
|
220 |
320 |
4560 |
3,0 |
(9,5/9-42) |
Б |
16,0 |
|
220 |
320 |
4560 |
3,0 |
300—965 |
А |
12,5 |
|
290 |
430 |
4555 |
3,0 |
(12,4/11-38) |
Б |
18,0 |
|
290 |
430 |
4555 |
3,0 |
330—965 |
А |
12,5 |
|
320 |
400 |
4720 |
3,0 |
79
Шины
Тип про филя
|
|
П р о д о л ж е н и е т а б л . |
I I I . 2 |
||
|
|
Размеры, мм |
|
|
|
толщина |
ширина |
ширина |
L, |
толщина |
|
|
|||||
вер хнего |
нижнего |
длина 5±0 |
|||
± 0 , 5 |
± 3 , 0 |
± 5 , 0 |
не |
более |
|
протектора h, |
основания |
в , основания В, |
|
кромки б, |
(13,6/12-38) |
Б |
18,0 |
320 |
440 |
4720 |
3,0 |
|
465 |
-610 |
А |
14,0 |
420 |
580 |
4100 |
3,0 |
(18,4/15-25) |
Б |
15,0 |
420 |
580 |
4100 |
3,0 |
|
610 |
-660 |
А |
16,0 |
510 |
660 |
4800 |
3,0 |
(23,1/18-26) |
Б |
22,0 |
510 |
660 |
4800 |
3,0 |
|
150—406 |
А |
6,0 |
130 |
180 |
2050 |
2,0 |
|
(5,50 |
-16) |
Б |
8,0 |
130 |
180 |
2050 |
2,0 |
170—406 |
А |
6,5 |
135 |
200 |
2160 |
2,0 |
|
(6,00 |
-16) |
Б |
8,0 |
135 |
200 |
2160 |
2,0 |
180 |
-406 |
А |
10,0 |
147 |
230 |
2090 |
2,0 |
(6,50 |
-16) |
Б |
13,0 |
147 |
230 |
2090 |
2,0 |
восстановленных шин. |
Большие |
возможности |
в этом направлении |
открывает применение новых видов синтетических стереорегулярных каучуков СКИ-3 и СКД.
Для шиноремонтной промышленности протекторные смеси являются основным материалом. Их стоимость составляет значитель ную часть себестоимости восстановительного ремонта. Одним из путей снижения стоимости протекторных смесей является введение в них регенерата. Применение до 10 вес. ч. регенерата на 100 вес. ч. каучука позволяет на 5—6% понизить их стоимость, не ухудшая свойства резин.
Большой интерес представляет также введение в протекторные смеси шероховальной пыли, являющейся отходом шиноремонтного производства. Применение достаточно тонкой шероховальной пыли (до 10 вес. ч.) не изменяет основных свойств резин, а по некоторым данным даже повышает их износостойкость.
Протекторные резиновые смеси на основе CKG обладают невысо кой клейкостью, которая в процессе длительного хранения снижается. Поэтому целесообразно изготавливать двухслойные протекторные ленты, состоящие из профилированной протекторной резины, сду блированной с тонким слоем проелоечной (брекерной) резины из НК. Клейкость резин из НК снижается при хранении гораздо медленнее, чем резин из СКС. Дублирование сразу после изготовления еще не остывших резин из СКС и НК позволяет получить высокую проч ность связи между ними, мало изменяющуюся во времени.
При выпуске дублированных протекторов между протекторной и прослоечной резинами иногда прокладывают один — два слоя рас кроенной под соответствующим углом обрезиненной брекерной ткани. Такие «усиленные» протекторы можно использовать при восстано влении покрышек больших размеров с поврежденным брекером.
Профилирование протекторов для изготовления и восстановле ния шин производят на протекторных агрегатах. В состав такого
80
Т а б л и ц а 111-3- Типовой состав протекторных резин, применяемых при восстановительном ремонте шин
(в вес. ч. на 100 вес. ч. каучука)
Ингредиенты |
Для |
легковых |
|
|
шин |
Натуральный каучук . . . |
|
|
Стереорегулярный изопрено- |
— |
|
вый каучук СКИ-3 . . . |
||
Стереорегулярный |
бутади- |
40 |
еновый каучук СКД . . |
||
Маслонаполненный |
бута- |
|
диен-стирольный |
(или |
|
метилстирольный) |
каучук |
|
СКС-ЗОАРКМ или |
|
60 |
СКМС-ЗОАРКМ................ |
|
|
Регенерат шинный РШ . . |
— |
|
С е р а ....................................... |
|
1,6—1,8 |
Ускорители |
|
1.2 -1,4 |
сульфенамиды................ |
|
|
гуанидины .................... |
|
— |
тиазолы ........................ |
|
— |
Цинковые белила ................ |
|
3,0 |
Жирные кислоты ................ |
|
2,0 |
Канифоль ............................ |
|
1,0 |
Кумарон-инденовая смола |
2,0 |
|
Минеральное масло . . . . |
15,0 |
|
Микрокристаллический воск |
1,5 |
|
Стабилизаторы .................... |
|
2,0 |
Замедлитель подвулканиза |
0,5—0,7 |
|
ции .................................... |
|
|
Сажа |
|
65,0 |
печная ПМ-100 . . . . |
||
то же П М -7 5 ................ |
|
— |
газовая канальная . . |
|
Для средних грузовых и сельскохо зяйственных шин
—
—
100
10
і 00145О
0,8—1,0
0,6 -0,7
__
3,0
3,0
1,0
2,0
8,0
—
|
2,0 |
|
|
СО о |
|
О |
ю |
1 |
|
|
—
55,0
—
Для тяжелых |
Для больше |
|||
грузовых и |
||||
автобусных |
грузных |
|||
шин |
|
шин |
||
|
ю со |
о |
||
|
|
|
1 |
см |
50 |
35-20 |
|||
30 |
|
|
30 |
|
20 |
|
|
— |
|
— |
см |
|
— |
|
|
|
1 |
СМ см |
|
1,5-1,7 |
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
1,2-1,4 |
о 00 |
1 |
о |
|
— |
|
|
— |
|
— |
со о 1 см о |
|||
5,0 |
|
|
5,0 |
|
2,0 |
|
|
3,0 |
|
1,0 |
|
|
1,0 |
|
— |
|
|
— |
|
10,0 |
|
8 -1 0 |
||
1,5 |
|
|
2,0 |
|
2,0 |
2,0—2,5 |
|||
0,5 -0,7 |
0 ,5 -0,7 |
|||
— |
|
|
— |
|
55,0 |
|
|
25,0 |
|
— |
|
|
25,0 |
агрегата (рис. III.5) входит червячный пресс (шприц-машина) с чер вяком диаметром 200—250 мм, на котором профилируют протектор ные заготовки.
Червячные прессы являются одним из основных видов оборудо вания резиновых и шинных заводов. Их используют для изготовле ния (шприцевания) протекторов и других профилированных изделий.
Шприцевание заключается в продавливании нагретой резиновой смеси через профильное отверстие в головке пресса с предваритель ным уплотнением смеси в рабочем цилиндре машины. Этот процесс можно рассматривать как результат, в основном, двух видов течения резиновой смеси: вынужденного потока, т. е. перемещения резиновой смеси к головке вследствие вращения червяка, и противотока,
являющегося |
следствием градиента давления |
вдоль оси червяч |
ного пресса. |
Поэтому результирующий поток |
Q, определяющий |
6 Заказ 682 |
81 |