Файл: Восстановительный ремонт шин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ж
il
И
Рис. III.7. Стеллажи-книжки для хранения невулкавизованных про­ филированных протекторов.

последовательности: сначала подбирают калибр протектора по кромкам, далее проверяют равномерность толщины по беговой дорожке и, наконец, общую ширину протектора.

Настройку червячного пресса при выпуске камер и тонкостенных трубок осуществляют подбором температурного режима работы червячного пресса и регулировкой положения мундштука относи­ тельно дорна для получения симметричной заготовки, при этом контролируют массу и ширину плоско сложенной (вдвое) заготовки.

Правильное питание червячного пресса регулируется шириной и тол­ щиной подаваемой в воронку резино­ вой ленты, а, следовательно, и ее массой. Ширину ленты изменяют пе­ рестановкой ножей, а толщину — изменением зазора между валками питающих вальцев.

По выходе из головки червячного пресса протекторная лента no­ падает сначала на отборочный, а затем на маркировочный транспор­ теры, на которых с помощью спе­ циального маркировочного валика (штампа) на нее наносят обозначе­ ние размера протектора и дату вы­ пуска. Далее протекторная лента поступает на весовой транспортер для непрерывного контроля массы протекторной заготовки.

Продолжая движение по транс­ портеру, протекторная лента про­ ходит последовательно шероховальное и промазочное устройства. Шеро-

ховка производится цилиндрической проволочной щеткой. Шерохуется нижняя сторона протекторной ленты, которая впоследствии накладывается на покрышку. На отшерохованную поверхность войлочным валиком, погруженным в ванну с клеем, наносится клей. Протекторная лента с клеевой пленкой просушивается на транспор­ тере, оборудованном вытяжной вентиляцией. Затем протекторная лента по верхнему транспортеру и рольгангу попадает в охладительную камеру, в которой она проходит через ванну с водой или под­ вергается двухстороннему обрызгиванию на решетчатом транспор­ тере, охлаждаясь до 45—60 °С (в зависимости от общей длины транс­ портера в камере). С охлажденной протекторной ленты вода сду­ вается сжатым воздухом, а затем лента через компенсатор подается транспортером к автоматически действующему дисковому ножу, ко­ торым она разрезается (раскраивается) под углом 20—25° к плоско­ сти транспортера на заготовки определенной длины. Такие заготовки повторно обдуваются сжатым воздухом для удаления влаги и отбо­

8 6


рочным транспортером подаются на весовой рольганг для оконча­ тельного взвешивания и контроля размеров. При раскрое необхо­ димо учитывать последующую усадку заготовок. Снятые с транспор­ тера протекторы укладывают в стеллажи-книжки (рис. III.7).

Раскроенные протекторы, поставляемые потребителям, закаты­ вают с полиэтиленовой пленкой или другим прокладочным материа­ лом на деревянные или картонные ролики (бобины) диаметром не ме­ нее 80 мм и длиной не менее ширины протекторных заготовок. При этом ширина прокладочного материала должна быть на 20—30 мм больше ширины закатываемого протектора.

Рулоны профилированных протекторов упаковывают в деревян­ ные ящики (клетки) по 4 или 8 шт. в горизонтальном положении. Не допускается укладка протекторов на торцы рулонов во избежание смятия кромок.

Листованные резиновые смеси

Из применяемых при ремонте шин листованных резиновых сме­ сей наибольшее значение имеет прослоенная резиновая смесь, на­ кладываемая на отшерохованную поверхность восстанавливаемой покрышки. Ее основное назначение — обеспечить максимальную прочность связи между восстанавливаемой покрышкой и накладыва­ емым новым протектором. В качестве прослоенных обычно исполь­ зуют брекерные смеси шинного производства. Типовой состав про­ слоенной резиновой смеси в вес. ч. на 100 вес. ч. каучука приведен ниже:

Стереорегулярный полиизопреновый каучук СКИ-3 . . 50,0 *

 

НК, пластикат (пластичность 0,40—0 ,4 5 ) ...........................

 

50,0*

 

С ер а .............................................................................................

 

 

 

1,8—2.5

 

Ускоритель

 

 

0,8—1,3

 

сульфенамиды..................................................................

 

 

ти азол ы ..............................................................................

 

0,2—0,5

 

Цинковые белила .......................................................................

 

5.0

 

Жирные кислоты ..................................................................

 

1,0—2,0

 

К аниф оль.................................................................................

 

 

1,0—2,0

 

Кумароно-инденовая смола ...............................................

 

2,0—3,0

 

Нефтяная

см ола ...........................................................................

 

2,0

 

Стабилизаторы......................................................

...................

1,0—2,0

 

Замедлитель

подвулканизацип..........................................

 

0,3—0,5

 

Г а it1**!

 

 

 

 

 

ПМ-50

.................................................................................

канальная

 

25,0—30,0

 

газовая

 

15,0

 

белая

.....................................................................................

 

 

0—5,0

 

* Состав резиновой смеси остается таким же,

если используется только

СКИ-3 (100 вес. ч.) или только НК (100 вес. ч.).

 

 

 

Плотность

 

прослоенной резиновой

смеси

составляет

1,09—

1,13 г/см3, ее

пластичность — не ниже 0,35.

Прослоенная

смесь

должна быть достаточно устойчивой к подвулканизации (после про­ грева ее в течение 50 мин при 110 °С изменение пластичности не долж­ но превышать 40%). После склеивания клеем прослоечной резино­ вой смеси с протекторной резиной и вулканизации в течение 40 мин при 138 °С прочность связи (сопротивление расслаиванию) между

87


прослоечной и протекторной резинами должна быть не менее 8 кгс/см. Необходимо, чтобы основные физико-механические показатели ре­ зины соответствовали нормам, приведенным в табл. 5, и сохранялись в широком диапазоне температур и продолжительности вулканиза­ ции, т. е. резина должна иметь большое плато вулканизации.

Листовая протекторная резиновая смесь по составу и свойствам не отличается от профилированной протекторной резиновой смеси.

Применение при восстановительном и местном ремонте одинако­ вых резин позволяет полнее использовать шиноремонтные матери­ алы. В частности, невулканизованные обрезки профилированных протекторов, которые обычно образуются в больших количествах, после листования могут быть повторно переработаны и использованы для заделки местных поврежений. Однако для этого необходимо организовать раздельное хранение обрезков протекторной и про­ слоечной резиновых смесей, так как при их смешении вследствие различий в составе вулканизующей группы возникает опасность подвулканизации.

Камерная листовая резиновая смесь по составу и свойствам не от­ личается от резин, применяемых в шинном производстве для изгото­ вления автокамер. К числу листовых относится также теплостойкая смесь, используемая при изготовлении варочных камер (см. гл. VI). Ассортимент и размеры листовых резиновых смесей, выпускаемых промышленностью, приведены в табл. III .5.

Т а б л и ц а III.5.

Размеры листовых резиновых смесей

 

и резино-тканевых материалов, выпускаемых промышленностью

 

 

 

 

Размеры, мм

 

Материалы

толщина

ширина

длина *

 

не менее

не менее

Листовая резиновая смесь

0,9

±

0,1

500

10 000

прослоечная ........................................

протекторная........................................

2,0

±

0,2

500

10 000

камерная ............................................

2,0

±

0,2

500

10 000

теплостойкая........................................

2,0

±

0,2

700

10 000

Обрезиненный корд

1,2

±

0,3

500

7 000

без раскроя ........................................

кусковой ................................................

1,2

±

0,3

250

430

Прорезиненный чефер

1,0

±

0,2

500

5 000

без раскроя ........................................

кусковой ................................................

1,0 ±

0,2

100

450

* Для резино-тканевых материалов — вдоль нитей основы.

Листование резиновых смесей (каландрование) осуществляют на трехили четырехвалковых каландрах. Общий вид универсаль­ ного четырехвалкового каландра показан на рис. III.8. На рис. III.9 представлена схема расположения и вращения валков трех- и четы­ рехвалковых каландров. Валки листовальных каландров вращаются с одинаковой скоростью. Питание каландров, как и червячных

88


прессов, осуществляется с питательных вальцев, на которые резиновые смеси подаются либо непосредственно от смесительного оборудова­ ния (при прямом потоке), либо с разогревательных вальцев. Качество каландрования п толщина выпускаемого листа зависят от размера зазора между валками, температуры валков, температуры смеси, ее состава, частоты вращения валков, запаса смеси в зазорах, спо­ соба и равномерности питания каландра и других технологических факторов.

При работе на каландрах важно контролировать также возникающие в межвалковом зазоре распорные усилия. Если эти усилия превысят допускаемую величину, то может произойти по­ ломка валков или подшипниковых узлов каландров. Равномерность калибра выпускаемого резинового листа также может быть нарушена. Распорные усилия сложным образом зависят от реологических свойств (вязкости и упругости) резиновой смеси, межвалкового зазора, температуры, скорости каландрования и других факторов.

Рис. III.9. Схемы работы

каландров:

1 — листование резины на трех- и четырехвалковых каландрах; II — двухсторонняя оЗкладка

тканей на четырехвалковых каландрах;

I I I — промазка тканей.

Для оценки этих усилий F используется упрощенная формула:

где рэ — эффективная вязкость резиновой смеси при данной температуре и скорости; V — скорость каландрования; R — радиус валков; w — ширина каландруемого листа; h0 — межвалковый зазор; Н — средний диаметр запаса смеси или толщина ее слоя перед входом в зазор между валками.

Радиус валков каландров, используемых в шинной и шиновос­

становительной промышленности,

колеблется от 100 до

400 мм,

длина (определяющая возможную

ширину каландруемого

листа)

от 0,5 до 2 м. Скорость каландрования достигает 60 и более м/мин. Распорные усилия между валками каландра довольно высоки и обычно составляют 100—600 кгс/см, а на валок в целом — 20—100 тс и более. Такие усилия возникают при вязкости каландруемой рези­ новой смеси « Л -10’ П. Если в зазор попадает неразогретая резино­ вая смесь вязкостью 1 • 10® П и выше, может возникнуть опасность поломки валков. Производительность каландров можно определять по формуле:

Q = 60nDnhby<x

(7)

9 0


где D — диаметр валкой; п — частота вращения валков; h u b — толщина п ширина каландрованного листа; у — плотность резиновой смеси; а —• коэффи­ циент, равный 0,7—0,9.

Мощность

привода

больших

(кордных)

каландров достигает

в большинстве случаев 100—400 кВт.

 

Особенно

большое

влияние на

качество

каландрования оказы­

вают температура и скорость вращения валков. Для каждой смеси устанавливают определенный режим каландрования, обусловлива­ ющий температуру валков каландра, а также температуру и пластич­ ность каландруемой смеси. Регулирование температуры валков каландра достигается подачей во внутреннюю полость валков пара, горячей или холодной воды. Следует иметь в виду, что в процессе каландрования смеси, изготовленные на основе бутадиен-стироль- ного каучука, удерживаются на более холодном валке. Поэтому валки, на которые переходит резина, должны быть холоднее соседних на 5 -1 2 °С.

Смеси из НК удерживаются на более нагретых валках, и поэтому соотношение температур для этих смесей доляшо быть обратным. При каландровании смесей на основе НК поддерживают температуру 80—100 °С, т. е. на 10—15 °С выше, чем для большинства смесей на основе СК. Если температура и ее перепад между валками уста­ новлены неверно, резина прилипает к валкам, на ее поверхности появляются пузыри, шероховатость или характерный рисунок («елочка»),

В процессе каландрования необходимо учитывать явление, из­ вестное под названием усадки. Оно состоит в том, что вследствие некоторой эластичности резиновой смеси толщина каландрованного листа после выхода из каландра увеличивается, а длина умень­ шается. Усадка проявляется особенно сильно при каландровании ненаполненных смесей.

 

Для приближенного расчета величины восстановления толщины

(усадки) каландруемого листа

К в

резины после прохождения им

калибрующего зазора

пользуются;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А'п

_2 K-ftAfe

- і)2*д

 

 

 

( 8)

 

 

 

 

3 гтр. эф

 

 

 

где

ÄB — коэффициент,

равный А2 — hо .

 

Кл — коэффициент

деформации,

 

 

„ /и —Ар

 

ho

 

 

 

 

 

, ,

 

,

 

 

 

листа до входа в зазор,

 

 

равный ———- (h1 — толщина

равный А0, а й2 — тол-

 

 

 

hо

 

 

 

 

R — радиус

валков каландра; ДА =

щина листа после выхода из каландра);

=

hx — А0; V— скорость каландрования; тр. ?ф — эффективное время релаксации.

=

 

Пусть, например R = 25

см, Ах =

 

0,2, А0 = 0,08 см,

тр. Эф =

Щф/£ =■■

0,065 с (|хЭф — эффективная вязкость, равная 0,25 кгс- с/см2,

G — модуль вы­

сокоэластичности, равный 4 кгс/см2),

а

г — 30

см/с, тогда гтр Эф ^

1,98. Как

показывают расчеты и как следует

из

теории

произведение

гтр,

эф

примерно

постоянно и в условиях каландрования

оно

равно приблизительно

единице,

т. е.

если

ѵ растет, то тр, Эф уменьшается,

и наоборот. Тогда

по

формуле (8)

получим:

Кв = 0,19А/ц, т. е.

= 0,19 • 1,5 я* 0,29 (29%).

 

 

 

Примерные усадки (по толщине листа) каландруемых шинных резиновых смесей на основе различных каучуков приведены ниже г