Файл: Брейман, М. И. Инженерные решения по технике безопасности в пожаро- и взрывоопасных производствах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 0
сопротивлении факельного трубопровода (в расчете на 100 м) в
границах установки.
Из приведенных данных следует, что при выполнении проектов
технологических установок и объектов общезаводского хозяйства необходимо в расчете учитывать гидравлическое сопротивление
факельных трубопроводов.
Выше уже указывалось, что методический материал, определя
ющий порядок расчета всех элементов факельных систем, у нас еще не сформирован окончательно. В этой связи могут предста вить интерес для изучения (но пока еще не для практического
применения) некоторые зарубежные формулы для расчета от
дельных элементов факельных систем.
В работе С. X. Тан [36] приводится упрощенный метод опре деления диаметра факельных газопроводов в зависимости от до
пустимого давления в аппаратах при аварийном стравливании.
Там же приведена номограмма, которая, по мнению автора, позво ляет получить достаточные результаты в процессе проектирова
ния.
Ответственным элементом факельного хозяйства является фа
кельная труба. Диаметр ее должен определяться из расчета обес
печения устойчивого пламени и предотвращения отрыва пламени
при наибольшем стравливании газов. Исследования [37] показали,
что отрыв пламени происходит, когда скорость выхода газа состав
ляет 20—30% от скорости звука. Следовательно, диаметр факель
ной трубы должен быть выбран так, чтобы скорость выхода газов
была менее 20% скорости звука.
В работе [37] приведены формулы для определения диаметра
факельной трубы.
Массовая скорость потока газов в факельной трубе определя
ется по эмпирической формуле
W = 3600p<jrΛc
где ю — массовая скорость потока, фут/ч; Pg — плотность газа, фунт/куб. фут;
V — скорость газа на выходе из трубы, фут/с;
Ac — поперечное сечение факельной трубы, кв. фут.
Плотность газа подсчитывается по формуле:
Mp
р0 ~ 10,IT
Скорость газа на выходе из трубы равна одной пятой скорости звука и определяется по формуле:
Поперечное сечение факельного наконечника находят из соот
ношения:
184
где M — |
молекулярный вес газа; |
фунт/кв. дюйм; |
|||||
|
р — |
абсолютное |
давление газа 14,7 |
||||
|
T — температура |
газа, 9F; |
32,17 фунт-масса/фут; |
||||
|
g — ускорение |
свободного падения; |
|||||
|
R— газовая |
константа; 1,546 фут/фунт-сила/°Р. моль; |
|||||
|
К — константа адиабаты (Ср/С); |
|
|||||
|
d — диаметр факельного наконечника, дюймы. |
||||||
|
R |
|
р, |
|
приведенные выше уравнения и подставив значения |
||
g, |
кОбъединив, |
||||||
|
|
и |
|
получаем упрощенное уравнение |
С. X. Тан [37] сообщает, что на основании проведенных опытов
полученные по этой формуле диаметры факельных труб соответ ствуют условиям бездымного сжигания газов. В случае дымного
сжигания газов пропускная способность данного диаметра трубы будет приблизительно на 30% больше.
Сепаратор в факельной системе помимо своего прямого назна
чения предназначен также для предотвращения опасности, свя
занной с горением капель жидкости, уносимых из факельной тру бы. Ниже приведена эмпирическая форімула для вычисления необходимого диаметра горизонтальных сепараторов (исходя из размера частиц жидкости 400 мк) :
β2~ 9900
где D — диаметр сепаратора, футы.
По приведенной формуле можно рассчитывать однопоточные сепараторы. Производительность сепаратора, в которых газ вхо
дит в середине аппарата и выходит у обоих концов, в два раза
больше производительности однопоточного. Диаметр такого сепа
ратора составляет 0,7 диаметра, вычисленного по приведенной вы ше формуле. Диаметр вертикальных сепараторов обычно должен быть больше и составляет 1,4 диаметра однопоточных сепарато ров.
При выборе высоты и места расположения факельной трубы должна учитываться безопасность обслуживающего персонала и сохранность оборудования. Выше (на стр. 177) уже приводились данные о плотности теплового излучения горящего факела. Об интенсивности теплового излучения факела и влиянии его на без
опасность обслуживающего персонала можно |
судить |
также по |
||||
рис. III.14. В данном случае взята факельная труба диаметром |
||||||
48 дюймов (120 см), высотой 200 фут (60 |
м), |
нагрузка на факел |
||||
970 000 фунт/ч |
(388 тс/ч), |
молекулярный вес газа — 44. |
Интенсив |
|||
ность теплового излучения в радиусе |
150 |
фут |
(45 м) |
равна 3000 |
||
*Btu* [14670 ккал/(м2-ч-°С)] и более, |
а в пределах окружности ра- |
|||||
Британская |
тепловая |
единица |
Btu |
(κB-φyτ∙4∙oF) |
равняется |
4,88 ккал/(м2-ч-°С).
185
диусом 450 фут (135 м) — 1500 Btu [7335 ккал/(м2-ч-°С)]. Обору дование, расположенное в радиусе 150 фут от факельной трубы,
должно быть защищено от воздействия теплового излучения. Пер сонал, находящийся в радиусе 450 фут, должен быть защищен от
воздействия теплового излучения] так как при интенсивности теп лового излучения 2000 Btu [976 ккал/ (м2 • ч • °С) ] через 8 с пребы вания в этой зоне появ
ляется боль, а через
20 с — ожоги (пузыри на коже).
Горение газообразных
углеводородов с образо
ванием дыма определя
|
'OOipyrn SijlltpijtiMOOtpym |
|
|
_______ I____ |
J____ |
(19610малІ(мг-ч\С') |
(05м) (90м) |
(135м) |
|
|
Необходима
ется их молекулярным строением, степенью не насыщенности и молеку лярным весом. Скорость
защита
оборудования
горения в бездымном фа
келе увеличивается при
¡500Btu |
вающего персонала |
инжекции |
водяного |
па |
||
(?335мал//м 2∙ ч • °С) |
||||||
Необходима |
ра в пламя |
вследствие |
||||
|
||||||
|
защита обслужи |
|||||
|
образования |
турбулент |
||||
Рис. III.14. Схема, характеризующая интен |
||||||
сивность теплового излучения факела. |
ности в реагирующих га |
|||||
|
|
зах и от увеличения пода |
||||
|
|
чи воздуха. В результате |
||||
Продуктами горения углеводородов |
вэтого уменьшается обра |
|||||
зование копоти. |
OC- |
|||||
|
|
воздухе |
ЯВЛЯЮТСЯ В |
новном водяной пар и двуокись углерода. Чем больше молекуляр
ный вес углеводорода, тем меньше отношение количеств водяного
пара и двуокиси углерода, тем больше тенденция к образованию дыма. Сохранение оптимального соотношения возможно за счет
инжекции пара. Количество необходимого пара может быть опре делено из формулы
‰n=‰c^0,68--
где ITstm — пар, фунт/ч;
W,hc — углеводород, фунт/ч;
M — молекулярный вес углеводорода.
Эта формула основана на весовом соотношении пара к двуокиси
углерода, равном примерно 0,7. Из формулы, например, следует,
что около 0,14 кг водяного пара необходимо для бездымного горе
ния 0,45 кг углеводорода с молекулярным весом 28.
НЕКОТОРЫЕ ОБОБЩЕНИЯ ПО РАЗДЕЛУ
Создание безопасных условий при эксплуатации нефтеперера
батывающих и нефтехимических предприятий, а также многих других отраслей промышленности, перерабатывающих и получаю-
186
щих взрывоопасные газы, в значительной степени зависит от пре
дупреждения и устранения опасности возгорания и взрыва сбрасы
ваемых из аппаратов горючих газов.
На некоторых нефтехимических предприятиях количество сбра сываемых газов при аварийных ситуациях иногда может достиг
нуть 10 000—15000 м3/ч. Если учесть, что для большинства угле водородных газов нижний концентрационный предел взрываемости
составляет около 2 объемн. % и что их плотность больше плотно
сти воздуха, то легко подсчитать, что в течение нескольких минут,
при смешении газов с окружающим воздухом, на территории по
рядка нескольких тысяч квадратных метров создается взрывоопас
ное облако. Весьма вероятно, что на такой площади найдется ка
кой-либо импульс воспламенения и на огромной территории про изойдет мощный взрыв. Однако и помимо таких аварийных
ситуаций значительно более мелкие газовыделения могут создать локальные очаги вспышек, загораний и взрывов. Поэтому предот
вращение выбросов из системы наружу и сжигание выделившихся
газов на факеле должно быть организовано так, чтобы исключа
лась возможность аварийных ситуаций как больших, так и малых.
C другой стороны, такое вынужденное сжигание газов, являю щихся ценным химическим сырьем, противоречит здравому смыс
лу. Отсюда вытекает инженерная задача — создать такую систему
сброса газов, которая позволяла бы возможно максимально воз вращать их в производство и в то же время надежно гарантиро
вала бы, что в случаях аварийных выбросов, с которыми система
не ,может справиться, весь излишний газ сжигался бы на факеле.
Как видно из приведенных в этом разделе данных, это далеко не
простая задача, однако решать ее настоятельно необходимо.
Центральным вопросом, от которого зависит жизнеспособность системы, является создание такого регулирующего устройства, ко торое автоматически и надежно обеспечивало бы целесообразное
равновесие между объемами и характером сбросов и процессом
сжигания газов на факеле. По-видимому, одного общего решения здесь будет недостаточно, учитывая большое разнообразие произ водственных условий. Вероятно, потребуется разработка ряда уни фицированных систем, что, как видно из изложенного ранее мате риала, еще не достигнуто в должной мере.
Выше уже было показано, что сами по себе факельные систе
мы являются источниками повышенной опасности. Возможность проникновения в них воздуха и образование вследствие этого взрывоопасных смесей, накопление конденсата со всеми вытекаю щими отсюда последствиями, легкость распространения пламени
по магистралям, наличие возможных опасных инициаторов вос пламенения— вот далеко не полный перечень потенциальных опас
ностей, требующих разработки продуманных мер по их уменьше
нию и устранению. Решение этих вопросов еще не доведено до конца и представляет обширное поле деятельности для инженер
ной мысли.
187
Под многие решения не подведена теоретическая и исследова
тельская база; это относится, например, к созданию бездымного
сгорания, к способам безотказного зажигания факела и к другим
вопросам.
Нет нормативных данных и не найдены физико-математические
зависимости для расчета основных процессов в факельных систе
мах и для определения размеров основных узлов и деталей си стем. Очевидно, что это затрудняет создание эффективных факель
ных хозяйств.
Из изложенного следует сделать вывод, что предстоит большая
творческая работа по наведению порядка в факельном хозяйстве
как со стороны научно-исследовательских и проектных организа ций, так и практических работников промышленности.
РАЗДЕЛ IV
УСЛОВИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ, ХРАНЕНИИ И ПРИМЕНЕНИИ СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ
На современном этапе развития химической и нефтехимической
промышленности углеводородные газы занимают важное место.
В промышленности органического синтеза в качестве основно
го сырья используются природные газы, попутные газы и продук
ты, получаемые в результате их переработки на газобензиновых
заводах, газообразные и жидкие углеводороды, получаемые в ре
зультате эксплуатации газоконденсатных месторождений, жидкие
и газообразные углеводороды, получаемые при переработке нефти.
Большая часть углеводородных газов получается, хранится,
транспортируется и применяется в производстве в виде сжижен ных газов. Хранение и транспортирование газов в жидком виде наиболее рентабельно, поскольку сжижением газов достигается значительное уменьшение их объема.
ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ
К сжиженным углеводородным газам относятся такие углево
дороды, которые при норімальных условиях находятся в газооб разном состоянии, а при относительно небольшом повышении дав ления (без снижения температуры) переходят в жидкое состояние.
При снижении давления эти углеводородные жидкости испаряют
ся и переходят в паровую фазу.
Опасность эксплуатации производств и складов со сжиженны
ми газами определяется их специфическими свойствами, к кото
рым относятся:
высокая плотность их в газообразном состоянии, превышающая
плотность воздуха;
медленная диффузия в атмосферу, в особенности при отсутст
вии ветра;
относительно низкие температуры самовоспламенения; низкие нижние пределы и широкая область воспламеняемости
смесей с воздухом, которые взрываются при импульсах небольшой интенсивности;
возможность образования конденсата при снижении темпера туры до точки росы или при повышении давления;
189