Файл: Брейман, М. И. Инженерные решения по технике безопасности в пожаро- и взрывоопасных производствах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
Известны случаи, когда изопрен-изобутиленовая фракция при
определенных условиях также дает полимерные вещества, по ви
ду и свойствам подобные губчатым полимерам дивинила и диви-
нилстирольной смеси.
При ректификации масляного слоя катализата расщепле ния диметилдиоксана в производстве изопрена получается дистил-
лат (изопрен-изобутиленовая фракция), состоящий из 75 объемы.
изопрена, 23 объемы. % изобутилена, 2 объемы.% формальдегида и некоторых других примесей. Конденсация паров изопрен-изо бутиленовой фракции осуществляется при 450C циркуляционной промышленной водой, которая подается в трубное пространство
конденсатора. Такое распределение потоков по конденсатору осно вывалось на предположении, что изопрен-изобутиленовая фракция
в данных условиях не способна полимеризоваться, в то время как
промышленная вода, при подаче ее в межтрубное пространство,
неизбежно загрязнит конденсатор.
Фактически после непродолжительной эксплуатации системы
выяснилось, что межтрубное пространство конденсатора забивает ся полимерами и смолами. Поскольку конденсатор имел конструк цию жесткого теплообменника, чистка межтрубного пространства
практически исключалась. По мере накопления продуктов полиме
ризации произошел аварийный разрыв аппарата. Есть основания считать, что разрыв аппарата является следствием образования
полимера изопрена, родственного по свойствам губчатому поли меру дивинила.
Из изложенного следует, что при хранении и транспортиро
вании стабильных сжиженных углеводородных газов, содержащих диеновые углеводороды, которые склонны образовывать термопо
лимеры и перекисные соединения, необходимо предусматривать дополнительные меры безопасности.
Для предотвращения образования перекисных соединений и губчатого термополимера при хранении дивинила необходимо вы
полнять следующие профилактические мероприятия:
хранить дивинил в емкостях только под «азотным дыханием».
Содержание кислорода в азоте не должно превышать 0,3 объемн.%;
при хранении дивинила без «азотного дыхания» содержание
кислорода в газовой фазе емкости должно быть не более 0,3 объемн.%. Содержание кислорода в газовой фазе обычно про веряется не реже одного раза в неделю. При содержании кисло
рода выше нормы необходимо стравливать «газовую подушку» до
нормального содержания кислорода; для своевременного обнаружения перекисных соединений не
обходимо хранящийся дивинил периодически анализировать. При
появлении перекисных соединений дивинил дополнительно заправ
ляют ингибитором и направляют его для использования;
застойные участки (коллектор на сливо-наливной эстакаде, на сосы, тупиковые участки и др.) должны периодически — не реже
одного раза в пять дней — прокачиваться и продуваться азотом;
199
все аппараты и коммуникации, в которых находится дивинил,, необходимо выключать из работы не реже одного раза в год для осмотра и очистки от губчатого полимера;
не реже одного раза в 6 мес. производить осмотр и в случае необходимости очистку аппаратов и участков коммуникаций, в
которых возможен застой дивинила;
все недействующие трубопроводы, штуцера, вентили и прочая арматура, способствующие застою дивинила, должны сниматься или отглушаться;
редко используемые вентили должны не реже одного раза в пя тидневку проверяться в работе;
аварийные линии стравливания дивинила из различных аппа
ратов должны быть обеспечены продувкой азотом с полным вытес нением/дивинила из линий;
при обнаружении губчатого термополимера в аппаратах или коммуникациях трубопроводы и арматура должны сниматься и прожигаться ,или заменяться новыми, а аппараты, после проведе
ния соответствующей подготовки и очистки металлическими щет ками, обрабатываться пескоструйными устройствами до полного
удаления губчатого термополимера. Следует иметь в виду, что ос
татки губчатого термополимера в аппарате и коммуникациях яв ляются инициаторами, ускоряющими образование новых количеств
полимера;
при сборке аппаратов, трубопроводов и прочих соединений за
прещается применение материалов, способствующих образованию
губчатого термополимера: пакли, пенькового шнура, картона,
фибры,., железного и свинцового сурика, раствора хромпика для
пропитки дрокладок, бакелита, никелированных и оцинкованных деталей и алюминиевых частей. Рекомендуется в таких случаях
применять следующие материалы: свинец, освинцованные детали,
дивинис, клингерит, паронит, асбест, пропитанный графитом, кожкартон и бронзовые детали.
При перевозке дивинила в железнодорожных цистернах он за
правляется ингибитором п-трет-бутилпирокатехином в количестве
0,02%.
Все расширяющееся применение сжиженных углеводородных
газов, высокая степень опасности при их транспортировании, хра
нении и применении, быстрое.фазвитие очагов пожара до громад
ных масштабов, сложность, а иногда невозможность тушения по жаров — ставят задачу создания» условий, исключающих возмож ность возникновения загораний и цх развития до степени пожара.
ГЛАВА Ï
ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ
Большинство нефтехимических предприятий, являющихся круп
ными потребителями сжиженных углеводородных газов (бутан,
изобутан, изобутилен, пропан-пропиленовая фракция и т. п.), раз
200
мещаются в непосредственной близости от нефтеперерабатываю
щих заводов и центральных газофракционирующих установок (ЦГФУ), которые поставляют углеводородное сырье.
Другие нефтехимические предприятия снабжаются углеводо
родным сырьем по магистральным трубопроводам протяженностью
до 50 км.
Отдельные нефтехимические заводы получают сжиженные уг
леводородные газы полностью по железнодорожному транспорту
или используют этот вид транспортирования в дополнение к тру
бопроводному способу снабжения.
Вновь проектируемые и строящиеся нефтехимические предприя
тия, как правило, размещают в промышленных районах производ
ства углеводородного сырья.
Трубопроводный транспорт
Трубопроводный способ транспортирования сжиженных угле
водородных газов является наиболее экономичным и безопасным. В этом можно убедиться на примере освоения производства одного
нефтехимического предприятия.
Основным сырьем для производства мономера синтетического
каучука служила бутановая фракция, которая должна была по
ступать по трубопроводам от нефтехимического комбината, распо ложенного в 40 км, и газобензинового завода, расположенного на расстоянии 160 км. На нефтехимическом предприятии были смон тированы четыре сферические емкости по 600 м3 каждая для прие
ма бутановой фракции из магистральных трубопроводов. К началу
пуска производства монтаж магистральных трубопроводов не был
закончен, поэтому вынуждены были доставлять бутановую фрак
цию в железнодорожных цистернах. Несмотря на то, что для уве личения емкости склада сырья временно подключили сферические
резервуары, предназначенные для хранения других продуктов, а
также при работе завода не на полной мощности, длительное вре мя не удавалось наладить ритмичную эксплуатацию производства.
При удаленности поставщика сырья всего лишь на 250 км в зим
нее время железнодорожные цистерны с бутановой фракцией на ходились в пути до 6 суток, в связи с чем часто приходилось со
кращать объем производства вплоть до полного его останова.
А в это время железнодорожные цистерны накапливались на од ной из многочисленных передаточных железнодорожных станций,
а потом «прорывались» целыми составами на подъездные пути нефтехимического предприятия. В отдельные дни число цистерн было более 50. Их приходилось распределять по всем железнодо рожным тупикам, вследствие чего возникала аварийная ситуация
на большой территории.
Однажды при отогреве замерзшего трубопровода вблизи сли
во-наливной эстакады произошло загорание углеводородов, при
чем в это время у эстакады находились под сливом 10 цистерн с
201
бутановой фракцией. Только благодаря самоотверженным дейст
виям обслуживающего персонала и машиниста мотовоза удалось
увезти цистерны из-под огня и избежать крупной аварии.
После того как ввели в эксплуатацию бутанопровод от нефте
химического комбината стало возможным улучшить ритмичность работы производства. Второй бутанопровод от газобензинового завода решили использовать для транспортирования природного
газа, в связи с чем запроектировали новый склад для сжиженных
углеводородных газов большого объема, расположив его на оп ределяемом нормами расстоянии от завода. Позднее было приня
то решение о строительстве нового бутанопровода.
Из приведенного примера следует, что применение трубопровод ного транспорта позволяет значительно сократить запас сжижен ных газов на предприятии без нарушения условий ритмичной экс
плуатации производства.
Бутан, изобутан, пропан и пропилен транспортируются по тру бопроводам только в сжиженном состоянии. Транспортирование
этилена из-за его физических и химических свойств довольно
сложно и требует значительных материальных затрат. Критичес кая температура этилена составляет 9,8 °С, критическое давление
52,7 кгс/см2.
Исходя из физико-химических характеристик этилена его мож
но транспортировать в двух состояниях: в газообразном при дав
лении ниже критического и в сжиженном при низкой температуре
(до —105 °С) и атмосферном давлении или при высоком давлении
и температуре, близкой к окружающей.
За рубежом этилен обычно перекачивают по трубопроводам,
используя следующие режимы:
сверхкритический режим перекачки — на |
всем |
протяжении |
|
трубопровода и, в частности, в наиболее высоких |
точках |
трассы |
|
поддерживается давление выше критического |
(от |
55—60 |
кгс/см2 |
до допустимого максимума, который, согласно правилам безопас
ности в западноевропейских странах, равен 100 кгс/см2). Перека
чиваемый при этих условиях продукт находится в состоянии сжи маемой жидкости с плотностью 250—400 г/л;
докритический режим перекачки, при котором в системе под держивается давление ниже критического. Практически при докри-
тическом режиме поддерживается давление от атмосферного до
45 кгс/см2, при котором сжижение этилена начинается при темпе
ратуре 50 °С. Этилен находится в газообразном состоянии с плот
ностью от 2 до 100 г/л.
В настоящее время в нашей стране производства, потребляю
щие этилен, входят в состав промышленных предприятий, полу
чающих этилен пиролизом углеводородного сырья. Поэтому у нас
еще не существует проблемы транспортирования этилена на даль
ние расстояния. Однако специфические условия производства и
потребления этилена в связи с намечающимся бурным развитием
этой отрасли нефтехимической промышленности выдвигают дан
202