Файл: Брейман, М. И. Инженерные решения по технике безопасности в пожаро- и взрывоопасных производствах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 0
ную проблему на повестку дня. Начинается строительство самой
крупной в СССР и технически совершенной системы магистраль
ных этиленопроводов Нижнекамск — Казань и Нижнекамск—
Уфа—Стерлитамак—Салават, по которым впервые в нашей стра
не этилен будет транспортироваться при давлении до 100 кгс/см2. Этилен — взрывоопасное вещество, характеризующееся широ кой областью воспламенения его смесей с воздухом (3—32 объ
емы. %). Минимальная энергия, необходимая для воспламенения
этиленовоздушных смесей, относительно невелика (0,12 мДж); по этому перед заполнением трубопровода этиленом необходимо пол
ностью удалить воздух из трубопровода, а при эксплуатации эти
ленопроводов не следует допускать утечки этилена в атмосферу и
производственные помещения.
При работе этиленопровода на докритическом режиме перекач
ки возможно образование в нем конденсата и, следовательно, воз
никновение гидравлических ударов. Поэтому в процессе эксплуа
тации этиленопроводов необходимо принимать меры, обеспечиваю
щие однофазовый режим перекачки. В случае, когда образуется
конденсат, его следует собирать и отправлять на факел или по
вторное использование. Вопросы транспортирования этилена осве щены в работе Μ. В. Старкова [40], там же приведена библиогра фия.
Железнодорожный и автомобильный транспорт
Перевозка сжиженных углеводородных газов в железнодорож
ных и автомобильных цистернах связана с повышенной опасно
стью и менее экономична транспортирования по трубопроводам,
однако она занимает в настоящее время важное место. Значитель
ный удельный вес таких перевозок сохранится и в будущем, по
этому необходимо повышение безопасности железнодорожных и
автомобильных перевозок сжиженных углеводородных газов. Ни
же приведена техническая характеристика применяемых в Совет
ском Союзе железнодорожных цистерн для перевозки сжиженных
углеводородных газов:
Среда |
........................................ |
Пропан |
Пропан |
Бутан |
Геометрическая емкость, м3 . . |
51,0 |
54,0 |
60,0 |
|
Полезная |
емкость, м3 . . . . |
43,0 |
46,0 |
54,0 |
Максимальная рабочая темпе |
50 |
50 |
50 |
|
ратура продукта, °С . . . . |
||||
Наибольшее допускаемое рабо |
|
|
|
|
чее давление в цистерне, |
20 |
20 |
8 |
|
кгс/см2......................................... |
На рис. ІѴ.2 показано расположение арматуры и сливоналив-
ных устройств цистерны.
Для предохранения цистерны от опасного повышения давле ния в центре крышки люка имеется пружинный предохрйнитель-
203
Рис. IV.2. Расположение арматуры и сливо-наливных устройств железнодорож ной цистерны для перевозки сжиженных газов:
/ — вентиль предельного уровня (зеленого |
цвета); |
2—вентиль |
предельного |
наполнения |
|
(красного цвета); |
3 — вентиль для проверки |
окончания слива; |
4— перепускной вентиль; |
||
5, 6 — вентиль жидкой фазы; 7 — вентиль паровой фазы; 8 — дренажный вентиль; |
9 — карман |
||||
для термометра; |
10 — предохранительный клапан; |
// — фланец |
горловины; /2 —горловина |
цистерны; /3 —труба паровой фазы; 14— труба жидкой фазы; /5 — скоростные клапаны.
ный клапан 10. По обе стороны от предохранительного клапана
вдоль оси цистерны установлены два сливо-наливных угловых вен тиля 5 и 6, которые внутри соединены со сливо-наливными труба
ми 14 через скоростные клапаны 15, перекрывающие доступ газа
к вентилям в случае их поломки или обрыва шлангов наполни тельных или сливных устройств. Вентиль 1 предназначен для опре
деления максимально допустимого уровня наполнения цистерны
сжиженным газом и при правильном наполнении из него должна
выходить жидкая фаза. Вентиль |
2 |
является вентилем- |
|
|
ограничителем, он соединен с трубкой, конец которой расположен
выше на 50 мм трубки вентиля |
1. |
При нормальном наполнении из |
|||||||||||||||
вентиля |
2 |
должна выходить газовая фаза. |
|
Вентиль |
3 |
служит для |
|||||||||||
контроля за опорожнением цистерны от сжиженного |
газа, |
|
вен |
||||||||||||||
тиль |
4 — |
для удаления столба жидкости из |
|
трубки вентиля |
3 |
по |
|||||||||||
сле его закрытия. При открытии |
вентиля |
4, |
при закрытом |
венти |
|||||||||||||
ле |
3, |
пары сжиженного газа выдавливают жидкую фазу из труб |
|||||||||||||||
ки |
через |
|
|
вентиль |
3 |
в цистерну. |
Вентиль |
|
8 |
дренажной трубки |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
предназначен для удаления из цистерны воды и тяжелых остатков.
Иногда при сливе сжиженных газов скоростные клапаны не ожиданно захлопываются и слив прекращается. Нормально кла
пан должен закрываться в случае разрыва резиновых шлангов и
достижения вследствие этого критических скоростей жидкости в
трубопроводах (по ТУ эта скорость составляет 3,2 м/с). Для во
зобновления слива необходимо закрыть вентили на сливных тру
бопроводах и ждать, пока давление после скоростного клапану
сравняется с давлением в цистерне.
Все специальные железнодорожные цистерны для перевозки сжиженных углеводородных газов в нашей стране принадлежат
тресту «Союзгаз». Однако в связи с огромным объемом железно
дорожных перевозок сжиженных углеводородных газов и малочис
ленностью персонала «Союзгаза» техническое обслуживание же лезнодорожных цистерн фактически осуществляется поставщика ми и потребителями продуктов. Поэтому технический надзор C их
стороны за состоянием железнодорожных цистерн, призванный своевременно выявлять и устранять их неисправности, имеет пер
востепенное значение в деле обеспечения условий безопасной пере
возки сжиженных углеводородных газов.
Железнодорожный транспорт таких сжиженных углеводород
ных газов, как бутан, изобутан, изобутилен, пропан, пропилен и других, в нашей стране осуществляется на протяжении многих
лет и в больших объемах. Работниками промышленных предприя тий, железнодорожного транспорта и треста «Союзгаз» накоплен
большой положительный опыт по обеспечению безопасных условий
транспортирования этих газов в железнодорожных цистернах.
В настоящее время на повестку дня поставлен вопрос орга низации безопасного железнодорожного транспорта этилена, зна чительно отличающегося по физико-химическим свойствам от пе
речисленных выше сжиженных углеводородных газов.
205
Транспортирование этилена в железнодорожных и автомобиль ных цистернах связано с повышенной опасностью. В цистернах
этилен перевозят в сжиженном состоянии при низком давлении и соответственно низкой температуре. Поэтому при конструировании
цистерн предусматриваются дополнительные меры безопасности.
Основное требование к таким цистернам — возможность поддер
жания низкой температуры (около —IOO0C) в течение всего вре мени транспортирования этилена. Обычно в качестве расчетного времени перевозки принимают 200 ч. Материалом для изготовле ния корпусов цистерн служат нержавеющие стали, которые сохра няют свои свойства (вязкость) при низких температурах. Основ ной конструктивной особенностью цистерн является наличие надежной и эффективной теплоизоляции. Особое внимание уделя ется защите цистерн от опасного повышения давления.
В США выпускают железнодорожные цистерны для перевозки этилена емкостью 129,3 м3. Конструкция цистерн двухкорпусная, внутренний корпус изготовлен из нержавеющей стали. Сливо-на
ливное оборудование цистерны размещено в специальных коробах,
находящихся по обоим торцам резервуара.
Многочисленные мелкие промышленные предприятия и орга
низации коммунально-бытового назначения потребляют значитель ные количества сжиженных углеводородных газов. Снабжение их
сжиженными газами производится практически только автомо бильным транспортом.
Безопасность автомобильных перевозок сжиженных газов за
висит главным образом от технического оснащения автомобильных
цистерн и организации их эксплуатации. Прежде всего следует
иметь в виду, что на все цистерны для перевозки сжиженного газа распространяется действие «Правил устройства и безопасной экс плуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденных Госгортехнадзором.
На автомобильных цистернах для перевозки сжиженных газов
обязательно должна, быть установлена следующая арматура: запорное устройство для налива сжиженного газа; запорное устройство для слива сжиженного газа;
запорное устройство для выпуска паров из верхней части ци стерны;
пружинный предохранительный клапан;
манометр; приспособление для контроля уровня жидкости. '
Помимо, обязательной арматуры рекомендуется также устанав
ливать скоростные клапаны на трубопроводе для слива сжижен ного газа и на отводе паровой фазы. Выхлопная труба двигателя тягача автоцистерны должна быть расположена в передней части,
под радиатором, для уменьшения вероятности воспламенения га зов от искры. Цистерны должны быть защищены от разрядов
статического электричества, возникающего при наливе и сливе сжиженных газов, а также при движении.
206
Для перевозки пропан-бутановой фракции применяют цистер ны, размещенные на шасси автомашины, полезной емкостью 4 м3,
при ее |
геометрической |
емкости |
4,7 м3 и расчетном |
давлении |
16 кгс/см2. Используют |
также цистерну-полуприцеп, |
имеющую |
||
емкость |
5000 кг сжиженных газов |
и рабочее давление |
18 кгс/см2 |
и транспортируемую тягачом ЗИЛ-130. Цистерна-полуприцеп
предназначена для перевозки сжиженных газов от газораздаточ
ных станций на автозаправочные станции и может быть временно использована как емкость станции для заправки баллонов газо
баллонных автомобилей, а также для доставки сжиженного газа
от газораздаточных станций к групповым емкостям потребителей.
Автоцистерна АЦЖГ-12-200В имеет геометрическую емкость 14,6 м3, полезную емкость 12,4 м3 при коэффициенте заполнения
85%. Расчетное давление цистерны 18 кгс/см2. /
Организационные мероприятия, направленные на повышение
безопасности автомобильных перевозок сжиженных газов, долж ны предусматривать обустройство для них пунктов налива и сли
ва. Автоцистерны должны двигаться по определенному маршруту
с заданной скоростью. Условия труда и порядок работы водителей должны регулироваться особыми правилами. Имеются сведения [40], что за рубежом осуществляются крупные перевозки этилена
автомобильным транспортом.
Например, в Англии до прокладки этиленопровода Уилтон—,
Ранкорн этилен на этой трассе, протяженностью свыше 200 км,
перевозили в |
автоцистернах. |
Объем |
перевозок |
достигал |
100 тыс. т/год, |
для чего требовалось постоянно держать в рейсе |
4цистерны.
Вдругих странах известны маршруты перевозок этилена в ав
томобильных цистернах большей протяженностью. Так, во Фран
ции с нефтеперерабатывающего завода компании «Эссо» в ПорЖероме (район Гавра) этилен перевозят в автоцистернах в Бель
гию, Нидерланды и даже в Испанию. Во Франции на заводе
фирмы «Совигаль» освоено производство автоцистерн-полуприце пов из нержавеющей стали и стали с 9%-ной добавкой никеля.
Цистерны изолируются слоем пенополиуретана толщиной 160 мм,
который, как утверждает фирма, гарантирует повышение темпе
ратуры |
сжиженного |
этилена в течение 200 ч не больше чем на |
20 0C. |
Вместимость |
автомобильных цистерн полуприцепов—20—‘ |
21 тс. |
|
ГЛАВА 3 |
СЛИВ СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ ИЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЦИСТЕРН
Ежегодно в нашей стране перевозятся миллионы тонн сжи женных газов в железнодорожных цистернах.
При наливе сжиженных углеводородных газов и сливе их в
стационарные емкости существует потенциальная опасность взры-
207
bob и пожаров. Это объясняется способностью сжиженных углево дородных газов образовывать взрывоопасные смеси с воздухом
и подвергаться электризации при перемещении.
Известно, что сжиженные углеводородные газы имеют высо
кое удельное объемное электрическое сопротивление, вследствие
чего происходит накопление зарядов статического электричества. В связи с низким значением минимальной энергии, необходимой
для |
воспламенения их |
паро- и газовоздушных смесей (0,24— |
0,26 |
мДж), значительно |
увеличивается вероятность появления |
аварийных ситуаций на хранилищах сжиженных газов.
В отечественной и иностранной литературе вопросы защиты от проявлений статического электричества освещены достаточно пол
но. В 1973 г. введены в действие новые «Правила защиты от ста тического электричества в производствах химической, нефтехими ческой и нефтеперерабатывающей промышленности», которые
распространяются на проектируемые, строящиеся, реконструиру емые и действующие предприятия. По этим соображениям ука
занные вопросы в данной книге не рассматриваются.
Не в меньшей степени безопасность эксплуатации складов
сжиженных газов зависит от выбора оптимального способа слива продуктов.
Специфические свойства сжиженных газов не позволяют поль зоваться обычными способами, применяемыми при перемещении
жидкостей.
При хранении сжиженного пропана в емкости при —Io0C соз
дается давление 1,9 кгс/ом2, а при I0C — 3,5 кгс/см2. Следователь
но, пропан, привезенный зимой в железнодорожной цистерне, при
температуре наружного воздуха —15—20 0C нельзя самотеком пе
реливать в подземную емкость, расположенную в грунте ниже глубины промерзания его, даже при расположении цистерны на
8—10 м выше стационарной емкости. При перемещении обычных
жидкостей указанные затруднения не встречаются.
Безопасность эксплуатации склада сжиженных газов во мно гом определяется выбором оптимального способа слива и рацио нальным оформлением технологической схемы.
Перемещение сжиженных газов возможно следующими спосо
бами:
спомощью насоса и компрессора;
сжатыми газами;
при помощи компрессора;
за счет разности уровней;
спомощью подогрева;
взаимным вытеснением жидкости.
Описание последних трех способов не приводится, поскольку онп имеют ограниченное применение в производственной прак
тике.
208