ходомеров связано с развитием электрических методов измерения скоростей вращения роторов. Частотная модуляция сигнала датчика (при малой инерционности ротора) позволяет сочетать высокую точ ность и малую инерционность измерения секундных расходов. В лучших современных конструкциях, предназначенных для измере ния расходов в трубопроводах диаметром от 4 до 1000 мм, основная приведенная погрешность доходит до ± 0 ,2 %, а постоянная времени
прибора составляет менее 0 , 0 1 |
с в широком рабочем диапазоне (до |
1 : 50 — 1 : 80). Независимость |
работы датчика от давления в по |
токе и возможность изготовления деталей из материалов, устойчивых к воздействию измеряемых сред, позволяют использовать тахометрические расходомеры практически при любых теплотехнических ис следованиях.
При универсальной электроизмерительной части расходомера основные метрологические и эксплуатационные свойства прибора определяются особенностями первичных преобразователей. Кон структивно скоростные тахометрические преобразователи выпол няются либо с роторами в виде осевых или тангенциальных миниа тюрных крыльчатых турбинок, либо со свободно вращающимися ша риками (рис. 148). Прямолопастные осевые турбинки и шарики при водятся в движение с помощью предварительной закрутки потока в тангенциальных камерах или на неподвижных винтовых шнеках. Встречаются конструкции (обычно малых калибров), в которых со здается предварительная закрутка потока [29]. В тангенциальных турбинных преобразователях ротор вращается вокруг оси, перекре щивающейся с осью потока; лопасти турбинки выполняются в виде пластин или чашечек. Поток жидкости поступает на лопасти ротора через направляющий аппарат — одноструйный или многоструйный; первый предпочтительнее при малых диаметрах трубопровода, вто рой — при средних и больших. В шариковых тахометрических пре образователях увлекаемый закрученным потоком жидкости шарик движется со скоростью, пропорциональной окружной скорости по тока и, следовательно, его объемному расходу. Центробежные силы удерживают шарик на периферии камеры преобразователя и пре пятствуют уносу его потоком. Шариковые преобразователи уступают крыльчатым в точности [погрешность порядка ± (1,5—2,0)% ], имеют повышенные гидравлические потери и узкий диапазон линейности статической характеристики, но зато работоспособны при значи тельных загрязнениях потока.
При вращении ротора турбинного преобразователя между часто той вращения п и расходом Q для осевой крыльчатки с винтовыми лопастями и тангециальной крыльчатки существуют следующие связи:
__ |
Q |
__ |
Q |
Ч"Я. ВИНТ |
g f l И |
Пя танг -- |
SnDjj ’ |
где S — площадь живого сечения потока в ток; Н — ход винтовой нарезки лопастей; шей окружности лопастей тангенциальной
зоне лопастей крыльча Д , — диаметр наиболь крыльчатки.
Эти формулы верны при следующих допущениях: не учитывается момент инерции ротора J, поток жидкости принят плоским, без отры вов и завихрений, с равномерной по сечению S эпюрой скоростей; измеряемая среда невязкая; поток однофазный, несжимаемый, с по-
Рис. 148. Основные схемы тахометрических преобразователей расходо меров:
1 — чувствительный элемент; 2 — вторичный преобразователь (тахометр)
стоянной температурой; отсутствуют какие-либо причины, вызываю щие торможение ротора; геометрические размеры ротора выполнены идеально, дисбаланс масс отсутствует. Реально ни одно из указан ных допущений не может быть полностью выполнено, и действи тельное значение п будет отличаться от пи. Для количествен ной оценки разницы частот вращения вводится величина относи тельной погрешности
лЛи *—’Л
П~ «и ’
иногда называемая в литературе скольжением ротора относительно потока. Зависимость между расходом и частотой вращения ротора тогда представляется в виде:
«в„нт = (1 — 6„) и лтанг = (1 — 6„). (XI.2 2 )
Таким образом, задача оптимизации реальной конструкции пре образователя сводится к обеспечению наименьшего и постоянного в условиях использования прибора значения б„. Трудности оптими зации заключаются в том, что на определенных режимах измерения,
|
|
|
|
даже |
в весьма несовершенных |
|
|
|
|
конструкциях, может быть легко |
|
|
|
|
получена очень малая абсолют |
|
|
|
|
ная |
величина |
8 „ (—0,03—0,04), |
|
|
|
|
хотя |
при |
небольших |
отклоне |
|
|
|
|
ниях от этих режимов значе |
|
|
|
|
ния 8п могут возрастать почти |
|
|
|
|
в 1 0 раз. |
|
|
|
вращения |
|
|
|
|
Реальная частота |
|
|
|
|
ротора тахометрического преоб |
|
|
|
|
разователя |
расходомера нахо |
Рис. |
149. Расчетная схема тахометриче- |
дится путем решения уравнения |
ского |
преобразователя с |
осевой крыль |
движения |
в |
(IV.2), которое запи |
|
|
чаткой: |
|
сывается |
виде |
|
/ — корпус; |
2 — ротор с винтовой крыльчат |
2к/ ^ |
= |
М |
д- : £ Л 4 С1., |
кой; |
3 — магнитопровод; |
4 — радиальный |
подшипник; |
5 — обмотка; |
6 — постоянный |
|
|
|
|
|
|
магнит; |
7 — упорный |
подшипник |
|
|
|
|
|
(XI.23) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где М д— движущий |
момент сил, приложенных со стороны потока |
к ротору, M ci — сумма моментов сопротивления (моментов, пре-
i
пятствующих вращению ротора). Выражения для М А и M ci опре деляются типом и особенностями конструкции тахометрического преобразователя.
Для осевого тахометрического преобразователя с винтовой крыль чаткой и прямолопастным направляющим аппаратом (рис. 149) вы ражение для движущего момента может быть представлено в форме [18]
где р — плотность жидкости; с — коэффициент, зависящий от пара метров решетки профилей (параметров лопастей крыльчатки);
— среднеквадратический диаметр крыльчатки (здесь £>ст— диаметр ступицы крыльчатки, равный наименьшему диаметру лопастей),
характеризующий место приложения равнодействующей гидродина мических сил.
Сопротивление вращению ротора оказывают силы вязкого трения жидкости по поверхности ротора, силы трения в опорном и в радиаль ных подшипниках ротора, силы реакции со стороны тахометрического устройства. Момент сил вязкого трения Мтр складывается из момента сил трения по проточной части крыльчатки ротора М тр1 и момента сил трения по торцам ступицы Мтр2. Точное вычисление этих величин затруднительно из-за отсутствия достоверных данных о коэффициенте вязкого трения К в условиях обтекания ротора,
поэтому представим первую составляющую М гр |
в виде |
МтР1= Xnpcj |
, |
(XI.25) |
где сг = const определяется геометрическими параметрами проточ ной части ротора [18]. Вторая составляющая момента Мтр при усло вии, что зазор между ступицей и струевыпрямителем меньше тол щины пограничного слоя, может быть определена по формуле
М тр2 |
цс.,п, |
(XI.26) |
где г] — динамический коэффициент вязкости жидкости; |
с2 = const |
при данных размерах зазора. Момент сил трения в подшипниках зависит от их типа и конструкции и от условий работы; в общем
случае может быть записан в виде |
|
М т р . и = &1 + |
k 2pQ2 + k3n, |
(XI.27) |
где k lt k 2, k3 — коэффициенты |
пропорциональности. |
Поскольку |
второй член последнего выражения является определяющим, то часто УИтР-п представляют в виде
Мтр. п = & 2Р<2 2-
Наконец, последний момент, приложенный к ротору, — момент реак ции тахометра зависит от типа применяемого устройства (см. гл. VIII) и в общем виде выражается через мощность Р, потребляемую тахо метром
При использовании некоторых модулирующих устройств (напри мер, оптических) Р = 0 и Л1т отсутствует; чаще, однако, применяются индукционные системы (см. табл. 25), в которых Р пропорциональна квадрату частоты вращения, поэтому в этих случаях можно при нимать
Подставляя (XI.24)—(XI.28) в (XI.23), получаем уравнение дви жения ротора преобразователя рассматриваемого типа в виде
J |
= axQ2— a2Qn-—а3п, |
(XI.29) |
а — а _—( 1 — |
^Cl — А- |
— В Д 2- • |
а* SH |
c t f s |
пс Б 2 ) |
1 SH ’ |
«2 == ~y |
рсП2; |
а3 = ~ |
(рс2 + |
£ 3 + |
Лэ). |
Из уравнения (XI.29) следует, что статическая характеристика тахометрического преобразователя (при dn/dt = 0) имеет вид
При достаточно большом расходе, т. е. в верхней части диапазона измерения любого расходомера, отличием a3/a2Q от единицы можно пренебречь; тогда
(XL3I)
Такой характер связи между Q и я хорошо подтверждается практи кой по крайней мере в области больших чисел Re. Построенные экспериментально зависимости удовлетворительно аппроксими руются прямой, не проходящей через начала координат,
|
п = k (Q — Q„), |
(XI.32) |
где Q0 — отрезок, |
отсекаемый на оси расходов |
продолжением ап |
проксимирующей |
прямой. |
|
Для определения координат обобщенной статической характери стики расходомера приведем (X 1.31) к безразмерной форме
nSH ( ,
~ 0 Л
но так как по определению (XI.29) коэффициент р есть функция величины Я и геометрических параметров гидравлического тракта в зоне ротора, то
nSH |
( . |
a2Q) 1 — f (R eL, L |
Q |
\ |
Здесь llt . . . |
— геометрические параметры. Критерий подобия |
|
Як |
nSH |
пН |
П„ |
(XI.33) |
|
Q |
ауср |
|
|
|
|
является главным зависимым критерием процесса преобразования скорости движения жидкости в частоту вращения ротора. Действи тельно, если у — угол установки лопастей, то
Я= nDn tg у,
алинейная скорость вращения лопастей ротора (на диаметре равна
v= nDnti.
Подставляя эти выражения в (XI.33), получаем
Критерий лк может быть связан и с другими зависимыми крите риями гидромеханических процессов, например с числом Ей. Дей ствительно, число Ей по смыслу представляет собой отношение удельной потенциальной энергии потока к его удельной кинетиче ской энергии. Допустим, что изменение потенциальной энергии по тока характеризует величину энергии, приобретенную вращающимся ротором. Иначе говоря, перепад статического давления Ар на ро торе является мерой кинетической энергии ротора. Удельная кине тическая энергия ротора (отнесенная к его массе) равна
Потенциальная энергия потока, отнесенная к массе жидкости в объеме, вытесненном ротором, вычислится как
|
|
|
W |
= |
А Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
pvP |
|
|
|
где Ер — объем ротора; |
тр = ррКр; |
рр — плотность |
материала |
ротора. Отношение WK.Р/\ЕПЖ, характеризующее процесс обмена |
энергией, представляет |
собой |
критерий |
вида |
|
|
|
„ |
|
_ |
Рр^2 Р ^р _ Р^2 |
|
|
|
|
a p v |
2ppFp |
А р |
2Ар |
’ |
|
Между |
критериями як |
и |
nApv легко устанавливается |
связь через |
число |
Ей |
|
|
|
|
|
|
|
|
n Apv |
2Лр |
S —tg3 у = |
2Eutg2 y. |
|
|
|
Pv |
ш'ср |
|
|
|
|
Величина a3/a2Q представляет собой сумму отношений вида |
|
Оз_ _ |
J _ _ |
/ т ) с 2 . |
k3 |
. |
k 331 \ |
|
|
aiQ |
п |
\ рcD2Q |
pcD2Q |
Г pcD2Q j ’ |
|
каждое из которых является мерой рассеиваемой энергии (при тре нии в торцевом зазоре, подшипниках, при отборе энергии на созда ние электрического сигнала), отнесенной к энергии, переданной