центром тяжести шарика, /Свх — расстояние от оси камеры закру чивания до оси входного отверстия.
Исследования, проведенные в НИИтеплоприбор, над преобразо вателями подобного типа показывают, что у изученных моделей отсутствует область, в которой можно было бы считать величину |3 постоянной. Для шариковых преобразователей с винтовым напра вляющим аппаратом по типу рис. 148, г
L = SH„ = 2nr0S tg О,
где 5 — площадь живого сечения потока в камере закрутки; Яи — ход винтовой нарезки направляющего аппарата; 0 — угол между направлением скорости потока и фронтом решетки направляющего
аппарата на радиусе г0. |
Опыты НИИтеплоприбора [151] позволили |
определить приближенно автомодельную, по |
числу |
Re, область |
(Rem = 103 -ь105), где |
нелинейность градуировочной |
зависимости |
преобразователей такого типа не превосходит |
0,3—0,5%. Здесь |
Rem = w d j v — число |
Re, вычисленное при L, |
равном диаметру |
шарика.
На основе исследований НИИтеплоприбора разработан нормаль ный ряд расходомеров типа «Сатурн», предназначенных для измере ния расходов нейтральных и агрессивных жидкостей, чистых и с твердыми включениями. Приборы рассчитаны на пределы измере ния от 0—2,5 до 0—250 м3/ч, при избыточном давлении в трубопро
воде до |
64• 105 Па. Предельная погрешность расходомеров |
1,6— |
2,5% |
от |
верхнего |
значения предела измерения в диапазоне |
25— |
1 0 0 % |
шкалы. |
свойства тахометрических преобразователей |
опи |
Динамические |
сываются уравнением (XI.29), которое целесообразно представлять в виде, формально совпадающим с уравнением апериодического эле
мента |
первого рода; |
|
|
|
|
|
|
T f + n ^ k Q , |
(XI.36) |
где |
Т = — |
---------------- постоянная времени; |
k — —------------- . |
|
а 2 V |
] |
а 3 |
а 2 1 I |
а 3 |
|
|
+ |
a2Q |
~1- |
a2Q |
Моменты сопротивления, учитываемые коэффициентом а3, обычно малы, и их влияние на динамические процессы в расходомере — ничтожно. Поэтому при анализе инерционных свойств преобразова телей и связанных с ними динамических погрешностей можно пола гать
Зависимость постоянной времени от измеряемого расхода, под твержденная многочисленными экспериментами, определяет труд ности исследования динамических ошибок тахометрических преобра-
зователей. Во всех случаях плавного изменения расхода Q (t) ин теграл уравнения (XI.36) не выражается через элементарные функ ции. Постоянная времени действительно постоянна лишь при мгно венном изменении расхода от 0 до уровня Qy. На этом свойстве тахометрических преобразователей основаны экспериментальные методы определения Т, подробно описанные в [18 и 19].
Особый практический интерес представляет определение сред него значения динамической ошибки при измерении расхода, пульсирующего по закону
|
|
|
|
|
|
|
Q = |
Qcp (1 + |
ф cos Ш), |
|
где |
ф — коэффициент |
глубины |
пульсаций; Q —частота пульсаций; |
t — время. В этом случае динамиче |
ская ошибка со временем периоди |
чески меняет знак. |
При |
определе |
нии показаний расходомера ошибки |
разных знаков частично компенси |
руют друг друга. Влияние расхода |
на |
постоянную времени |
приводит |
к тому, что расходомер точнее |
воспроизводит положительные по- |
лупериоды |
пульсационной |
соста |
вляющей |
расхода, |
нежели |
отри |
цательные, и показания |
прибора, |
Рис. 154. Зависимость показаний тахо- |
измеряющего |
пульсирующий |
рас |
метрического расходомера С?пр от истин |
ного значения расхода <3ИСХ: |
ход, оказываются всегда завышен |
1 — при пульсации расхода; 2— без пуль |
ными. На рис. |
154 приведен экспе |
сации |
риментальный |
график |
[35], |
на |
|
котором ясно выражена указанная особенность динамической ошибки. При гармонических пульсациях расхода величина средней динами
ческой ошибки рассчитывается |
по приближенной |
формуле |
|
ф2й 2Т 2 |
|
■ср kQср |
ср |
(XI.38) |
2(1 + Й2Т2р) |
где Тср — значение постоянной времени, соответствующее среднему расходу Qcp.
Постоянная времени Т характеризует инерционность преобра зования расход—частота вращения ротора, но не полностью опи сывает динамические искажения сигнала датчика, которые зави сят от инерционности ротора и частотной модуляции сигнала. По скольку невозможно определить частоту сигнала за время меньшее, чем его период, то для уменьшения динамических искажений сигнала датчика необходимо, чтобы за время одного периода сигнала изме нения расхода были бы незначительны. А это означает, что при одном и том же значении Т меньшие динамические искажения будут в том датчике, частота вращения которого выше. В многополюсных вторич ных тахометрических преобразователях частота сигнала / = гп,
где z — число полюсов; однако определение частоты в |
этих слу |
чаях необходимо производить не за период сигнала 1 //, |
а за время |
одного оборота 1 In, так как периоды сигнала в пределах одного оборота могут отличаться друг от друга из-за технологических по грешностей деления окружности ротора на z частей. Универсальной характеристической величиной, учитывающей обе причины динами ческих искажений, может служить величина LT, равная частоте вращения ротора за время Т
Действительно, за 1 с можно произвести не более п отсчетов значе ния частотно-модулированного сигнала. Но согласно теореме Ко тельникова (см. п. 1, гл. IV) любая непрерывная функция с ограни ченным по частоте спектром может быть представлена ее дискрет ными значениями, отстоящими друг от друга на интервал корреля ции. В преобразователях тахометрических расходомеров интервал корреляции равен постоянной времени Т, следовательно, нет необ ходимости производить за 1 с отсчетов сигнала больше, чем 1 IT. Для того чтобы частотная модуляция сигнала не ограничивала дина мические возможности преобразователя более чем инерционность ротора, необходимо соблюдать неравенство п > ИТ, которое обе спечивается при
= ИД rt > 1 •
Поскольку
JL _ _Р_ Л ____£ з \
то
2J
cD2SHp ’
откуда следует, что LT зависит от режимов течения, геометриче ских параметров преобразователя, момента инерции присоединен ной массы и плотности измеряемой жидкости. В нормальном диапа зоне работы р «=! const и для большинства конструкций можно пола гать LT <=&const. Физически параметр Lr может быть трактован по разному: произведение LTSH имеет размерность объема и определяет количество жидкости, проходящее через преобразователь за Т се кунд; произведение LTH представляет собой расстояние, проходи мое частицей потока за 1 с. Величину LT удобно использовать для вычисления средней динамической ошибки при пульсирующем рас ходе. Воспользовавшись (XI.39), формулу (XI.38) можно переписать в виде
_ |
ДСР |
_ |
4лУ р2Ь2т |
СР |
kQcp |
2(1 + 4лУ 4 ) ’ |
где р = Q/2nn = Q/co — отношение |
частоты пульсаций расхода |
к частоте вращения ротора, а ф = |
Qmax/Qcp характеризует глубину |
пульсаций расхода. По этой формуле построена универсальная номограмма, приведенная на рис. 155, позволяющая оценивать вели чину ожидаемой погрешности бсР для любых тахометрических преоб разователей при известных значениях LT.
В настоящее время наряду с сужающими устройствами крыль- чато-тахометрические расходомеры чаще других типов приборов применяются при научных исследованиях. При относительной про стоте их конструктивных схем и доступности изготовления в усло виях неспециализированного производства конструктивное испол нение датчиков чрезвычайно многообразно [72, 18]. Габариты корпуса и технологичность конструкции во многом зависят от типа применяемого вторичного преобразователя. Наименьшие габариты
Рис. 155. Универсальная номограмма для определения ошибки измерения тахометрическим расходомером среднего значения пульсирующего расхода
достигаются при использовании тахометров с элементом Холла. Широкое распространение получили индукционные и оптические измерители частоты вращения роторов. Несмотря на то, что индук ционные тахометры оказывают значительное тормозящее воздей ствие на ротор, им отдается предпочтение в тех случаях, когда тре буется унификация вторичных преобразователей для датчиков раз личных размеров. Оптические системы: отражательная или про свечивающая требуют изготовления части корпуса из прозрачного материала и дополнительного источника питания осветителя, что не всегда удобно по эксплуатационным соображениям.
В качестве возбудителей сигналов вторичных преобразователей, часто используются лопасти крыльчатки ротора. В преобразователях больших размеров встречаются крыльчатки с лопастями, выполнен ными из разнородных по магнитной проницаемости материалов или с небольшими различиями в размерах (лопасть-модулятор может иметь выступ или отверстие). Преобразователи средних калибров, как правило, имеют крыльчатки с одинаковыми лопастями, создаю щими несколько импульсов за один оборот. В преобразователях малых расходов размеры и массы лопастей недостаточны для воз буждения сигнала, поэтому в таких конструкциях модулятор чаще
всего располагается в ступице ротора. Роторы преобразователей, обычно сборные, выполняются из легких материалов (алюминиевые сплавы, пластмассы и т. п.), а их оси — из материалов повышенной износостойкости. С целью повышения устойчивости ротора центр давления следует располагать за центром тяжести ротора в напра влении движения потока.
Наименее удовлетворительно решается вопрос о типе и конструк ции подшипниковых узлов ротора. Условия работы микроподшип ников в тахометрических преобразователях чрезвычайно тяжелы. Частоты вращения роторов колеблются от 1500 дО 35 000 об/мин и более; смазка осуществляется только измеряемыми средами, боль шинство из которых для этого просто не пригодны (кислоты, крио гены, сухие газы и пр.). Подшипники испытывают большие нагрузки, вызванные неравномерностью воздействия потока и дисбалансом масс ротора.
На рисунках табл. 32 представлены типичные схемы расположе ния опор роторов. В преобразователях малых расходов используются подшипники скольжения из часовых камней, графита или фторопла ста; в преобразователях средних калибров (до 60—80 мм) устана вливаются пластмассовые подшипники скольжения или специаль ные шарикоподшипники; в крупных преобразователях— стандартные
или специальные шарикоподшипники. Рисунки |
табл. 33 дают |
пред |
ставление об основных схемах выполнения подшипниковых |
узлов. |
|
|
Т а б л и ц а 32 |
Типичные схемы расположения опор роторов |
|
крыльчато-тахометрических преобразователей |
|
Консольный вариант |
Двусторонний вариант |
|
|
с неподвижной осью |
с вращающейся |
осью |
|
1 Fs££=3sa~~t |
n f i |
|
|
|
|
Средние и малые диаметры |
Малые диаметры |
Средние и большие |
диаметры |
|
|
|
|
Недостаток всех типов подшипников заключается в непостоян стве момента трения и интенсивности износа подшипников, вызываю щем дрейф статических характеристик и ограничивающим ресурс работы. Поэтому при эксплуатации расходомера приходится при бегать к частому повторному градуированию, что еще более сокра щает полезный срок службы. Стабилизация характеристик преобра зователей возможна при использовании гидравлической разгрузки опорных подшипников или при отказе от опор и выполнении роторов в виде полностью уравновешенных плавающих элементов.