Файл: Бошняк, Л. Л. Измерения при теплотехнических исследованиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

центром тяжести шарика, /Свх — расстояние от оси камеры закру­ чивания до оси входного отверстия.

Исследования, проведенные в НИИтеплоприбор, над преобразо­ вателями подобного типа показывают, что у изученных моделей отсутствует область, в которой можно было бы считать величину |3 постоянной. Для шариковых преобразователей с винтовым напра­ вляющим аппаратом по типу рис. 148, г

L = SH„ = 2nr0S tg О,

где 5 — площадь живого сечения потока в камере закрутки; Яи — ход винтовой нарезки направляющего аппарата; 0 — угол между направлением скорости потока и фронтом решетки направляющего

аппарата на радиусе г0.

Опыты НИИтеплоприбора [151] позволили

определить приближенно автомодельную, по

числу

Re, область

(Rem = 103 -ь105), где

нелинейность градуировочной

зависимости

преобразователей такого типа не превосходит

0,3—0,5%. Здесь

Rem = w d j v — число

Re, вычисленное при L,

равном диаметру

шарика.

На основе исследований НИИтеплоприбора разработан нормаль­ ный ряд расходомеров типа «Сатурн», предназначенных для измере­ ния расходов нейтральных и агрессивных жидкостей, чистых и с твердыми включениями. Приборы рассчитаны на пределы измере­ ния от 0—2,5 до 0—250 м3/ч, при избыточном давлении в трубопро­

воде до

64• 105 Па. Предельная погрешность расходомеров

1,6—

2,5%

от

верхнего

значения предела измерения в диапазоне

25—

1 0 0 %

шкалы.

свойства тахометрических преобразователей

опи­

Динамические

сываются уравнением (XI.29), которое целесообразно представлять в виде, формально совпадающим с уравнением апериодического эле­

мента

первого рода;

 

 

 

 

 

 

T f + n ^ k Q ,

(XI.36)

где

Т =

---------------- постоянная времени;

k — —------------- .

 

а 2 V

]

а 3

а 2 1 I

а 3

 

 

+

a2Q

~1-

a2Q

Моменты сопротивления, учитываемые коэффициентом а3, обычно малы, и их влияние на динамические процессы в расходомере — ничтожно. Поэтому при анализе инерционных свойств преобразова­ телей и связанных с ними динамических погрешностей можно пола­ гать

Т —

J L

(XI.37)

SH

 

 

Зависимость постоянной времени от измеряемого расхода, под­ твержденная многочисленными экспериментами, определяет труд­ ности исследования динамических ошибок тахометрических преобра-

362


зователей. Во всех случаях плавного изменения расхода Q (t) ин­ теграл уравнения (XI.36) не выражается через элементарные функ­ ции. Постоянная времени действительно постоянна лишь при мгно­ венном изменении расхода от 0 до уровня Qy. На этом свойстве тахометрических преобразователей основаны экспериментальные методы определения Т, подробно описанные в [18 и 19].

Особый практический интерес представляет определение сред­ него значения динамической ошибки при измерении расхода, пульсирующего по закону

 

Q =

Qcp (1 +

ф cos Ш),

 

где

ф — коэффициент

глубины

пульсаций; Q —частота пульсаций;

t — время. В этом случае динамиче­

ская ошибка со временем периоди­

чески меняет знак.

При

определе­

нии показаний расходомера ошибки

разных знаков частично компенси­

руют друг друга. Влияние расхода

на

постоянную времени

приводит

к тому, что расходомер точнее

воспроизводит положительные по-

лупериоды

пульсационной

соста­

вляющей

расхода,

нежели

отри­

цательные, и показания

прибора,

Рис. 154. Зависимость показаний тахо-

измеряющего

пульсирующий

рас­

метрического расходомера С?пр от истин­

ного значения расхода <3ИСХ:

ход, оказываются всегда завышен­

1 — при пульсации расхода; 2— без пуль­

ными. На рис.

154 приведен экспе­

сации

риментальный

график

[35],

на

 

котором ясно выражена указанная особенность динамической ошибки. При гармонических пульсациях расхода величина средней динами­

ческой ошибки рассчитывается

по приближенной

формуле

 

ф2й 2Т 2

 

■ср kQср

ср

(XI.38)

2(1 + Й2Т2р)

где Тср — значение постоянной времени, соответствующее среднему расходу Qcp.

Постоянная времени Т характеризует инерционность преобра­ зования расход—частота вращения ротора, но не полностью опи­ сывает динамические искажения сигнала датчика, которые зави­ сят от инерционности ротора и частотной модуляции сигнала. По­ скольку невозможно определить частоту сигнала за время меньшее, чем его период, то для уменьшения динамических искажений сигнала датчика необходимо, чтобы за время одного периода сигнала изме­ нения расхода были бы незначительны. А это означает, что при одном и том же значении Т меньшие динамические искажения будут в том датчике, частота вращения которого выше. В многополюсных вторич­ ных тахометрических преобразователях частота сигнала / = гп,

363


где z — число полюсов; однако определение частоты в

этих слу­

чаях необходимо производить не за период сигнала 1 //,

а за время

одного оборота 1 In, так как периоды сигнала в пределах одного оборота могут отличаться друг от друга из-за технологических по­ грешностей деления окружности ротора на z частей. Универсальной характеристической величиной, учитывающей обе причины динами­ ческих искажений, может служить величина LT, равная частоте вращения ротора за время Т

LT = Тп.

(XI.39)

Действительно, за 1 с можно произвести не более п отсчетов значе­ ния частотно-модулированного сигнала. Но согласно теореме Ко­ тельникова (см. п. 1, гл. IV) любая непрерывная функция с ограни­ ченным по частоте спектром может быть представлена ее дискрет­ ными значениями, отстоящими друг от друга на интервал корреля­ ции. В преобразователях тахометрических расходомеров интервал корреляции равен постоянной времени Т, следовательно, нет необ­ ходимости производить за 1 с отсчетов сигнала больше, чем 1 IT. Для того чтобы частотная модуляция сигнала не ограничивала дина­ мические возможности преобразователя более чем инерционность ротора, необходимо соблюдать неравенство п > ИТ, которое обе­ спечивается при

= ИД rt > 1

Поскольку

JL _ _Р_ Л ____£ з \

Q

s h V

fl*Q / ’

то

2J

cD2SHp

откуда следует, что LT зависит от режимов течения, геометриче­ ских параметров преобразователя, момента инерции присоединен­ ной массы и плотности измеряемой жидкости. В нормальном диапа­ зоне работы р «=! const и для большинства конструкций можно пола­ гать LT <=&const. Физически параметр Lr может быть трактован по разному: произведение LTSH имеет размерность объема и определяет количество жидкости, проходящее через преобразователь за Т се­ кунд; произведение LTH представляет собой расстояние, проходи­ мое частицей потока за 1 с. Величину LT удобно использовать для вычисления средней динамической ошибки при пульсирующем рас­ ходе. Воспользовавшись (XI.39), формулу (XI.38) можно переписать в виде

_

ДСР

_

У р2Ь2т

СР

kQcp

2(1 + 4лУ 4 ) ’

где р = Q/2nn = Q/co — отношение

частоты пульсаций расхода

к частоте вращения ротора, а ф =

Qmax/Qcp характеризует глубину

364


пульсаций расхода. По этой формуле построена универсальная номограмма, приведенная на рис. 155, позволяющая оценивать вели­ чину ожидаемой погрешности бсР для любых тахометрических преоб­ разователей при известных значениях LT.

В настоящее время наряду с сужающими устройствами крыль- чато-тахометрические расходомеры чаще других типов приборов применяются при научных исследованиях. При относительной про­ стоте их конструктивных схем и доступности изготовления в усло­ виях неспециализированного производства конструктивное испол­ нение датчиков чрезвычайно многообразно [72, 18]. Габариты корпуса и технологичность конструкции во многом зависят от типа применяемого вторичного преобразователя. Наименьшие габариты

Рис. 155. Универсальная номограмма для определения ошибки измерения тахометрическим расходомером среднего значения пульсирующего расхода

достигаются при использовании тахометров с элементом Холла. Широкое распространение получили индукционные и оптические измерители частоты вращения роторов. Несмотря на то, что индук­ ционные тахометры оказывают значительное тормозящее воздей­ ствие на ротор, им отдается предпочтение в тех случаях, когда тре­ буется унификация вторичных преобразователей для датчиков раз­ личных размеров. Оптические системы: отражательная или про­ свечивающая требуют изготовления части корпуса из прозрачного материала и дополнительного источника питания осветителя, что не всегда удобно по эксплуатационным соображениям.

В качестве возбудителей сигналов вторичных преобразователей, часто используются лопасти крыльчатки ротора. В преобразователях больших размеров встречаются крыльчатки с лопастями, выполнен­ ными из разнородных по магнитной проницаемости материалов или с небольшими различиями в размерах (лопасть-модулятор может иметь выступ или отверстие). Преобразователи средних калибров, как правило, имеют крыльчатки с одинаковыми лопастями, создаю­ щими несколько импульсов за один оборот. В преобразователях малых расходов размеры и массы лопастей недостаточны для воз­ буждения сигнала, поэтому в таких конструкциях модулятор чаще

365


всего располагается в ступице ротора. Роторы преобразователей, обычно сборные, выполняются из легких материалов (алюминиевые сплавы, пластмассы и т. п.), а их оси — из материалов повышенной износостойкости. С целью повышения устойчивости ротора центр давления следует располагать за центром тяжести ротора в напра­ влении движения потока.

Наименее удовлетворительно решается вопрос о типе и конструк­ ции подшипниковых узлов ротора. Условия работы микроподшип­ ников в тахометрических преобразователях чрезвычайно тяжелы. Частоты вращения роторов колеблются от 1500 дО 35 000 об/мин и более; смазка осуществляется только измеряемыми средами, боль­ шинство из которых для этого просто не пригодны (кислоты, крио­ гены, сухие газы и пр.). Подшипники испытывают большие нагрузки, вызванные неравномерностью воздействия потока и дисбалансом масс ротора.

На рисунках табл. 32 представлены типичные схемы расположе­ ния опор роторов. В преобразователях малых расходов используются подшипники скольжения из часовых камней, графита или фторопла­ ста; в преобразователях средних калибров (до 60—80 мм) устана­ вливаются пластмассовые подшипники скольжения или специаль­ ные шарикоподшипники; в крупных преобразователях— стандартные

или специальные шарикоподшипники. Рисунки

табл. 33 дают

пред­

ставление об основных схемах выполнения подшипниковых

узлов.

 

 

Т а б л и ц а 32

Типичные схемы расположения опор роторов

 

крыльчато-тахометрических преобразователей

 

Консольный вариант

Двусторонний вариант

 

 

с неподвижной осью

с вращающейся

осью

 

1 Fs££=3sa~~t

n f i

 

 

 

 

Средние и малые диаметры

Малые диаметры

Средние и большие

диаметры

 

 

 

 

Недостаток всех типов подшипников заключается в непостоян­ стве момента трения и интенсивности износа подшипников, вызываю­ щем дрейф статических характеристик и ограничивающим ресурс работы. Поэтому при эксплуатации расходомера приходится при­ бегать к частому повторному градуированию, что еще более сокра­ щает полезный срок службы. Стабилизация характеристик преобра­ зователей возможна при использовании гидравлической разгрузки опорных подшипников или при отказе от опор и выполнении роторов в виде полностью уравновешенных плавающих элементов.

366