потоком ротору. Непосредственное вычисление a3/a2Q затрудни тельно из-за незнания коэффициентов, входящих в а3, поэтому целе сообразно заменить эту величину такой, которая легко определя
лась бы экспериментально. Из |
сравнения (X 1.31) и (XI.32) видно, |
что в определенных условиях |
работы преобразователя Q0 = а3/а2 |
и поэтому возможно находить а3 по результатам экспериментов на жидкости достаточно малой вязкости в области высоких значений Q. Раскрывая значение коэффициента а 2, находим
а3= 4 - cD2p0Q0,
где р0 — плотность жидкости, использованной при определении Q0 по результатам испытаний. Теперь интересующая пас величина a3/a2Q может быть представлена в относительной форме
аз _ PqQq |
a2Q |
рQ |
и введена в уравнение обобщенной |
статической характеристики |
<Х134>
Экспериментальная проверка подтвердила приемлемость послед него выражения; на рис. 150 изображены обобщенные статические характеристики двух преобразователей, снятые на жидкостях с раз
личными |
физическими |
свойствами. Здесь |
в |
качестве |
характерного |
размера |
L |
|
3/------ |
|
что |
обеспечило значе |
использовано значение у |
SH, |
ние р = |
1 |
в области |
автомодельности |
по |
числу |
Re. |
Группировка |
точек на графике свидетельствует о правильности выражения (XI.34). Сопоставление результатов экспериментов разных авторов с раз личными конструкциями преобразователей показывает, что в осе вых крыльчато-тахометрических преобразователях существует область практической автомодельности, наступающая при числах [Re£>y]rp (2 -4-3 ,5) 103. Для использования градуировочных за висимостей в критериальной форме при проведении измерений сле дует число ReL заменить его аналогом, не содержащим величины Q;
в соответствии с п. 4 гл. III
nv = як Re^ = |
nSH_ |
QL |
nHL |
|
Q |
Sv |
v |
В качестве характерного размера в зависимости от задач иссле дования могут использоваться: гидравлический диаметр dr, услов
ный диаметр трубопровода Dy, среднеквадратический диаметр D,
величина у SH или ход винтовой нарезки Я. В последнем случае критерий nv записывается особенно просто
При построении обобщенной статической характеристики конкрет ного преобразователя постоянные сомножители в (XI.34) могут быть опущены и тогда с учетом (XI.35) уравнение статической харак теристики принимает размерный вид
п |
PoQo \ |
* _ _ t |
( |
п \ |
Q |
РQ ) |
~ 1 \ |
V |
) |
Рис. 150. Типичный вид экспериментальных обобщенных статиче ских характеристик тахометрических преобразователей (две раз личные конструкции)
Точка |
® |
О |
• |
О |
|
+ |
0 |
▲ |
р, |
г/см3 |
0,725 |
0,855 |
0,890 |
~ |
1 |
1,062 |
1,122 |
1,162 |
V, |
сСт |
0,7 |
10,9 |
100,2 |
~ |
1 |
2,09 |
4,95 |
11,9 |
Точка |
Л |
0 |
X |
X |
|
Ш |
0 |
□ |
р, |
г/см 3 |
1,163 |
1,193 |
1,213 |
1,215 |
1,218 |
1,221 |
1,222 |
V, |
сСт |
12,1 |
28,9 |
С5,9 |
71,6 |
77,1 |
105,3 |
135,0 |
Исследование обобщенных статических характеристик тахоме трических преобразователей с осевыми крыльчатками позволило наметить весьма эффективные принципы расширения нормального диапазона работы расходомеров (т. е. расширения области автомо дельности по числу Re). В основу этих методов заложено использо вание закона изменения X — f (Re) (см. рис. 27) для создания допол нительных моментов, прикладываемых к ротору преобразователя.
Рассмотрение типичных обобщенных характеристик (см. рис. 151, а) приводит к заключению о наличии трех характерных областей изменения р-. в области III коэффициент р почти постоянен, его небольшие изменения, по-видимому, связаны с неравномерно стью распределения скоростей по сечениями канала. Для лучшего
выравнивания |
эпюр |
скоростей в этой зоне |
чисел |
Re |
применяются |
а)я к |
|
|
различные конструктивные элементы: |
|
|
струевыпрямители, сетки, диафрагмы |
1,2 |
|
|
1,0 |
|
|
с острыми |
кромками, |
устанавливае |
|
|
мые |
перед |
ротором. |
В области |
II |
|
|
|
0,9 |
|
|
часто |
наблюдается местный |
рост |
р, |
0,8 |
|
|
т. е. рост частоты вращения ротора при |
I |
II |
III |
неизменном |
|
расходе. |
Объяснением |
0,6 |
|
|
этому является снижениеXна переход |
1,5 2,0 2,5 5,0 |
5,5 0,0 |
0,5 5,0Iffп\ |
ных режимах, а также рост погранич |
ных слоев, вызывающий сужение жи |
|
|
|
вого |
сечения потока |
5 |
и повышение |
|
|
|
скорости wcр |
при Q = |
const. |
такого |
|
|
|
С |
целью |
компенсации |
|
|
|
увеличения р применяется гидравли- |
|
2,0 |
5,0 |
0,0 |
5,0Iffл , |
|
|
|
|
Рис. 151. Компенсация нелинейно |
Рис. 152. Принципиальная |
схема преобразо |
|
сти обобщенных статических харак |
вателя с компенсацией влияния вязкости |
|
теристик тахометрических преобра |
жидкости путем |
притормаживания ротора: |
|
зователей: |
а — влияние |
вязкости |
1 — крыльчатка; |
2 — барабан; |
3 — обтекатель; |
|
не скомпенсировано; б — компенса |
|
h — зазор; |
I, d — размеры барабана |
|
ция притормаживанием |
ротора; |
|
|
|
|
в — компенсация |
перестройкой |
|
|
|
|
эпюры скоростей |
|
|
|
|
|
ческое подтормаживание ротора в зоне чисел Re, |
соответствую |
|
щих области II. |
Примером подобного компенсатора может служить |
устройство, применяемое фирмой «Meterflow» (Англия), схема кото рого приведена на рис. 152; здесь используется рост К на ламинар ном режиме по мере снижения числа Re. Ротор преобразователя механически связан с барабаном, вращающимся с малым зазором в неподвижной обойме. Через этот зазор протекает часть жидкости. Размеры зазора назначаются такими, что в области режимов II на крыльчатке в зазоре устанавливается ламинарное течение, при котором снижение чисел Re вызывает рост X. В результате ротор под-
тормаживается, всплеск обобщенной характеристики сглаживается (см. рис. 151, б) и тем самым расширяется область постоянства |3.
В области / регулярный рост X по мере снижения числа Re пре валирует над прочими явлениями, коэффициент |3 снижается. Для компенсации вязкого торможения на этих режимах необходимо создание закономерно меняющегося дополнительного движущего момента. С этой целью в Ленинградском механическом институте (ЛМИ) разработано устройство 1, в котором с помощью неподвиж ных элементов типа пластин (гладких или гофрированных), распо ложенных в месте размещения ротора и ориентированных вдоль потока, достигается изменение эпюры скорости потока на роторе (рис. 153). Толщина пограничного слоя на пластинах находится
Рис. 153. Принципиальная схема выполнения компенсатора вязкости перестройкой эпюры скоростей:
1 — ротор; 2 — пластины; 3 — корпус
в обратной зависимости от числа Re. Поэтому падение частоты вра щения ротора, вызванное возрастанием X, компенсируется увели чением скорости потока в его ядре за счет возрастания толщины вытеснения пограничного слоя (см. рис. 151, в).
Обобщенные статические характеристики других типов тахометрических преобразователей расходомеров также могут быть пред ставлены в виде
где 8 Т — представляет собой сумму отношений моментов сопроти вления, не зависящих от числа Re, к величине движущего момента. Выражение для характерного размера получается аналитически, если рассматривать работу преобразователя на идеальной жидкости Р = / (Re) = 1. В работе [18] показано, что для шарикового пре образователя с тангенциальной камерой закрутки (рис. 148, 5)
|
|
з f |
*2 |
*2 |
|
|
L ~ |
V |
2 n h T ^ ~ ’ |
|
где |
i — число тангенциальных |
входных отверстий, |
гвх — радиус |
входного отверстия, г 0 |
радиус |
окружности, |
описываемой |
1 |
Авт. свид. № 301540. |
|
|
|
|