Как отмечают Кендел и Стьюарт [62], ответить на вопрос, как велико должно быть п, чтобы можно было пользоваться нормаль ными аппроксимациями, не всегда просто. Для некоторых распреде лений, в частности для распределения выборочного среднего, вполне удовлетворительная аппроксимация получается при п = 30. В слу чае других статистик хорошая аппроксимация получается лишь при значительно больших л; например, для распределения оценки коэф фициента корреляции при выборке из нормальной совокупности даже столь большие значения п, как 500, недостаточно еще хороши. Скорость приближения распределения статистики к нормальному распределению зависит как от типа распределения исследуемой гене ральной совокупности, так и от рассматриваемой статистики. Обычно (но не всегда) можно считать, что значения п ^ 500 являются боль шими. Значения п ^ 100 также оказываются для многих целей до статочно большими. С этой точки зрения к значениям, меньшим 100, надо относиться осторожно. Значения меньше 30 очень редко можно считать большими.
В других работах по математической статистике в зависимости от решаемой задачи и стремления не получить слишком грубой ошибки даются следующие рекомендации по выбору граничного значения числа наблюдений между большими и малыми выборками. В. И. Ро
мановский [113] |
считает |
в |
качестве такой границы п — 20. |
Н. В. Смирнов, Н. |
В. Дунин-Барковский [121], Г. Крамер [71], |
А. Хальд [135] и К- |
Браунди [23 ] рекомендуют принять число наблю |
дений равное 30. Дж. Юл |
и М. |
Кендел [156] предлагают диапазон |
чисел наблюдений от 30 до 40. Наконец, Я- Янко [157] считает таким числом 50.
Таким образом, использование понятий малые и большие вы борки зависит от задачи статистического исследования и связывается с получением большей (или неприемлемой) либо меньшей (приемле мой) ошибки.
2, Погрешности измерений
Цель измерений заключается в определении истинного значения измеряемой величины А, которая полагается существующей. Истин ное значение измеряемой величины — это значение, идеальным об разом отражающее свойство данного объекта как в количественном, так и в качественном отношении [26]. Оно не зависит от средств по знания и является той абсолютной истиной, которую стремятся выразить в виде числового значения. Результат измерения, напротив, есть продукт познания и зависит от его средств: метода измерения, технического оснащения эксперимента, субъективных особенностей человека, осуществляющего измерение.
При прямых измерениях, когда искомое значение измеряемой величины определяется или путем непосредственного сравнения ее с мерами, или посредством измерительных приборов, градуирован ных в установленных единицах, легко обнаруживается, что несмотря на постоянство основного комплекса условий, их результаты более или менее разнятся друг от друга, испытывая рассеивание. Причины