Файл: Эксплуатация корабельных двигателей внутреннего сгорания лекции..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
2. Общие замечания о влиянии внешних условий на мощность, экономичность и напряженность
дизеля при постоянной цикловой подаче топлива
Для постоянной цикловой подачи топлива (рейка насоса
на упоре) и для неизменных числа оборотов вала и темпера
туры топлива перед насосом, главные причины влияния внеш
них условий на мощность и экономичность дизеля можно
проследить по известным [б] уравнениям:
|
, |
<5 -3) |
или при G^=const, П А= const |
|
|
|
|
(5.4) |
N L= B r u ; |
|
(5 -5) |
N e = N t- N M ‘, |
|
(5.6) |
N ^ U x p - y W , |
. |
(5 .7) |
< = * Ц ^ и к- и т -М*.Г, |
(5 ,8) |
где |
Н и2 К П А&т •, А*=60х п а к и A = 6 0 z h a k &^ — |
- |
гистоянные коэффициенты. |
Рассмотрев приведенные уравнения можно заметить, что:
1)индикаторная мощность (5.5) зависит только от индикаторного к. п. д.;
2)эффективная мощность (5.6) кроме того зависит
от величины механических потерь или механического
к. п. д. (5.4);
3)степень влияния внешних условий на эффективную
мощность через мощность механических потерь для двигателей
со свободным (СТК) и подключенным (НТК) турбокомпрессора
ми может в ряде случаев существенно различаться. Причина заклинается в том, что формулы мощности механических по164
терь двигателей с ПТК (5.8) и СТК (5.7) содержат разные составляющие. Во многих случаях наиболее существенно ме
няются мощности |
компрессора |
N K и турбины N T и, как |
следствие, - мощность механических потерь двигателей с |
||
НТК. Исключение |
представляет |
влияние противодавления |
за турбиной, когда изменение мощности насосных ходов N*.M |
||
а следовательно, |
и мощности механических потерь двигателя |
сСТК также может быть значительным;
4)величина механического к. п. д.
|
Ne _ |
U„ |
П м ” |
N T |
(5.10) |
|
||
|
|
меняется по причине изменения как индикаторной мощности, так и мощности механических потерь.
Таким образом, можно сделать следующие методологиче
ские рекомендации, полезные при анализе воздействия внеш
них условий на мощность и экономичность двигателей.
1.Для уяснения характера изменения эффективной мощ ности необходимо прежде всего проанализировать изменение
факторов, от которых зависит индикаторный к. п. д. и
индикаторная мощность дизеля. Как известно из теории
рабочих процессов [б] такими факторами прежде всего явля
ется коэффициент избытка воздуха ос. и затем - степень повышения давления Л..
2.Окончательные выводы об изменении мощности могут
быть сделаны после выявления степени и знака изменения
мощности механических потерь, для чего необходимо знать:
-параметры воздуха перед и за компрессором, пара
метры газа перед и за турбиной, расходы воздуха (в целях
установления небаланса мощности в подключенных турбоком
прессорах) ;
-соотношение давлений в трактах перед и за цилинд рами (для оценки величины и знака мощности насосных ходов).
Отдельно следует сказать об изменениях тепловой и механической напряженности, возникающих под воздействием
внешних условии.
165
Условными критериями механической напряженности (см. гл. 3) являются:
1)максимальное давление сгорания pz характеризую
щее статические нагрузки на детали двигателя;
2)средняя или мгновенная скорости нарастания дав
ления в цилиндре во время сгорания (одновременно с кото
рыми зачастую используется степень повышения давления
,Pz \
А=-р^- ), позволяющие судить о динамичности нагруже
ния деталей.
К условным критериям, характеризующим тепловую напря
женность и температурное состояние деталей цилиндрово
поршневой группы относятся (см. гл. 3):
1)максимальная температура поршня и температура
поршня в районе верхнего поршневого кольца ‘ЬПта ,Ъ„к,а в ряде двигателей - температура выпускного клапана -fc
2)тепловой поток через стенки цилиндра q,ст.
Названные показатели определяются либо путем прямых
измерений в лабораторных условиях, либо с помощью расчета по косвенным показателям.
В эксплуатационной практике в качестве косвенного критерия тепловой нагруженности дизеля обычно использует
ся температура газа перед турбиной + г .
Если при изменении внешних условий уменьшается коэф
фициент |
избытка сухого воздуха <х |
или степень повышения |
||
давления |
К , то наблюдается уменьшение индикаторного |
|||
к. п. д. |
и индикаторной мощности. |
|
||
При |
const |
величина |
|
|
|
|
|
Ро |
(5.II) |
|
|
^ 0 |
Ро |
|
более всего зависит от удельного веса воздуха Зкц коэф
фициента наполнения |
*ц_ и отношения парциального |
давления |
сухого воздуха |
к атмосферному р0. Отношение |
гQ |
|
|
166
показывает во сколько раз объемный заряд сухого воздуха
меньше заряда влажного воздуха и изменяется тем заметнее,
в функции от относительной |
влажности |
ср |
чем выше темпе |
|
ратура окружающего воздуха |
(рис. 5.1). |
|
||
Величина п ц зависит |
более всего |
от соотношения дав- |
||
Н |
за цилиндром |
Рг |
и наиболее |
|
лений в трактах перед и |
~ ~ |
заметно меняется при изменении противодавления за турби
ной |
(рис. 5.2). |
— ---- Г----- |
|
|||||
В условиях эксплуата |
|
|||||||
|
—~ А^пер=30°п.к.в, |
|||||||
ции двигателя из всех ве |
0,92 |
— |
120°п.к.* |
|||||
личин, входящих в формулу |
0,88 |
\ |
|
|
||||
(5.II), более всего меня |
чн |
|
|
|||||
ется |
|
|
РкЦ10 |
0,84 - |
|
|
||
|
л/ |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
(5.12) |
|
/ |
|
|
|
|
®KU- |
RTLKU, |
0,12 - |
|
|
|||
|
Характер и степень |
/ |
|
|
||||
зависимости давления р кц |
0,08 |
|
|
|||||
и температуры T KUi перед |
/ |
|
|
|||||
цилиндром определяются |
OJ04 |
|
_Ес. |
|||||
не только диапазоном из |
V |
|
||||||
менения внешних условий, |
О |
|
Ркц |
|||||
0,95 |
1,05 1,10 |
1,15 |
1,25 |
|||||
но и |
конструктивными |
|||||||
особенностями двигателя |
Рис. 5.2. |
Ориентировочное |
|
|||||
(тактностью, |
составом и |
изменение |
и ri |
четырех |
||||
тактного дизеля в |
зависимости |
|||||||
схемой связи агрегатов |
||||||||
ОТРг/Ркц * A 0 4 ef, |
|
|||||||
наддува с поршневым дви |
|
|||||||
|
|
|
|
|||||
гателем, наличием и интенсивностью охлаждения воздуха |
|
|||||||
и т. д.). |
|
|
|
|
|
|
||
|
Темп относительного изменения индикаторного к. п. д. |
|||||||
— |
"Пл |
в функции от коэффициента |
избытка сухого ВОЗ- |
|||||
|
|
духа (рис. 5.3) может быть представлен в виде пучка кри
вых, построенных для разных \0=const с началом коорди
нат в точке (ct=I,ril(£=1). По оси ординат откладывается не
167
|
|
|
|
|
Л15. |
абсолютное |
значение ин |
|||||||
t,6 |
|
|
- |
|
дикаторного к. п. д., |
а |
||||||||
- |
в 2*4 |
|
|
|
|
величина,отнесенная к |
|
|||||||
|
|
|
.4,30 |
|
||||||||||
i,5 |
|
|
|
|
значению индикаторного |
|||||||||
|
|
|
|
|
,4,*<о |
к. п. д. при а =1,что |
|
|||||||
<A |
|
|
|
|
п р и д а е т |
|
р а с |
|||||||
|
|
|
|
|
идо |
|
||||||||
|
|
|
|
h— |
с м а т р и в а е м о й |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
зависимости свойство |
общ |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
ности. Действительно., в |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
двигателях |
различных |
кон |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
струкций и даже в одном и |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
том же двигателе,но при |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
разных числах оборотов |
|||||||
|
|
|
|
|
|
oL |
или |
разных углах опереже |
||||||
|
|
|
|
|
|
ния |
подачи топлива при |
|||||||
” 4,0 |
1Л |
|
<,8 |
2,0 |
2,6 |
3,0 |
||||||||
|
одном и том же^абсолютные |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Рис. 5.3.Относительное изме |
значения ^ |
неодинаковы. |
||||||||||||
Вместе |
с тем эксперимен |
|||||||||||||
нение индикаторного к. п. д. |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
в зависимости от <х при раз |
тально доказано |
[5], |
|
|||||||||||
личных |
исходных |
значениях Л 0 |
что в двигателях различ |
|||||||||||
(по Д . А.Портнову) |
|
|
||||||||||||
|
|
ных типов, |
размерности |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
и быстроходности |
т е м п |
изменения |
индикаторного |
|
||||||||||
к. п. д. |
в функции от |
<х |
примерно одинаков, |
если при |
|
|||||||||
этом |
значении |
А. |
совпадают. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
Характер изменения индикаторного |
к |
п. Д. Г) = |
4i |
|
||||||||||
в функции |
от |
А } изображен на рис. 5.4 в виде |
^LК |
П и -i |
||||||||||
пучка кри |
||||||||||||||
вых с началом координат в точке |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
для различных постоянных значений с*. |
|
|
|
|
|
|||||||||
Изменение |
А, |
обусловливается изменением периода |
|
|||||||||||
задержки самовоспламенения |
%-L , который |
в свою очередь |
|
|||||||||||
зависит от температуры и давления в цилиндре в момент |
|
|||||||||||||
впрыска топлива, а последние при |
Gt = const |
|
во |
|
||||||||||
всех случаях |
прямо |
пропорциональны Т кц |
и |
jpKu. . Увели |
||||||||||
чение |
Т кц |
и |
|
приводит |
к уменьшению |
и |
А. и, |
|
||||||
168 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|