Файл: Эксплуатация корабельных двигателей внутреннего сгорания лекции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить, что одним из возможных путей поддер­ жания постоянным числа оборотов турбокомпрессора, а сле­

довательно, и TfK4 при увеличении рг

является приме­

нение регулируемой турбины. Увеличение

рг

не вызовет

уменьшения удельной работы турбины

 

 

Ьт

 

(5.16)

а следовательно, и ее числа оборотов только в том случае,

когда отношение

останется неизменным. Увеличение

 

хе

р г, пропорциональное росту

р 2 , может осуществляться

за счет уменьшения проходного сечения соплового аппарата

цутем разворота лопаток, (рис.

5.9).

 

 

 

 

 

Эффективная нежность четырехтактных двигателей при

 

увеличении

р2 снижается не только по причине уменьше­

ния

Т1 и

N ,.Немаловажную роль при этом играет увели-

чение

Ь с

 

 

 

Р г

 

 

работы насосных потерь из-за роста

 

 

 

 

 

 

 

Б обоих рассмотренных выше

 

 

 

 

 

случаях уменьшение

сх

приводит

 

 

 

 

к росту тепловой напряженности

 

 

 

 

 

двигателя, к увеличению

t r

и

 

 

 

 

вынуждает уменьшать цикловую пода­

 

 

 

 

чу топлива, а следовательно, до­

 

 

 

 

полнительно сникать мощность дизеля.

 

 

 

 

Потребное снижение мощности значи­

 

 

 

 

тельнее для двигателей с нерегу­

 

 

 

 

лируемыми свободными турбокомпрес-

Ршс. 5.9 Схема регулжсорами.

 

 

 

 

 

рования соплового ап­

 

 

 

 

 

 

парата турбины; I -

 

 

 

 

 

 

сопловой аппарат с по­

 

 

 

 

 

 

воротными лопатками;

 

 

 

 

 

 

2 - рабочее колесо;

 

 

 

 

 

 

-f, - минимальное про­

 

 

 

 

 

 

ходное сечение С.А.

 

 

 

 

 

 

при нормальном проти­

 

 

 

 

 

 

водавлении;

f2ми­

 

 

 

 

 

 

нимальное проходное

сечение С.А.прм повы­ шенном противодавле-


§ 3. Влияние повышенного разрежения перед компрессором на показатели работы ЛВС

Повышенное разрежение перед компрессором обусловли­ вается наличием каких-либо дроссельных устройств в возду­ хозаборной системе. При неизменном коэффициенте сопротив­ ления 4 величина разрежения Др0 зависит от скорости течения газа и его удельного веса, а следовательно, от режима работы дизеля:

Аро=5 - г г '

Главное воздействие уменьшения давления перед компрес­ сором

ро = р0- А р 0

(5.17)

на показатели работы дизеля сказывается через уменьшение коэффициента избытка воздуха а . Схема наддува и другие особенности дизеля могут наложить определенный отпечаток на характер и темп изменения мощности и экономичности.

В двигателе с НТК при постоянном числе оборотов вала число оборотов ротора турбокомпрессора неизменно. Увели­ чение Др 0 (уменьшение р о ) приводит к примерно пропор­ циональному изменению давления наддувочного воздуха рк и давления воздуха перед цилиндрами р ки< . Пропорциональ­

ность между

р к и

ро

объясняется малой

зависимость!}

 

 

от расхода воздуха для центробежных ком­

прессоров, обладающих пологими характеристиками (см.

рис. 5.7).

 

 

 

 

 

 

Уменьшение

р*

и

p KUi при

6^ = const

вызывает

уменьшение

а.

(формула 5.II)

и некоторый рост Л. . По­

следнее обусловливается увеличением периода задержки

самовоспламенения

'tL

с уменьшением

,так как

давление в цилиндре на момент впрыска топлива уменьшается и физико-химические процессы подготовки топлива к само­ воспламенению замедляются.

179


Таким образом, изменение индикаторного к. п. Д. и индикаторной мощности происходит под влиянием противо­ положно действующих факторов. Уменьшение коэффициента

избытка воздуха вызывает тем большее уменьшение тц

(см.рис. 5.3), чем меньше исходное значение а 0 . Причем, даже при одинаковых исходных значениях коэффициента избыт­

ка воздуха, характер изменения тц зависит от исходного

значения Л 0.Увеличение Л. вызывает рост индикаторного к. п. д. и индикаторной мощности (рис. 5.4). Темп роста

тц тем значительнее, чем меньше исходное значение д 0 .

Поскольку с увеличением

Др0 происходит уменьшение а,

вызывающее снижение

гц

и одновременно увеличение Д. 5

приводящее к возрастанию

r|-L, итоговый результат будет

зависеть от исходных значений

а 0 и Л.0 .

Бели

а о

мало

(большие цикловые подачи топлива,

большие нагрузки), увеличение

Др 0 приводит, как правило,

к уменьшению

y[ -l и

N-v ,

 

 

 

Бели увеличение

Др 0

происходит на режимах малых

нагрузок

(

мало), когда

сх0 велико, может наблюдать­

ся обратный эффект. Поскольку при больших исходных значе­

ниях сх0

индикаторный к. п.

д. меняется незначительно,

а вблизи

с*. = Зт5 может даже

возрастать с уменьшением

коэффициента избытка воздуха, увеличение Л, приводит к

росту г\ .

Во всех случаях при увеличении разрежения перед ком­ прессором увеличивается температура газа и деталей ци­ линдрово-поршневой группы.В тех случаях,когда температура превышает предельно допустимую,цикловая подача топлива и мощность должны дополнительно уменьшаться (рис. 5.10).

В двигателе с СТК число оборотов турбокомпрессора

может не оставаться постоянным. При снижении давления

и при неизменной цикловой подаче топлива число оборотов свободного турбокомпрессора, как правило несколько умень­

шается, что при прочих равных условиях приводит к более

заметному снижению р к и р КЦ) нежели в двигателях с ПТК,

180


Pe c . 5.10. Влияние повышенного разрежения перед подклиненным ротативным компрессором

на показатели работы двухтактного дизеля

при рейке топливного насоса на упоре и

nA=const.

с механическим наддувом и без наддува. Как следствие, и потребное уменьшение мощности с целью сохранения t r в двигателях с СТК более существенное, чем для упомянутых выше случаев.

§ 4. Влияние барометрического давления на показатели двигателя

В отличие от раздельного изменения давлений перед компрессором (повышенное разрежение) и за турбиной (по­ вышенное противодавление) изменение барометрического дав­ ления р 0 одновременно воздействует на давление перед

компрессором

и за турбиной р г . Уменьшение баромет­

рического давления приводит к снижению давления перед компрессором и противодавления за турбиной.

181

Для транспортных (тепловозных, автотракторных) и дру­ гих двигателей, используемых в условиях суши, значительное изменение атмосферного давления может быть связано с подъемом на высоту. Так, при подъеме на каждый километр давление уменьшается примерно на 0,1 кгс/см2 или на 76 мм рт. ст.(для первых четырех километров). При даль­ нейшем подъеме снижение давления замедляется.

В условиях моря причиной изменения барометрического давления являются погодные условия. При среднем давлении на уровне моря 760 мм рт. ст. (1,03 кгс/см2) колебания атмосферного давления происходят в пределах 700780 мм рт. ст. (0,95-1,06 кто/см2).

При изменении барометрического давления в указанных пределах и сохранении постоянной цикловой подачи топлива мощность двигателя меняется незначительно (рис. 5.II и 5.12).

Вдвигателе с СТК это обусловливается заметным ростом числа оборотов турбокомпрессора, в результате чего увели­ чивается 5ч=Рк/ро и происходит частичная компенсация по­ тери давления (pK=JCKpo) и удельного веса наддувочного воздуха.

Вдвигателе с НТК число оборотов турбокомпрессора не­ изменно и давление наддува уменьшается примерно пропор­ ционально барометрическому давлению. Однако из-за увеличе­

ния температуры газа перед турбиной мощность, развиваемая турбиной, снижается медленнее мощности, потребляемой ком­ прессором, что приводит к уменьшению механических потерь.

Одновременно с ростом температуры газа перед турбиной наблюдается и увеличение температуры поршня. Если не исход­ ном режиме эти величины достигли предельно допустимых зна­ чений, то прв снижении р 0 возникнет необходимость в уменьшении цикловой подачи топлжва. На рис. 5.12 пунктиром показано потребное снижение мощности двигателя с СТК в случае уменьшения барометрического давления при условии поддержания постоянной температури газа перед турбиной.

182