Файл: Эксплуатация корабельных двигателей внутреннего сгорания лекции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

£83

§ 5. Влияние повышенной температуры воздуха на показатели дизеля

Температура воздуха перед компрессором t'0 может существенно отличаться от температуры поступающего на­ ружного воздуха t 0 за счет подогрева его от горячих ме­ ханизмов и систем. Величина подогрева зависит от конст­ руктивных особенностей системы воздухоподачи в машинное отделение, от расположения воздухоподводящих трактов от­ носительно дизелей, режима работы двигателей и т. д. До­ полнительный подогрев воздуха составляет от 2-j-3°C до

IOfI5°C.

Практически температура наружного воздуха может изме­ няться от минусовых значений при плавании в северных широтах да +40°С и более для тропиков. Следовательно, в машинном отделении температура может превосходить +50°С.

В двигателе с ПТК увеличение температуры воздуха перед компрессором вызывает рост температуры наддувочного возду­

ха

м

'

 

ТК=Т0' 1+ ОСк-i

(5.18)

 

П -a J

Отсутствие прямой пропорциональности между Т к и Т„'

объясняется зависимостью ЗСк=рк/р'

от температуры Т 0'.

Увеличение То

щ ш неизменном числе оборотов компрессора

приводит к уменьшению ft.,,что в свою очередь объясняется

уменьшением удельного веса воздуха на входе

в о " о

и уменьшением массовых сил

ж

0_ W

На пологой частя характеристик

уменьшение згк оценивается с помощью формулы удельной работа сжатая, величина которой для центробежных компрес­ соров при nK=const остается практически постоянной:

RTo i)т[~вд • (5.19)

Формула дозволяет видеть, что увеличение Т 0' приво­ дят к уменьшению аск •

184


В итоге уменьшение удельного веса воздуха за компрес­

сором

т - Рк-^О4

(5.20)

RTK

 

происходит не только вследствие увеличения температуры

воз,духа, но и по причине снижения давления рк . Уменьшение индикаторного к. п. д. и мощности проис­

ходит из-за снижения коэффициента избытка воздуха oi

(рис. 5.13).

Уменьшение А, невелико, так как рост t KU|

и уменьшение

ркц действуют на 'tv противоположно и

период задержки самовоспламенения, особенно при наличии воздухоохладителя, меняется незначительно.

В двигателях с СТК общая картина изменения показате­

лей при увеличении t'0 и (£=const весьма схожа с рас­ смотренной применительно к двигателям с НТК.

Как свидетельствуют эксперименты (рис. 5.14), при

постоянстве положения рейки топливного насоса (G^=const)

сколько-нибудь значительного изменения числа оборотов турбокомпрессора не наблюдается, хотя, в принципе это

возможно. При увеличении числа оборотов турбокомпрессора

уменьшалось бы влияние температур! наружного воздуха на

мощность и экономичность дизеля, так как одновременно с ростом температуры происходило бы увеличение давления наддувочного воздуха. При уменьшении числа оборотов ком­

прессора влияние температуры наружного воздуха на мощ­

ность и экономичность возрастало бы.

Следует заметить, что в двигателях без воздухоохла­ дителя Укц=-йк . Наличие воздухоохладителя приводит к уменьшению влияния температуры воздуха перед компрессо­

ром на величину

Действительно,

при промежуточном

охлаждении воздуха,

с увеличением

t K увеличивается и

теплоотвод в охлаждающую воду, в результате чего ф кц

растет медленнее и мощность снижается менее интенсивно

(рис. 5.15).

 

 

Увеличение to

при &*=const сопровождается не только

 

 

185


Рис.5.13. Изменение показателей двух­ тактного дизеля с ПТК в зависимо­ сти от температурь» воздуха перед компрессором при 6^ =const>nAe=const

И при постоянном влагосодержании

воздуха / Расчет на ЭЦВМ/'.

Рис.5.|4 Влияние температуры воздуха перед компрессором на показатели дизеля с ОТК.

при Gt =const,пА6=const и

при постоянном елагосодержании воздуха/По данным

ЛВВМИУ/.

1 8 6

Рве. 5.15. Зависимость мощности дизеля с СТК от t'0 при наличии воздухоохладителя---- &?=const;
---- t^const^и без воздухоохлади­ теля ------ &^=const-
------ tr=const.

ухудшением качества сгорания и уменьшением эффективной мощности, но и ростом температуры поршня и газа перед турбиной. Поэтому в тех случаях, когда t r превышает

предельно-допустимое значение, установленное техническими условиями на поставку двигателя и оговоренное в эксплуа­ тационных инструкциях, приходится уменьшать цикловую по­ дачу топлива.

Уменьшение цикловой подачи топлива неодина­ ково воздействует на показатели работы дви­ гателей с различными схемами наддува. Глав­ ная причина этого раз­ личия - сохранение постоянным числа обо­ ротов подключенного турбокомпрессора и уменьшение числа обо­ ротов свободного тур­ бокомпрессора, соп­

ровождающееся дальнейшим уменьшением давления и удельного веса наддувочного воздуха. Это приводит, при прочих равных условиях, к более быстрому снижению мощности в двигателе с СТК.

Выше упоминалось, что увеличение to при постоянной цикловой подаче топлива вызывает в двигателе с воздухо­ охладителем более медленное уменьшение мощности, нежели в двигателе без промежуточного охлаждения воздуха. По тем же причинам в двигателе с воздухоохладителем медлен­ нее возрастает тепловая напряженность деталей цилиндрово­ поршневой группы и температура газа перед турбиной. Бели при росте t'0 должно выполняться условие tr=const,

то в двигателе без воздухоохладителя общее уменьшение эффективной мощности более заметно (рис. 5.15).

187


Следует отметить, что если повышение температуры воз­

духе наряду с уменьшением мощности вызывает рост тепловой

нагрузки на детали цилиндровой группы дизеля, то умень­ шение температуры воздуха может вызвать опасность механи­

ческих перегрузок. Снижение температуры воздуха приводит

к росту Л* ,рКц, р« и в конечном счете - р* (рис. 5.13).

§ 6. Влияние повышенной влажности воздуха

на показатели работы дизеля

Увеличение абсолютного влагосодержания паров воды

в атмосферном воздухе приводит к уменьшению количества сухого воздуха, а следовательно, и кислороде в единице

объема влажного воздуха. Коэффициент избытка сухого воз­ духа (форцула 5.II)

.

Ре

 

 

Co&v

Ро

 

 

уменьшается вследствие уменьшения доли сухого воздуха

Для оценки изменения <х

следует;

Ро

 

- определить изменение удельного веса воздуха перед

цилиндром

 

 

 

Y

РкчМО1

7

(5.21)

вки-“

R T K4

 

считая газовую постоянную неизменной и равной газовой

постоянной сухого воздуха; - подсчитать парциальное давление сухого воздуха

Ро ~ Ро~ pHjQ ,

для чего необходимо знать парциальное давление паров во­

ды з атмосферном воздухе рн_0 .

Величина pN 0 определяется либо путем псахрометряче-

оких измерений, либо, если задана относительная алажность и температура воздуха, пс формуле (5.II) рнго=Фрн.о ,

по таблицам или графикам (рис, 5.1).

188


Целесообразно подчеркнуть,

что при

р Нг„= const

подогрев воздуха (например,

на

пути следования к дизелю)

приводит к уменьшению ip ,

и наоборот,

при ц>=const

и увеличении t 0 (температуры в месте измерения влажно­ сти), парциальное давление пара в воздухе резко возраста­

ет.)

Если число оборотов компрессора неизменно (что со­ вершенно очевидно для двигателя с ПТК и, как "свидетель­

ствуют эксперименты, справедливо для двигателей с СТК),

увеличение влажности приводит к снижению степени повыше­ ния давления в центробежном компрессоре -р- ■ Причи­

на - уменьшение удельного веса воздуха и массовых сил.

Ориентировочное уменьшение ЯГК для центробежного компрес­ сора может быть оценено по уже известной формуле (5.19)

удельной работы сжатия:

и к = к Ч ~ КТо^ кк' 1Но,д

 

Величина 1_К,так же как и при изменении

Т 0', остается

примерно постоянной,п о э т о м у увеличение R

приводит к

уменьшению 31*. Изменение газовой постоянной в

зависимо­

сти от влажности может быть подсчитано по формуле

D_ R* _

81*8

■■ ■-

(5.22)

К— -77 — ---------

*28,95-10,95 -2а*0

где

R - газовая постоянная влажного воздуха,

 

 

кгс-м/кгс град;

 

Rp. = 848 - универсальная газовая постоянная,

 

 

кгс-м/кмоль град;

 

 

28,95 - молекулярный вес сухого воздуха, кгс/кмоль;

ju.=28,9540,95

- молекулярный вес влажного воздуха.

 

Очевидно,” что чем больше влаги в воздухе, тем больше

и величина R.

 

 

 

Иногда влиянием влаги на

пренебрегают, так как

даже яри сравнительно высокой температуре изменение отно­

сительной влажности от 0 до 100# приводит к сравнительно

189