Файл: Эксплуатация корабельных двигателей внутреннего сгорания лекции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 3. Особенности протекания рабочих процессов

при пуске дизеля

Пусковой режим дизеля является неустановившимся режи­

мом работы.

Кособенностям пускового режима относятся:

-малая продолжительность ( 'Сп= I - 35 с);

-прокрутка коленчатого вала дизеля от пускового

устройства с малым числом оборотов п пр (не более 0,2пн);

-низкая температура стенок цилиндра, головки и поршня. Даже у предварительно подогретого до +40°С двига­

теля температура стенок камеры сгорания в 3-6 раз ниже, чем у работающего;

-температура масла и воды на входе и выходе из

двигателя более низкая, чем у работающего дизеля;

-при пуске дизеля без нагрузки резко изменяется

число оборотов коленчатого вала от п лр до оборотов, в 1,3-1,5 раза превышающих обороты холостого хода.

Все это приводит к значительным изменениям в протека­ нии процессов рабочего цикла, в работе топливной аппара­ туры, агрегатов наддува, режимов смазки и охлаждения

дизеля.

Процесс наполнения цилиндра дизеля при пуске

Четырехтактные дизели

Вследствие малых чисел оборотов при прокрутке колен­

чатого вала наполнение цилиндров свежим зарядом воздуха у четырехтактных дизелей с наддувом происходит так же,

как и у двигателей без наддува - только за счет всасываю­

щего хода поршня.

208

Двухтактные дизели

Процесс продувки и наполнения при пуске двухтактных дизелей происходит при давлении ркц несколько большей атмосферного, но меньшем, чем при работе дизеля на мини­ мально устойчивых числах оборотов.

При повышении противодавления на выпуске и разрежения на впуске процесс наполнения и очистки цилиндров ухудша­ ется и цуск затрудняется.

Процесс сжатия

Для обеспечения надежного пуска дизеля необходимо

к

концу хода сжатия в цилиндре создать также давление рс

и

температуру Т с? которые были бы достаточны для образо­

вания, самовоспламенения и интенсивного сгорания рабочей

смеси.

Давление р е.=Р0|£"< и температура Т с= Т а&"4"1 зависят от параметров начала сжатия р я и Т а ,степени сжатия Ь и среднего значения показателя политропы сжатия

Вследствие малого числа оборотов коленчатого вала при прокрутке процесс сжатия сопровождается:

- значительная утечками воздушного заряда шз ци­ линдра двигателя через открытые впускные «япянн в начале сжатия (рис. 6.6) [8] , через зазоры между поршневыми кольцами, между поршнем ж втулкой цилиндре в процессе всего хода сжатия. Чем бодьие угол запаздывания закрытии впускных клапанов а чем меньше число оборотов коленчатого вала, тем больше потери воздушного заряда, тем меньше давление рс ж температуре Т с в конце хода сжатия [в],

M s

- значительная потер*яя тепла от сжимаемого воздуш­ ного заряда в стенки цилиндре. Эти потери тем больше, час

ниже температура стенок цилиндра, чем больше время тешю-

гго


Рис. 6.6. Зависимость температуры Тс, давления

Рс в конце хода сжатия,

среднего показателя поли-

тропы сжатия п., и утечек

воздушного заряда за ход сжатия AGb % от средней

скорости поршня при пуске двш,8теля с

обмена, т. е. чем меньше

средняя скорость поршня

r

Sпх\р

,

tm = ~"50

^ с

и чем больше отношение

поверхности цилиндра F к

его объему V.

Зависимость pC l r'tM n i от средней скорости поршня

при прокрутке двигателя М-50

показана на рис. 6.6. Надеж­ ность пуска дизеля резко возрастает при увеличении

средней скорости поршня при

прокрутке от 0,4 до 1,75 м/с. При дальнейшем

увеличении средней скорости

поршня давление р с и тем­ пература T t в конце сжатия

увеличиваются медленно, а

мощность пускового механиз­ ма значительно возрастает.

Процесс смесеобразо­

вания и сгорания

Пуск холодного дизеля

производится при ручном

управлении подачей топлива.

При этом цикловая подача

топлива близка к номинальной

~ (0,6-0,8) Cr!iJw . Цуск

предварительно подогретого дизеля производят при поло­ жении рукоятки поста управ­

210

ления на автопуске и цикловой подаче &^п*=.(о,~5^-ОЛ)&ти •

При малом числе оборотов прокрутки коленчатого вала от пускового механизма увеличиваются утечки топлива через

зазоры плунжерных пар, понижается давление впрыска и

возрастает неравномерность подачи топлива по цилиндрам. Неравномерность подачи топлива по цилиндрам достигает

70# и более. Это приводит к ухудшению качества распыла

топлива и смесеобразования. Возрастает период задержки самовоспламенения, особенно при пуске холодного дизеля.

Ухудшается самовоспламенение и сгорание топлива. Увеличи­

вается неполнота сгорания топлива, что приводит к усилен­ ному нагаро- и лакообразованию на деталях и к загрязнению

масла. Появляются пропуски вспышек, коленчатый вал враща­ ется неравномерно, а максимальные давления сгорания в

отдельных цилиндрах ~ в 1,5 раза превышают pz номи­

нального режима.

Все это приводит к нарушению режима смазки и охлаж­ дения, значительной перегрузке отдельных деталей и к

повышенному износу втулок цилиндров, поршней, поршневых колец и подшипников, особенно при пуске холодного дизеля.

Износ втулки цилиндра за один пуск холодного дизеля приблизительно равен износу за 7-10 часов работы двигате­ ля на номинальном режиме.

§ 4. Факторы, определяющие пусковые свойства дизеля

Согласно ГОСТу 10448-63 судовые дизели должны надежно

пускаться из холодного состояния, т. е. при температуре

воды, масла и топлива в дизеле, равной температуре окру­ жающей среды, но не ниже +8°С.

Пусковые свойства корабельного дизеля характеризуют

готовность его к действию и оцениваются:

- временем,

затрачиваемым на приготовление дизеля

и систем к пуску;

211


- надежностью (безотказностью) пуска при темпера­

турах, оговоренных техническими условиями на поставку

дизеля;

-продолжительностью пускового режима;

-расходом энергии на пуск дизеля.

I. Влияние температуры двигателя, воды и масла

Время, затрачиваемое на приготовление дизеля к пуску, зависит от конструкции двигателя и его систем, от темпе­

ратуры самого дизеля, воды и масла перед пуском, от тем­

пературы окружающей среды.

При температуре масла и дизеля +20°С и выше время приготовления дизеля к пуску ограничивается длительностью

его прокачки маслом. Продолжительность непосредственного пуска не превышает 15-20 с.

С понижением температуры возрастает время, затрачивае­

мое на подогрев дюееля, воды и масла перед пуском, про­

качку дизеля маслом, и расход энергии на пуск. Продолжи­

тельность непосредственного пуска достигает 30-35 с. Готовность дизеля к пуску определяется временем по­

догрева масла. При нормальном приготовлении дизеля к пуску масло подогревается до +40°С. Время, затрачиваемое на подогрев масла до +40°С, зависит от начальной темпе­ ратуры масла, емкости масляной циркуляционной цистерны, поверхности и мощности нагревательного элемента, скорости циркуляции масла, конструкции дизеля. Время подогрева

масла от +5 до +40°С составляет

20-60 мин.

При экстренном приготовлении разрешается пуск холод­

ного дизеля только при подогреве масла до +20°С. Это

вызвано тем, что при понижении температуры масла его вяз­

кость резко возрастает. Увеличение вязкости масла затруд­ няет его подачу в зазоры между трущимися поверхностями и

вызывает резкое повышение давления в нагнетательном и откачивающем трубопроводах, что может привести к повреж-

212

дению трубопроводов, фильтров и холодильника.

При понижении температуры дизеля условия его пуска

ухудшаются. Уменьшаются давление и температура в конце

сжатия, увеличивается период задержки самовоспламенения, ухудшаются условия самовоспламенения и сгорания топлива,

увеличивается сопротивление прокручиванию коленчатого

вала, увеличивается продолжительность пуска и расход

воздуха на пуск.

Подогрев двигателя, воды и масла перед пуском улуч­

шает его пусковые свойства. Зависимость продолжительно­ сти пуска двигателя М-50 от температуры показана на

рис. 6.3 [8], а зависимость вязкости масла гц,момента сопротивления прокрутке вала и периода задержки само­

воспламенения топлива Xi от температуры показаны на

рис. 6.7, [8].

2.Влияние температуры воздуха на впуске в дизель

'Согласно опытным данным [I], [8] понижение темпера­

туры воздуха на впуске в дизель на Ю ° С при одной и той же скорости прокрутки вызывает понижение температуры

начала сжатия приблизительно на 7,5-8,5°С, а температуры

в конце сжатия приблизительно на 9°С, что приводит к

ухудшению пуска.

3. Влияние размеров цилиндра, формы камеры

сгорания и степени сжатия

Согласно данным [I], [2], [6],[8] для обеспечения надежного пуска судовых дизелей при температуре выше +20°С средняя скорость поршня должна быть С~0,5-0,8 м/с,

а при температуре от +20 до +8°С Ст« 0,8-1,8 м/с. Зная

среднюю скорость поршня, нетрудно определить минимальное число оборотов прокрутки для дизелей с различными разме­

рами цилиндра:

213


Рис.6.7. Зави­

симость относительного изменения вязкости тх масла МС-20, среднего

давления ,момента сопротивления при про­ крутке Мпр и периода задержки самовоспламе­ нения <ti при пуске двигателя 12 ЧН18/20 от температуры -fc®с

1 - при п = 50 об/мин;

2 - при п = 200 об/мин

3 - при п = 500 об/мин

214

 

 

 

 

30с,

о^/мин

 

 

 

 

 

 

nPmin

?

7

 

 

где

5 - ход поршня, м;

 

 

 

 

 

 

 

 

ст - средняя скорость поршня, м/с.

 

 

 

Зависимость

n nprtli(1

от хода

 

 

 

 

 

поршня показана на рис. 6.8.

 

600

--- !—

Чем больше диаметр цилиндра,

 

 

 

 

 

ПпргILn 05/MLLH

тем с меньшим числом оборо­

 

 

 

 

 

 

 

 

тов необходимо прокручивать

 

500

 

1

 

коленчатый вал при пуске ди­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зеля. Это объясняется тем,

 

 

 

 

 

 

что с увеличением диаметра

 

UOD

 

 

 

цилиндра уменьшается отно­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сительная поверхность теп­

 

 

 

 

 

 

лоотдачи,

 

 

 

 

ъоо

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

v h

ot-D-s

 

 

 

 

 

V21 5

 

 

k

 

 

 

200

 

 

 

 

а следовательно,и теплоотвод

 

 

 

 

 

при сжатии. Давление

и

 

 

 

 

Л

 

температура Т с

в конце

сжа­

 

 

 

 

 

тия повышаются, рис.6.6 [8].

 

100

 

 

 

 

 

Наибольшую величину -9

 

 

 

 

 

 

имеют дизели с

разделенны­

 

 

 

 

 

S Ai

ми камерами сгорания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0.1

0,2

0,3 0,4 0,5

рис.

6.9

[8]. Для их пуска

 

 

 

коленчатый вал необходимо

Рис. 6.8. Зависимость мини­

мального числа оборотов про­

раскручивать с большим чис­

крутки

коленчатого вала

лом оборотов, несмотря на

Ппргти

при пуске дизеля от

величины хода поршня S •

то,

что они имеют большую

I

-

при X = +20°С и с т =.

степень сжатия “Е. =17т18.

 

=0,8

м /с;

2 - при Ь = +15°С

 

и с т =

1,0 м /с:

3 - при t =

При равных диаметрах цилинд­

= +8°С и с^=1,8 м/с

ра с увеличением степени

 

 

 

 

 

 

сжатия пусковые

свойства дизеля

улучшаются,

так как

215


Рис. 6.9. Зависимость отношения внутренней поверхности цилиндра г к его объему V* от диа­
метра цилиндра D для различных дизелей

повышаются давление рс и темпе­

ратура Т с в конце сжатия.

Пусковые свойства дизеля ухудшаются по мере увеличения износа поршневых колец, поршней, втулок цилиндров, впускных и выпускных клапанов и топливной аппаратуры.

Износ деталей цилиндрово­ поршневой группы приводит к увеличению утечек заряда на

О<00 200 500 400 500 ходе сжатия, уменьшению степени

сжатия, давления рс и темпера­ туры Тс в конце сжатия.

Износ топливной аппаратуры приводит к ухудшению качества распыла топлива.

Все перечисленное приводит к увеличению продолжитель­ ности пуска, необходимости прокручивать коленчатый вал с большим числом оборотов и к увеличению расхода воздуха на пуск.

4.Влияние количества и качества топлива, впрыскиваемого в цилиндр дизеля

Ранее было сказано, что пуск холодного дизеля произ­ водится при увеличенной цикловой подаче топлива, близкой к номинальной. С увеличением цикловой подачи топлива по­ вышается давление впрыска, улучшается смесеобразование и воспламенение и при сгорании выделяется большее коли­ чество тепла, что способствует более быстро^ раскручи­ ванию коленчатого вала и переходу дизеля к работе на топливе.

Цуск холодного дизеля при увеличенной подаче топлива производится при ручном управлении топливными насосами и

216

требует определенного навыка. При отсутствии навыка

неумелый пуск холодного дизеля без нагрузки может приве­ сти к аварийному забросу числа оборотов.

Нормальная эксплуатация корабельных дизелей произво­

дится на дизельном топливе ГОСТ 4749-49 с процентным . содержанием серы не более 0,2%.

На пусковые свойства дизеля оказывают влияние цетано­

вое число, фракционный состав и вязкость топлива. Пуско­ вые свойства дизеля ухудшаются с уменьшением цетанового

числа топлива, утяжелением его фракционного состава и

увеличением вязкости.

Уменьшение цетанового числа вызывает увеличение пе­ риода задержки самовоспламенения. Утяжеление фракционного

состава ухудшает испаряемость топлива. Увеличение вязко­

сти ухудшает качество распыла.

 

5. Влияние угла опережения подачи

топлива

Для каждой марки дизеля суще­

 

 

ствует оптимальный угол опережения

 

 

подачи топлива, при котором пуск

 

 

дизеля осуществляется при наимень­

 

 

шем числе оборотов прокрутки колен­

 

 

чатого вале и при наименьшей про­

 

 

должительности пуска Ф п. Зависи­

 

 

мость

от угла опережения

 

 

подачи топлива показана на рис.6.10

 

 

[8].

 

 

 

При большом угле опережения

 

 

впрыск топлива происходит при низ­

 

 

ких давлении и температуре возду­

Рис. 6.10.Зависимость

ха в цилиндре дизеля, вследствие

продолжительности

чего ухудшается смесеобразование

пуска

'Ги двигателя

12ЧН 18/20 от угла

и затрудняется самовоспламенение.

опережения подачи

топлива с х ^ / р 5 =

Период задержки самовоспламенения

115 кгс/смг; Vi- =

 

 

=410 л; ф =+15°С

217