Файл: Эксплуатация корабельных двигателей внутреннего сгорания лекции..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
возрастает настолько, что значительная часть топлива осе дает на стенках камеры сгорания, не успев испариться. Испарившаяся часть топлива воспламеняется и сгорает за
в. м. т. и выделившейся энергии недостаточно для разгона коленчатого вала. При малом угле опережения впрыск топ
лива происходит вблизи в. м. т. при высоких давлении и
температуре, но процесс сгорания переносится на линию расширения и разгон двигателя происходит медленно. При
слишком большом и слишком малом углах опережения воспламе
нение топлива в цилиндре дизеля может не произойти.
§ 5. Способы, облегчающие пуск холодного
дизеля
Основными способами, облегчающими пуск холодного дизеля, применяющимися на кораблях, являются:
-подогрев дизеля охлаждающей водой от работающего вспомогательного дизеля или от вспомогательного котла;
-подогрев масла в циркуляционной системе электро-
или паровыми грелками и прокачка подогретого масла через
дизель до т е м п е р а т у р ы на выходе из дизеля +30-40°С и на выходе из холодильника до +30°С. Нельзя все подогретое в циркуляционной цистерне масло прокачи вать через дизель помимо холодильника. Это может приве
сти к образованию в холодильнике масляной пробки холод
ного масла и к перегреву масла после пуска дизеля. Имеются и другие способы облегчения пуска дизеля:
подогрев воздуха на впуске, топлива в форсунке и т. д. Они не получили широкого распространения. Первый - вслед
ствие малой эффективности, второй - из-за сложности и
низкой эксплуатационной надежности.
218
§ 6. Особенности экстренного приготовления дизеля к пуску
Экстренное приготовление дизеля к пуску производится по приказанию командира корабля и осуществляется под непосредственным руководством командира электромехани ческой боевой части.
Экстренное приготовление включает в себя выполнение всех операций нормального приготовления за меньший про межуток времени. В отличие от нормального при экстренном приготовлении разрешается производить пуск холодного ди зеля при подогреве только масла до +20°С. Пуск дизеля производится при ручней* управлении подачей топлива.
§ 7. Цуск дизеля после длительного бездействия и ремонта
Приготовление дизеля к пуску после длительного без действия и ремонта включает в себя:
-выполнение операций нормального приготовления;
-проверну, испытание давлением всех систем (топ ливной, масляной, водяной, пусковой, выпуска и впуска);
-опрессовку пусковых клапанов сжатым воздухом;
-проверку нулевой подачи топлива;
-более тщательный осмотр и проверку поступления масла ко всем трущимся поверхностям;
-другие операции в зависимости от конструкции ди зеля и систем, указанные в заводском руководстве по его эксплуатации.
Пуск дизеля, несмотря на свою малую продолжительность,
имеет исключительно важное значение для боевой готовности корабля. Прежде чем дать ход кораблю, нужно запустить дизель. По э т о м у советсткие инженеры и исследователи уде
ляли и уделяют много внимания улучшению пусковых свойств
219
корабельных дизелей. Исследованию пуска двигателей внут
реннего сгорания посвящено большое число работ. Из числа
отечественных работ по исследованию пусковых свойств су довых дизелей следует указать работы В.А.Ваншейдта,[2];
H. С.Хвощева [7], В. И. Небеснова [6] и др.
Выполненные работы позволили конструкторам дизелестрои тельных заводов улучшить пусковые свойства современных
дизелей, а именно:
-значительно уменьшить расход пускового воздуха путем пуска многоцилиндровых дизелей на части цилиндров
(двигатели 40Д, 6IB-3, М-503 и др.);
-разработать новые средства подогрева дизеля и
масла;
-определить оптимальные температуры подогрева дизе
ля, воды и масла перед пуском;
-разработать средства автоматического пуска и за щиты от аварийного заброса числа оборотов и др.
Директивы развития народного хозяйства на I97I-I975 гг.,
принятые ХХ1У съездом КПСС и утвераденные Сессией Верхов ного Совета СССР, требуют дальнейшего значительного, в
I, 5-2,0 раза, увеличения ресурса дизелей, повышения их экономичности, надежности, повышения технической культуры эксплуатации, эффективности и экономичности использования. Дальнейшее улучшение пусковых свойств корабельных дизелей и улучшение их эксплуатации будет способствовать решению
поставленной задачи.
220
Вопросы для повторения
1.Назовите условия, необходимые для осуществления пуска дизелей. Стр.199-200.
2.Назовите способы пуска корабельных дизелей.
Стр. 200.
3.От чего зависит момент сопротивления проворачиванию
коленчатого вала при пуске дизеля? Стр. 212-213,рис. 6.7.
4.От чего зависит и как определяется расход воздуха
на один пуск дизеля? Стр. 200-204.
5.Каковы особенности пуска дизеля воздухом и элект
ростартером? Стр.200-207.
6.Каковы особенности протекания рабочих процессов
(наполнения, сжатия, смесеобразования, воспламенения и сгорания) при пуске дизеля? Стр.208-211.
7.Назовите факторы, определяющие пусковые свойства
дизеля. Стр. 2II-2I7.
8.Как влияют температуры воды,масла и дизеля, а
также окружающего воздуха на пусковые свойства дизеля?
Стр. 212-213.
9.Как влияют размеры цилиндра, форма камеры сгорания
истепень сжатия на пусковые свойства дизеля? Стр.213-216.
10.Как влияет количество и качество впрыскиваемого
топлива на пусковые свойства дизеля? Стр.216-217.
Как влияет угол опережения впрыска топлива? Стр.
217-218.
11.Перечислите способы облегчения цуска корабельного
дизеля при низких температурах. Стр. 218.
12.Перечислите особенности экстренного приготовления
иприготовления дизеля к пуску после ремонта.Стр. 219-220.
221
Ли т е р а т у р а
1.Александров К.С. К вопросу автоматического пуска главных судовых дизелей. Труды ЦНИДИ, вып. 60, Л., 1970.
2.Ваншейдт В.А. Конструирование и расчеты прочности
судовых дизелей. Л., "Судостроение", 1969.
3.ГОСТ 10448-63.
4.Дизели. Описание двигателей: 64HI5/I8; I24HI8/20;
12ДН23/30; 8ЧН30/38; типа 61; 424HI6/I7.
5.Моргулис П.С., Хуциев А.И. Улучшение пусковых
свойств четырехтактных двигателей. НИИИНФОРМТЯЖМАШ. Дви гатели внутреннего сгорания. Вып. 3, М., 1966.
6.Небеснов В.И. К теории пуска главных судовых дизе
лей. Научные труды института инженеров Морского Флота.
Одесса, 1949.
7.Хвощев Н.С. Исследование пусковых свойств быстро ходных дизелей. ОНТН, 1938.
8.Чернышев А.Н. Исследование факторов, влияющих на процесс пуска быстроходного четырехтактного корабельного
двигвтеля с наддувом. Кандидатская диссертация.
ВВМИОЛУ им. Дзержинского, 1954.
9.Чернышев А.Н. Расчет процесса наполнения при пуске четырехтактного дизеля с наддувом. Труды Лен.ВВМИУ,
вып. 33, 1969.
222
Г л а в а УП
РЕЖИМЫ ПРОГРЕВА И ОСТАНОВКИ ДВИГАТЕЛЯ
§ I. Назначение и особенности режима прогрева
Период от пуска двигателя до стабилизации его тепло вого состояния при заданных нагрузке и числе оборотов на зывается периодом прогрева. Прогрев предназначен для того чтобы после пуска двигателя избежать появление трещин в деталях цилиндрово-поршневой группы из-за резкого на грева и их задир вследствие больших деформаций и недо статочной смазки. Если сразу же после пуска холодного
двигателя резко увеличить нагрузку,то детали цилиндрово поршневой группы начнут интенсивно нагреваться. Резкий поверхностный нагрев приведет к появлению больших перепа дов температур в деталях и высоких температурных напряже
ний. Чтобы избежать это, двигатель после пуска прогревают Прогрев двигателя ведется ступенями, с постепенным уве
личением нагрузки до заданного ее значения. Если конеч ные значения нагрузки и числа оборотов соответствуют
номинальным значениям,то это значит,что двигатель прогрет
до полной мощности. Окончание прогрева характеризуется стабилизацией температуры смазочного масла и охлаждаю щей воды.
Прогрев двигателя является неустановившимся режимом, при котором изменяются температурные напряжения в деталях цилиндрово-поршневой группы, зазоры между поршнем и втул кой, температура смазочного масла и охлаждающей воды.
Рассмотрим характер изменения перечисленных показа телей при прогреве двигателя.
223
§ 2. Изменение температуры деталей и температурных
напряжений
Опыты, проведенные на различных двигателях, позволили
установить общие закономерности изменения температур
крышки, втулки и поршня в зависимости от времени прогре
ва и конечной нагрузки, на которую выводится двигатель
|
после пуска, а также |
|
|
получить исходные дан |
|
|
ные для оценки темпе |
|
|
ратурных напряжений. |
|
|
На рис. 7.1 пока |
|
|
заны кривые изменения |
|
|
температур наиболее |
|
|
нагретых участков крыш |
|
|
ки, поршня и втулки |
|
Рис. 7.1. Изменение температу |
корабельного дизеля |
|
ры наиболее нагретых участков |
1ХД (6430/38) при |
|
крышки (I), поршня (2), втулки |
||
|
||
(3) в зависимости от времени |
выводе его на режим |
|
при выводе дизеля И Д (6430/38) |
67# от полной мощности |
|
на режим 67% мощности сразу же |
||
сразу после пуска [3] . |
||
после пуска [3] |
||
|
Легко заметить, что |
наиболее интенсивно температура деталей нарастает в
течение первых 40-60 с, нагрев деталей происходит почти синхронно. В дальнейшем скорость нарастания температуры
A t V
уменьшается, а через 5-6 мин температура деталей
M r
становится близкой к установившейся.
Скорость нарастания температуры изменяется в зависи
мости от избранного режима прогрева. 4ем больше нагрузка,
на которую выводится двигатель сразу после пуска, тем интенсивнее происходит нагрев, тем быстрее устанавливает ся температура, близкая к конечной, но тем выше и ско
рость нарастания температуры.
Конечный установившийся уровень температур деталей
224