Файл: Эксплуатация корабельных двигателей внутреннего сгорания лекции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

давления, наступает мгновенное: захлопывание (разрушение)

пузырьков пара. При захлопывании каверн возникает имцульс

давления, достигающий II 000 кгс/см [3]. Такое давление вызывает деформацию кристаллической решетки, повышение

температуры и разрушение материала. Кавитационная эрозия

всегда сопровождается электрохимической коррозией.

Вибрация деталей, ошваемых водой, определяется пе­

риодически возникающими вспышками топлива в цилиндре дизеля, т. е. рабочим процессом и ударными нагрузками при перекладке поршня в верхней мертвой точке. Наиболь­

шее поражение втулки от кавитационной эрозии наблюдается

в плоскости, перпендикулярной оси коленчатого вала в том месте втулки, где вибрация наибольшая.

Интенсивность коррозии и кавитационной эрозии зависит

от наличия в воде растворенных солей и кислорода. Наличие солей и кислорода ускоряет процесс коррозии и кавитацион­

ной эрозии.

Для уменьшения коррозии и кавитационной эрозии применяются следующие меры:

- уменьшается уровень вибраций втулки и блока ци­

линдров, для чего увеличивается толщина стенок втулки

и ее общая жесткость, уменьшается зазор между поршнем и втулкой, снижается жесткость работы дизеля;

-применяется дистиллированная или пресная вода

сограниченным содержанием примесей;

-в охлаждающую воду добавляются специальные анти­ коррозионные присадки, образующие на поверхности деталей защитную пленку;

-втулка и блок цилиндров покрываются специальными

антикоррозионными покрытиями: цинком, кадмием, специаль­

ными смолами и лаками;

-повышается температура и давление в системе ох­

лаждения дизеля.

Зависимость кавитационного разрушения втулок цилинд­

254

ров Д&То от температуры охлаждающей воды представлена на рис. 8.14.

Рис. 8.14. Зависимость кавитационного разру­ шения поверхности втулок цилиндров от tWa [3]•

§ 6. Требования, предъявляемые к охлаждающей воде. Антикоррозионные присадки

Природная вода в отличие от химически чистой воды всегда представляет собой раствор сложного состава. В воде содержатся растворимые в ней соли и газы. Газы нахо­ дятся в виде растворенных молекул 0 21М й.Химические ве­ щества находятся в виде ионов простого (Ca,Mg,N<x,£i")

и сложного (УМц , 50^ ,НС03) состава» Многие вещества

могут находиться в коллоидном состоянии.

Наличие большого количества примесей делает воду мало пригодной для технических целей, в том числе и для охлаждения дизеля, п о э т о м у перед применением вода под­ вергается специальной обработке (водоподготовке). Предва­ рительная обработка воды заключается в том, чтобы очи­

стить ее от механических примесей, удалить растворенные соли и кислород и ввести специальные присадки, нейтрали­

зующие отдельные вредные свойства воды. Для этой цели

вода кипятится, производится ее перегонка или обработка

255


специальными химическими реагентами и веществами. Если

вода применяется как охлаждающая жидкость в замкнутой

системе охлаждения дизеля, то она не должна содержать примесей, которые образуют накипь на нагретых деталях

или вызывают интенсивную электрохимическую коррозию.

Как показали эксперименты, для охлаждения дизеля наи­ более приемлемой будет глубоко обессоленная и обескисло­

роженная вода высокой очистки. Однако получение такой

воды и поддержание ее стабильного качества требуют слож­ ных установок, что ' бывает не всегда целесообразно в

корабельных условиях. Поэтому для систем охлаждения при­

меняется пресная или дистиллированная вода, имеющая ог­

раниченное содержание примесей.

Технические условия на качество охлаждающей воды

определяются следующими показателями:

-общая жесткость (ионы Са и Мд* ) в пределах

1,0-2,5 мгс экв/л;

-содержание хлоридов (ионы Cl" ) не более

30-300 мгс/л;

-щелочность - отсутствие (водородный показатель pH =6,54-7,5);

-механические примеси - отсутствие.

Требования к охлаждающей воде ДВС зависят от их кон­

структивных особенностей и степени форсировки. Более

жесткие требования предъявляются к воде для быстроходных

форсированных двигателей.

Жесткость воды характеризуется количеством раствори­ мых в ней солей Са и Мд и отчасти Fe. Они являются ос­

новными солями, образующими накипь. Различают общую, временную и постоянную жесткость воды. Временная жест­ кость зависит от содержания бикарбонатов кальция Са(НС03)г

и магния Мд(,НС05)г ,она устраняется кипячением.

 

Постоянная жесткость обуславливается сульфатами,

 

хлоридамд и силикатами этих же элементов: CaSQ^

^

CaSLO, .Mg$0M , MCl2 , MqSiO,.

 

256

Общая жесткость есть сумма временной и постоянной жесткости. Жесткость воды выражается в градусах жесткости

1°Н\, Один градус жесткости |{°н|

соответствует содержанию

количества солей магния и кальция в одном литре воды,

эквивалентного 10 мгс Са 0 . С

1952 года за единицу изме­

рения жесткости принятв величина, называемая миллиграммэквивалентом на литр (мгс-экв/л).Один миллиграмм-эквива­

лент содержит число граммов вещества, численно равное его

химическому эквиваленту. Один миллиграмм-эквивалент со­

держит 20,04мгс/л Со. или 12,36 мгс/л Мд .Между градусом жесткости и миллиграмм-эквивалентом существует следующее соотношение: 1°Н =0,35663 мгс-экв/л; 2,804'°Н = I мгс-экв/л

 

Воде считается мягкой, если она содержит не более

3

мгс-экв/л, средней - 3-6 мгс-экв/л, жесткой - более

6

мгс-экв/л.

Солесодержание морской воды характеризуется солено­ стью, которая представляет собой общее количество всех

солей (в граммах),‘полученное при выпаривании I кГ воды. Однако показатель солености не полностью отражает свойст­

ва воды, поэтом? в корабельных условиях соленость принято

характеризовать условными градусами по Брандту (°Бр или °Б).Один градус солености воды по Брандту соответствует содержанию 10 мгс MiCL (вместе с на I л воды.

В настоящее время соленость воды характеризуется со­ держанием хлоридов, которое выражается с мг хлор-ионов (мгс И*) на I л воды.

Щелочность и кислотность воды определяются водородным показателем pH, т. е. отрицательным десятичным логариф­

мом от концентрации в воде ионов водорода [H'|,pH=-ig|H'j. Применительно к водным растворам можно сказать, что

ионы Н* являются носителями кислотной функции,а носите­ лями щелочной (основной) функции являются гидроксильные ионы ОН'. В чистой воде |Н’|=|0Н*|, поэтому она рассматри­

вается как нейтральное соединение. В химически чистой во­ де при температуре 22°С в одном литре диссоциировано

257



1/10

000

000 = I0~7 молекул. Водородный показатель такой

воды

pH

= 7, вода или раствор при

этом нейтральны. Вели

раствор имеет кислые свойства, то

\Ц*|> \0Н'\ , в воде

больше водорода; если раствор имеет щелочные свойства, то

\И*\< \0И’\ , в воде больше ионов ОН* . Но независимо от

соотношения концентраций их произведение в водных раство­ рах должно оставаться постоянным. Следовательно, для

характеристики кислотности и щелочности раствора нет не­

обходимости указывать обе концентрации, достаточно ука­ зать концентрацию Н*. Если раствор имеет кислые свойства,

то

, если щелочные свойства, то pH>7 .

В природ­

ных водах концентрация pH колеблется от 4 до

9.

Внастоящее время проводятся работы по применению

для охлаждения дизелей воды высокой очистки, т. е. обес­ соленной и обескислороженной. В такой воде содержание

примесей и кислорода сведено к м и н и м у м у . Обеспечение вы­ сокой очистки воды осуществляется с помощью специальных

электронноионообменных фильтров, которые включаются в

систему охлаждения дизеля. Установлено, что применение

воды высокой очистки почти полностью устраняет накипь

взарубашечном пространстве, прекращает электрохимиче­ скую коррозию и кавитационную эрозию.

Вцелях уменьшения электрохимической коррозии, которая

остается значительной в случае использования воды с огра­

ниченным содержанием примесей, применяются специальные

антикоррозионные присадки к воде. К такого типа присад­ кам, которые получили распространение в корабельных двига­

телях, относятся:

эмульсор - Е - минеральное масло с кинематической

вязкостью 17-23 сс, при t = 50°С, загущенное нафтеновыми кислотами и мылами; образует на поверхностях деталей за­

щитную масляную пленку; добавляется в воду в количестве

1-2$ от веса охлаждающей воды;

реагент ВНИИ НП-117 - водорастворимое масло; обес­

печивает при добавлении небольших количеств к охлаждаю-


щей воде образование мелко-дисперсных стабильных эмульсий;

предохраняет детали от коррозии образованием на поверх­

ности деталей масляной пленки; добавляется в количестве

1,0-1,5% к весу охлаждающей воды; двухромовокислый калий - КоСд\07 (хромпик); являет­

ся сильным окислителем; создает на поверхности детали

защитную окисную пленку; предохраняющую металл от кор­ розии; обладает также способностью снижать жесткость воды;

добавляется в количестве I,0^1,5% от веса охлаждающей

вода.

§ 7. Основные положения по уходу за системами

охлаждения

Для обеспечения нормальной и длительной работы дизеля система охлаждения дизеля должна быть исправна, охлаждаю­ щая вода и присадки к ней должны иметь соответствующее

качество.

Перед заполнением система охлаждения должна быть

тщательно промыта водой, которая удовлетворяет техниче­ ским требованиям. Промывка производится при работе дви­ гателя на холостом ходу в течение 10-15 мин. После промыв­ ки вода удаляется.

В систему охлаждения следует заливать технически

чистую воду, конденсат, дистиллированную воду или при­

родную пресную воду, которая удовлетворяет требованиям технических условий для данного двигателя. Органы снаб­

жения должны иметь данные по сезонным анализам вода. При применении воды, качество которой не отвечает тех­

ническим требованиям, ресурс дизеля, установленный заво­ дом, не гарантируется. В воду должна быть добавлена ан­

тикоррозионная присадка.

Приготовление воды с присадкой ВНИИ НП-117 произво­ дится следующим образом.

259

Система охлаждения дизеля заполняется на 40-60$. При­ садка порциями по 1,5-2,0 кГ тщательно размешивается в

8-10 л воды, имеющий температуру 40-60°С, и заливается

в систему охлаждения. После внесения всего количества

присадки система заполняется до полного объема. Для луч­ шего перемешивания присадки производится пуск дизеля и

работа на холостом ходу в течение 10 мин.

После установки дизеля на объекте и через каждые

1500 ч работы производится пассивация, т. е. нанесение

на внутренние поверхности, омываемые водой, с помощью

1$ эмульсии пассивирующей пленки. Пассивация производит­ ся заправкой системы водой с 1$-ннм содержанием эмульсии

и последующей работой дизеля в течение 5 ч на долевых

режимах. После окончания работы вода сливается и заправ­

ляется новая.

Концентрация присадки проверяется через 100-150 ч работы дизеля, но не реже одного раза в месяц. По необ­

ходимости концентрация восстанавливается.Если концентра­ ция присадки неизвестна, то через указанный срок добавля­

ется присадка в количестве 0,6$ по весу воды.

Контроль концентрации присадки производится в лабо­ ратории. Если лаборатории нет, то концентрация присадки определяется по эквивалентам прозрачности, которые должны

быть изготовлены на корабле.

О каждом случае контроля и заправки присадки необхо­ димо сделать запись в вахтенном машинном журнале.

Смена охлаждающей воды производится через 1000-

1500 ч работы дизеля, но не реже одного раза в год. Приготовление воды с присадкой хромпика производится

следующим образом.

Необходимое количество хромпика растворяется в воде

в отдельной емкости. Раствор тщательно перемешивается и фильтруется. Температура воды при растворении хромпика

должна быть 40-60°С. Перед заправкой хромпика система охлаждения должна быть заполнена, водой на 40-60$, после

260