Файл: Эксплуатация корабельных двигателей внутреннего сгорания лекции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

подача топлива будет осуществляться при числе оборотов 255 об/мин, где характеристика топливного насоса круче

и, следовательно, круче характеристики крутящего мо­

мента дизеля. С увеличением степени неравномерности

вращения коленчатого вала подача топлива будет осущест­

вляться при меньшей угловой скорости, т. е. увеличение степени неравномерности вращения коленчатого вала равно­ ценно по своему влиянию на устойчивость работы дизеля снижению числа оборотов.

Устойчивость работы дизеля зависит также от многих эксплуатационных и конструктивных факторов. Устойчивость работы ух/дшается:

- при увеличении износа топливной аппаратуры (возрастают утечки топлива через зазоры, снижается качество распиливания на малых оборотах и нагрузках, увеличивается крутизна характеристик;

- при нарушении регулировки топливного насоса и увеличении степени неравномерности подачи топлива по цилиндрам дизеля;

-при снятии маховых масс на линии валопровода.

Устойчивость работы дизеля может быть улучшена:

-при выключении части цилиндров многоцилиндрового звездообразного дизеля, когда цикловая подача топлива в действующих цилиндрах возрастает в несколько раз и работа двигателя переходит на менее крутую характеристику

крутящего момента (данный способ конструктивно выполнен

на дизелях типа М-503);

-при использовании специальных устройств, коррек­

тирующих подачу топлива на малых нагрузках и изменяющих

вих характеристик топливного насоса.

42

§ 8. Шумность и уровень вибраций корабельных ДВС

Корабельные дизели являются мощными источниками

звуковых колебаний и вибраций. Высокая шумность дизелей ухудшает скрытность и условия обитаемости корабля, быст­

ро утомляет личный состав и часто делает невозможным пребывание людей в отсеке, где работают дизели. В резуль­ тате воздействия шума не только ослабляется внимание и снижается работоспособность личного состава, но и возни­

кают болевые ощущения. Исследования показывают, что в результате воздействия шума в организме человека могут

возникнуть нарушения работы нервной системы и повреж­

даться органы слуха.

Вибрация дизеля снижает надежность работы механизмов

и приборов, нарушает работу систем и отдельных узлов дизеля, вызывает дополнительную шумность.

Человеческое ухо воспринимает акустические колебания

в воздухе в интервале частот от 20 до 20 000 Гц. Волны

меньших частот — инфразвук и больших — ультразвук чело­

веческое ухо не воспринимает. Волны, лежащие в звуковом интервале частот, воспринимаются ухом как звук, если сила звука превышает минимальное значение, называемое порогом слышимости. Звуковые волны большой силы вызы­ вают болевые ощущения. Сила звука, где ощущение звука

воспринимается в виде болевых явлений, образует болевой

порог. На рис. 2.12 представлена область частот и сил звука, воспринимаемых ухом.

Силой или интенсивностью звука называется количество

энергии, переносимое звуковой волной в единицу времени через единицу площади перпендикулярно к направлению

распространения волны. Каждой интенсивности звука

соответствует ощущение громкости звука, воспринимаемое ухом. Громкость звука возрастает значительно медленнее,

чем увеличение силы звука. Прирост ощущений силы звука

43


-5

БолеВой. порог

человеческим ухом пропорцио­ нален логарифму отношений энергий сравниваемых раз­ дражений, поэтому величина, оценивающая громкость звука (уровень громкости звука), определяется соот­ ношением

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

Порог слыш.илюсту.

 

где

I - сила звука;

 

 

_____ I----- 1----- 1----- 1

 

■10

10е

103

<0“*

405

 

10сила звука той же

 

 

 

 

Чостогпа,Ги,

 

 

 

 

 

 

 

 

частоты

на

пороге

Рис. 2.12. Область звуковых

 

слышимости;

 

колебаний, воспринимаемых че­

 

К - коэффициент

про­

 

ловеческим ухом

 

 

 

 

 

порциональности .

 

 

 

 

 

 

 

 

Если

К = 1,0, громкость звука

измеряется в

белах,

если

К =

10,0 - в децибелах. Зта единица удобна

тем, что

минимальный прирост громкости, воспринимаемый ухом,

 

примерно равен децибелу

(дб).

 

 

 

 

 

За нулевой порог уровня шума в децибелах принима-

ется сила

звука, ^равная 10

Вт/м

(или звуковое давле­

ние,

равное

2-10

Н/м ), на частоте

1000 Гц, являющаяся

порогом слышимости. Болевые ощущения вызывает сила звука

порядка 10

Вт/м .(эффективное звуковое давление

порядка 64,5 Н/м ).

I бел соответствует изменению силы звука в 10 раз.

L = I при

I = 101о.

Основные источники щумз отдельных частей и узлов

двигателя

могут быть расположены по уровню громкости

вследующей последовательности:

-система впуска и выпуска;

-процесс сгорания;

-соударения в сочлененных деталях движения;

-тотхливоподаппяя аппаратура;

44


-клапанный механизм системы газораспределения;

-шестеренчатые и другие передачи.

Взависимости от условий возникновения звуковых коле­

баний, различают первичный и вторичный шум. Вторичный

шум появляется в результате передачи звуковых колебаний

ивибраций от двигателя через фундамент и переборки к другим конструктивным элементам двигателя и корпуса корабля. Такой шум, который распространяется по конст­

руктивным элементам корпуса корабля, называется струк­ турным шумом.

Шум на впуске двигателя с наддувом зависит от соста­

ва агрегатов наддува и их конструкции. Основными источ­

никами шумообразования в роторно-лопастных компрессорах являются пульсации воздуха и возмущения воздушного

потока вращающимися лопастями (роторами).

Наряду с шумом аэродинам. ческого происхождения воз­ никают шумы, источником которых являются механические

приводы к агрегатам наддува и продувки. Установка

глушителей на всасывании позволяет снизить уровень

воздушного шума, однако одновременно вызывает увеличе­ ние сопротивления на всасывании, что неблагоприятно ска­ зывается на воздугоснабжении двигателя.

Выпуск отработавших газов имеет пульсирующий харак­ тер, сопровождается распространением и многократным отражением волн давления, что приводит к образованию

интенсивного шума. С целью уменьшения шума выпускной

системы устанавливаются глушители, а д я уменьшения энергии выпускных газов и в выпускной трубопровод пода­ ется охлаждающая вода. При установке глушителя неизбеж­ но повышается противодавление за турбиной, что приводит к уменьшению ее мощности и к снижению мощности дизеля.

Шум в результате протекания рабочего процесса в цилиндре дизеля возникает вследствие высокой скорости

нарастания давления в камере сгорания сразу после само­

воспламенения рабочей смеси. Интенсивность шума зависит

45

от скорости нарастания давления (жесткости работы двига­

теля). Большое значение для уменьшения шума рабочего процесса имеет правильная установка утла опережения

подачи топлива и применение топлива тех марок, которые

предназначены для двигателя по техническим условиям. Шум в сочленениях деталей движения возникает глав­

ным "образом за счет ударов при перекладке поршня во втулке цилиндра, хотя удары возникают и в других сочле­

нениях. Интенсивность шума увеличивается за счет возра­ стания нормальных усилий и при увеличении зазора между поршнем и втулкой.

Шум при работе топливоподакхцей аппаратуры возникает за счет ударных воздействий механического привода на топливный насос высокого давления и за счет волн давле­

ния, возникающих в топливном трубопроводе при подаче топлива, подъеме иглы форсунки и при отсечке подачи

топлива.

Интенсивность шума клапанно-распределительного

механизма определяется ударными нагрузками от механиче­

ского привода к клапанам и ударами при посадке клапанов на место. С целью уменьшения шумового уровня клапанно­ распределительного механизма применяют гидравлические толкатели, автоматически выбирающие тепловой зазор между клапаном и толкателем. Большое значение для уменьшения шума имеет применение пологих профилей кулачков распре­ делительного механизма, уменьшение зазоров в приводе

и устранение крутильных колебаний.

Шум современных быстроходных корабельных дизелей достигает 130 дб, что равно порогу болевых ощущений и значительно больше, чем это допускается санитарными нормами. В настоящее время проводится большая работа по уменьшению шумового уровня дизелей, создаются необ­ ходимые устройства для обеспечения нормальных условий

работы личного состава.

46


Основные работы ведутся в следующих направлениях:

-уменьшение шумового уровня источников щума;

-установка глушителей на впуске и выпуске дизеля

иувеличение их эффективности;

-установка амортизаторов;

-устройство специальных звукоизолированных кабин

дал личного состава, обслуживающего дизель;

-применение капотов для двигателей и закрытие дизеля боковыми и верхними звукоизолирующими крышками;

-использование специальных звукоизолирующих науш­ ников и ушных вставок, уменьшающих силу звука.

§ 9. Форсировка дизеля. Показатели форсировки

Для сравнения и оценки различных дизелей используются

показатели, называемые показателями форсировки. Приняты следующие показатели.

I. Среднее индикаторное и среднее эффективное давление

 

кгом/м3 ,

(2.29)

где

bt,Ueиндикаторная (эффективная)

работа газов

 

за цикл;

 

Vh - рабочий объем цилиндра.

По физическому смыслу р L дает величину удельной индикаторной работы, получаемой с единицы рабочего

объема цилиндра за цикл, и характеризует тем самым

степень использования рабочего объема цилиндра. Однако

величина

p.L

не всегда известна, поэтому

в практике используется

среднее эффективное давление ре

которое

определяется по

формуле

47

=

NfcO,k5_

к г с м /м^

(2.30).

^

V h n Z K

'

 

Значение р в характеризует

степень использования рабочего

объема цилиндра для получения эффективной работы.

2. Удельная поршневая мощность

N

К

_ VhznKpe

с

, (2.31)

R.,

o . w z ^

~ 66’вРеС™

 

 

У Ь

где Fn-'g'Z- суммарная площадь поршней двигателя;

с.ц - скорость поршня.

Удельная поршневая мощность определяет степень

использования площади поршня для получения эффективной

мощности двигателя, т. е. мощности, снимаемой с единицы

площади поршня.

3. Удельная или литровая мощность

N

Ne .. У>1ПЕКре

{ _

• (2.32)

®а

zVh O/jSzVh

0,45РеПК

3/и3

Удельная или литровая мощность показывает степень использования рабочего объема цилиндра двигателя для

получения эффективной мощности.

Для корабельных дизелей установлена следующая класси­ фикация форсировки по показателю удельной поршневой мощ­ ности:

нефорсированные до 15 л. с./дм2; форсированные 15-30 л. с./дм2;

высокофорсированные 30-60 л. с./дм2 .

48


 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

I

{/ар­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ди-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зе-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\ЛЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

ч8*!

П о Х

М-503

6 Ч Н §

40Д

М-50Ф

37Д

61

ЗД6

K-I64

ка- х

за-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фор-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

си-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ров-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^е.

11,2

14,8

9,80

9,35

5,60

8,00

5,31

8,12

4,82

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Nen

47,4

44,8

50,1

39,3

27,9

45,1

14,2

22,1

8,81

 

27,2

11,8

16,7

19,6

6,20

15,1

8,84

13,2

8,00

В табл. I даны значения показателей форсировки основ­ ных корабельных дизелей. Как видно из таблицы, большин­

ство из них относится к разряду форсированных и высоко­ форсированных. Все эти двигатели для обеспечения дли­ тельной и надежной работы требуют более качественного и высококвалифицированного обслуживания, высококачест­ венных топлива, масла и охлаждающей воды.

Вопросы для повторения

1.Чем определяются особые условия работы главных двигателей на надводных кораблях и подводных лодках?

Стр. 14.

2.Дайте определение винтовой характеристики, по­ кажите, как зависит вид винтовой характеристики от кон

структивных и эксплуатационных факторов. Стр. 15-16.

3. В чем заключаются особенности работы корабельных ДВС? Стр. 16-18.

49