Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 0
З А Г Р Я З Н Е Н Н О С Т Ь
Причины и источники загрязнения горючего и смазочных мате риалов. Основными причинами загрязнения топлива и масла при хранении, транспортировке и применении в двигателях являются:
— попадание пыли и влаги из окружающего воздуха вследствие недостаточной герметичности резервуаров, цистерн, баков машин
исистем смазки;
—коррозия внутренних поверхностей средств хранения, транс портировки и систем подачи горючего и смазки двигателей;
—накопление продуктов окисления при длительном хранении
топлива, масел и продуктов их термоокислительных превращений
всистемах питания и смазки двигателей;
—попадание остатков загрязненных продуктов и воды при пло хой зачистке цистерн и емкостей для хранения;
—разрушение уплотнительных материалов и антикоррозион ных покрытий;
—производственные и технологические загрязнения во время сборки и ремонта систем подачи, перекачки и смазки.
Вид, характер и степень загрязненности горючего и смазочных материалов зависят от внешних условий и физико-химических
свойств этих продуктов. Поэтому загрязненность горючего изме няется в широких пределах и может составлять от 1—3 г/г до 200— 300 г/т и более. Чистота горючего, поступающего с заводов, опре деляется главным образом видом очистки и тонкостью фильтра ции. Загрязненность легких и средних дистиллятов на нефтепере рабатывающих заводах равна примерно 3 г/'т. Частицы загрязне ний имеют размеры от 1 до 30 мк. Большую долю загрязнений со ставляют соединения кремния, кальция, алюминия и железа. При хранении и транспортировке в цистернах и резервуарах скаплива ются смолы, продукты коррозии и минеральные примеси. Частицы загрязнений имеют размеры 40—150 мк и более.
Присутствие смол и воды удерживает частицы во взвешенном состоянии. Осадки, образующиеся при длительном хранении, со стоят преимущественно из неорганических соединений. Органиче ская часть осадков возрастает с увеличением продолжительности хранения и температуры горючего. В некоторых случаях образует ся осадок в виде мылообразной массы светло-коричневого цвета, содержащей довольно большое количество воды. В системах пода чи топлива и смазки двигателей загрязнение начинается в баках, а затем возрастает за счет продуктов коррозии и веществ, которые вымываются из покрытий трубопроводов и уплотнительных мате риалов. Существенное значение имеют продукты окисления и осад ки, образующиеся вследствие нагрева продуктов, особенно если их температура повышается до 100° С и выше. Сильное загрязнение наблюдается в баках автомобилей, достигая 10—40 г/т в обычных условиях эксплуатации и 200—300 г/т в особо пыльных районах. Размеры частиц в основном составляют 10—40 мк.
Основными компонентами, из которых образуются загрязнения,
77
являются плохо растворимые и нерастворимые в горючем и сма зочных материалах вещества, вода и минеральные соединения с зольными элементами. Нерастворимые или ограниченно раствори мые в углеводородной среде органические вещества представляют собой асфальтены, смолы, парафин, некоторые полимеры, продук ты взаимодействия с микроорганизмами, соли карбоновых, нафте новых и сульфокислот, сернистых и других соединений. Органиче ские вещества, загрязняющие топливо и масло, имеют большую вязкость и липкость. В составе этих веществ преобладают продук ты глубокого окисления наименее стабильных углеводородов, сер нистых и азотистых соединений. Загрязнения органического проис хождения легко деформируются и застревают в порах фильтра, за держивая прохождение частиц неорганических загрязнений.
Вода является вторым компонентом, входящим в состав загряз нений. Эмульсионная вода находится в продуктах в виде капель са мого различного размера, в том числе менее 1 мк. Вследствие вы сокой поверхностной активности эмульсионная вода, так же как и смолы, обладает способностью собирать мелкодисперсную фазу в углеводородной среде в крупные агрегаты. На границе раздела фаз вода — углеводородная смесь часто присутствует промежуточ ный слой, представляющий собой грязевый коагулят.
Третий компонент загрязнений — соединения с зольными эле ментами. К ним относятся продукты коррозии и износа металлов,
скоторыми контактирует топливо или масло, а также соединения
сзольными элементами, остающиеся даже в тщательно отфильтро ванных продуктах. Дисперсность частиц этих соединений соизме рима с дисперсностью частиц коллоидной системы. В золе обнару
живаются различные элементы, входящие в состав почвенных за грязнений и конструкционных материалов систем и агрегатов.
Механизм образования и накопления загрязнений. Горючее и смазочные материалы можно рассматривать как сложные полифазные системы в виде суспензии, эмульсии и коллоидного раство ра. В 1 мл отфильтрованного продукта содержатся десятки тысяч частиц загрязнений размером 1—10 мк. Еще больше частиц имеют размеры менее 1 мк. Формирование частиц загрязнений сопровож дается разрушением коллоидной системы и коагуляцией дисперс ной фазы, особенно интенсивно протекающей в неполярных угле водородных средах. Начальная стадия этого процесса развивается под влиянием межмолекулярных сил, характерных для суспензии и эмульсий. Коагуляция частиц происходит в результате их малой
лиофильности по отношению к |
углеводородной среде |
горючего. |
|
По мере выведения из |
горючего оседающих частиц загряз |
||
нений мелкодисперсная |
фаза |
восстанавливается |
вследствие |
разрушения коллоидной системы. Поэтому нельзя повысить чисто ту топлива или масла в период длительного хранения и отстоя, не прибегая к ультратонким фильтрам. Минеральные примеси в про цессе образования загрязнений играют роль начальных центров в процессе коагуляции. Скорости отдельных физико-химических про-
78
цессоз и механизм образования твердой фазы изменяются в зави симости от температуры. При температурах 60-—70’ С в осадках большую долю составляет зольная часть, а при 150° С она невели ка. При резком увеличении общего количества загрязнений доля смолисто-асфальтовой части в них с повышением температуры топ лива и масла сильно возрастает.
Способы повышения чистоты горючего и смазочных материалов. Наиболее простыми способами очистки этих продуктов от загряз нений являются отстаивание и фильтрование. При благоприятных условиях методом отстаивания удается отделить от продуктов ча стицы загрязнений, которые задерживаются обычными фильтрами. При отстаивании горючего в железнодорожных цистернах и назем ных резервуарах в течение примерно 24 часов осаждаются главным образом крупные тяжелые частицы, представляющие в основном продукты коррозии. Для облегчения отстоя тяжелых продуктов их подогревают до 50—70° С. Разложению эмульсий и отстаиванию воды в тяжелых продуктах способствует введение деэмульгаторов. Основным способом очистки продуктов от загрязнений является фильтрование. Полнота его зависит от качества фильтровального материала, условий и режима осуществления этого процесса. Тон кость фильтрования определяется максимальным размером частиц загрязнений, прошедших через фильтр.
Для удаления из горючего растворенной воды используются спе циальные водоотделяющие фильтровальные материалы. Очистка топлив и масел методом центрифугирования заключается в осаж дении загрязнений и капель воды под действием центробежной си лы. Механическая очистка может дополняться физико-химически ми и химическими методами, что позволяет значительно улучшить степень ее. К таким методам относятся водная промывка, обработ ка растворителями, химическими реагентами и очистка активиро ванными адсорбентами. Например, после обработки исходных про дуктов горячей водой загрязнения сосредоточиваются на разделе фаз углеводородная смесь — вода и удаляются вместе с отстояв шимся водным слоем. Активированные адсорбенты извлекают не только мелкодисперсную твердую и жидкую инородную фазу, но и в значительной мере компоненты, дальнейшее окисление которых привело бы к загрязнению горючего и смазочных материалов. Ак тивированные адсорбенты позволяют удалять кислородные соеди нения, а также часть сернистых и азотистых.
Чистоту топлива или масла можно поддерживать введением в
него присадок в виде химически активных веществ, которые пре пятствуют коагуляции мелких частиц загрязнений или задержи вают развитие процессов коррозии и физико-химических, ведущих к образованию осадков. Можно использовать также и присадки, которые, наоборот, укрупняют все мелкие частицы загрязнений, благодаря чему они легко отделяются последующей фильтрацией с использованием обычных фильтров.
Г л а в а 6. ИСПАРЯЕМОСТЬ
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ИСПАРЕНИЯ
Значение испаряемости. Процессы испарения занимают одно из ведущих мест в комплексе физико-химических превращений горю чего и смазочных материалов при хранении, транспортировке и применении в двигателях. Скорость этих процессов определяет ве личину потерь от испарения, а для сложных углеводородных сме сей и изменение качества вследствие испарения легких компонен тов Накопление паров углеводородов в окружающем пространстве, особенно в закрытом помещении, может быть причиной возникно вения пожара, взрыва и отравлений личного состава. Велика роль испаряемости для горючего. С испарением топлива связано обра зование паровых пробок и явление кавитации в системах перекачки
ипитания двигателей. Существенное значение имеет процесс испа рения для образования горючей смеси и обеспечения нормального развития горения во всех типах двигателей. Процесс испарения не только предшествует воспламенению и горению, но в значительной мере определяет скорость этих процессов и, следовательно, эффек тивность и надежность работы двигателя.
Виды испарения. Существуют два вида испарения: статическое
идинамическое. Испарение горючего с неподвижной поверхности
всреду покоящегося газа называется статическим. Динамическим называется такой вид испарения, при котором жидкость и газовая
среда движутся относительно друг друга. Статическое испарение в условиях неподвижной среды практически не осуществляется, так как при испарении всегда образуются конвективные гоки за счет разности молекулярной массы пара и окружающей среды, а также за счет наличия температурного градиента в пограничном слое вблизи поверхности испарения. Пары веществ, молекулярная масса которых меньше, чем у паровоздушной среды, движутся вверх, а пары более тяжелые— вниз. Под влиянием разности тем ператур в пограничном слое осуществляется перенос веществ с большей молекулярной массой по потоку тепла, а с меньшей — про тив этого потока. Этот эффект носит название термодиффузии.
Наиболее сложным процессом является динамическое испаре ние распыленных горючего и смазочных масел в турбулентном по токе нагретого воздуха. Существенное влияние на развитие про цесса испарения в этих условиях оказывают химические реакции взаимодействия углеводородов и кислорода воздуха. В процессе горения распыленного топлива передача тепла излучением и диф фузионная теплопередача в результате термодиффузии при совме стном протекании процессов тепло- и массообмена делают практи чески невозможным аналитический расчет процесса испарения в камерах сгорания двигателей. В большинстве случаев даже для условии статического испарения расчеты выполняются на основе экспериментальных данных.
80