Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
х е м а 6. Влияние эксплуатационных свойств горючего |
и смазочных материалов |
на эффективность и надежность двигателей |
и машин |
ве чего разрабатываются научно обоснованные требования к ка честву продуктов, определяются пути улучшения их качества и ме тоды оценки.
Изучение эксплуатационных свойств конкретных видов горюче го и смазочных материалов будет более эффективным, если предва рительно рассмотреть и проанализировать наиболее общие экс плуатационные свойства: прокачиваемость, испаряемость, стабиль ность, коррозионность и токсичность.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ПОДАЧИ
Значение прокачиваемости. Прокачиваемость характеризует по движность горючего и смазочных материалов, способность обеспе чивать определенную скорость перекачки по трубопроводам или объем подачи в системах питания и смазки двигателей. Необходи мым условием работы всех двигателей внутреннего сгорания явля ется подача в камеры сгорания в строгом соответствии с заданны ми характеристиками топлива и подача масла к трущимся деталям.
Основной характеристикой процессов подачи или перекачки яв ляется их скорость, которая в общем виде может быть представле на выражением
dGv
S Td х ■
В ряде случаев скорость процессов подачи или перекачки опре деляется пропускной способностью фильтров
IF _ dG * _ |
РгАР |
*Рг (Rc.o Н“ Рф.п)
где GT— количество прокачиваемого (фильтруемого) топлива; «У, и .Уф— соответственно площадь сечения трубопровода и
поверхность фильтрования; т — время; рг — плотность горючего;
рг — динамическая вязкость горючего;
Rc.o и R$.„ — соответственно сопротивление слоя осадка и филь тровальной перегородки.
Характеристики подачи очень часто задаются в виде зависимо стей
Gr = Gr(T) •
Нарушения в подаче топлива ухудшают мощностные и экономи ческие показатели двигателя, снижают надежность его работы, а в отдельных случаях вызывают отказы в работе. Нарушения пода чи масла в двигателе и агрегатах машин резко сокращают срок их службы и могут вызвать серьезные поломки. Прокачиваемость го рючего существенно влияет также на работу технических средств перекачки и заправки.
5* |
67 |
Основными причинами нарушения подачи и перекачки топлива являются:
—снижение производительности топливных насосов;
—увеличение гидравлического сопротивления в трубопроводах
ирегулирующих агрегатах;
—забивка фильтров и узлов регулирующих устройств;
—образование паровоздушных пробок на отдельных участках системы.
Вид нарушений зависит от конструктивных факторов, условий осуществления процесса подачи и свойств горючего или смазочного материала.
Конструктивные факторы. Геометрические размеры трубопро водов, форма каналов в насосах и регулирующих устройствах, ма териал и шероховатость стенок оказывают существенное влияние на затраты энергии при течении по ним жидких продуктов. Осо бенно сильно влияют различного рода сужения и резкие изменения направления движения потока. Коэффициент гидравлического со противления зависит от безразмерных параметров: критерия Рей нольдса Re и относительной шероховатости. Изменения сопротив ления в отдельных узлах, агрегатах и фильтрах происходят в ре зультате закупоривания твердыми частицами и смолистыми осад ками узких каналов, щелей и пор фильтровальных перегородок. Удержание различных частиц и забивка узких щелей и пор зави сят от материала узла или фильтра, состояния поверхностей и при роды частиц. Существенное значение имеет адсорбирующая спо собность фильтровального материала, определяемая природой и размером его внутренней поверхности, а также знаком и величиной электрического заряда на поверхности частиц и фильтровальной перегородки.
Условия подачи и перекачки. К условиям осуществления про цесса подачи и перекачки относятся: количество подаваемого про дукта и степень его загрязненности, продолжительность циклов по дачи или перекачки, скорость перекачки, температура продукта и окружающей среды, ее влажность и загрязненность. Условия пере качки оказывают непосредственное влияние на производительность перекачивающих средств и пропускную способность фильтров и ре гуляторов, а также на физико-химические свойства перекачивае мого продукта, что отражается на его прокачиваемости. Например, изменение сопротивления единицы поверхности фильтровального материала в зависимости от объема отфильтрованной жидкости VT при постоянном перепаде давления на фильтре и при переменной скорости фильтрования определяется формулой
6^?ф.п = АЯф.п
~dV 7
Коэффициент k и показатель степени п зависят от характери стик фильтровальной перегородки и жидкости, загрязненности по следней, размеров механических примесей и частиц осадка. Если
68
жидкость содержит частицы твердой фазы, то в процессе фильтро вания образуется осадок на поверхности и внутри пор фильтроваль ной перегородки и сопротивление фильтрованию растет. По мере фильтрования не только загрязненных, но и чистых жидкостей гид равлическое сопротивление растет. Это может происходить в ре зультате образования в каналах фильтра мелких пузырьков пара или газа, которые закупоривают каналы.
При понижении давления появление пузырьков пара или раст воренного в жидком продукте газа может наблюдаться во всасы вающей полости насосов и в трубопроводах. Нарушение сплошно сти потока возможно, когда абсолютное давление становится рав ным давлению насыщенных паров жидкости. Если в потоке перека чиваемого продукта образуются пузырьки газа, то при прохожде нии области пониженных давлений начинается их рост, что вызы вает снижение производительности насоса и даже срыв в подаче. Если появление в потоке жидкости пузырьков пара или газа сопро вождается в дальнейшем конденсацией и исчезновением парогазо вой фазы, то наступает кавитация.
Характеристики подачи могут изменяться при резких измене ниях сопротивлений в агрегатах и узлах систем подачи, вызываю щих возникновение волн‘ давления.
Физико-химические свойства перекачиваемой жидкости. Свой ства горючего или смазывающего материала определяют:
■— характер движения жидкости по трубопроводам, каналам и
вфильтровальных перегородках;
—возможность образования и удерживание во взвешенном со стоянии частиц твердой фазы и образование осадков при взаимо действии с материалом трубопроводов и агрегатов системы подачи,
атакже с кислородом воздуха;
—выделение льда и кристаллов углеводородов при охлажде нии продукта;
—образование паровоздушных пробок.
Для каждой системы подачи и перекачки существует предель ное значение вязкости продукта, превышение которой вызывает нарушения в работе этих систем. Одной из основных причин нару шения в подаче является забивка фильтров и проходных сечений в некоторых агрегатах системы в результате наличия или образова ния в топливе или масле твердой фазы в виде льда, кристаллов углеводородов, частиц органического и неорганического происхож дения.
Прокачиваемость горючего и смазочных материалов зависит также от поверхностного натяжения, плотности, способности сма чивать поверхность каналов и электризуемое™. Для некоторых топ лив и масел возможно физико-химическое взаимодействие с фильт ровальным материалом, в результате которого в нем задержива ются не только твердые, но и некоторые растворимые вещества.
Прокачиваемость топлива и масла при низких температурах определяется в основном вязкостью и температурами кристалли
69
зации и застывания, а также гигроскопичностью, в меньшей сте пени величинами плотности и поверхностного натяжения. При по вышенных температурах существенную роль играют давление на сыщенных паров и склонность к образованию осадков.
НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫЕ СВОЙСТВА
Вязкостные характеристики. Для ньютоновых жидкостей каса тельное напряжение трения тсд между двумя прямолинейно дви жущимися ее слоями пропорционально отнесенному к единице дли ны изменению скорости по нормали к направлению движения
хсд = Рт |
• Коэффициент динамической вязкости рг опреде |
ляется свойствами жидкости и ее температурой. Коэффициент ки нематической вязкости
Изменение коэффициента кинематической вязкости в узких диа пазонах температур описывается уравнением
А_ vr = Вет ■
Из различных эмпирических формул для выражения вязкостно температурной зависимости наиболее известна формула Вальтера, которая после двойного логарифмирования имеет вид
lg lg K + 0,8) = A - S l g 7 \
где А и В — постоянные.
При низких температурах топлива и масла не обладают свой ствами ньютоновой жидкости. При этом коэффициент динамиче ской вязкости не является постоянной величиной вследствие обра зования «структуры» и ее изменения в процессе течения. В этом случае зависимость между напряжением и градиентом скорости сдвига
является нелинейной. С увеличением давления вязкость возрастает, причем тем больше, чем ниже температура жидкости. Изменение коэффициента динамической вязкости в зависимости от давления выражается эмпирической зависимостью
V-p= № кр >
где рг— коэффициент динамической вязкости при данной темпе ратуре и атмосферном давлении.
70
Коэффициент К = |
А -\-В рг. Для |
средних дистиллятов нефти |
А = |
1,4-10-3; В = |
1,56-Ю-3. |
Вязкость углеводородных горючих и смазочных материалов воз растает с увеличением молекулярной массы, степени разветвлен ности и компактности структуры молекул. Для углеводородов с одинаковой молекулярной массой вязкость повышается в следую щем ряду: н-алканы, изоалканы, цикланы, ароматические углево дороды. Наиболее пологую вязкостно-температурную кривую име ют н-алканы, а наиболее крутую — ароматические углеводороды. Вязкость разветвленных алканов не только выше, но и более резко растет с понижением температуры, чем вязкость соответствующих им по молекулярному весу н-алканов.
Наличие в молекуле углеводорода колец и увеличение их числа повышают вязкость. Чем больше молекулярная масса, тем сильнее строение молекул оказывает влияние на вязкость и вязкостно-тем пературные свойства. Соотношение вязкостей циклановых и арома тических углеводородов изменяется в зависимости от количества колец, длины и строения боковых цепей (табл. 7). Наиболее кру тые вязкостно-температурные кривые имеют смеси, содержащие полициклические углеводороды с короткими боковыми цепями.
|
|
|
|
Т а б л и ц а 7 |
|
Зависимость вязкости от температуры для |
моноциклических циклановых |
||||
|
и ароматических углеводородов |
|
|
||
|
Среднее число |
Кинематическая вязкость, |
сст |
||
|
|
при температуре, °С |
|
||
Углеводороды |
атомов угле |
|
|
||
рода в алка |
20 |
0 |
- 2 0 |
- 6 0 |
|
|
новых цепях |
||||
Циклановые |
3,2 |
1.31 |
1,74 |
2,66 |
8,87 |
Ароматические |
3,4 |
1,25 |
1,71 |
2,53 |
11,18 |
Циклановые |
6,0 |
3,00 |
5,03 |
10,61 |
135,60 |
Ароматические |
6,1 |
2,81 |
4,74 |
10,50 |
277,14 |
Кристаллизация и застывание. Понижение температуры приво дит к изменению фазового состояния топлива и масел. При этом образуется кристаллическая структура или аморфная пластиче
ская |
масса. |
При температуре ниже нуля из углеводо |
родной |
среды |
выделяется избыточная, ранее растворенная |
влага, которая замерзает в тонкие иглоподобные кристаллы. Изме нение фазового состояния углеводородных смесей с изменением температуры, не содержащих влагу, начинается с выделения из пе ренасыщенного раствора зародышей кристаллов. В дальнейшем при охлаждении раствора кристаллизация протекает на уже обра зовавшихся частицах твердой фазы, которые растут за счет окру жающего материала. Структура и количество кристаллов сильно изменяются в зависимости от состава углеводородной смеси и усло
71