Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 161
Скачиваний: 0
менения, необходимо учитывать их влияние на две составляющие этого периода — время физических и химических превращений:
ТВС = Т ф. п |
ТХ .р . |
На параметры воспламенения распыленного топлива в среде воздуха, особенно при низких температурах, большое влияние ока зывают процессы подготовки горючей смеси к воспламенению. При низких температурах повышение вязкости, поверхностного натя жения и уменьшение давления насыщенных паров снижает эффек тивность смешения горючего и окислителя и увеличивает задержку воспламенения.
Температурная зависимость тво = / ( Т) для различных угле водородов определяется характером предпламенных превращений в различных температурных областях.
440 460 480 500 5Z0 540 560
Температура,°с
Рис. 33. Влияние температуры на период задерж ки воспламенения фракций дизельного топлива:
1—изоалкановой; 2—циклановой; 3—ароматической.
При высоких температурах влияние химического состава топ лива сказывается слабее (рис. 33). При достаточно высоких темпе ратурах происходит быстрое развитие химических реакций топ лива любого состава и общая длительность задержки воспламене ния определяется в основном физическими процессами.
Состав горючей смеси влияет на условия протекания предпла менных превращений и физические характеристики горючей смеси. Отдельные стадии и реакции предпламенных процессов развива ются при своих оптимальных соотношениях горючего и окислителя. Первичные реакции окисления углеводородов наиболее быстро развиваются в богатых смесях. Для последующих стадий процесса требуется все больше и больше кислорода. Оптимальные условия воспламенения обычно создаются в смесях несколько обогащенно
142
го состава. Обогащение или обеднение смеси относительно опти мального состава снижает химическую активность и энергетиче ский запас реагирующей системы, увеличивает затраты тепла на нагревание излишнего количества горючего и окислителя. Все это увеличивает период задержки воспламенения.
Размеры, материал, форма камеры сгорания, характер движе ния смеси определяют условия энергетического обмена реагирую щей системы с внешней средой. Увеличение отвода тепла в окру жающую среду и затрат энергии на нагревание или испарение топ лива, на расширение реагирующей смеси сопровождется ростом пе риода задержки воспламенения. Вихревое движение среды сокра щает период задержки воспламенения при высоких начальных тем пературах и увеличивает его при низких. Рассматривая зависимо сти параметров воспламенения от температуры и давления, необхо димо учитывать влияние последних на характеристики турбулент ности среды.
При принудительном воспламенении имеет значение мощность и размеры источника зажигания. Чем больше энергия зажигания, тем с меньшей задержкой воспламеняется горючая смесь.
Энергия активации зависит от вида горючего и окислителя, тем
пературы, состава смеси, материала стенок реакционного |
сосуда |
и обработки его поверхности. Зависимость скорости химических ре |
|
акций от температуры выражается тем резче, чем выше |
энергия |
активации. |
|
Изменение энергии активации с переходом из одной темпера турной области в другую связано с изменением механизма развет вления цепной реакции. Имеющиеся экспериментальные данные, показывают, что в одних случаях с ростом температуры значение Дэф проявляет тенденцию к увеличению, а в других, наоборот, уменьшается.
Для предпламенных реакций окисления углеводородов в среде кислорода воздуха в интервале температур 300—500°С величина Дэф лежит в пределах 30—50 ккал/г-моль.
Принудительное воспламенение вызывается обычно электриче ским разрядом. При этом подвод теплоты и активированных мо лекул, радикалов, атомов и ионов инициирует химические реакции окисления и вызывает воспламенение. При низких давлениях, осо бенно когда горючая смесь воспламеняется тлеющим разрядом, существенное значение приобретает активация ионизированными молекулами, радикалами и атомами, а при повышенном давлении воспламенение больше зависит от теплового фактора.
Необходимая энергия зажигания зависит от физико-химических свойств горючего и окислителя, рода источника зажигания, состава смеси и других условий воспламенения. Энергия воспламенения до стигает минимума при оптимальном для каждой горючей смеси составе.
По мере увеличения молекулярной массы углеводородов вели чина оптимального состава смеси смещается в сторону богатых
14а
смесей, а критическая энергия зажигания уменьшается. Энергия зажигания уменьшается при переходе от алкановых углеводоро дов к алкенам и мало отличается у ароматических и алифатических углеводородов с одинаковым числом атомов углерода в молекуле. Для большинства углеводородо-воздушных смесей оптимальнее состава энергия воспламенения при нормальных условиях состав ляет 0,18—0,30 мДж.
С повышением начальной температуры и давления горючей смеси необходимая энергия воспламенения уменьшается примерно
по следующей зависимости Е га— ТГ3 и £ Вс — Энергия воспламенения увеличивается, а область зажигания
сужается с повышением скорости движения среды и ее турбулент ности, если эти факторы увеличивают отвод тепла из зоны реакции и объем смеси, в которой формируется очаг воспламенения.
Энергия, необходимая для воспламенения горючей смеси, зави сит также от формы и материала электродов, величины разрядного промежутка и времени соприкосновения начального очага воспла менения с электродами. Влияние этих факторов особенно заметно при низких начальных температурах и давлении реагирующей смеси.
ГОРЮЧЕСТЬ
Значение горючести. Горючесть как эксплуатационное свойство определяет полноту, скорость и устойчивость процесса горения в двигателях. Повышение полноты сгорания топлива в двигателях в настоящее время приобрело большую актуальность в связи с проб лемой очистки воздушного бассейна от токсичных продуктов сго рания Полнота сгорания топлива важна и потому, что с ней свя заны расход горючего и дымность выпускных газов. В каждом типе двигателя процесс горения должен развиваться с оптимальной ско ростью. Повышение скорости горения до определенных пределов способствует улучшению мощностных и экономических показате лей двигателя, позволяет уменьшить вес и размеры камер сгорания. Однако очень высокие скорости горения взрывного характера не дают улучшения характеристик рабочего процесса двигателя и рез ко снижают их надежность. Устойчивость горения, особенно при резких изменениях условий и режима работы двигателей является необходимым условием эффективности и надежности двигателей.
Механизм распространения пламени. Процесс горения всегда осуществляется в определенной зоне — фронте пламени, имеющем определенную поверхность и толщину. Фронт пламени отделяет область еще не прореагировавшей исходной смеси от области про дуктов сгорания. Даже при горении газообразных, заранее переме шанных горючих смесей редко имеется сплошной фронт пламени. Чаще всего наблюдаемое пламя состоит из многих очагов и зона горения в этих очагах распространяется по горючей смеси с раз личными скоростями.
144
Б зависимости от свойств горючей смеси и условий горения мо жет значительно меняться как физическая картина процесса, так и механизм распространения зоны реакции.
Ниже будут рассмотрены два важных вида горения: горение газообразных горючих смесей и горение распыленного жидкого топлива в атмосфере кислорода воздуха. Каждый из этих видов горения может в свою очередь протекать в так называемой кинети ческой и диффузионной области.
Диффузионное горение осуществляется, если скорость процесса зависит главным образом от скорости смешения горючего окисли теля, когда химические превращения протекают со столь значитель ной скоростью, что в общей последовательности всех стадий про цесса горения наиболее тормозящим фактором становятся физиче ские процессы подготовки горючей смеси. При диффузионном го ренки скорость процесса зависит преимущественно от гидродина мических факторов и меньшую роль играют свойства топлива.
Г.сли скорость смешения горючего и окислителя очень велика н скорость процесса в основном зависит от химических превращений во фронте пламени, тогда процесс горения осуществляется в кине тической области. Однако скорость процесса наряду с химическими определяется также и физическими процессами передачи тепла и вещества из зоны горения в свежую смесь
Механизм распространения зоны реакции в процессе горения может быть различным. Существуют следующие виды распростра нения пламени: нормальное, цепное, путем умножения очагов са мовоспламенения и детонационное.
Нормальное, или тихое, распространение фронта пламени чаще всего встречается в практике применения топлив в двигателях. Остальные механизмы распространения обычно являются побоч ными в общем сложном комплексе физико-химических превраще ний при горении в двигателях. Существенно роль их проявляется при различного рода отклонениях от нормального развития про цесса горения.
Механизм нормального, или тихого, распространения пламени обусловлен передачей теплоты, а также активных промежуточных продуктов реакции из зоны горения в свежую горячую смесь.
Распространение зоны горения путем умножения очагом само воспламенения можно представить как самовоспламенение некото рых конечных объемов исходной или частично прореагировавшей горючей смеси в процессе турбулентного перемешивания с нагре тыми продуктами сгорания или как последовательное самовоспла менение конечных объемов смеси, прошедшей предпламенную под готовку.
При детонационном распространении пламени горючая смесь воспламеняется вследствие сжатия ее в ударной волне. Ударная волна, проходя по горючей смеси, вызывает ее нагрев, в зависимо сти от характеристик: скорости, температуры и давления. Когда по горючей смеси проходит ударная волна со степенью сжатия, до
10 Заказ № 194. |
145 |
статочной; для ее воспламенения, возникает детонационная волна. Это значит, ;что при давлении и температуре ударной волны горю чая смесь воспламеняется с задержкой, не превышающей время пребывания смеси в зоне сжатия ударной волной.
Детонационная волна представляет собой совместное распро странение механической ударной волны с фронтом пламени. Ско рость распространения детонационных волн постоянна для дан ных условий осуществления процесса и составляет от 1200 до
3500 м/с.
Толщина фронта ударной волны весьма мала, и химическая реакция не успевает завершиться во фронте волны. За фронтом ударной волны располагается растянутая зона химической реак ции. Но глубина этой зоны ограничена. При большой ширине зоны реакции отвод тепла в стенки может настолько снизить температу ру реагирующей смеси, что распространение детонационной волны будет невозможным.
При цепном механизме распространения пламени процесс осу ществляется в результате диффузии активных продуктов из зоны реакции в свежую смесь. Примером цепного распространения пла мени может служить холодное пламя в смесях углеводородов с зоз-
духом.
Горение однородных горючих смесей. При распространении пла мени в однородных газовых смесях химическая реакция в каждый данный момент протекает в сравнительно тонком слое. Перед зо ной реакции имеется слой, в котором разогревается свежая горю чая смесь. Рассматриваемый фронт пламени (рис. 34) можно в первом приближении считать изотермической поверхностью, рас пространение которой и определяет скорость горения.
Скорость перемещения по оси X, нормальной к поверхности фронта пламени, называется нормальной или фундаментальной
скоростью распространения пламени ин = -d^x .
Согласно тепловой теории распространение пламени осущест вляется передачей тепла из зоны реакции в свежую смесь. Тогда нормальная скорость распространения пламени
а толщина фронта пламени
где ён— толщина фронта пламени; аср — коэффициент температуропроводности среды; тх.р — время химической реакции.
Эти формулы не учитывают взаимную диффузию продуктов сгорания и свежей смеси, что может существенным образом влиять
146
на величину нормальной скорости распространения пламени и тол щину фронта пламени.
I орение заранее перемешанной горючей смеси сопровождается движением газа и искривлением поверхности фронта пламени. Ес
ли нормаль к поверхности фронта пламени образует угол ® |
с на |
|
правлением его распространения, то наблюдаемая скорость |
пла |
|
мени ипл возрастает обратно пропорционально |
косинусу |
угла |
В более общем виде эту закономерность можно сформулировать так: наблюдаемая скорость распространения пламени в заданном направлении относительно свежей смеси увеличивается по сравне нию с нормальной скоростью в таком отношении, как поверхность фронта пламени б1™ относится к площади ее проекции Sx, пер пендикулярной направлению распространения
с
Ц=. Ц _— -- ИН£ •
Процесс горения всегда осуществляется при той или иной сте пени турбулентности горючей смеси. Вместо тонкого и четко очер-. ченного фронта пламени при ламинарном течении в турбулентном потоке он имеет размытые контуры и значительную толщину.
10* |
147 |
|
При анализе горения в турбулентном потоке выделяют два |
|||
случая. |
|
|
|
|
с |
Первый |
случай — масштаб |
турбулентности мал |
по сравнению |
шириной |
зоны нормального |
пламени (/ <С 8Н)- |
|
|
с |
Второй |
случай — масштаб турбулентности велик по сравнению |
||
шириной |
зоны нормального |
пламени (/^ > 8 Н)- |
распростране |
|
|
При мелкомасштабной турбулентности скорость |
ния пламени увеличивается благодаря интенсификации процессов переноса тепла и вещества посредством микротурбулизации в са мой зоне горения. В соответствии с ранее приведенными формула ми и с учетом турбулентной диффузии имеем:
где ^ — характеристическое время горения.
Так как время химической реакции остается неизменным, то ширина зоны горения при мелкомастшабной турбулентности уве
личивается.
Крупномасштабная турбулентность вызывает увеличение по верхности фронта пламени, который становится шероховатым и волнистым (рис. 35, а) при интенсивной турбулентности (и '^ > и н),
С
Продукт
сгорания
Рис. 35. Схема фронта пламени при турбулентном горении однородных смесей:
о—малая интенсивность турбулентности; б—большая интенсивность турбулентности.
волнение поверхности достигает такой величины, что от фронта пламени отрываются отдельные газовые объемы. При этом фронт пламени разрушается, появляются отдельные беспорядочно дви жущиеся объемы невоспламененной и горящей смеси (рис. 35, б) . Объемы горящей смеси в продуктах сгорания и объемы продуктов сгорания в свежей смеси образуют при хаотическом движении ши рокую зону турбулентного пламени. Горение отдельных объемов
148