Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 0
странение зоны горения со скоростью звука приводит к образова нию ударных волн.
Обычно ударные волны не могут вызвать появление истинной детонационной волны. Однако при отражении ударных волн от сте нок или при их наложении при условии, что в местах их прохожде ния имеется еще не прореагировавшая полностью смесь, не исклю-
Рис. 38. Схемы протекания детонационного сгорания |
в двигателе: |
|
а —а —положение фронта пламени к началу детонации; Л —очаг |
самовоспламене |
|
ния; Д , Дц Да—возникновение и распространение детонационной волны; а ) 1—3 — |
||
мгновенные положения распространения зоны горения |
от очага А ; 01—04—ударные |
|
волны; 1—4—отраженные ударные волны; б) 1—3 и |
V —3 '—ударные волны, рас |
|
пространяющиеся от фронта пламени и очага воспламенения. |
||
чается возникновение детонационной волны. По |
свежей рабочей |
смеси такая волна может распространяться со скоростью 2000— 2400 м/с, а по частично прореагировавшей смеси со скоростью 1500—1800 м/с. Ударные волны в полностью прореагировавшем газе распространяются со скоростью 1200—1300 м/с. Схема, иллю стрирующая физическую картину детонационного сгорания, при ведена на рис. 38, где рассматриваются два варианта возникнове
ния детонационной волны.
Образование ударных волн является наиболее специфическим признаком детонационного сгорания в двигателе. Стук в двигателе при работе с детонацией представляет собой колебания стенок ци линдра, которые вызываются прямыми и отраженными ударными волнами. Колебания газов сохраняются в течение значительной части хода расширения (рис. 39). Связанный с ударными волнами массовый поток газов также периодически отражается от стенок цилиндра, тем самым усиливая теплоотдачу от газа стенкам. Бла годаря этому увеличивается отвод тепла с охлаждающей жидко стью и понижается температура выпускных газов, двигатель пере гревается, а экономичность его ухудшается. Снижение экономич ности вызывается также перемешиванием неполностью прореаги ровавшей смеси с продуктами сгорания. Массовый поток газов срывает на ходе расширения масляную пленку со стенок цилиндра,
160
что может быть причиной дымления. Если при детонации возни кают интенсивные детонационные волны, то столкновение их со стенками камеры сгорания, клапаном, днищем поршня и электро дами свечи вызывает прогорание этих деталей.
Угол поборото коленчатого бала
Рис. 39. Индикаторные диаграммы при нормальном и детонационном горении в двигателе:
а —нормальное горение; б —детонационное горение.
В зависимости от того, на какой стадии процесса горения нач нется его нарушение, меняются вид детонационного сгорания и его интенсивность. При относительно слабой детонации, когда к ее на чалу объем несгоревшей, но частично прореагировавшей смеси мал, наблюдаются местные очаги самовоспламенения, рождающие относительно слабые ударные волны. Чем раньше начинается дето национное горение, тем сильнее будут все проявления этого вида горения.
Для количественной оценки интенсивности детонации исполь зуют какой-либо признак детонационного сгорания. Чаще всего детонация оценивается по температуре головки или стенок ци линдра.
Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на го рение. Влияние конструктивного или эксплуатационного фактора связано прежде всего с изменением температуры, давления, соста ва реагирующей смеси, гидродинамических характеристик среды и времени развития всего процесса и отдельных его стадий. Если при изменении какого-либо фактора в рабочей смеси в период, пред шествующий ее горению, повышаются температура и давление, уве личивается время воздействия этих факторов, затрудняется отвод
11 Заказ ХЬ 194. |
161 |
активных продуктов и тепла из зоны реакции, вероятность возник новения детонационного сгорания увеличивается.
Возможность возникновения детонационного сгорания и интен сивность этого процесса зависят от свойств горючей смеси. Для бензинов различного химического состава под влиянием того или иного фактора интенсивность детонационного процесса изменяется не в одинаковой степени. Это обусловлено характером развития химических превращений и видом активных продуктов, вызываю щих вырожденное разветвление цепной реакции окисления. Пока интенсивность детонации невелика, мощность и экономичность дви гателя заметно не снижаются, а на преддетонационных режимах даже повышаются. При сильной детонации мощность двигателя резко падает, а удельный расход топлива увеличивается.
Форма камеры сгорания, как и расположение свечей, обуслов ливает характер изменения фронта пламени и путь его прохожде ния, а следовательно, и скорость горения. Для устранения детона ции в двигателе необходимо начальные стадии горения осуществ лять в наиболее нагретой части камеры, а завершаться процесс дол жен в наиболее охлажденной зоне с небольшим объемом рабочей смеси.
Увеличение размеров цилиндра способствует повышению инди каторного к. п. д. и среднего индикаторного давления. Однако склонность к детонации при этом увеличивается. Это обусловлено снижением интенсивности охлаждения сжатой смеси и продуктов сгорания вследствие уменьшения удельной охлаждающей поверх ности и увеличением длины пробега пламени от свечи до наиболее удаленных от нее участков камеры.
Материал стенок камеры сгорания и поршня оказывает влияние на передачу тепла к охлаждающей жидкости и каталитическое дей ствие на развитие некоторых стадий химических превращений ра бочей смеси вблизи стенок. Применение материалов с большой теп лопроводностью снижает температуру газов в цилиндре в конце сжатия и температуру днища поршня, уменьшает склонность к де тонации. С повышением степени сжатия возрастает термический, индикаторный и эффективный коэффициенты полезного действия, вместе с этим и мощность двигателя. Относительная эффективность повышения степени сжатия достигает наибольшего значения при малых степенях сжатия и убывает с ростом их. Увеличение степени сжатия до 10 значительно увеличивает эффективный к. п. д. Одна ко повышение степени сжатия ограничивается возникновением де тонационного сгорания. С повышением степени сжатия увеличива ются температура и давление рабочей смеси, что способствует де тонационному сгоранию.
На рис. 40 показано, как изменяются характер сгорания и па раметры двигателя с повышением степени сжатия при использова нии топлив различной детонационной стойкости. С увеличением угла опережения зажигания жесткость работы возрастает, макси мальное давление сгорания увеличивается, приближается к верх
162
ней мертвой точке. Снижение скорости нарастания давления при более позднем, зажигании объясняется тем, что процесс сгорания в значительной части переносится на такт расширения. С увели чением угла опережения зажигания горение начинается при более низких температуре и давлении, а сгорание последних порций за-
Рис. 40. Влияние степени сжатия на теп ловое состояние, мощностные и экономи ческие показатели работы двигателя:
1 , 2 и 3 —горючее с различной детонационной стой костью.
ряда идет, наоборот, при высоких значениях этих параметров. По этому чем больше угол опережения зажигания, тем легче возни кает детонационное горение и выше интенсивность этого процесса. Во многих случаях для устранения детонации достаточно бывает несколько уменьшить угол опережения зажигания. Значительное уменьшение угла опережения зажигания нецелесообразно. При уменьшении его увеличивается как температура, так и давление газов в цилиндре в момент начала открытия выпускных клапанов. Это вызывает перегрев клапанов и выпускного коллектора.
Состав рабочей смеси оказывает значительное влияние на мощ ность, экономичность и характер сгорания в двигателе. При нор мальном развитии процесса горения максимальная мощность дви гателя достигается при а =0,8—0,9. При таком составе смеси на блюдается наибольшая скорость распространения пламени. Вслед ствие сокращения продолжительности горения действительный цикл в большей степени приближается к теоретическому, поэтому
11* |
163 |
индикаторная диаграмма имеет наибольшую полезную площадь. Вследствие улучшения термодинамических свойств продуктов сго рания наблюдается медленное снижение индикаторного давления никла при переходе от стехиометрического соотношения к значе ниям а = 0,8—0,9. Кроме того, с уменьшением я в результате по нижения температуры поступающей в цилиндр свежей смеси уве личивается коэффициент наполнения и уменьшается диссоциация
продуктов сгорания. Сильное обогащение рабочей смеси |
при |
а < 0 ,8 снижает мощность двигателя в результате резкого |
пони |
жения теплопроизводительности горючей смеси, температуры и ско рости горения. Сокращение времени сгорания, понижение темпе
ратур газов и стенок цилиндров при обогащении |
рабочей смеси |
||||||
|
|
уменьшают |
возможность |
||||
|
|
возникновения |
детонаци |
||||
|
|
онного |
сгорания |
или его |
|||
|
|
интенсивность, если та |
|||||
|
|
кой вид горения осущест |
|||||
|
|
вляется. Снижение ин |
|||||
|
|
тенсивности |
детонации |
||||
|
|
или полное ее подавление |
|||||
|
|
при обогащении |
рабочей |
||||
|
|
смеси позволяет в двига |
|||||
|
|
телях с наддувом увели |
|||||
|
|
чить |
давление |
|
воздуха |
||
|
|
на входе, |
а следователь |
||||
|
|
но, и мощность двигате |
|||||
|
|
ля. Обогащение |
|
рабочей |
|||
|
|
смеси до |
я =0,6—0,7 ис |
||||
|
|
пользуется |
для |
|
устране |
||
|
|
ния детонации при необ |
|||||
|
|
ходимости |
|
форсировать |
|||
|
|
двигатель |
|
по |
|
наддуву. |
|
|
Коэффициент избытка боздуха |
Дальнейшее |
обогащение |
||||
|
|
резко |
снижает |
|
скорость |
||
Рис. |
41. Влияние состава смеси на тепло |
горения, |
а |
при |
я < 0,4 |
||
вое |
состояние, мощностные и экономиче |
смесь |
перестает |
воспла |
|||
|
ские показатели работы двигателя: |
меняться. |
|
Наибольшая |
|||
1 и |
2—горючее с различной детонационной стой |
экономичность |
и макси |
||||
|
костью. |
мальное |
использование |
||||
|
|
тепла, выделяющегося при горении единицы массы топлива, дости гаются при я =1,05— 1,15. Максимальное значение средней темпе ратуры газов в цилиндре и на выпуске и связанная с этим наиболее высокая тепловая напряженность камеры сгорания и поршня на блюдается при я = 1,0—1,05. При данной концентрации топлива в смеси с воздухом при сгорании последней порции рабочей смеси
развиваются наиболее высокие |
температура и давление. В соот |
ветствии с этим при я = 1,0— |
1,05 будет наибольшая склонность |
к детонационному горению. Снижение температуры газов с обедне-
164
нием смеси приводит к уменьшению склонности к детонационному сгоранию. Однако на практике для подавления детонации не ис пользуется значительное обеднение рабочей смеси, так как при этом мощность резко падает и двигатель работает неустойчиво. Влияние состава рабочей смеси на интенсивность детонации, мощность
нэкономичность двигателя показано на рис. 41.
Сувеличением скорости вращения коленчатого вала двигателя
усиливается турбулентность среды, повышаются содержание оста точных газов в рабочей смеси, ее температура и давление, умень шается время развития процесса горения. Указанные факторы за исключением температуры и давления уменьшают склонность к детонационному горению. Как правило, с увеличением числа обо ротов возможность возникновения детонации снижается.
Параметры воздуха, поступающего в двигатель, существенно изменяют условия горения. Повышение температуры и давления воздуха увеличивает возможности возникновения детонации.
Наличие влаги в воздухе резко снижает склонность к детона ционному сгоранию. При необходимости значительной форсировки двигателя, например за счет наддува, впрыск воды или другой охлаждающей жидкости позволяет устранить детонацию Причи ной этого являются уменьшение давления и температуры конца сго рания за счет затрат тепла на испарение влаги, присутствие инерт ного разбавителя и антидетонационное действие водяных паров.
Требования к качеству бензинов. В соответствии с условиями применения и характером рабочего процесса поршневого двигателя с принудительным воспламенением рабочей смеси топливо для них должно отвечать следующим требованиям:
— обладать хорошей испаряемостью, обеспечивающей получе ние до начала зажигания достаточно однородной рабочей смеси заданного состава. Однако испаряемость бензинов не должна быть чрезмерно высокой из-за возможности образования паровых про бок в системе подачи и больших потерь при хранении;
■— обладать детонационной стойкостью, позволяющей сохра нять нормальное развитие процесса горения для данной конструк ции двигателя и условий его эксплуатации;
-— в процессе горения не давать отложений в камере сгорания и вызывать нарушения в работе двигателя, связанные с прежде временным воспламенением рабочей смеси.
Кроме того, как и все топлива, бензины должны быть стабиль ными в условиях хранения и транспортировки и не вызывать кор розии деталей двигателя, а также средств заправки, перекачки и хранения.
ПРОКАЧИВАЕМОСТЬ
Прокачиваемость при низких температурах. Прокачиваемость бензина при низких температурах воздуха и топлива з системах топливопитания двигателей, а также по трубопроводам при пере качке, сливе, наливе и заправке машин высокая. Это обусловлива
165