Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 0
ется небольшими значениями вязкости (v20 =0,6—0,8 сст) и поверх ностного натяжения (а2О= 2 0 —23 дин/см), хорошими вязкостно температурными характеристиками (v20 : v50= 1,5—2) и низкой тем пературой начала кристаллизации (ниже минус 60°С).
Механические примеси и вода удаляются из бензина при отстое и фильтрации значительно легче, чем из других видов топлива. Из менения плотности, вязкости и поверхностного натяжения бензинов оказывают влияние на дозировку горючей смеси в карбюраторе и в системах впрыска. Эти характеристики влияют на пропускную способность жиклеров.
В системах, где осуществляется впрыск бензина во впускной трубопровод и непосредственно в цилиндры, вязкость, плотность и поверхностное натяжение определяют качество распылизания. Влияние указанных характеристик бензина на подачу в двигатель особенно заметно при изменении условий эксплуатации машин.
Прокачиваемость при повышенных температурах. Вследствие высокого давления насыщенных паров бензина в этом случае воз никает опасность образования паровых пробок в системе подачи топлива и системах его перекачки. Опасность образования паро вых пробок особенно возрастает при эксплуатации автомобилей
вгорных условиях и при эксплуатации самолетов. С увеличением высоты полета и понижением атмосферного давления создаются благоприятные условия не только для испарения, но и для выделе ния растворенного в горючем воздуха. Бензины способны раство рять довольно значительное количество воздуха. При резком на боре высоты в топливных баках самолетов возможно бурное вы деление воздуха во всей массе бензина. Это может вызвать перебои
вработе подкачивающих насосов.
Влияние испаряемости на образование паровых пробок в систе ме топливопитания и запуск автомобильного двигателя показыва ют данные таблицы 15.
|
Т а б л и ц а |
15 |
|
С целью устранения воз |
|||||||
Зависимость между температурой |
|
можности |
образования |
па |
|||||||
образования паровых пробок, минимальной |
ровых |
пробок |
и |
снижения |
|||||||
температурой воздуха при запуске |
|
потерь |
бензинов |
в |
период |
||||||
и количеством |
легких фракций в бензине |
||||||||||
Температура |
Температура |
|
|
хранения, |
транспортировки |
||||||
Температура |
и |
применения |
ограничива |
||||||||
перегонки |
образования |
запуска |
|
ются температура перегонки |
|||||||
10% бензина, |
паровых про |
|
|||||||||
°С |
бок, °С |
двигателя, |
°С |
10% бензина и давление на |
|||||||
|
|
|
|
сыщенных |
паров. |
Давление |
|||||
48 |
58 |
—26 |
|
насыщенных |
паров |
при |
|||||
64 |
74 |
- 1 9 |
|
38° С в |
мм ртутного |
столба |
|||||
77 |
87 |
- 1 1 |
|
для отечественных |
бензинов |
||||||
|
летнего вида |
должно быть |
|||||||||
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
не |
более |
500, для |
зимнего |
||||
500—700, а |
авиабензинов в пределах 240—360. Зарубежные |
автомо- |
166
Сильные бензины имеют давление насыщенных паров: летние 335— 560, зимние 440—720 мм рт. ст.
ИСПАРЯЕМОСТЬ
Влияние испаряемости на работу двигателя. Испаряемость бен зинов определяет процесс образования горючей смеси и з резуль тате этого оказывает влияние на запуск двигателя, Бремя его про грева и приемистость, расход горючего и износ цилиндро-поршне вой группы. В связи с этим большое значение*имеют такие показа тели, как фракционный состав, давление насыщенных паров и теп лота испарения.
С улучшением испаряемости бензина облегчается запуск дви гателя (см. табл. 15). Затруднения при запуске холодного двига теля обусловлены недостаточной скоростью испарения, что вызы вает обеднение горючей смеси. Легкость пуска сильно зависит от температуры перегонки 10% и в меньшей степени от температуры перегонки 50% бензина.
Учитывая неполное испарение бензина при пуске холодного двигателя, уменьшают количество подаваемого воздуха. При при крытой воздушной заслонке общий коэффициент избытка возду ха аоВщ=0,1—0,2, что обеспечивает коэффициент избытка воздуха в паровой фазе в пределах 0,8—1,1.
Для автомобильных |
двигателей при яобщ =0,05—0,1 темпера |
тура запуска двигателя |
taan — 0,5 tw</„ — 50,5. |
Увеличение числа оборотов вала двигателя позволяет осущест влять запуск при более низкой температуре или при данной темпе ратуре воздуха и двигателя пустить его на бензине с более высо ким значением температуры перегонки 10% горючего. Однако при этом растет продолжительность запуска и увеличивается расход
бензина. |
[ |
Прогрев двигателя до. достижения плавной устойчивой работы, |
|
надежность и эффективность работы, особенно при низкой темпе ратуре окружающего воздуха, в значительной степени определяют ся испаряемостью бензина. Чем быстрее прогревается двигатель, тем меньше непроизводительный расход топлива, износ двигателя и разжижение масла. Прогрев двигателя сильно зависит от темпе ратуры перегонки 50% и в меньшей степени от температуры пере гонки 10 и 90% бензина. Влияние испаряемости бензина на время прогрева двигателя и расход горючего на прогревание в большей мере сказывается в зимнее время. С понижением температуры пе регонки 50% топлива улучшается и приемистость двигателя.
Неравномерное распределение рабочей смеси по цилиндрам и неполное испарение ухудшают плавность работы двигателя, его мощностные и экономические показатели, увеличивают износы (рис. 42). Неравномерное распределение по цилиндрам компонен тов бензина и изменение состава горючей смеси по цилиндрам вы зываются наличием топливной пленки на стенках впускной трубы
167
и |
гетерогенностью поступающей в |
цилиндры |
горючей |
смеси, |
С |
утяжелением фракционного состава и обогащением сме |
|||
си |
большое количество неиспарившегося горючего попадает |
|||
в |
цилиндры двигателя, смывает |
масло со |
стенок и |
умень- |
шает вязкость масла в картере.
Разжижение масла в картере автомобильных двигателей, особенно при запуске, наблюдается и для бензина, имеющего достаточно высокую ис паряемость. Но в этом случае благодаря быст рому прогреву двигателя бензин из масла в корот кий срок испаряется. При работе двигателя на топ ливе тяжелого фракцион ного состава мощность снижается (см. рис. 42). Для получения той же мощности на топливе худ шей испаряемости необ ходимо обогащать смесь и этим увеличивать рас ход горючего.
О степени неравномерности распределения топлива и топливовоздушной смеси по цилиндрам можно судить по температуре пе регонки 90% и конца кипения бензина. Эти же температуры харак теризуют также количество жидкой пленки во впускном трубопро воде.
На прогрев и работу двигателя большое влияние оказывает теп лота испарения бензина. Если нет подвода тепла к впускным тру бопроводам, то при образовании горючей смеси наблюдается по нижение ее температуры. При полном испарении бензина пониже ние может достигать 15—20° С, при пуске холодного двигателя в ре зультате неполного испарения температура смеси снижается мень ше. Каждый тип двигателя рассчитывается с учетом теплоты испа рения бензина 68—75 ккал/кг, и если применять горючее с более высокой или более низкой теплотой испарения, то баланс тепла з системе смесеобразования изменяется. Это вызывает соответствую щие нарушения в работе двигателя. Топливо с высокой теплотой испарения вызовет уменьшение температуры испарения и равно мерность распределения горючей смеси, а применение топлива с небольшой теплотой испарения приведет к снижению коэффициен та наполнения.
Степень влияния испаряемости бензина на работу двигателя в значительной мере зависит от конструктивных особенностей дви
168
гателя, режима его работы и температуры окружающего воздуха. При длительном пробеге автомобилей, особенно в зимнее время, при работе двигателя на часто меняющихся режимах влияние фрак ционного состава бензина сказывается особенно сильно.
Большие расходы бензина утяжеленного фракционного состава по сравнению с горючим оптимальной испаряемости наблюдаются при работе автомобиля в условиях бездорожья, когда приходится
часто включать промежуточные передачи. |
|
|
|||||||||
Для |
ускорения |
запуска |
|
|
|
|
|||||
двигателя, |
его |
прогрева, |
|
|
|
|
|||||
для |
улучшения |
приемисто |
|
|
|
|
|||||
сти и равномерности рас |
|
|
|
|
|||||||
пределения топлива и топ |
|
|
|
|
|||||||
ливо-воздушной смеси по |
|
|
|
|
|||||||
цилиндрам,для |
уменьшения |
|
|
|
|
||||||
разжижения масла, получе |
|
|
|
|
|||||||
ния |
максимальной |
мощно |
|
|
|
|
|||||
сти и экономичности, а так |
|
|
|
|
|||||||
же |
для |
снижения |
износа |
|
|
|
|
||||
желательно |
иметь |
топливо |
|
|
|
|
|||||
легкого |
фракционного |
со |
|
|
|
|
|||||
става. Однако |
чрезмерное |
|
|
|
|
||||||
облегчение |
топлива вызы |
|
|
|
|
||||||
вает |
большие |
потери |
при |
|
|
|
|
||||
хранении и |
транспортиров |
|
|
|
|
||||||
ке, |
образование |
паровых |
|
|
|
|
|||||
пробок и обледенение кар |
|
|
|
|
|||||||
бюратора. |
Понижение тем |
|
|
|
|
||||||
ператур перегонки 90 % |
бен |
|
|
|
|
||||||
зина и конца кипения ниже |
|
|
|
|
|||||||
некоторых их оптимальных |
|
|
|
|
|||||||
значений, |
обеспечивающих |
|
|
|
|
||||||
достаточно |
полное |
испаре |
|
|
|
|
|||||
ние бензина к моменту по |
|
|
|
|
|||||||
ступления в цилиндры, не |
Потери горючего припродубке |
||||||||||
значительно |
улучшает |
ос |
iO-кратным |
объемом боздуха |
|
||||||
новные |
показатели |
работы |
|
|
|
|
|||||
двигателя. |
Исходя |
из этого, |
Рис. 43. |
Потери |
горючего от |
испа |
|||||
для |
современных |
отечест |
рения |
при хранении в различных |
|||||||
венных |
автомобильных |
бен |
|
условиях: |
|
||||||
а - в наземных горизонтальных; б—вертикаль |
|||||||||||
зинов устанавливаются |
сле |
||||||||||
ных; в—полуподземных; а—подземных резер |
|||||||||||
дующие |
значения |
темпера |
вуарах; |
I —южная |
зона; 2 —средняя |
зона; |
|||||
тур |
перегонки |
10, |
50, |
90% |
|
3—северная зона. |
|
||||
|
|
|
|
||||||||
и конца |
кипения |
бензинов В |
С : |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
Ю% |
50% |
оо% |
Конец кипения |
||
|
Для летнего вида |
. . |
70 |
115 |
180 |
195 |
|
||||
|
Для зимнего вида . . |
55 |
110 |
160 |
185 |
|
169