Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ется небольшими значениями вязкости (v20 =0,6—0,8 сст) и поверх­ ностного натяжения (а2О= 2 0 —23 дин/см), хорошими вязкостно­ температурными характеристиками (v20 : v50= 1,5—2) и низкой тем­ пературой начала кристаллизации (ниже минус 60°С).

Механические примеси и вода удаляются из бензина при отстое и фильтрации значительно легче, чем из других видов топлива. Из­ менения плотности, вязкости и поверхностного натяжения бензинов оказывают влияние на дозировку горючей смеси в карбюраторе и в системах впрыска. Эти характеристики влияют на пропускную способность жиклеров.

В системах, где осуществляется впрыск бензина во впускной трубопровод и непосредственно в цилиндры, вязкость, плотность и поверхностное натяжение определяют качество распылизания. Влияние указанных характеристик бензина на подачу в двигатель особенно заметно при изменении условий эксплуатации машин.

Прокачиваемость при повышенных температурах. Вследствие высокого давления насыщенных паров бензина в этом случае воз­ никает опасность образования паровых пробок в системе подачи топлива и системах его перекачки. Опасность образования паро­ вых пробок особенно возрастает при эксплуатации автомобилей

вгорных условиях и при эксплуатации самолетов. С увеличением высоты полета и понижением атмосферного давления создаются благоприятные условия не только для испарения, но и для выделе­ ния растворенного в горючем воздуха. Бензины способны раство­ рять довольно значительное количество воздуха. При резком на­ боре высоты в топливных баках самолетов возможно бурное вы­ деление воздуха во всей массе бензина. Это может вызвать перебои

вработе подкачивающих насосов.

Влияние испаряемости на образование паровых пробок в систе­ ме топливопитания и запуск автомобильного двигателя показыва­ ют данные таблицы 15.

 

Т а б л и ц а

15

 

С целью устранения воз­

Зависимость между температурой

 

можности

образования

па­

образования паровых пробок, минимальной

ровых

пробок

и

снижения

температурой воздуха при запуске

 

потерь

бензинов

в

период

и количеством

легких фракций в бензине

Температура

Температура

 

 

хранения,

транспортировки

Температура

и

применения

ограничива­

перегонки

образования

запуска

 

ются температура перегонки

10% бензина,

паровых про­

 

°С

бок, °С

двигателя,

°С

10% бензина и давление на­

 

 

 

 

сыщенных

паров.

Давление

48

58

—26

 

насыщенных

паров

при

64

74

- 1 9

 

38° С в

мм ртутного

столба

77

87

- 1 1

 

для отечественных

бензинов

 

летнего вида

должно быть

 

 

 

 

 

 

 

 

не

более

500, для

зимнего

500—700, а

авиабензинов в пределах 240—360. Зарубежные

автомо-

166


Сильные бензины имеют давление насыщенных паров: летние 335— 560, зимние 440—720 мм рт. ст.

ИСПАРЯЕМОСТЬ

Влияние испаряемости на работу двигателя. Испаряемость бен­ зинов определяет процесс образования горючей смеси и з резуль­ тате этого оказывает влияние на запуск двигателя, Бремя его про­ грева и приемистость, расход горючего и износ цилиндро-поршне­ вой группы. В связи с этим большое значение*имеют такие показа­ тели, как фракционный состав, давление насыщенных паров и теп­ лота испарения.

С улучшением испаряемости бензина облегчается запуск дви­ гателя (см. табл. 15). Затруднения при запуске холодного двига­ теля обусловлены недостаточной скоростью испарения, что вызы­ вает обеднение горючей смеси. Легкость пуска сильно зависит от температуры перегонки 10% и в меньшей степени от температуры перегонки 50% бензина.

Учитывая неполное испарение бензина при пуске холодного двигателя, уменьшают количество подаваемого воздуха. При при­ крытой воздушной заслонке общий коэффициент избытка возду­ ха аоВщ=0,1—0,2, что обеспечивает коэффициент избытка воздуха в паровой фазе в пределах 0,8—1,1.

Для автомобильных

двигателей при яобщ =0,05—0,1 темпера­

тура запуска двигателя

taan — 0,5 tw</„ — 50,5.

Увеличение числа оборотов вала двигателя позволяет осущест­ влять запуск при более низкой температуре или при данной темпе­ ратуре воздуха и двигателя пустить его на бензине с более высо­ ким значением температуры перегонки 10% горючего. Однако при этом растет продолжительность запуска и увеличивается расход

бензина.

[

Прогрев двигателя до. достижения плавной устойчивой работы,

 

надежность и эффективность работы, особенно при низкой темпе­ ратуре окружающего воздуха, в значительной степени определяют­ ся испаряемостью бензина. Чем быстрее прогревается двигатель, тем меньше непроизводительный расход топлива, износ двигателя и разжижение масла. Прогрев двигателя сильно зависит от темпе­ ратуры перегонки 50% и в меньшей степени от температуры пере­ гонки 10 и 90% бензина. Влияние испаряемости бензина на время прогрева двигателя и расход горючего на прогревание в большей мере сказывается в зимнее время. С понижением температуры пе­ регонки 50% топлива улучшается и приемистость двигателя.

Неравномерное распределение рабочей смеси по цилиндрам и неполное испарение ухудшают плавность работы двигателя, его мощностные и экономические показатели, увеличивают износы (рис. 42). Неравномерное распределение по цилиндрам компонен­ тов бензина и изменение состава горючей смеси по цилиндрам вы­ зываются наличием топливной пленки на стенках впускной трубы

167


Рис. 42. Влияние испаряемости бен­ зина на мощность двигателя, расход горючего и износ.

и

гетерогенностью поступающей в

цилиндры

горючей

смеси,

С

утяжелением фракционного состава и обогащением сме­

си

большое количество неиспарившегося горючего попадает

в

цилиндры двигателя, смывает

масло со

стенок и

умень-

шает вязкость масла в картере.

Разжижение масла в картере автомобильных двигателей, особенно при запуске, наблюдается и для бензина, имеющего достаточно высокую ис­ паряемость. Но в этом случае благодаря быст­ рому прогреву двигателя бензин из масла в корот­ кий срок испаряется. При работе двигателя на топ­ ливе тяжелого фракцион­ ного состава мощность снижается (см. рис. 42). Для получения той же мощности на топливе худ­ шей испаряемости необ­ ходимо обогащать смесь и этим увеличивать рас­ ход горючего.

О степени неравномерности распределения топлива и топливовоздушной смеси по цилиндрам можно судить по температуре пе­ регонки 90% и конца кипения бензина. Эти же температуры харак­ теризуют также количество жидкой пленки во впускном трубопро­ воде.

На прогрев и работу двигателя большое влияние оказывает теп­ лота испарения бензина. Если нет подвода тепла к впускным тру­ бопроводам, то при образовании горючей смеси наблюдается по­ нижение ее температуры. При полном испарении бензина пониже­ ние может достигать 15—20° С, при пуске холодного двигателя в ре­ зультате неполного испарения температура смеси снижается мень­ ше. Каждый тип двигателя рассчитывается с учетом теплоты испа­ рения бензина 68—75 ккал/кг, и если применять горючее с более высокой или более низкой теплотой испарения, то баланс тепла з системе смесеобразования изменяется. Это вызывает соответствую­ щие нарушения в работе двигателя. Топливо с высокой теплотой испарения вызовет уменьшение температуры испарения и равно­ мерность распределения горючей смеси, а применение топлива с небольшой теплотой испарения приведет к снижению коэффициен­ та наполнения.

Степень влияния испаряемости бензина на работу двигателя в значительной мере зависит от конструктивных особенностей дви­

168


гателя, режима его работы и температуры окружающего воздуха. При длительном пробеге автомобилей, особенно в зимнее время, при работе двигателя на часто меняющихся режимах влияние фрак­ ционного состава бензина сказывается особенно сильно.

Большие расходы бензина утяжеленного фракционного состава по сравнению с горючим оптимальной испаряемости наблюдаются при работе автомобиля в условиях бездорожья, когда приходится

часто включать промежуточные передачи.

 

 

Для

ускорения

запуска

 

 

 

 

двигателя,

его

прогрева,

 

 

 

 

для

улучшения

приемисто­

 

 

 

 

сти и равномерности рас­

 

 

 

 

пределения топлива и топ­

 

 

 

 

ливо-воздушной смеси по

 

 

 

 

цилиндрам,для

уменьшения

 

 

 

 

разжижения масла, получе­

 

 

 

 

ния

максимальной

мощно­

 

 

 

 

сти и экономичности, а так­

 

 

 

 

же

для

снижения

износа

 

 

 

 

желательно

иметь

топливо

 

 

 

 

легкого

фракционного

со­

 

 

 

 

става. Однако

чрезмерное

 

 

 

 

облегчение

топлива вызы­

 

 

 

 

вает

большие

потери

при

 

 

 

 

хранении и

транспортиров­

 

 

 

 

ке,

образование

паровых

 

 

 

 

пробок и обледенение кар­

 

 

 

 

бюратора.

Понижение тем­

 

 

 

 

ператур перегонки 90 %

бен­

 

 

 

 

зина и конца кипения ниже

 

 

 

 

некоторых их оптимальных

 

 

 

 

значений,

обеспечивающих

 

 

 

 

достаточно

полное

испаре­

 

 

 

 

ние бензина к моменту по­

 

 

 

 

ступления в цилиндры, не­

Потери горючего припродубке

значительно

улучшает

ос­

iO-кратным

объемом боздуха

 

новные

показатели

работы

 

 

 

 

двигателя.

Исходя

из этого,

Рис. 43.

Потери

горючего от

испа­

для

современных

отечест­

рения

при хранении в различных

венных

автомобильных

бен­

 

условиях:

 

а - в наземных горизонтальных; б—вертикаль­

зинов устанавливаются

сле­

ных; в—полуподземных; а—подземных резер­

дующие

значения

темпера­

вуарах;

I —южная

зона; 2 —средняя

зона;

тур

перегонки

10,

50,

90%

 

3—северная зона.

 

 

 

 

 

и конца

кипения

бензинов В

С :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ю%

50%

оо%

Конец кипения

 

Для летнего вида

. .

70

115

180

195

 

 

Для зимнего вида . .

55

110

160

185

 

169