Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 0
2Ме + 0 2 + 2Н20 |
- 2Ме(ОН)2; |
Me(OH)2 + 2RCOOH ^ |
Me(R — С 0 0 )2 + 2Н20, |
где Me — металл.
Достоверность такого представления о механизме коррозии ме таллов подтверждается многочисленными исследованиями.
Действие высокомолекулярных органических кислот на железо (сталь и чугун) обычно проявляется только тогда, когда в резуль тате действия воды и кислорода на его поверхности образуется слой гидрозакиси.
В таблице 34 приводятся данные, показывающие влияние воды на коррозионную активность органических кислот.
Т а б л и ц а 34
Влияние влаги на коррозию металлов под действием органических кислот
|
Сталь |
Железо |
Медь |
|
||
Условия |
Кислотное |
Потеря |
Кислотное |
Потеря |
Кислотное |
Потеря |
испытания |
число масла, |
массы, |
число масла, |
массы, |
число масла, |
массы, |
|
мг КОН на |
г |
мг КОН на |
г |
мг КОН на |
г |
|
1 г |
1 г |
1 г |
|||
|
|
|
|
|||
Без воды |
1,01 |
0 ,0 0 0 0 |
1.4 |
0,0004 |
0,607 |
0,0004 |
С водой |
1,01 |
0,0023 |
1.4 |
0,0082 |
0,607 |
0,0007 |
Анализ данных таблицы показывает, что при наличии воды процесс коррозии металлов и сплавов протекает значительно силь нее, чем без воды. Усиление коррозионности органических кислот в присутствии воды обусловливается возрастанием степени их дис социации.
Коррозия металлов высокомолекулярными органическими кис лотами в присутствии воды может происходить только при сравни тельно низких температурах, при которых вода находится в жид ком состоянии.
При высоких температурах коррозия металлов высокомолеку лярными органическими кислотами происходит только в присутст вии перекисей, образующихся при окислении масла.
Процесс коррозии металлов в этом случае протекает по сле
дующему механизму: |
|
Me + R 02 |
MeO + RO; |
MeO + 2R — СООН |
Me(R — COO —) 2 + Н20, |
где Me— металл; R 02 — перекись; RO — кетон.
Из сернистых соединений в маслах могут присутствовать в не больших количествах элементарная сера и активные серусодержащие соединения. Наличие этих веществ в масле зависит от приро ды сырья, из которого оно получено, а также способа и глубины очистки.
270
При сравнительно невысоких температурах сернистые соедине ния, взаимодействуя с металлами, образуют комплексы, которые в виде пленок удерживаются на поверхности металлов. При этом они в какой-то степени защищают металл от дальнейшей коррозии.
При высоких температурах комплексы распадаются с образова нием сульфидов металлов (например, CuS, РЬБг и др.). Сульфиды являются хрупкими веществами и при механическом воздействии легко удаляются с поверхности, открывая доступ коррозионоагрессивным веществам к металлу.
Минеральные кислоты в свежих маслах должны отсутствсвать. Они попадают в масло в результате прорыва в картер двигателя продуктов сгорания сернистых топлив и конденсации влаги. Обра зующиеся сернистая и серная кислоты вызывают коррозию цвет ных и черных металлов.
Коррозионность масла зависит от целого ряда факторов: хими ческого состава, температуры, продолжительности контакта с ме таллами и наличия антикоррозионных присадок.
Химический состав влияет на стабильность масел против окис ления. Масла цикланового и алканового оснований, при окислении которых преимущественно образуются кислые продукты, обладают большей коррозионной активностью. Масла ароматического осно вания, при окислении которых образуются в основном продукты уплотнения, имеют меньшую коррозионность.
Масла из сернистых нефтей при сравнительно невысоких тем пературах (до 140°С), как правило, менее коррозионны по сравне нию с маслами из других нефтей. Природные сернистые соедине ния при этих условиях обладают способностью образовывать на поверхности металлов защитную пленку. Коррозионные свойства смазочных масел различного происхождения характеризуются дан ными таблицы 35.
|
Т а б л и ц а 35 |
|
Коррозионность базовых моторных масел, |
||
полученных из различных нефтей |
|
|
|
| Коррозионность по Пинке- |
|
Масла |
вичу, г/м2 |
|
|
свинце |
на свинцовистой |
|
бронзе |
|
МК-22 (из сураханской отборной |
2,0 |
0,7 |
нефти) |
|
|
МС-14 (из эмбанских нефтей) |
45,2 |
15,0 |
Д-11 (из эмбинских нефтей) |
108,0 |
37,0 |
Индустриальное 50 (из балаханской) |
82,8 |
27,1 |
масляной нефти) |
|
|
Д-11 (смесь МК-22 и индустриаль |
67,3 |
30,0 |
ное 50) |
|
|
АК-10 (из бакинских нефтей) |
83,8 |
20,0 |
АС-6 (из туймазинской девонской |
|
2,0 |
нефти) |
|
|
ДС-11 (из смесей девонских серни |
14,9 |
1,6 |
стых нефтей) |
|
|
МТ-16 (из смесей девонских серни |
8,0 |
1,1 |
стых нефтей) |
|
|
271
|
100 |
/20 |
т |
/60 |
180 200 |
|
|
|
|
|
Температура °с |
|
Продолжительность |
||||
|
|
|
|
|
|
|
испытания, ч |
|
Рис. |
79. |
Зависимость коррозионно |
Рис. 80. |
Зависимость |
кор |
|||
сти |
базовых |
масел |
различного сос |
розионности базовых |
масел |
|||
|
тава |
от температуры: |
различного состава от про |
|||||
7—МТ-16 из сернистых нефтей; |
2—МТ-16 из |
должительности испытаний: |
||||||
эмбенских |
нефтей; 3—ДС-11 |
из сернистых |
1— |
МТ-16 из сернистых нефтей |
||||
нефтей; 4—индустриальное —50 (СУ). |
2— |
МТ-16 из эмбенских нефтей |
||||||
|
|
|
|
|
|
3— |
ДС-11 из сернистых нефтей; |
|
|
|
|
|
|
|
4—индустриальное 50 (СУ). |
При повышении температуры коррозионность всех смазочных масел возрастает. Это обусловливается тем, что при повышенных температурах быстрее протекают реакции окисления углеводоро дов масла и взаимодействие кислых продуктов окисления с ме таллами.
Необходимо отметить, что кинетическая кривая зависимости коррозионности масел от температуры (рис. 79) имеет максимум, который лежит в пределах 160—180° С.
Уменьшение коррозионности масел при дальнейшем повыше нии температуры, по мнению некоторых исследователей, объясня
272
ется следующим. Часть органических кислот улетучивается при этих температурах и одновременно часть кислых веществ претер певает дальнейшие изменения и превращается в нейтральные, ко торые не обладают коррозионной активностью.
Увеличение продолжительности контакта масла с металлами и сплавами при высоких температурах приводит к росту коррози онных потерь (рис. 80). Анализ экспериментальных данных показывает, что при этом возрастает не только абсолютная вели чина коррозии металла, но и скорость коррозионного процесса.
Интересно отметить, что кинетическая кривая изменения кор розионности масел в зависимости от продолжительности испыта ния имеет примерно тот же вид, что и кривая течения процесса окисления масел во времени.
О коррозионности масел судят по кислотному числу, содержа нию водорастворимых кислот, щелочей и воды, а также по потен циальной коррозионности. Наиболее достоверно коррозионность определяется на специальном приборе и характеризуется измене нием массы свинцовой пластинки, контактирующей с маслом и воз духом при 140° С в течение 10 часов.
Одним из наиболее эффективных методов борьбы с коррозией деталей двигателей внутреннего сгорания, получивших широкое применение, является использование присадок.
Б качестве антикоррозионных присадок применяют органиче ские сульфиды и дисульфиды, тиоэфиры, эфиры фосфорной и тиофосфорной кислот, осерненные продукты (масла, жиры) и дру гие вещества.
Антикоррозионные присадки к маслам обычно применяют в ви де компонентов многофункциональных присадок или индивиду альных веществ, имеющих отдельные функциональные группы.
Механизм защитного действия антикоррозионных присадок из ложен выше. Типы и марки многофункциональных присадок рас смотрены в главе 17.
18 З&каз ■№ 194.
Г л а в а 17. М О ТО РН Ы Е М АСЛА
УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ
Назначение и классификация масел. Высокая боевая готовность, машин, механизмов, вооружения и другой военной техники, надеж ность ее эксплуатации, а также срок службы в большой степени зависят от качества применяемых смазочных масел.
В настоящее время узлы трения двигателей и других машин и механизмов в основном смазываются минеральными маслами. Масла животного происхождения и растительные применяются редко и то в основном для получения некоторых смазок или в ка честве добавки к минеральным маслам.
Для узлов трения, работающих в особо жестких условиях, т. е. при высоких (200° С и выше) и низких (ниже минус 50° С) темпе ратурах, больших нагрузках и высоких скоростях относительного перемещения трущихся деталей, а также при контакте с агрессив ной средой лучший эффект дают синтетические масла.
К моторным относят самую большую группу смазочных масел, применяемых при эксплуатации двигателей внутреннего сгорания различных типов и назначения.
Современные двигатели внутреннего сгорания имеют комбини рованную систему смазки (рис. 81), когда часть узлов трения (та кие, как подшипники коленчатого вала и распределительного ме ханизма) смазываются под давлением, а остальные узлы (пор шень, цилиндр, шестерни, поршневой палец, клапанный меха низм)— разбрызгиванием масла.
Для удовлетворения потребности в моторных маслах выраба тываются несколько их сортов и марок, которые учитывают осо бенности условий работы отдельных типов двигателей. В силу раз личия условий работы последних сложилось деление моторных ма сел на автотракторные, дизельные и авиационные.
По новой классификации все моторные масла обозначаются буквой «М», затем указывается величина вязкости масла при 100° С в сст, а в конце — группа, к которой принадлежит масло. Величи на вязкости всех моторных масел укладывается в пределы 6—20 сст. Масла разбиты на 6 групп: А, Б, В, Г, Д, Е. Группы Б, В и Г раз биты на подгруппы Bi и Б2 , Bi и В2, Fi и Гг. Основа различных групп масел одинаковой вязкости мало отличается по своим свой ствам. Масла отдельных групп и подгрупп по качеству различа ются. Это достигается введением присадок или их композиций. Например, масло МЮБ1 расшифровывается следующим образом: М — моторное; 10 — величина вязкости при 100° С, сст; Bi — масло подгруппы «Б,».
Качество масел повышается при переходе от группы А к груп пам Б, В, Г и т. д. Масла каждой группы (подгруппы) предназ начены для определенного типа двигателей:
274