Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2Ме + 0 2 + 2Н20

- 2Ме(ОН)2;

Me(OH)2 + 2RCOOH ^

Me(R — С 0 0 )2 + 2Н20,

где Me — металл.

Достоверность такого представления о механизме коррозии ме­ таллов подтверждается многочисленными исследованиями.

Действие высокомолекулярных органических кислот на железо (сталь и чугун) обычно проявляется только тогда, когда в резуль­ тате действия воды и кислорода на его поверхности образуется слой гидрозакиси.

В таблице 34 приводятся данные, показывающие влияние воды на коррозионную активность органических кислот.

Т а б л и ц а 34

Влияние влаги на коррозию металлов под действием органических кислот

 

Сталь

Железо

Медь

 

Условия

Кислотное

Потеря

Кислотное

Потеря

Кислотное

Потеря

испытания

число масла,

массы,

число масла,

массы,

число масла,

массы,

 

мг КОН на

г

мг КОН на

г

мг КОН на

г

 

1 г

1 г

1 г

 

 

 

 

Без воды

1,01

0 ,0 0 0 0

1.4

0,0004

0,607

0,0004

С водой

1,01

0,0023

1.4

0,0082

0,607

0,0007

Анализ данных таблицы показывает, что при наличии воды процесс коррозии металлов и сплавов протекает значительно силь­ нее, чем без воды. Усиление коррозионности органических кислот в присутствии воды обусловливается возрастанием степени их дис­ социации.

Коррозия металлов высокомолекулярными органическими кис­ лотами в присутствии воды может происходить только при сравни­ тельно низких температурах, при которых вода находится в жид­ ком состоянии.

При высоких температурах коррозия металлов высокомолеку­ лярными органическими кислотами происходит только в присутст­ вии перекисей, образующихся при окислении масла.

Процесс коррозии металлов в этом случае протекает по сле­

дующему механизму:

 

Me + R 02

MeO + RO;

MeO + 2R — СООН

Me(R — COO —) 2 + Н20,

где Me— металл; R 02 — перекись; RO — кетон.

Из сернистых соединений в маслах могут присутствовать в не­ больших количествах элементарная сера и активные серусодержащие соединения. Наличие этих веществ в масле зависит от приро­ ды сырья, из которого оно получено, а также способа и глубины очистки.

270


При сравнительно невысоких температурах сернистые соедине­ ния, взаимодействуя с металлами, образуют комплексы, которые в виде пленок удерживаются на поверхности металлов. При этом они в какой-то степени защищают металл от дальнейшей коррозии.

При высоких температурах комплексы распадаются с образова­ нием сульфидов металлов (например, CuS, РЬБг и др.). Сульфиды являются хрупкими веществами и при механическом воздействии легко удаляются с поверхности, открывая доступ коррозионоагрессивным веществам к металлу.

Минеральные кислоты в свежих маслах должны отсутствсвать. Они попадают в масло в результате прорыва в картер двигателя продуктов сгорания сернистых топлив и конденсации влаги. Обра­ зующиеся сернистая и серная кислоты вызывают коррозию цвет­ ных и черных металлов.

Коррозионность масла зависит от целого ряда факторов: хими­ ческого состава, температуры, продолжительности контакта с ме­ таллами и наличия антикоррозионных присадок.

Химический состав влияет на стабильность масел против окис­ ления. Масла цикланового и алканового оснований, при окислении которых преимущественно образуются кислые продукты, обладают большей коррозионной активностью. Масла ароматического осно­ вания, при окислении которых образуются в основном продукты уплотнения, имеют меньшую коррозионность.

Масла из сернистых нефтей при сравнительно невысоких тем­ пературах (до 140°С), как правило, менее коррозионны по сравне­ нию с маслами из других нефтей. Природные сернистые соедине­ ния при этих условиях обладают способностью образовывать на поверхности металлов защитную пленку. Коррозионные свойства смазочных масел различного происхождения характеризуются дан­ ными таблицы 35.

 

Т а б л и ц а 35

Коррозионность базовых моторных масел,

полученных из различных нефтей

 

 

| Коррозионность по Пинке-

Масла

вичу, г/м2

 

свинце

на свинцовистой

 

бронзе

МК-22 (из сураханской отборной

2,0

0,7

нефти)

 

 

МС-14 (из эмбанских нефтей)

45,2

15,0

Д-11 (из эмбинских нефтей)

108,0

37,0

Индустриальное 50 (из балаханской)

82,8

27,1

масляной нефти)

 

 

Д-11 (смесь МК-22 и индустриаль­

67,3

30,0

ное 50)

 

 

АК-10 (из бакинских нефтей)

83,8

20,0

АС-6 (из туймазинской девонской

 

2,0

нефти)

 

 

ДС-11 (из смесей девонских серни­

14,9

1,6

стых нефтей)

 

 

МТ-16 (из смесей девонских серни­

8,0

1,1

стых нефтей)

 

 

271


 

100

/20

т

/60

180 200

 

 

 

 

 

Температура °с

 

Продолжительность

 

 

 

 

 

 

 

испытания, ч

Рис.

79.

Зависимость коррозионно­

Рис. 80.

Зависимость

кор­

сти

базовых

масел

различного сос­

розионности базовых

масел

 

тава

от температуры:

различного состава от про­

7—МТ-16 из сернистых нефтей;

2—МТ-16 из

должительности испытаний:

эмбенских

нефтей; 3—ДС-11

из сернистых

1—

МТ-16 из сернистых нефтей

нефтей; 4—индустриальное —50 (СУ).

2—

МТ-16 из эмбенских нефтей

 

 

 

 

 

 

3—

ДС-11 из сернистых нефтей;

 

 

 

 

 

 

4—индустриальное 50 (СУ).

При повышении температуры коррозионность всех смазочных масел возрастает. Это обусловливается тем, что при повышенных температурах быстрее протекают реакции окисления углеводоро­ дов масла и взаимодействие кислых продуктов окисления с ме­ таллами.

Необходимо отметить, что кинетическая кривая зависимости коррозионности масел от температуры (рис. 79) имеет максимум, который лежит в пределах 160—180° С.

Уменьшение коррозионности масел при дальнейшем повыше­ нии температуры, по мнению некоторых исследователей, объясня­

272


ется следующим. Часть органических кислот улетучивается при этих температурах и одновременно часть кислых веществ претер­ певает дальнейшие изменения и превращается в нейтральные, ко­ торые не обладают коррозионной активностью.

Увеличение продолжительности контакта масла с металлами и сплавами при высоких температурах приводит к росту коррози­ онных потерь (рис. 80). Анализ экспериментальных данных показывает, что при этом возрастает не только абсолютная вели­ чина коррозии металла, но и скорость коррозионного процесса.

Интересно отметить, что кинетическая кривая изменения кор­ розионности масел в зависимости от продолжительности испыта­ ния имеет примерно тот же вид, что и кривая течения процесса окисления масел во времени.

О коррозионности масел судят по кислотному числу, содержа­ нию водорастворимых кислот, щелочей и воды, а также по потен­ циальной коррозионности. Наиболее достоверно коррозионность определяется на специальном приборе и характеризуется измене­ нием массы свинцовой пластинки, контактирующей с маслом и воз­ духом при 140° С в течение 10 часов.

Одним из наиболее эффективных методов борьбы с коррозией деталей двигателей внутреннего сгорания, получивших широкое применение, является использование присадок.

Б качестве антикоррозионных присадок применяют органиче­ ские сульфиды и дисульфиды, тиоэфиры, эфиры фосфорной и тиофосфорной кислот, осерненные продукты (масла, жиры) и дру­ гие вещества.

Антикоррозионные присадки к маслам обычно применяют в ви­ де компонентов многофункциональных присадок или индивиду­ альных веществ, имеющих отдельные функциональные группы.

Механизм защитного действия антикоррозионных присадок из­ ложен выше. Типы и марки многофункциональных присадок рас­ смотрены в главе 17.

18 З&каз ■№ 194.

Г л а в а 17. М О ТО РН Ы Е М АСЛА

УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ

Назначение и классификация масел. Высокая боевая готовность, машин, механизмов, вооружения и другой военной техники, надеж­ ность ее эксплуатации, а также срок службы в большой степени зависят от качества применяемых смазочных масел.

В настоящее время узлы трения двигателей и других машин и механизмов в основном смазываются минеральными маслами. Масла животного происхождения и растительные применяются редко и то в основном для получения некоторых смазок или в ка­ честве добавки к минеральным маслам.

Для узлов трения, работающих в особо жестких условиях, т. е. при высоких (200° С и выше) и низких (ниже минус 50° С) темпе­ ратурах, больших нагрузках и высоких скоростях относительного перемещения трущихся деталей, а также при контакте с агрессив­ ной средой лучший эффект дают синтетические масла.

К моторным относят самую большую группу смазочных масел, применяемых при эксплуатации двигателей внутреннего сгорания различных типов и назначения.

Современные двигатели внутреннего сгорания имеют комбини­ рованную систему смазки (рис. 81), когда часть узлов трения (та­ кие, как подшипники коленчатого вала и распределительного ме­ ханизма) смазываются под давлением, а остальные узлы (пор­ шень, цилиндр, шестерни, поршневой палец, клапанный меха­ низм)— разбрызгиванием масла.

Для удовлетворения потребности в моторных маслах выраба­ тываются несколько их сортов и марок, которые учитывают осо­ бенности условий работы отдельных типов двигателей. В силу раз­ личия условий работы последних сложилось деление моторных ма­ сел на автотракторные, дизельные и авиационные.

По новой классификации все моторные масла обозначаются буквой «М», затем указывается величина вязкости масла при 100° С в сст, а в конце — группа, к которой принадлежит масло. Величи­ на вязкости всех моторных масел укладывается в пределы 6—20 сст. Масла разбиты на 6 групп: А, Б, В, Г, Д, Е. Группы Б, В и Г раз­ биты на подгруппы Bi и Б2 , Bi и В2, Fi и Гг. Основа различных групп масел одинаковой вязкости мало отличается по своим свой­ ствам. Масла отдельных групп и подгрупп по качеству различа­ ются. Это достигается введением присадок или их композиций. Например, масло МЮБ1 расшифровывается следующим образом: М — моторное; 10 — величина вязкости при 100° С, сст; Bi — масло подгруппы «Б,».

Качество масел повышается при переходе от группы А к груп­ пам Б, В, Г и т. д. Масла каждой группы (подгруппы) предназ­ начены для определенного типа двигателей:

274