Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 0
А — для автотракторных карбюраторных двигателей старых моделей;
— Bi — для малофорсированных карбюраторных двигателей;
—Б2 — для малофорсированных быстроходных дизелей;
—Bj — для форсированных карбюраторных двигателей;
—В2 — для форсированных быстроходных дизелей;
Рис. 81. Схема системы смазки карбюраторного двигателя:
1—маслоприемник; 2—масляный насос; 3 —фильтр грубой очистки; 4 —масляный радиатор; .5 —масляный манометр; 6—фильтр тонкой очистки; 7—горловина для залива масла; 8—трубка вентиляции партера; 9- стержень для замера уров ня масла.
—П — для высокофорсированных карбюраторных двигателей;
—Г2 — для высокофорсированных быстроходных дизелей;
— Д — для высокофорсированных дизелей, работающих в осо бо тяжелых условиях при небольшом расходе масла;
— Е — для судовых дизелей с лубрикаторной смазкой, рабо тающих на топливах с повышенным содержанием серы.
При маркировке моторных масел используется старая и новая классификация.
18* |
275 |
Условия применения масел. Условия применения оказывают ре шающее влияние на требования к смазочным маслам и изменение их свойств в процессе работы машин.
Наибольшее значение из факторов, определяющих условия при менения масел, имеют: рабочая температура деталей, нагрузки на. трущиеся поверхности, относительная скорость их перемещения, материал трущихся деталей.
Важное значение имеют также конструкция системы смазки, интенсивность циркуляции масла в системе смазки, климатические условия и характер окружающей среды (влажность, запылен ность, загазованность и т. д.).
Наиболее жесткие условия работы смазочных масел создаются в двигателях внутреннего сгорания.
Рабочая температура деталей двигателя является самым важ ным из условий применения масла. Форсирование двигателей внут реннего сгорания приводит к повышению температурного режима и, как следствие, к ожесточению условий работы масел.
Температура деталей цилиндро-поршневой группы достигает 250—-400° С. При этих температурах углеводороды и другие веще ства, содержащиеся в масле, претерпевают глубокие химические изменения. В масле быстро накапливаются продукты окисления, а на деталях двигателя образуются углеродистые отложения. Тем
пература в |
подшипниках лежит в пределах 80—150° С. |
По мере |
совершенствования двигателей внутреннего сгорания |
удельные давления на трущиеся поверхности возрастают. Так, удельные давления на вкладыш коренного подшипника коленчато го вала автомобильных карбюраторных двигателей составляют 60—ПО кг/см2, а в автомобильных дизелях достигают 140 кг/см2 и выше. Еще более высокие удельные нагрузки (до 200—250 кг/см2) создаются в подшипниках мощных форсированных дизелей.
От величины удельного давления зависят толщина смазочного слоя между трущимися поверхностями при жидкостной смазке, а также возможность возникновения задира и заедания металличеческих деталей при граничном трении.
Машины новых конструкций имеют высокие скорости переме щения трущихся деталей. Скорость относительного перемещения трущихся деталей для двигателей характеризуется числом оборо тов. Число оборотов в минуту современных автомобильных двига телей лежит в пределах 3200—4800, а мощных форсированных ди зелей — в пределах 2000—2500.
Увеличение числа оборотов способствует созданию жидкостно го режима трения. Однако при возрастании числа оборотов валов двигателей и других машин даже в условиях жидкостного трения увеличиваются потери на трение и повышается температура масла.
В процессе пребывания в системе смазки двигателя масло кон тактирует с самыми различными металлами и сплавами: железом, медью, свинцом, алюминием и др. Некоторые из этих металлов, например медь, свинец и другие, а также их окислы и мыла, уско
.276
ряют процесс окисленяи масла. Другие же, например свинец, свин цовистая бронза, подвергаются коррозии.
От конструкции системы смазки зависят количество масла и циркуляция его в системе, отвод тепла, степень окисления масла и его очистка.
Внешняя среда является источником пыли, влаги, коррозион ных паров и газов, попадающих в масло. Температура окружаю щего воздуха оказывает влияние на температуру масла в системе смазки. Пониженное давление воздуха на больших высотах спо собствует увеличению испарения масла и вследствие этого повы шению его вязкости и температуры застывания.
Требования к качеству смазочных масел определяются условия ми их применения, хранения и транспортирования.
Смазочные масла, применяемые в различных двигателях, дол жны обеспечивать легкий пуск, надежную и безотказную работу при любых условиях эксплуатации, не создавать других затруд нений в процессе эксплуатации техники, а также при транспорти ровке и хранении масел.
Исходя из этого, моторные масла должны удовлетворять сле дующим основным требованиям:
—иметь соответствующий условиям работы двигателя (агре гата) уровень вязкости и хорошие вязкостно-температурные свой ства;
—обладать хорошими противоизносными свойствами;
—иметь сравнительно низкую температуру застывания;
—обладать высокой химической стабильностью;
—не вызывать коррозии смазываемых деталей и защищать их от внешних коррозионных агентов;
—иметь небольшую испаряемость в эксплуатационных усло
виях;
—не содержать механических примесей и воды.
Автотракторные масла. Для автомобильных двигателей харак терна эксплуатация на режимах с частыми пусками при температуре окружающего воздуха. При этих режимах температура деталей и масла сильно не повышается. Создаются условия для конденса ции паров воды и продуктов неполного сгорания топлива. В резуль тате возрастает коррозионность масла и скорость образования низ котемпературных осадков.
Однако следует иметь в виду, что современные карбюраторные двигатели многих армейских машин работают при высоких нагруз ках и напряженном тепловом режиме.
Автотракторные масла применяют для карбюраторных двигате лей на автомобилях, тракторах, дорожно-эксплуатационных и дру гих машинах.
Масла, предназначенные для автотракторных карбюраторных двигателей, по старой классификации имеют маркировку: А — авто мобильное, автотракторное; С— селективной очистки; К — кислотно контактной очистки; 3 — загущенное; п — содержит многофункцио
277
нальную присадку; 6, 10, 15 — величина вязкости при 100еС, сст. Автотракторные масла вырабатывают двух групп: из малосер нистых нефтей марок АСп-6 (М6Б), АКЗп-6 (М6Б), АСп-10 (М10Б), АКп-10 (М10Б), АКЗп-10 (М10Б) и АК-15. К маслам до бавляют многофункциональные присадки АзНИИ-8у — 5% или СБ-3 или СК-3 по 10%, улучшающие моющие и антикоррозионные свойства масел. Из сернистых нефтей вырабатывают автомобиль ные масла селективной фенольной очистки марок АС-6 (М6Б), АС-8 (М8Б), АС-10 (М10Б). К маслу АС-6 добавляют 3,5% при садки ВНИИ НП-360 и 1% АзНИИ-ЦИАТИМ-1; к АС-10 — 3,5% ВНИИ НП-360. К маслу АС-8 присадки могут добавляться в трех вариантах: 3,5% ВНИИ НП-360 и 1% АзНИИ-ЦИАТИМ-1; 3,5%
ДФ-1; 3,5% СБ-3; 2% ДФ-11 и 1% АзНИИ-ЦИАТИМ-1.
Кроме того, вырабатывается масло АСЗп-10, к которому добав ляют присадки СБ-3 — 3% и ДФ-11— 2%.
Применение автотракторных масел определяется типом двига теля и климатическими условиями.
Масла АСп-6 и АС-6 используют для большинства автомобиль ных карбюраторных двигателей в зимний период эксплуатации, а масло АКЗп-6 — в районах с особо низкими температурами воз духа зимой. 4
Масла АСп-10, АС-10, АКп-10 применяют для тех же двигате лей в летний период эксплуатации, а масло АКЗп-10 — в качестве всесезонного во всех районах страны, за исключением северных.
Масла АС-8 и АСЗп-10 используются в течение круглого года для V-образных двигателей новых автомобилей и других машин.
Дизельные масла. Для большей части дизельных двигателей ха рактерны повышенные нагрузки на узлы трения, высокие рабочие температуры деталей и возможность работы на топливе с высоким содержанием серы. В особо жестких условиях работают мощные форсированные дизели. Дизельные масла применяют для смазки быстроходных двигателей с воспламенением от сжатия. Масла от личаются высоким качеством, которое достигается введением эф фективных присадок и их композиций. Дизельные масла имеют высокую антиокислительную стабильность, хорошие моющие и ан тикоррозионные свойства.
Масла, применяемые для дизелей, маркируются следующим образом: Д — масло дизельное; МТ — масло танковое; С — селек
тивной |
очистки; |
п — содержит |
многофункциональную присадку; |
|
8. 11, |
14, |
16 — величина вязкости масла при 100° С в сст. |
||
Масла |
Дп-8, |
Дп-11, Дп-14 |
получают из высококачественных |
масляных малосернистых нефтей путем кислотно-контактной или селективной очистки. К маслам добавляют 3% присадки ЦИАТИМ-339 или АзНИИ-7.
Основу масел ДС-8 (М8Б), ДС-8 (М8В) и ДС-11 (М10Б), М12В, М8Г и других, вырабатываемых из восточных сернистых нефтей путем селективной очистки, получают смешением ди стиллятных и остаточных компонентов. К основе добавляют в раз
278
личных композициях и количествах присадки ЦИАТИ'Ч-339, БНИИ НП-360, МНИ ИП-22к, АзНИИ-ЦИАТИМ-1, АФБ и др.
МТ-16п является остаточным маслом селективной очистки. Оно получается как из малосернистых, так и из сернистых нефтей. К нему добавляют те же присадки, что и к другим дизельным маслам.
МТ-14п является загущенным маслом и получается путем за гущения узкой соляро-веретенной фракции полиизобутиленом.
Вмасло вводится присадка АзНИИ-ЦИАТИМ-1.
Дизельные масла с вязкостью 8 сст при 100° С применяют для
быстроходных автотракторных дизелей в зимний период эксплуа тации. Масла со средней величиной вязкости 11 сст используют для тех же двигателей в летний период эксплуатации. Дп-14 при меняют для некоторых судовых и тепловозных дизелей как все союзное и для тракторных — летом.
МТ-16п применяют как всесоюзное для мощных форсированных быстроходных V-образных дизелей типа В-2, В-12 и других. МТ-14п используют для тех же двигателей в зимний период экс плуатации в районах с очень низкими температурами воздуха.
Для быстроходных корабельных и судовых дизелей применяют масла М14Б, М20Б, М14Г, М20Г и другие, для авиационных порш невых двигателей — высоковязкие остаточные масла МК-22 и МС-20, вырабатываемые из малосернистых нефтей и МС-20С —■ из сернистых нефтей.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА МАСЕЛ
Антифрикционные и противоизносные свойства. Антифрикцион ные свойства определяют потери мощности на преодоление трения в узлах и, в частности, в подшипниках коленчатого вала. Зависи мость крутящего момента от вязкости масла при прокручивании коленчатого вала двигателя выражается формулой
М„.р к ,
где к — коэффициент, учитывающий размеры подшипника.
Из этого выражения следует: чем меньше вязкость, тем легче пуск двигателя в работу, что особенно важно при низких темпера турах. Поэтому в зимний период применяют масла с меньшей вяз костью. Вязкость зимних масел для автотракторных и дизельных двигателей обычно на 3—4 сантистокса меньше вязкости летних сортов при 100° С, а при отрицательных температурах эта разница будет значительно больше (например, для АС-6 и АС-10 при 0°С она составит около 1000 сст).
Вязкостно-температурные свойства моторных масел обычно улучшают удалением из них низкоиндексных углеводородов, ис пользованием вязкостных присадок для получения масла или для авиационных масел разжижением бензином перед пуском дви гателя.
279