Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 0
Наиболее эффективны присадки, содержащие вместе серу и
фосфор или серу и хлор. |
К первым относятся диалкилдитиофосфа- |
||||||||
ты металлов, |
например |
присадка ДФ-11 |
(диалкилдитиофосфат |
||||||
цинка |
R—О, |
S |
|
|
S |
О — R |
|
|
|
!| |
|
|
|| |
|
|
||||
|
|
/ Р — S — Zn — S — F \ |
) , |
и присадка ЭФО |
|||||
(эфир |
R -CK |
|
|
|
|
\ 0 — R |
|
относятся присадки |
|
фосфорный осерненный). |
Ко вторым |
||||||||
ЭЗ-5, |
представляющие |
смесь осерненных терпенов и гексахлор- |
|||||||
этана, |
и |
хлорэф-40 |
(бутиловый |
эфир трихлорметилфосфиновой |
|||||
кислоты С13С |
|
/ 0 |
- С 4Н9 |
|
|
|
|||
Р\ |
- |
С4Н9 |
|
|
|
||||
|
|
|
II |
Х 0 |
|
|
|
||
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
В последнее время получили применение присадки, содержащие |
|||||||||
одновременно |
серу, фосфсор и хлор. К ним относится, например, |
||||||||
присадка |
ЛЗ-309, имеющая химическую |
формулу |
|||||||
С Н з - С Н - 0 |
\ |
f. |
|
|
|
|
|
||
|
I |
|
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
j > P — S — СН2 — СН = С С 1 - С Н 3 |
сн, —сн —о
сн3
Полирующие противоизносные присадки добавляют к транс миссионным и некоторым моторным маслам. Присадки этого типа взаимодействуют с металлической поверхностью более активно, чем расклинивающие. Вещества, входящие в состав указанных присадок, химически взаимодействуют с металлами и сплавами. Взаимодействие ускоряется под влиянием высоких местных тем ператур, возникающих в точках контакта поверхностей.
В результате этого взаимодействия химический состав, а следо вательно, и свойства металла на поверхности изменяются. Про дукты взаимодействия имеют более низкую температуру плавле ния, чем металл. Под действием высоких давлений и температур, в точках действительного контакта они плавятся и текут. Неров ности поверхностей сглаживаются; площадь действительного кон такта увеличивается, а удельное давление уменьшается.
Оценка противоизносных свойств смазочных масел в основном производится с помощью машин трения. На многих машинах сущ ность методики оценки заключается в установлении максимальной нагрузки, при которой наблюдается чрезмерный износ или заеда ние деталей. Чаще всего испольуюгся шариковые и роликовые ма шины.
В некоторых машинах определяют коэффициент трения в усло виях граничного трения. Результаты испытаний наносятся на тра фик в виде кривых (рис. 78).
264
Осебая нагрузка
Рис. 78. Кривая износа шариков на четырех шариковой машине трения:
А — В—участок равномерного изн оса; В —С—возникнове ние зади ра, связанного с разры вом масляной пленки; С—Д —сваривание ш аров.
ЗАЩИТНЫЕ СВОЙСТВА
Значение защиты металлических изделий от коррозии. Защита деталей машин и различного оборудования от коррозии является важнейшей народнохозяйственной задачей. Особенно важное зна чение эта проблема имеет для эксплуатации и сбережения военной техники, в том числе и технических средств службы снабжения горючим.
Металлические детали двигателей внутреннего сгорания газо вых и паровых турбин, а также различных агрегатов, механизмов
и оборудования подвергаются коррозионному воздействию окру жающей среды.
Источниками коррозии являются кислород и влага, содержа щиеся в воздухе, а также коррозионно-активные вещества, обра зующиеся в процессе превращений топлив и масел.
Атмосферной коррозии подвержены в основном наружные по верхности машин и оборудования. Продукты, образующиеся при сгорании топлив и окислении масел, в основном, вызывают корро зию внутренних поверхностей деталей двигателей внутреннего сго рания и других машин, агрегатов и оборудования.
Вследствие коррозии разрушаются нерабочие поверхности, а также трущиеся поверхности машин и оборудования. Коррозион ное разрушение деталей двигателей и других машин и агрегатов
265
при длительном хранении иногда превосходит их износ при обыч ной эксплуатации.
Для защиты машин, изделий и оборудования от коррозии ча сто используют нефтяные покрытия, в том числе и смазочные
масла.
Механизм защитного действия. Слой масла или смазки, нахо дящийся на поверхности металлических деталей, оказывает недо статочное сопротивление проникновению влаги и коррозионно-ак тивных паров и газов или жидкостей к смазанным поверхностям. Это приводит, в конечном счете, к возникновению и развитию кор розионных процессов под слоем масла. Для улучшения защитных свойств масел и смазок и уменьшения коррозии металлов широко используют разнообразные присадки, которые в зависимости от ме ханизма действия подразделяются на антикоррозионные присадки и ингибиторы коррозии.
Антикоррозионные присадки защищают металлы от химической коррозии прежде всего путем образования на их поверхности хемосорбционной пленки, устойчивой к воздействию коррозионно активных веществ, образующихся в масле в процессе его приме нения.
Ингибиторы коррозии предотвращают электрохимическую кор розию, возникающую при воздействии на металл влаги и раство римых в ней коррозионно-активных продуктов, попадающих на по верхность металла из окружающей среды через слой смазки (мас ла). Механизм их действия также связан прежде всего с образо ванием на металлах защитной пленки, надежно отделяющей ме талл от коррозионно-активных продуктов.
Механизм действия антикоррозионных присадок и ингибиторов коррозии не исчерпывается созданием защитной пленки. Они мо гут содержать компоненты, нейтрализующие коррозионно-актив ные продукты. Пленки предотвращают каталитическое действие металлов на окисление масла. Возможны и другие направления положительного действия рассматриваемых присадок. Однако основным является их способность создавать на поверхности ме таллов пленку, защищающую ее от коррозионно-активных про дуктов.
Процесс образования присадками пленок на металлах являет ся сложным и длительным. При этом на поверхности металлов про текают сложные физико-химические процессы, характер, скорость и глубина которых зависят прежде всего от химического состава присадок, их концентрации в масле, свойств металла и условий взаимодействия.
Электронографические исследования показали, что пленки, соз даваемые на металлах маслами и смазками, содержащими самые разнообразные присадки, являются многослойными и имеют кри сталлическую структуру. Кристаллические пленки создаются не только при повышенных температурах, например на смазываемых деталях работающих двигателей внутреннего сгорания, но и при
266
обычных температурах на деталях техники, находящейся на кон сервации.
Характеристика ингибиторов коррозии и защитных нефтяных покрытий. Ингибиторы коррозии, содержащие группы N 02, С = 0, 50з и другие функциональные группы с сильным отрицательным суммарным электронным эффектом, например сульфаты, нитро ванные масла, относятся к ингибиторам анодного действия, т. е. являются донорами электронов. При взаимодействии таких инги биторов с металлом электроны активных групп смещаются на сво бодные валентные орбиты атомов металла и на его поверхности создается положительный слой диполей.
Ингибиторы коррозии, имеющие в своем составе группы NH2, NH, ОН, M e- с положительным суммарным электронным эффек том, например амины и некоторые их соли с органическими кисло тами, сульфоамид мочевины и другие, относятся к ингибиторам катодного действия. При взаимодействии с металлами они явля ются акцепторами электронов металла и электронная плотность на поверхности пленки, образующейся на металле, возрастает.
Существуют еще экранирующие ингибиторы коррозии, к кото рым относят жирные кислоты, их мыла, окисленные нефтепродук ты, эфиры, кислые эфиры и т. п. Они образуют на металлах ад сорбционные пленки, которые легко вытесняются коррозионно ак тивными продуктами и не обеспечивают надежной защиты метал лов от коррозии.
Ингибиторы коррозии подразделяют на маслорастворимые и немаслорастворимые. Маслорастворимые ингибиторы — органиче ские соединения, имеющие высокомолекулярный углеводородный радикал, обеспечивающий хорошую растворимость в масле, и функ циональную группу, придающую им хорошие защитные свойства.
В качестве ингбиторов коррозии применяют окисленный петро латум (присадка МНИ-5), окисленный церезин (присадка МНИ-7), их добавляют в основном к составам, используемым для защиты от коррозии наружных поверхностей изделий.
К покрытиям, применяемым для защиты от коррозии рабочих поверхностей машин, добавляют концентрат сульфоната кальция (КХЖ), нитрованное масло, присадки Акор-1, Акор-2, БМП, ИНГА-1, ИНГА-2, КП (композиция присадок). Присадки Акор-1 и Акор-2 представляют собой кальциевую соль нитрованного масла с добавлением к первой стеарата кальция, а ко второй — сульфи рованного масла и синтетических жирных кислот (СЖК). БМП является беззольной маслорастворимой защитной присадкой, по лученной на базе мочевины и соли сульфокислоты. Присадка
ИНГА-1— сукцинимидного типа, а ИНГА-2 |
комбинированная. |
КП — композиция присадок ВНИИНП-360, |
ПМСя* СЖК, |
ВНИИНП-167, ПМС-200А. |
|
Нефтяные покрытия, используемые для консервации военной техники и оборудования, должны удовлетворять следующим тре бованиям:
267
—надежное и длительное сохранение техники в различных ус ловиях хранения;
—универсальность защиты различных металлов и сплавов;
—минимальные затраты времени, материальных средств и
труда на консервацию и расконсервацию техники.
Указанным требованиям удовлетворяют пластичные и жидкие нефтяные покрытия, консервационные масла или смазки.
Для консервации наружных поверхностей металлических изде лий широко используют пластичные неингибированные и ингиби рованные покрытия. Консервационные масла используют для за щиты от коррозии как наружных, так и внутренних поверхностей различных машин, оборудования и вооружения. Для особо жест ких условий хранения целесообразно применять консервационные масла в сочетании с летучими ингибиторами коррозии и герметиза цией техники. Номенклатура и объем производства ингибирован ных нефтяных покрытий быстро растут. В настоящее время только консервационные масла выпускают следующих марок: К-17, НГДОЗА, Б, В, НГ-204, НГ-204у, НГ-207 и др.
КОРРОЗИОННЫЕ СВОЙСТВА
Причины и механизм коррозии. При контакте смазочного мас ла с металлами в условиях повышенных (выше 50° С) температур наблюдается как химическая, так и электрохимическая коррозия.
В связи с применением на двигателях сернистых топлив решаю щее значение имеет электрохимическая коррозия.
Проблема коррозии металлов в маслах приобрела особое зна чение тогда, когда вместо вкладышей из оловянного баббита во многих двигателях стали устанавливать вкладыши из других спла вов, обладающих более высокой механической прочностью и лучше сопротивляющихся усталости.
Для изготовления вкладышей подшипников стали использовать ся медно-свинцовые (свинцовистая бронза), кадмиево-серебряные и другие сплавы. Оказалось, что эти сплавы, обладая лучшими ме ханическими свойствами, сильно разрушаются вследствие корро зии под действием масла.
Коррозионная стойкость различных сплавов, из которых изго тавливаются вкладыши подшипников, характеризуется данными таблицы 33.
Многочисленные исследования показывают, что коррозионно механическое разрушение нагруженных подшипников происходит значительно (в 10 раз) быстрее, чем ненагруженных. При этом, как правило, наиболее интенсивно разрушаются вкладыши нагружен ной части подшипника (нижние рамовые и верхние мотылевые), Екладыши ненагруженной части разрушаются в меньшей степени.
В процессе работы нагруженного подшипника на вкладыше об разуются усталостные трещины Это приводит к увеличению по верхности контакта масла со сплавом и ускорению процесса кор-
268
Т а б л и ц а . 33
Сравнительные данные по коррозионной стойкости различных сплавов
(Г= 163 °С, т = 30 ч)
|
|
|
Компоненты сплава. |
° / 0 масс. |
|||
Наименование |
|
|
|
|
|
|
Cd |
сплава |
Sn |
РЬ |
Sb |
Си |
N1 |
Ag |
|
Оловянистый баб- |
8 8 |
0,35 |
7,5 |
4,0 |
|
|
|
бит |
— |
— |
— |
||||
Свинцовый баббит |
5 |
80 |
14 |
0,3 |
— |
-— |
— |
Свинцово-щелоч- |
|
98 |
|
|
|
|
— |
ной твердый |
1 |
— |
— |
— |
— |
||
Медно-свинцовый |
— |
25 |
— |
75 |
— |
— |
— |
Кадмиево-сере- |
|
|
|
0,5 |
|
|
98 |
бряный |
— |
0 ,0 2 |
— |
_ |
1 ,0 |
||
Кадмиево-никеле- |
|
|
|
0,04 |
|
|
|
вый |
од |
0,01 |
0,18 |
1,8 |
— |
97,8 |
|
а* |
|
г |
прочие |
Потеря массы, |
0,15 |
0,001 |
0,7 |
0,004 |
1 ,0 |
0,427 |
— |
0,453 |
0,48 |
1,742 |
0,U7 |
2,424 |
розии. Вследствие коррозии еще в большей степени ослабляется механическая прочность сплавов и подшипник с течением времени может выйти из строя.
При эксплуатации двигателей на маслах без присадок вклады ши подшипников двигателей из легкокорродирующих сплавов вы ходят из строя при работе двигателей в течение 150—250 часов.
Коррозионность смазочных масел обусловливается наличием содержащихся в них или образующихся во время работы двига телей следующих веществ:
—органических кислот;
—сернистых соединений;
—минеральных кислот.
Органические кислоты в небольших количествах содержатся в свежих маслах, но основная масса их образуется при окислении масла в двигателе (агрегате). В условиях высоких температур об разуются как высокомолекулярные, так и низкомолекулярные ор ганические кислоты. Однако основная масса последних в этих условиях улетучивается. Поэтому основной причиной коррозии вкладышей подшипников двигателя является воздействие высоко молекулярных органических кислот.
Многие исследователи, изучая коррозионное действие высоко молекулярных органических кислот, установили, что они действуют на металл только в присутствии других окислителей. Проф. Черножуков Н. И. пришел к выводу, что они вызывают коррозию ме таллов в присутствии воды и кислорода.
Механизм процесса коррозии может быть выражен следующи ми уравнениями:
269