Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
Температурные условия применения уплотнительных смазок колеблются в пределах от — 50° С до 80—100° С.
Одним из важнейших требований к качеству уплотнительных смазок является их способность сопротивляться растворяющему и химическому воздействию тех веществ, с которыми они контак тируют.
Сорта. При эксплуатации военной техники применяют следую щие уплотнительные смазки:
— бензоупорная, в состав которой входит цинковое мыло, окис ленное касторовое масло и глицерин. Смазка применяется для уплот нения разъемных соединений топливных и масляных систем, тру бопроводов для перекачки топлив и масел, сальников насосов и механизированных средств транспортировки и заправки горючего;
— насосная, получается путем загущения минерального мас ла литиевым мылом окисленного касторового масла с добавкой коллоидно-графитного препарата. Применяется для уплотнения сальников и смазки подшипников насосов, перекачивающих горю
чее, масла |
и специальные |
жидкости; |
— МГС, |
представляет |
собой бариевую смазку, изготовляе |
мую на базе трансформаторного масла. Применяют ее для уплотне ния трубопроводов топливных, масляных, водяных, газовых и дру гих систем, а также для смазки подшипников, работающих в усло виях резкого изменения числа оборотов;
—вакуумная, получается путем введения в минеральное мас ло церезина, каучука, остатка после вакуумной разгонки вазели нового медицинского масла и каолина. Применяют смазку для уплотнения рабочих сочленений вакуумных установок;
—смазка ВНИИ НП-263, представляющая минеральное мас ло, содержащее силикагель и другие добавки. Применяется для наиболее ответственных деталей боеприпасов, когда нужно про извести длительное (более 5 лет) уплотнение и легкую разборку при отрицательных температурах.
Г л а в а 21. С П Е Ц И А Л Ь Н Ы Е Ж И Д К О С Т И
ЖИДКОСТИ ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Н а зн ач ен и е и т р е б о в а н и я к к а ч е ств у . В развитии машинострое
ния большое значение имеют системы автоматического управления и регулирования, в том числе и гидравлические системы, где рабо чим телом являются жидкости.
Жидкости для гидравличе ских систем предназначены для применения в гидравлических приводах и амортизаторах са молетов, танков, автомобилей, дорожно-эксплуатационных и других машин.
Гидравлические системы используются для выполнения следующих операций:
—приведения в действие механизмов управления и ре гулирования самолетов, кораб лей и вооружения;
—торможения наземных машин и самолетов;
—амортизации подвески различных машин и откатных устройств орудий.
В гидравлических приводах |
|
|
|
|||||||
(рис. 91) усилие на исполни |
|
|
|
|||||||
тельные |
механизмы |
передает |
|
|
|
|||||
ся через жидкость. Вследствие |
|
|
|
|||||||
практической |
несжимаемости |
|
|
|
||||||
жидкости |
усилие передается |
|
|
|
||||||
равномерно по всем направле |
|
|
|
|||||||
ниям и без запаздывания. |
|
|
|
|
||||||
В |
гидравлических |
аморти |
Рис. |
91. Схема гидравлического при |
||||||
заторах |
кинетическая |
энергия |
|
|
вода: |
|||||
колебания |
корпуса |
|
машины |
1— б а к ; 2 — н а с о с ; 3 — п р е д о х р а н и т е л ь н ы й к л а |
||||||
преобразуется |
в |
тепловую. |
п а н ; 4 — р а с п р е д е л и т е л ь ; 5— с и л о в о й ц и л и н д р ; |
|||||||
|
б — с б р о с н ы й |
к л а п а н ; 7 — ф и л ь т р . |
||||||||
Число |
и |
гидравлических |
при |
|
типа |
машины. Особенно |
||||
водов |
|
амортизаторов |
зависит от |
большое число гидроприводов устанавливают на самолетах и ко раблях.
У сл о ви я п р и м ен ен и я . Условия работы жидкостей для гидравли ческих систем различных машин заметно отличаются. К числу основных факторов, определяющих условия применения жидко стей, относятся: рабочая температура, давление в системе, конст рукционные материалы и характер окружающей среды.
319
В гидросистемах самолетов температура' колеблется от — 60 до 150° С, а в сверхзвуковых достигает 200° С.
В гидроприводах автомобилей температура жидкости обычно изменяется от минус 40° С зимой до плюс 80—100° С летом. При эксплуатации наземной техники в арктических условиях темпера тура жидкости нередко снижается до минус 60° С.
Меньшие колебания температуры жидкости (от 0 до 60°С) на блюдаются в гидросистемах кораблей, потому что их гидроприво ды обычно размещены в закрытых помещениях и защищены ог воздействия наружного воздуха.
Рабочее давление в гидроприводах самолетов, и кораблей дости гает 150—200 кг/см2, а наземных машин, приводимых в действие водителем, не превышает 10 кг/см2. Жидкости, работающие в гид росистемах, постоянно контактируют с различными металлически ми деталями агрегатов гидросистемы и с резиновыми уплотните лями.
Жидкость в гидроприводах может обводняться как в результате конденсации в расходном баке паров воды из воздуха, так и вслед ствие попадания влаги на открытые поверхности выдвигающихся деталей.
Особенно интенсивно обводняется жидкость в гидравлических системах подводных лодок. Этому способствуют условия их экс плуатации.
Вода, проникающая в систему, ухудшает смазывающие свой ства рабочей жидкости, усиливает ее окисление и коррозионность. Продукты коррозии, попадая на полированные трущиеся поверх ности, ускоряют износ механизмов, а также резиновых уплотни тельных деталей. В некоторых жидкостях вода может образовы вать эмульсию.
Большое давление в гидросистемах, неисправность уплотнитель ных устройств, малая вязкость применяемой жидкости и ряд дру гих факторов могут являться причиной утечки жидкости из си стемы. При нарушении герметичности авиационных гидросистем
находящаяся в них жидкость вытекает |
под давлением 100— |
200 кг/см2 и образует с окружающим воздухом аэрозоли. |
|
Последние могут быть причиной пожаров и взрыва, особенно в |
|
закрытых помещениях. |
применяемой жидкости. |
Следует учитывать токсичность паров |
Условия применения жидкостей в гидроприводах и амортиза торах самолетов существенно не отличаются. Поэтому для гидро систем самолетов используют единую жидкость. Условия работы жидкостей в гидравлических приводах и амортизаторах назем ных машин существенно различаются. Это не позволяет приме нять в них одну и ту же жидкость.
На современных машинах устанавливают преимущественно гидравлические амортизаторы телескопического типа (рис. 92). Ь процессе работы машин жидкости в амортизаторах сильно на греваются и отдают тепло через корпус в атмосферу.
320
Температура жидкости зависит от конструкции амортизаторов, дорожных, климатических условий, а также применяемой жид кости.
В амортизаторах самолетов жидкость воспринимает большие, но кратковременные нагрузки лишь при взлете и посадке самоле тов и нагревается до 80—100° С.
В амортизаторах наземных машин теле скопического типа, эксплуатируемых в юж ных районах страны, жидкость работает в жестких условиях и нагревается летом до 120—140° С. Зимой в северных районах ее температура может понизиться до минус
50—60° С.
Давление жидкости в амортизаторах ма шин может достигать 80—120 кг/см2. Жид кость длительное время контактирует с де талями амортизаторов, изготовленными из резины. Она подвергается механическому воздействию при многократном перетека нии через отверстия клапанов и дросселей амортизаторов.
Требования к качеству. Жидкости, при меняемые в гидравлических системах, дол жны обеспечивать надежную и длительную работу этих систем при различных условиях эксплуатации техники. Это достигается лишь в том случае, когда качество приме няемых жидкостей удовлетворяет опреде ленным требованиям.
Требования к качеству жидкостей для гидравлических систем, самолетов, кораб лей и наземных машин имеют много обще го. Специфические особенности условий применения жидкостей в системах различ ных машин лишь накладывают отпечаток на уровень этих требований. Для обеспече ния надежной и длительной работы гидро
систем |
жидкости |
должны |
удовлетворять |
|
||
следующим основным требованиям: |
вязко |
|
||||
— иметь необходимый |
уровень |
|
||||
сти, пологую вязкостно-температурную кри |
Рис. 92. Телескопи |
|||||
вую, низкую температуру замерзания (за |
||||||
ческий гидроаморти |
||||||
стывания) и незначительную сжимаемость; |
затор: |
|||||
— не |
разрушать |
металлических, |
пласт |
1—поршень; 2 —шток; 3— |
||
массовых, а также резиновых уплотнитель |
цилиндр; 4—-уплотнитель |
|||||
ный сальник; 5—клапан. |
||||||
ных деталей гидросистемы; |
|
|
|
— обладать высокой физической и химической стабильностью, т. е. не изменять свойства при длительном воздействии кислорода
21 Заказ № 194. |
321 |
воздуха, рабочих температур, механических нагрузок и других факторов, иметь небольшую упругость паров и высокую темпера туру кипения;
•— обладать хорошими протйвоизносными свойствами и обеспе чивать снижение износа трущихся пар и уплотнителей;
—защищать металлические детали системы от коррозии;
—быть пожаро- и взрывобезопасными, нетоксичными и неде фицитными.
Наиболее высокие требования предъявляются к качеству жид костей, применяемых в гидравлических системах самолетов. Свя зано это с тем, что указанные жидкости работают в более жестких условиях, а также большой опасностью последствий при наруше ниях в работе гидросистем самолетов. Развитие современной сверх звуковой авиации сопровождается дальнейшим значительным уже сточением условий применения и повышением требований к каче ству жидкостей.
Увеличение скорости, дальности полета и связанный с этим аэродинамический нагрев, использование высокооборотных насосов и повышение давления в гидроприводах привели к повышению ра бочей температуры жидкости в гидросистемах сверхзвуковых са молетов. Для обеспечения надежной эксплуатации гидросистем са молетов скоростной реактивной авиации требуются жидкости и уплотнения, способные длительное время выдерживать нагрев до 250° С. Жидкости должны прежде всего обладать высокой пожаро- и взрывобезопасностью и сохранять работоспособность при высо ких температурах.
Для жидкостей, применяемых в гидросистемах кораблей и под водных лодок, наряду с другими особенно высокие требования предъявляются к пожаро-и взрывобезопасности, токсичности и за щитным свойствам, т. е. способности жидкостей защищать метал лы от коррозии при попадании в гидросистему морской воды.
Сорта и применение. В гидравлических приводах и амортизато рах применяют жидкости двух типов: на нефтяной и синтетической основах.
На нефтяной основе используют два вида жидкостей:
—маловязкие дистиллятные масла (МВП, И-12, И-20, транс форматорное, веретенное АУ, АУп, РМ, Л-1) и их смеси;
—загущенные маловязкие масла, получаемые путем добавле ния вязкостных присадок к низкозастывающим керосино-газойле-
вым нефтяным фракциям (АМГ-10, ГМ-50И, РМЦ, МГЕ-ЮА). Ко многим нефтяным жидкостям добавляют антиокислительные, противоизносные и антипенные присадки.
К жидкостям на синтетической основе относят спирто-касторо вые (БСК, АСК и др.), спирто-глицериновые (АМ-70/10, ГЛ-60/0, ГЗ-40/15, 90/10) и гликолевые (ГТЖ-22) смеси, а также жидкости на базе полисилоксанов, сложных органических эфиров и других синтетических продуктов.
322