Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
ханизма в работу, на сопротивление в узле трения во время рабо ты и в мазепроводах при подаче к ним смазки.
Вязкость смазок определяется при помощи автоматического капиллярного вискозиметра.
Рис. 89. Зависимость вязкости смазок от скорости сдвига и концентрации мыла:
О—исходное масло; / —3°/6; 2 — 6,1%; 3—10%; 4 —13%.
Консистентные смазки как коллоидные системы обладают ярко выраженными тиксотропными свойствами, т. е. их сопротивление деформации уменьшается при воздействии нагрузки и восстанав ливается после прекращения действия нагрузки. Эти свойства хо рошо иллюстрируются характером изменения предела прочности
(рис. 90).
Тиксотропные свойства смазок характеризуют их механическую стабильность. От величины и скорости тиксотропных превраще ний зависит выдавливание смазки из узлов трения, сбрасывание ее под действием центробежных сил, а также изменение сопротив ления при пуске механимов.
Стабильность. Стабильность смазок характеризуется термоустойчивостью, коллоидной и химической стабильностью, испаряе мостью и водоустойчивостью.
При нагревании смазки разжижаются или расслаиваются и вы текают из узлов трения. О поведении смазок при нагревании су дят по их температуре каплепадения, т. е. температуре, при кото рой происходит падение первой капли смазки, помещенной в кап сюле стандартного прибора и нагреваемой в строго определенных
условиях.
Температура каплепадения недостаточно надежно характери зует эксплуатационные свойства смазок. И поэтому для новых сор-
308
лов смазок она не нормируется. Однако при наличии других пара метров можно судить о принадлежности данной смазки к тому или иному типу или сорту.
Например, температура каплепадения смазок, за гущенных твердыми угле водородами, составляет обычно 50—70° С; каль циевых и алюминиевых от 70 до 100° С; натрие вых и литиевых достигает
130—200° С.
При хранении и при менении консистентных смазок возможно выделе ние жидкой фазы, вслед ствие чего качество сма зок снижается. Это явле ние происходит в резуль тате постепенного дли тельного изменения струк турных форм, взаимосвя зи между составными ча стями смазки. Устойчи
вость консистентных смазок против выделения жидкой фазы назы вается коллоидной стабильностью. Смазки, содержащие небольшое голичество загустителя и изготовленные на маловязких маслах, отличаются невысокой коллоидной стабильностью. Выделение мас- |ла из смазки усиливается при давлении, перемешивании и нагрева нии. Коллоидную стабильность смазок оценивают методами отпрессовывания масла или воздействия на смазку повышенных темпе ратур.
Смазки, обладающие лучшей коллоидной стабильностью, мож но хранить в течение более длительного времени.
Химическая стабильность характеризует устойчивость смазок против окисления кислородом воздуха или воздействия химически активных веществ во время работы и хранения. Особенно большое значение химическая стабильность имеет для защитных смазок и масел, применяемых в узлах трения, работающих в жестких усло виях и при контакте с химически активными веществами. Взаимо действие смазок с ними сопровождается образованием продуктов уплотнения и коррозионно-активных кислых веществ. Глубокие хи мические превращения приводят к резким изменениям структуры и разделению смазок на жидкую и твердую фазы.
Химическая стабильность смазок в значительной мере зависит от свойств их составных частей. Смазки, загущенные мылами, осо бенно малопредельных жирных кислот, менее стабильны, чем угле водородные. Стабильность смазок ухудшается при плохой очистке
309
масляной основы и значительно повышается при добавлении антискислительных присадок.
Очень высокой химической стабильностью отличаются фторуг леродные или хлор-фторуглеродные смазки. Стабильность смазок оценивают количеством продуктов окисления, образующихся под воздействием кислорода воздуха при повышенных температурах.
При повышении температуры в процессе работы из смазок ис паряются наиболее легкие фракции масла, что приводит к ухудше нию их эксплуатационных свойств. Конденсация выделившихся паров может отрицательно сказаться на работе приборов, механиз мов. например, в оптических приборах наблюдается помутнение стекол. Испытание на испаряемость заключается в определении уменьшения веса образца смазки после его нагревания в течение заданного времени.
Под водоустойчивостью смазок понимают их способность про тивостоять воздействию влаги.
Водоустойчивость определяется типом и свойствами загусти теля. Особенно нестойки к влаге смазки, изготовленные на натрие- е ы х мылах, несколько лучше на кальциево-натриевых. Невлагостоикие смазки легко смываются водой и поэтому применять их можно только в закрытых узлах трения. Водоустойчивость смазок оценивают путем создания условий контакта смазки с водой.
Коррозионность смазок обусловливается наличием в них орга нических кислот и свободных щелочей. Органические кислоты со держатся в смазках или образуются при их окислении в процессе применения. Свободные щелочи появляются вследствие введения их избыточного количества при производстве смазок.
Коррозионность смазок оценивают по изменению поверхности металлических пластин, контактирующих со смазкой при повы шенной температуре. Некоторые защитные смазки нейтрализуют или поглощают коррозионно-активные жидкости и газы или пасси вируют поверхность консервируемых металлических деталей.
З а щ и т н ы е с в о й с т в а . Защитные свойства смазок определяются их способностью создавать на поверхности металлов достаточно прочный смазочный слой, препятствующий проникновению воды, коррозионных жидкостей, их паров и других коррозионных аген тов к металлу.
Для уменьшения сползания и сохранения на металлических поверхностях требуемого слоя смазки должны обладать необхо димым предельным напряжением сдвига и содержать поверхност но-активные вещества, улучшающие адгезию смазки к металлам. Прочность защитного слоя смазки повышается при увеличении вязкости загущаемого масла. Сущность оценки защитных свойств смазок заключается в фиксировании изменения поверхности метал лических пластинок, покрытых тонким слоем смазки, при воздей ствии внешних условий, способствующих коррозии. Имеются элек трометрические методы оценки защитных свойств.
310
А Н Т И Ф Р И К Ц И О Н Н Ы Е С М А З К И
Классификация и условные обозначения смазок. Смазки мож но классифицировать по назначению, типу загустителя, структуре и другим признакам.
Классификация по принципу основного назначения на анти фрикционные, защитные и уплотнительные является наиболее пра вильной потому, что требования к эксплуатационным свойствам смазок определяются условиями их применения.
Антифрикционные смазки самые распространенные. Они под разделяются на смазки общего назначения, низкотемпературные, приборные, высокотемпературные, индустриальные, железнодо рожные, смазки для грубых механизмов и специализированного назначения. Защитные смазки подразделяются на пластичные и жидкие. Уплотнительные ввиду малочисленности на отдельные группы не подразделяются.
В течение последних 15—20 лет проводится большая работа ■по научно-техническому обоснованию ассортимента смазок, выяв лению минимального числа их, достаточного для полного удовле творения потребности народного хозяйства, армии и флота. Уточ няются показатели качества применяемых смазок, улучшается их состав и совершенствуется технология производства. Внедрение но вой техники, особенно разнообразных аэронавигационных, радио технических, оптических и других приборов обусловливает появле ние новых видов смазок.
Существенное значение имеет вопрос о наименовании смазок. Названия многих смазок произошли от начальных букв фамилий авторов (например, смазка НК-50 и др.) или названия учрежде ний (ЦИАТИМ-221, ВНИИ НП-223, НГ-204 и т. п.) или им при сваивается порядковый номер пробы, выдержавшей испытания (смазки 1-13, № 21 и т. д.). Более удобны условные обозначения смазок, составленные из обозначений, характеризующих область и условия их применения. Например, смазки, имеющие широкую об ласть применения, т. е. универсальные, обозначаются буквой «У», рядом с которой ставится одна или несколько букв, характеризую щих специфические свойства смазок: И — низкоплавкие, С — сред неплавкие, Т —тугоплавкие, В — водостойкие, А — активированные.
Так, смазка 1-13 получила наименование УТВ, что означает — универсальная, тугоплавкая, водостойкая; смазка ЦИАТИМ-20! ■ обозначается УТВМА, т. е. универсальная, тугоплавкая, водостой кая, морозостойкая, активированная.
Смазки, применяемые в специфических условиях, обозначаются
несколькими буквами, характеризующими область |
применения: |
С — самолетные, М — морские, И'— индустриальные, |
Ж — желез |
нодорожные. Например, смазка НК-50 получила обозначение СТ, т. е. самолетная, тугоплавкая, и т. и.
А н ти ф р и к ц и он н ы е с м а зк и о б щ е го н азн а ч е н и я . Солидолы син
тетические и жировые, консталины жировые и синтетические — за-
311
нимают большой объем от общего производства смазок. Они со храняют работоспособность в достаточно широком интервале тем ператур, нагрузок и относительных скоростей трущихся детален. Только в особо жестких условиях, например, при очень высоких или низких температурах, очень высоких нагрузках применяют спе циальные смазки, отвечающие этим условиям применения. Смазки этой группы используют для узлов трения автомобилей, танков, тя гачей, тракторов и других машин.
Температура смазки в узлах трения атомобилей, тракторов, танков (САУ) обычно находится в пределах от минус 40 до плюс 50° С, а в отдельных узлах танков и САУ может достигать 100° С и выше. Удельные нагрузки и относительные скорости трущихся деталей изменяются в широких пределах. Особенностью примене ния смазок является то, что многие узлы трения недостаточно за щищены от попадания в них грязи и пыли, не имеют уплотне ний, которые препятствовали бы стеканию или сползанию смазки с трущихся поверхностей.
Солидол синтетический (пресс-солидол и солидол «С») полу чают загущением индустриальных масел марок 20, 20В, 45 и дру гих кальциевыми мылами синтетических, выделенных, термически облагороженных жирных кислот. Солидолы обладают хорошими эксплуатационными свойствами, предел прочности их при 50° С ра вен соответственно 1 и 2 г/см2, вязкость при 0°С и среднем гради
енте скорости деформации 10 с |
равна 1000 и 2000 пуаз. |
Жировые солидолы (УС-1, |
УС-2) получают путем загущения |
индустриальных масел кальциевыми мылами жирных кислот ра стительных масел. В СССР жировые солидолы вырабатывают в небольших количествах.
В солидолах содержится некоторое количество связанной во ды. Вода играет большую роль в образовании структуры смазок. Она входит в состав кристаллов мыла и способствует упрочению структурного каркаса смазки. Однако при нагреве до температуры плавления солидолы теряют воду, распадаются на жидкую и твер дую фазы и после застывания не восстанавливают свою структуру и свойств.
Содержание воды в них не должно превышать 2,5—3%.
Солидолы обладают высокой коллоидной стабильностью, бла годаря чему их можно хранить до 5 лет и более. Хорошая влагоустойчивость позволяет применять их-в условиях высокой влаж ности. Солидолы имеют удовлетворительную химическую стабиль ность.
Недостатком их является повышенная вязкость при температу рах ниже — 10, — 15° С. Это затрудняет заправку узлов тренил смазкой и, в частности, использование солидолонагнетателей.
Солидолы применяют для узлов трения шасси, ходовой части, механизмов управления автомобилей, танков, арттягачей, тракто ров, дорожно-строительных и других машин. Их используют так
312