Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
загущенных жидкостей после воздействия на нее нагрузки в опре деленных условиях.
Коррозионность. Окисление жидкостей в гидросистемах при вы соких температурах и образование кислых продуктов, контакт с различными металлами и сплавами создают условия для возник новения и протекания процесса химической и электрохимической коррозии.
Коррозионная активность жидкостей зависит от их химического состава и внешних условий, важнейшим из которых является тем пература.
25 |
35 |
50 |
75 |
Температура, °С
Рис. 95. Зависимость коррозионности жидкостей от температуры:
;-АМГ-10;2—АГМ; МГЕ-10А; 4—АМ-70/10.
Коррозионная активность нефтяных жидкостей заметно прояв ляется только при повышенных температурах (рис. 95). Наиболее активны по отношению к меди и свинцу спирто-касторовые смеси. Спирто-глицериновые жидкости также обладают повышенной кор розионной активностью. Жидкости на базе гликолей без присадок вызывают коррозию чугунных и стальных деталей. Поэтому к жид кости ГТЖ-22 добавляют триэганоламинофосфат.
Жидкости на базе фторуглеродов способны взаимодействовать с неокисленной поверхностью металлов. При длительном контакте они коррозируют медь и ее сплавы, особенно в присутствии влаги.
329
Органические эфиры фосфорной кислоты при обычных усло виях химически инертны к металлам. Однако при их термическом распаде или гидролизе образуются замещенные фосфорные кисло ты, которые коррозируют металлы, особенно медь.
Полисилоксановые жидкости практически не вызывают корро зии металлов.
Коррозионность жидкостей для гидросистем обычно характери зуется изменением веса металлических пластинок после длитель ного контакта с жидкостью и выражается в г/см2.
|
|
|
|
|
|
|
Воздействие |
жидкости |
на |
|||||
150 |
|
|
9^ |
Н |
|
резину. Гидравлические систе |
||||||||
|
|
|
|
|
мы имеют |
уплотнительные и |
||||||||
|
|
|
|
' Г ' |
|
соединительные |
резиновые |
де |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
тали, от состояния которых за |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
висит герметичность, а следо |
|||||||
100• |
|
|
|
|
|
вательно, |
и |
надежность рабо |
||||||
|
|
|
|
i |
ты гидросистем. Это |
вызывает |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||
а \ |
|
|
|
|
|
необходимость |
тщательного |
|||||||
1 |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
2 |
I |
изучения |
воздействия |
жидко |
||||||
2ч |
|
|
|
|
|
|
стей, применяемых в гидроси |
|||||||
|
|
J |
|
|
|
стемах, на |
резину. |
|
|
|
||||
% |
|
/ |
s' |
|
|
|
При |
длительном |
|
контакте |
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Я 50 |
S |
------ |
|
|
_____________ |
рабочей жидкости с резиновы |
||||||||
& |
f |
|
|
|
|
ми уплотнителями |
протекают |
|||||||
$ |
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
сложные |
|
физико-химические |
||||||
|
|
|
|
|
|
процессы, в результате которых |
||||||||
|
|
|
|
|
|
происходит |
растворение |
от |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
Г------ |
|
|
дельных компонентов резины и |
|||||||
|
|
|
» |
s |
h |
насыщение ее жидкостью. |
Это |
|||||||
|
|
|
----SJ |
обусловливает |
набухание |
или |
||||||||
20 |
|
50 |
75 |
|
100 |
|||||||||
|
|
усадку резиновых деталей. В |
||||||||||||
|
|
|
Температура,°с |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
результате .уменьшается проч |
|||||||
Рис. |
96. |
Набухание резины |
в |
жид |
ность и эластичность |
уплотни |
||||||||
телей. Растворение резины в |
||||||||||||||
костях |
при |
различных температу |
||||||||||||
|
|
рах в течение 24 ч: |
|
|
нефтяных жидкостях приводит |
|||||||||
■■ — немаслостойкая резина;----------мас |
к увеличению их вязкости, осо |
|||||||||||||
лостойкая резина / —АМГ-10; 2—АГМ, |
бенно в области низких темпе |
|||||||||||||
|
|
|
3—АМ-70/10. |
|
|
|||||||||
туры застывания, |
а также |
|
|
ратур, и повышению темпера |
||||||||||
к нарушению работы гидросистем. |
|
После решения проблемы получения синтетической маслостой кой резины разрушение резиновых уплотнительных деталей гидро системы значительно уменьшилось. Однако по-прежнему одной из основных эксплуатационных характеристик рабочих жидкостей яв ляется воздействие их на резину. О качестве жидкости судят по набуханию или усадке эталонных образцов, по изменению (в про центах) веса и объема резиновых деталей (манжет) после испы тания при определенных стандартом условиях.
330
Воздействие нефтепродуктов на резину, в том числе и на масло стойкую, зависит от содержания углеводородов различных классов к других веществ. Наименьшее набухание вызывают алкановые углеводороды, а наибольшее— ароматические. Циклановые угле водороды в данном отношении занимают промежуточное положе ние.
Влияние различных факторов на набухание резины показано
на графиках |
(рис. 9'6, 97). |
Из графиков следует, что при повыше |
||||||||
нии |
температуры |
и |
увеличении |
продолжительности испытаний |
||||||
степень |
набухания |
рези |
|
|
|
|
||||
ны в жидкостях возра |
|
|
|
|
||||||
стает. Маслостойкая ре |
|
|
|
|
||||||
зина |
подвергается |
значи |
|
|
|
|
||||
тельно меньшему набуха |
|
|
|
|
||||||
нию, чем немалостойкая. |
|
|
|
|
||||||
Наибольшее |
набуха |
|
|
|
|
|||||
ние резины во всех слу |
|
|
|
|
||||||
чаях вызывают жидкости |
|
|
|
|
||||||
на нефтяной основе, не |
|
|
|
|
||||||
смотря на то, что их осно |
|
|
|
|
||||||
ва (керосино-газойлевые |
|
|
|
|
||||||
фракции) |
подвергается |
|
|
|
|
|||||
деароматизации. При уве |
|
|
|
|
||||||
личении |
продолжительно |
|
|
|
|
|||||
сти контакта свыше 72 ча |
|
|
|
|
||||||
сов |
происходит |
растворе |
|
|
|
|
||||
ние резины в жидкости. |
|
|
|
|
||||||
Действие |
|
нефтяных |
|
|
|
|
||||
жидкостей на резину до |
|
|
|
|
||||||
статочно хорошо характе |
|
|
|
|
||||||
ризуется |
их |
анилиновой |
|
|
|
|
||||
точкой. Чем ниже анили |
|
|
|
|
||||||
новая точка, тем больше |
24 |
4в |
72 |
96 |
||||||
в жидкости |
ароматиче |
Продолжительность испытания, ч |
||||||||
ских |
углеводородов |
и |
|
|
|
|
||||
сильнее |
воздействие |
ее |
Рис. 97. |
Набухание резины в жидкостях |
||||||
на резину. Рекомендует |
при температуре 20°С и различной |
про |
||||||||
ся, чтобы анилиновая точ |
|
должительности |
контакта: |
|
||||||
ка |
нефтяных |
жидкостей |
— — — нем аслостойкая р е з и н а ; ---------- м аслостой |
|||||||
кая резина; АМ ГЧО; 2—А РМ ; З-А М -70/10. |
||||||||||
была не |
выше 78—80° С. |
|
|
|
|
Следует отметить, что фосфорорганические эфиры отличаются большой растворяющей способностью по отношению к многим ма териалам, из которых изготовляются детали гидросистем, напри мер, к резиновым уплотнениям, набивочным материалам, пласти кам и т. п.
Небольшое набухание резины вызывает смесь касторового масла с бутиловым спиртом (БСК). Меньше разрушает резину
331
смесь касторового масла с этиловым спиртом (ЭС1\). Сгшрто-водо-глицериновые смеси, жидкости на основе глико-
лей и полисилоксанов слабо взаимодействуют с резиной. Защитные свойства. Способность жидкости защищать детали
гидросистемы от коррозии приобретает особо важное значение при попадании воды в гидросистему. При применении в гидроприво дах автомобильных тормозов жидкостей, обладающих недоста точными защитными свойствами (например, ГТЖ-22), иногда на блюдается заклинивание поршней в цилиндрах в результате интен сивной коррозии деталей.
Особенно сильную коррозию вызывает морская вода, прони кающая в гидросистему кораблей. Коррозионные поражения от дельных деталей гидроприводов наблюдются при наличии в си стеме всего лишь 0,06—0,09% морской воды.
Наиболее высокими защитными свойствами обладают жидко сти на нефтяной основе, за ними следуют спирто-касторовые. Кремнийорганические, фторуглеродные, спирто-водо-глицериновые и гликолевые жидкости имеют недостаточные защитные свойства. Для улучшения защитных свойств жидкостей, применяемых, в гид росистемах, к ним добавляют присадки. Например, к гликолевой жидкости ГТЖ-22 добавляют триэтаноламинофосфат.
П о ж а р о - и в зр ы в о о п а с н о с т ь . Гидросистемы современных само летов и кораблей имеют много разветвлений с большим количест вом соединений, через которые всегда возможны утечки жидкости.
При нарушении герметичности гидросистемы самолета жид кость, вытекающая под большим давлением (100—200 ат), распыливается на мельчайшие частицы, которые могут воспламениться при попадании на раскаленные детали машины. На кораблях в связи с ограниченными объемами отсеков концентрация паров жидкости в воздухе может быстро возрасти до взрывоопасной.
Очень большое значение имеет воспламеняемость жидкостей, применяемых в гидросистемах сверхзвуковых самолетов. Аэроди намический нагрев самолетов, летящих со сверхзвуковой скоро стью, увеличивает опасность возникновения пожаров и взрывов при повреждении гидросистемы.
Наиболее опасными в пожарном отношении являются жидко сти на нефтяной и касторовой основах.
Продукты органического синтеза, тацие, как фосфорорганические эфиры, полисилоксаны, силаны, моноэтаноламин, дибутилфталат, диэтилсукционат и другие, имеют высокие температуры воспламенения (400—660° С).
Наибольший интерес из этих веществ для использования в ка честве рабочих жидкостей для гидросистем сверхзвуковых само летов и кораблей ВМФ представляют соединения на базе сложных эфиров кремниезой кислоты, кремнийорганических соединений и хлор-фторуглеродов. Эти соединения обладают многими положи тельными свойствами, необходимыми жидкостям для гидросистем:
332
хорошими низкотемпературными свойствами, высокой термической и химической стабильностью и др.
Несмотря на многообразие методов оценки воспламеняемости рабочих жидкостей (определение температуры воспламенения и др.) до настоящего времени еще нет достаточно надежного ла бораторного метода. Поэтому всесторонняя оценка этого свойства может быть проведена лишь в эксплуатационных условиях.
Т ок си ч н ость . При хранении и заправке гидравлических систем обслуживающему персоналу приходится контактировать с парами жидкости. Поэтому большое внимание уделяется токсичности. Это свойство имеет особое значение при использовании жидкостей на подводных лодках, где ограничены возможности вентиляции поме щений и очистки воздуха. При подборе жидкостей для гидросистем тщательно проверяют их токсичность в условиях, имитирующих эксплуатационные.
Из жидкостей, применяемых в обычных гидросистемах, наи большей токсичностью обладают ГТЖ-22, БСК, HACKОтравле ние происходит и их парами, особенно при попадании внутрь организма.
Токсичность гидравлических жидкостей на нефтяной основе за метно повышается при наличии в них сернистых соединений.
При подборе высокотемпературных жидкостей для гидравли ческих систем необходимо учитывать, что эфиры фосфорной кис лоты сильно различаются по токсичности.
ОХЛАЖДАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ
У сл о ви я п ри м ен ен и я и т р е б о в а н и я к к а ч е с т в у о х л а ж д а ю щ и х ж и д к о сте й
О б л а с т ь п ри м ен ен и я и с о р т а . Детали двигателей внутреннего сгорания, например поршни, гильзы цилиндров, головка блока, не посредственно соприкасаются с продуктами сгорания топлива и сильно нагреваются. Поэтому для обеспечения нормальной рабо ты двигателя необходимо его охлаждать. Через систему охлажде ния отводится 25—35% от общего количества тепла, выделяюще гося при сгорании топлива. Охлаждение может быть воздушное и жидкостное. Эффективность и надежность работы системы охлаж дения двигателей в значительной степени зависят от качества при меняемой охлаждающей жидкости.
Для охлаждения двигателей обычно используют воду. Связано это с тем, что вода эффективно отводит тепло и широко распро странена в природе. Применяют атмосферную (дождевую, снего вую), поверхностную (речную, озерную, прудовую) и грунтовую (колодезную, родниковую и т. д.) воду. При эксплуатации военной техники в зимний период в условиях низких температур воду в си стеме охлаждения машин заменяют низкозамерзающими охлаж дающими жидкостями (антифризами), которые обычно представ
333