Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ляют собой смеси этиленгликоля с водой. Этиленгликолевые низ­ козамерзающие охлаждающие жидкости выпускают следующих марок: 40, 65, 40м и 65м. Отличаются они по содержанию компо­ нентов и антикоррозионных присадок. Цифры показывают наи­ высшую отрицательную температуру кристаллизации.

В жидкостях марок 40 и 40м содержится 52% этиленгликоля, а в жидкостях марок 65 и 65м — 64% по объему. В случае отсут­ ствия гликолевых охлаждающих жидкостей допускается примене­ ние (преимущественно в автомобильных и тракторных двигателях) водо-спиртовых и водо-спирто-глицериновых смесей.

Иногда в качестве низкозамерзающих охлаждающих жидко­ стей применяют жидкости нефтяного происхождения, обычно это керосиновые фракции. Однако они имеют ограниченное примене­ ние, так как опасны в пожарном отношении, недостаточно эффектив­ но отводят тепло, интенсивно вспениваются при попадании воды в радиатор, сильно разрушают соединительные шланги.

Для охлаждения некоторых форсированных теплонапряженных двигателей, а также иногда двигателей машин, эксплуатируемых в жарких пустынных районах, используют этиленгликоль и другие высококипящие продукты.

У сл о ви я

п ри м ен ен и я и

т р е б о в а н и я к к а ч е с т в у . Охлаждающие

жидкости в

системе охлаждения двигателей в

процессе

работы

нагреваются

до 80—90° С,

а при форсированном

режиме

работы

и до 100° С. При длительных остановках они охлаждаются до тем­ пературы окружающего воздуха, которая зимой в некоторых райо­ нах нашей страны понижается до минус 40—50° С.

Давление в системе охлаждения двигателей очень близко к ат­ мосферному. Это способствует испарению и увеличению потерь охлаждающих жидкостей.

Впроцессе применения охлаждающие жидкости контактируют

сразнообразными конструкционными материалами. Детали дви­ гателей и агрегаты системы охлаждения (радиаторы, водяные насосы и др.) изготавливают из черных и цветных металлов и их сплавов (алюминий, медь, латунь и т. п.). В системе охлаждения используются также резиновые соединительные и уплотнительные детали. Требования к качеству охлаждающих жидкостей вытека­ ют из их назначения и условий применения.

Охлаждающие жидкости должны удовлетворять следующим основным требованиям:

эффективно отводить тепло, для чего иметь большую тепло­ емкость, хорошую теплопроводность и небольшую вязкость;

не образовывать отложений в системе охлаждения;

иметь высокую температуру кипения и теплоту испарения;

обладать низкой температурой кристаллизации;

не вызывать коррозии металлических и не разрушать рези­ новые детали системы охлаждения;

не вспениваться в процессе работы;

334


— быть дешевыми, недефицитными и, по возможности, не­ токсичными.

ЭКСПЛУТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ОХЛАЖДАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ

Охлаждающая способность. Для оценки качества охлаждаю­ щих жидкостей наибольшее значение имеют следующие свойства: охлаждающая способность, испаряемость, прокачиваемость, кор­ розионность, вспениваемость и токсичность.

Охлаждающая способность жидкости зависит в основном от ее теплоемкости, теплопроводности, склонности к образованию отло­ жений, вязкости, которая оказывает большое влияние на процесс циркуляции жидкости в системе охлаждения.

Из жидкостей, применяемых в системе охлаждения двигателей, наибольшей охлаждающей способностью обладает вода, которая

имеет высокую теплоемкость (1

ккал/кг • град), большую теплопро­

водность, небольшую вязкость

(v20 =1

сст), достаточно высокую

температуру кипения и очень

большую

теплоту испарения.

Этиленгликоль — двухатомный спирт (СН2 ОН — СН20Н ), име­ ет значительно меньше теплоемкость (0,6 ккал/кг-град )и тепло­ проводность.

Спирты, глицерин, нефтепродукты, входящие в состав некото­ рых охлаждающих жидкостей, также уступают воде по охлаждаю­ щей способности.

Склонность к образованию отложений. При использовании во­ ды в качестве охлаждающей жидкости образование отложений в системе обусловлено наличием минеральных примесей, в основ­ ном растворенных в ней солей. Это оказывает большое влияние на эффективность системы охлаждения. Растворенные в воде соли об­ разуют в системе охлаждения двигателей отложения — накипь, теплопроводность которой приблизительно в 100 раз меньше, чем стали. При отложении накипи повышается тепловой режим дви­ гателей, увеличивается расход топлива и масла.

О количестве растворенных в воде солей судят по ее жесткости. Различают временную, постоянную и общую жесткость воды.

Временная, или устранимая, жесткость воды обусловливается наличием в ней бикарбонатов кальция Са(НСОз)г и магния Mg(HC0 3 ) 2, которые термически нестойки и при нагревании раз­ лагаются. Процесс протекает по уравнению

Са(НСОз)г СаСОз + С 0 2 + Н20.

Образующиеся карбонаты кальция и магния практически не­ растворимы в воде, выпадают в осадок и образуют накипь на внут­ ренних поверхностях деталей системы охлаждения.

Постоянная

жесткость

связана с наличием солей C aS04,

.MgS04, C aSi03,

M gSi03,

CaCl2, MgCb.

335


Эти соли не выпадают в осадок при кипении, если их концент­ рация не превышает предела насыщения. Из них особенно боль­ шой вред приносят гипс C aS04, дающий исключительно твердую накипь, и MgCl2, гидролизующийся при повышенных температурах с образованием НС1.

Общая жесткость воды составляется как сумма временной и постоянной жесткости.

За единицу жесткости принимают миллиграмм-эквивалент (мг-экв). 1 мг-экв соответствует такому содержанию солей, когда

в S л воды содержится

20,04 мг С а++ или 12,16 мг M g ++ .

Вода в зависимости

от содержания растворенных в ней солей

может быть мягкой, средней жесткости или жесткой. Мягкая вода содержит до 3 мг-экв в 1 л, вода средней жесткости —• от 3 до 6 и жесткая — более 6 мг-экв в 1 л.

Для уменьшения образования накипи в системе охлаждения предпочтительно применять атмосферную воду, которая является мягкой. Поверхностные и грунтовые воды рекомендуется кипятить перед заливом в систему или добавлять к ним антинакипины, на­ пример хромпик (двухромовокислый калий).

Хромпик К2 СГ2 О7 взаимодействует с бикарбонатами, реакция протекает по уравнению

Са (НСОз) 2 + К2СГ2О7 К Н С 0з + СаСг20 7 .

Образующийся бикарбонат калия распадается на карбонат ка­ лия К2СО3 и свободную углекислоту С 02.

Продукты реакции (КС03 и СаСг20 7) хорошо растворимы в во­ де и не образуют осадка.

В большинстве случаев жесткую воду перед употреблением об­ рабатывают реагентами, тринатрийфосфатом Na3P 0 4, кальциниро­ ванной содой NaC03 и др. Эти реагенты эффективно взаимодейст­ вуют с солями жесткости и переводят их в соединения, выпадаю­ щие в виде осадка. Поэтому реагенты можно применять только для предварительной обработки воды. Для ускорения реакции обработ­ ка должна проводиться при нагревании.

При умягчении воды применяют также аппараты, представляю­ щие собой фильтр, заполненный природными минералами (цеолит, пермутит, глауконит), которые вступают в обменную реакцию с со­ лями жесткости и заменяют в них ионы кальция и магния на натрий.

Воду, используемую для приготовления низкозамерзающих этиленгликолевых и других охлаждающих жидкостей, предварительно кипятят для удаления солей жесткости. Поэтому низкозамерзаю­ щие охлаждающие жидкости дают мало отложений в системе охлаждения.

И с п а р я е м о с т ь . В момент испарения жидкости происходит наи­ большее охлаждение поверхности. Однако такой способ в системе охлаждения использовать нельзя, так как из жидкости выпадают растворенные в ней соли и образуют о с ад к и .

33S


Пары, образующиеся в системе охлаждения двигателей, нару­ шают циркуляцию жидкости, что снижает эффективность охлаж­ дения нагретых деталей. Интенсивное испарение охлаждающей жидкости приводит к увеличению ее потерь от испарения. Необхо­ димо, чтобы температура кипения охлаждающей жидкости была примерно на 20—30° С выше максимально возможной температу­ ры жидкости в системе.

Из жидкостей, содержащих летучие легко воспламеняющиеся компоненты, при работе двигателей в первую очередь испаряются эти вещества. Пары жидкостей создают опасность возникновения пожара и взрыва.

При работе двигателей из этиленгликолевых охлаждающих жидкостей в основном испаряется вода. Контактируясь с воздухом, этиленгликоль жадно поглощает влагу. Это приводит к необходи­ мости систематически проверять состав жидкости, находящейся в системе охлаждения двигателей. С этой целью обычно используют гидрометр и рефрактометр.

Если в охлаждающей жидкости в избытке имеется вода, то к ней добавляют концентрированный этиленгликоль. К жидкости, из которой испарилось большое количество воды, добавляют мяг­ кую. прокипяченную или дистиллированную воду. Нельзя добав­ лять воду, содержащую большое количество солей жесткости, так как они взаимодействуют с антикоррозионной присадкой и обра­ зуют малорастворимые фосфаты кальция и магния, выпадающие в осадок и образующие накипь. Об испаряемости жидкости судят по температуре кипения и давлению насыщенных паров.

Низкотемпературные свойства. При эксплуатации техники в суровых климатических условиях зимой приобретают важное зна­ чение низкотемпературные свойства охлаждающих жидкостей. Тем­ пература кристаллизации жидкостей должна быть ниже минималь­ но возможной температуры окружающего воздуха.

Вода как охлаждающая жидкость обладает плохими низкотем­ пературными свойствами. При 0°С она замерзает со значительным (до 10%) увеличением объема. При этом на стенки системы дейст­ вует давление до 2500 кг/см2. Это приводит к разрушению блока цилиндров двигателя, радиатора и т. п. Поэтому применение воды в системе охлаждения машин при температуре ниже 0° С сопряже­ но с большими затруднениями в эксплуатации.

При хранении техники на открытых площадках или под наве­ сами приходится сливать воду или периодически прогревать дви­ гатель. Поэтому в зимний период эксплуатации для военной техни­ ки применяют низкозамерзающие охлаждающие жидкости (анти­ фризы) .

Наибольшее распространение получили гликолевые низкозамер­ зающие охлаждающие жидкости, представляющие собой смеси эти­ ленгликоля с водой. Этиленгликоль имеет температуру кристалли­ зации минус 11,5° С. Смеси этиленгликоля с водой имеют значитель­ но более низкие температуры кристаллизации (рис. 98).

22 Заказ № 194.

337


Из графика следует, что температура кристаллизации зодкогликолевых растворов постепенно понижается до минимального значения (минус 75° С) при концентрации этиленгликоля около 66,7%. С увеличением содержания этиленгликоля температура кри­ сталлизации смеси повышается.

Рис. 98. Температуры кристаллизации водно-гликолевых смесей.

При кристаллизации этиленгликолевых смесей с водой образу­ ется рыхлая масса, объем которой даже при содержании 60% во­ ды увеличивается незначительно, всего на 0,25%. Поэтому не про­ исходит разрушения системы охлаждения.

Спирты, особенно метиловый, образуют с водой смеси с низкой температурой замерзания (до — 45° С при соотношении 1:1). Одна­ ко сравнительно невысокие температуры их кипения (метилового 64,7° С, этилового 78,3° С, изопропилового 82° С) обусловливают большие потери их от испарения в процессе работы двигателя. Это создает угрозу возникновения пожара. Кроме того, уменьшение содержания спирта в смеси приводит к повышению ее вязкости и температуры кристаллизации.

Глицерин имеет высокую температуру кипения (290°С). Одна­ ко для получения смеси с температурой кристаллизации минус 40° С необходимо вводить в смесь 60—70% глицерина. Такая смесь обладает повышенной вязкостью, что затрудняет циркуляцию жид­

кости в системе.

Этиленгликоль и его водные растворы при нагревании сильно расширяются. Чтобы предотвратить выброс жидкости из системы,

338

ее заполняют в прогретом состоянии на 94—95% жидкостью мар­

ки 40 и на 92—94% — марки 65.

Температуру кристаллизации и состав низкозамерзающих этиленгликолевых охлаждающих жидкостей определяют с помощью гидрометра или по значениям плотности и коэффициенту прелом­ ления, которые зависят от соотношения в жидкости этиленгликоля

и воды.

Коррозионность. В процессе применения охлаждающие жидко­ сти вызывают коррозию металлических деталей системы охлажде­ ния. Коррозионность воды обусловливается наличием в ней кисло­ рода, хлоридов и углекислоты, а также других растворенных газов.

Водные растворы этиленгликоля и других спиртов имеют повы­ шенную коррозионность по отношению к металлам. Этиленгликоль, кроме того, разрушает резину, что вызывает необходимость при­ менения соединительных шлангов из специальной резины.

Для уменьшения коррозионности охлаждающих жидкостей ши­ роко применяют присадки. Так, к воде добавляют нитрит натрия NaN02, а к водным растворам этиленгликоля — 2,5—3,5 г/л двузамещенного фосфорнокислого натрия ЫагНРСХ, предохраняющего от коррозии чугунные, стальные и медные детали, и 1 г/л картофель­ ного декстрина, защищающего от коррозии припой, алюминий

имедь.

Кохлаждающим жидкостям марок 40м и 65м, кроме этих при­ садок, добавляют марганцевокислый натрий Na2Mn04 (7,5—10 г/л), Вспениваемость охлаждающей жидкости ухудшает отвод тепла и может привести к выбросу жидкости из системы охлаждения.

Легко вспениваются водо-глицериновые смеси. Вспениваемость их уменьшается при добавлении спирта.

Гликолевые охлаждающие жидкости, загрязненные нефтепро­ дуктами, сильно вспениваются в процессе работы в двигателях.

АНТИОБЛЕДЕНИТЕЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ

Назначение и условия применения. При полетах в неблагопри­ ятных метеорологических условиях, например, при низкой темпера­ туре окружающего воздуха, когда самолет находится в облаках, тумане или проходит полосу дождя или мокрого снега, может про­ исходить образование ледяного покрова на поверхностях деталей самолета. Наибольшие отложения льда создаются на передних кромках крыльев, хвостовом оперении, воздушном винте, фонаре кабины летчика и в карбюраторе. При этом резко ухудшаются аэродинамические свойства самолета, видимость и управляемость.

Для борьбы с обледенением самолета применяют механические, термические, электротермические и химические методы. Большое распространение получил химический способ удаления льда. Сущ­ ность этого метода заключается в том, что при обледенении поверх­ ности частей самолета, от которых прежде всего зависит безопас­ ность полета, смачивают антиобледенительной жидкостью, которая

22-

339