Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
мической стабильностью хранящихся продуктов, климатическими условиями, видом и объемом тары и резервуаров. В соответствии с климатическими условиями территория СССР разделена на три зоны: южную, среднюю и северную. Сроки хранения бензинов в средней климатической зоне, кроме того, зависят от периода хра нения: весенне-летнего (с апреля по сентябрь) и осенне-зимнего (октябрь — март).
Средние сроки хранения горючего в резервуарах, таре и баках машин (цистернах кораблей) приведены в табл. 40.
Т а б л и ц а 40
Сроки хранения горючего (в годах)
Климатические зоны
Наименование горючего и способ |
|
|
|
||
|
|
хранения |
северная |
средняя |
южная |
Авиационный бензин этилированный при |
|
|
|
||
хранении: |
|
|
|
||
— |
в |
баках самолетов |
0,5 |
0,25/0,5* |
0,25 |
— в наземных резервуарах, автоци |
|
3,0 |
|
||
|
стернах. контейнерах и бочках |
4,0 |
2 ,0 |
||
— в полузаглубленных и заглублен |
|
4,0 |
|
||
|
ных резервуарах |
5,0 |
2,5 |
||
Авиационный бензин неэтилированный |
|
|
|
||
при хранении: |
|
|
|
||
— |
в баках самолетов |
1,0 |
С,5 |
0,5 |
|
— в баках прочих машин |
1,0 |
1 ,0 |
1,0 |
||
— в автоцистернах, контейнерах и |
|
3,0 |
|
||
бочках |
3,5 |
2 ,0 |
|||
— |
в наземных резервуарах |
4,0 |
3,5 |
2,5 |
|
— |
в полузаглубленных и заглублен |
|
|
3,0 |
|
|
ных резервуарах |
5,0 |
4,0 |
||
Автомобильный бензин при хранении: |
|
0,25/0,5* |
|
||
— |
в баках машин |
0,5 |
0,25 |
||
— в бидонах |
1 ,2 |
0,75 |
0,3 |
||
— в автоцистернах, контейнерах и |
|
1 9 |
|
||
— |
бочках |
2,5 |
0,75 |
||
в наземных резервуарах |
3,0 |
2,5 |
1,2 |
||
— в полузаглубленных и заглублен |
3,8 |
3,0 |
|
||
|
ных резервуарах |
1 ,8 |
|||
Топливо для воздушно-реактивных двига |
|
|
|
||
телей |
|
при хранении: |
|
|
0,5 |
— |
в баках машин |
1,0 |
0,5 |
||
— в резервуарах и таре |
5,0 |
5,0 |
4,0 |
||
Дизельное топливо при хранении: |
|
5—6 лет |
|
||
— в баках машин, цистернах кораблей |
|
|
|||
— в резервуарах и таре |
6 ,0 |
6 ,0 |
6 ,0 |
||
Мазут флотский |
6 ,0 |
6 ,0 |
6 ,0 |
* В знаменателе указан срок хранения в осенне-зимний период.
Из таблицы 40 видно, что минимальными сроками хранения об ладают бензины, полученные при деструктивной переработке неф ти. Наиболее неблагоприятные условия хранения наблюдаются при
-345
значительных суточных колебаниях температуры, например в на земных резервуарах, и при хранении в мелкой таре, баках машин, где температура горючего быстро изменяется вслед за изменением температуры окружающего воздуха и где относительно большой контакт горючего с воздухом и материалом тары.
Масла и смазки, за исключением изготовленных на синтетиче ской основе, в целом обладают более высокой стабильностью, чем бензины и некоторые специальные жидкости (табл. 41).
Т а б л и ц а 41
Сроки хранения масел, смазок и специальных жидкостей (в годах)
Климатические зоны
Наименование масел, смазок и спе |
|
|
|
циальных жидкостей |
северная |
средняя |
южная |
Масла моторные АКЗп-6 , АКЗп-10; |
|
|
|
танковые МТ-16п, МТ-14п, МТ-8 п; транс |
|
|
|
миссионные ТАп-10, ТАп-15; авиационные |
|
|
|
MK-S, МК-6 , МС-6 ; трансформаторные, |
5 |
5 |
5 |
турбинные и индустриальные |
|||
Прочие автомобильные, автотрактор |
|
|
|
ные и дизельные масла с присадками |
5 |
5 |
4 |
Масла синтетическиеБ-ЗВ; 36/1;36/1 „к“; |
|
|
|
ВНИИ НП-7; ВНИИ НП 50-1-4ф; при |
|
|
|
борные типа ОКБ-122 |
3 |
3 |
3 |
Солидол жировой и синтетический, |
|
|
|
смазка графитная |
5 |
5 |
3 |
Консталин жировой |
4 |
3 |
2,5 |
Вазелин технический |
9 |
9 |
5 |
Смазки ПВК, пушечная,АМС-1, АМС-3, |
|
|
|
ЦИАТИМ-208, ЦИАГИМ-221, герметол, |
|
|
|
консервационная К-17. К-19, уплотнитель |
|
|
|
ная МГС, карданная AM, приборные |
|
|
|
типа ОКБ-122 |
5 |
5 |
5 |
НК-50 |
3 |
2,5 |
2 |
1-13 |
2 |
1,5 |
1 |
ЦИАТИМ-201 |
4 |
4 |
4 |
ЦИАТИМ-203, ЦИАТИМ-205 |
10 |
10 |
5 |
Бензоупорная |
10 |
9 |
5 |
Ружейная РЖ |
9 |
9 |
6 |
Жидкости ТГФ, „И“ |
2 |
2 |
2 |
Жидкости охлаждающие низкозамер |
|
|
|
зающие: |
5 |
5 |
5 |
марок 40 и 60 |
|||
марки 40м |
8 |
7 |
5 |
Тормозная жидкость ГТЖ-22 |
5 |
5 |
4 |
Тормозные жидкости БСК, ЭСК |
3 |
2,5 |
2 |
Жидкости спирто-глицериновые, |
|
|
5 |
стеол М |
5 |
5 |
|
Спирт этиловый, глицерин |
6 |
6 |
6 |
Приведенные в таблицах 40 и 41 сроки по существу являются гарантийными сроками хранения горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей. При соблюдении установленных пра
346
вил и норм хранения в реальных условиях они могут быть еще продолжительней.
Возможность гарантирования длительности хранения продуктов показывает, что объем показателей качества отдельных сортов го рючего, контролируемый государственными стандартами и техни ческими условиями, как правило, обеспечивает требуемый уровень стабильности продуктов. В то же время приведенные выше сроки сами по себе являются наиболее общим показателем физической и химической стабильности горючего.
ЛАБОРАТОРНАЯ ОЦЕНКА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ КАЧЕСТВА ГОРЮЧЕГО И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Виды и сроки анализов. Необходимость в определении качества горючего в войсках и на складах возникает при его приеме, хране нии, выдаче, после регенерации, исправления, а также при возник новении разногласий между поставщиком и потребителями. К ка честву горючего предъявляются жесткие и разносторонние требо вания. В связи с этим для надежной оценки эксплуатационных свойств в стандартах нормируется определение довольно большого числа показателей (иногда более 20).
Проведение анализов в полном объеме нормируемых стандар тами показателей связано с большими затратами времени, сил и средств и обычно не вызывается необходимостью, поскольку при хранении и транспортировке возможно изменение только некото рых показателей.
В войсковых и складских условиях возможен дифференцирован ный подход как к объему анализов, т. е. количеству проверяемых показателей, так и к срокам их проведения. Объем и сроки анали зов устанавливаются в зависимости от вида и свойств продуктов, а также от порядка их использования (для текущего расхода или для длительного хранения).
Войсковой контроль качества горючего включает анализы, ко торые по назначению подразделяются на приемо-сдаточные, конт рольные, полные и арбитражные.
Цель приемо-сдаточного анализа — убедиться в том, что посту пившее или запланированное к отгрузке горючее соответствует сорту, указанному в сопроводительных документах. В связи с этим при приемо-сдаточных анализах нет необходимости измерять боль шое количество физико-химических показателей. В большинстве случаев достаточно ограничиться измерением плотности продук та, при этом можно одновременно определить наличие в нем воды и механических примесей (качественно).
Задача контрольного анализа — установить, не было ли смеша но горючее с другими сортами при перекачке, а при хранении — обнаружить начало заметного изменения качества. В данном слу чае1количество контролируемых показателей значительно увели чивается. Для оценки естественного изменения качества горючего
347