Файл: Хушпулян, М. М. Технико-экономические показатели современных компрессоров и установок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
Отсутствие в них кривошипно-шатунного механизма обеспе чивает условия для применения несравненно большей частоты вращения роторов, следовательно, больших производительнос
тей по сравнению с поршневыми компрессорами. |
Вследствие |
|||
этого |
винтовые компрессоры малогабаритны, |
имеют |
неболь |
|
шой |
вес по сравнению с поршневыми компрессорами. |
Отсут |
||
ствие |
клапанов пульсаций компримируемого |
газа |
исключает |
необходимость применения дополнительных емкостей (гасите лей пульсации), что существенно упрощает конструкцию вин тового компрессора и повышает его надежность.
Значительное преимущество винтовых компрессоров по срав нению с поршневыми и большинством ротационных состоит в том, что нагнетательный газ не загрязняется смазкой, что осо бенно важно для химических производств, где требуется сжа тый газ без присутствия даже следов масла.
Недостатком винтовых компрессоров являются относительно небольшие степени сжатия. С увеличением производительности эти компрессоры становятся более тихоходными, так как часто та вращения роторов ограничивается допустимой максимальной окружной скоростью на зубьях. Поэтому винтовые компрессоры
сотносительно большой производительностью становятся тяже лыми. Кроме того, общий вес установки с винтовым компрессо ром большой производительности увеличивается также в связи
стем, что для привода винтовых компрессоров используют ти хоходные тяжелые двигатели или дополнительно устанавлива ют редукторы, понижающие частоту вращения двигателя.
Начиная с 1934 г. после многочисленных попыток сконструи ровать высокоэффективный и надежный компрессор для газо турбинных установок шведский инженер А. Лисхольм запатен товал винтовой компрессор, способный развивать значительное конечное давление при высоком к. п. д.
На рис. 11 показан такой винтовой компрессор. Основными
его элементами являются две пары роторов с винтовыми зубья ми специального профиля: ведущий ротор 3 с выпуклыми и ве домый 1 с вогнутыми боковыми поверхностями зубьев. Роторы, вращаясь в противоположных направлениях, находятся в непре рывном зацеплении. Их удерживает от непосредственного кон такта пара синхронизирующих шестерен 2. Зазор в зацеплении синхронизирующих колес меньше зазора между зубьями рото ров. Примерно такие же по величине радиальные и осевые зазо ры имеются между роторами и образующей поверхностью кор пуса компрессора. Благодаря этому во всем рабочем простран стве исключается соприкосновение вращающихся деталей, а сле довательно, отпадает необходимость в смазке, что обеспечивает получение компримируемого газа, не загрязненного смазочным маслом.
Сжатие газа в винтовом компрессоре происходит за счет сокращения объема рабочей полости, образованной поверхно-
4*- |
51 |
стыо расточки корпуса, ее задней торцовой плоскостью и вин товыми поверхностями сопряженных впадин роторов.
Для наглядности на рис. 12, с—г показаны циклы процесса сжатия в винтовом компрессоре: при выходе лопастей из за цепления воздух всасывается через входное отверстие в беспре рывно увеличивающееся межлопастное пространство. Когда роторы оказываются в положении, изображенном на рис. 12, а, межлопастные пространства, полностью заполненные воздухом, оказываются изолированными от впускного патрубка. Продол жая вращение, ведущие лопасти вновь входят в зацепление (см. рис. 12,6). По мере зацепления лопастей объем межло пастного пространства, в котором заключен воздух, уменьша ется. Одновременно с этим воздух проталкивается к нагнетае мому отверстию (см. рис. 12, в). В результате осуществляется равномерное сжатие засасываемого газа.'Процесс сжатия про должается до тех пор, пока лопасти не достигнут края нагне таемого отверстия (см. рис. 12, г). При дальнейшем вращении сжатый воздух проходит через выхлопной патрубок в воздухо напорную трубу. Прежде чем одно межлопастное пространство полностью опорожнится, другое достигает нагнетательного пат рубка; тем самым обеспечивается постоянный поток воздуха.
Практически при компримировании вытесняется весь газ, так как объем вредного пространства составляет меньше 1% объема рабочей полости, что является одним из преимуществ винтового компрессора по сравнению с другими компрессорами вытеснения.
Так как частота вращения роторов достигает обычно не сколько тысяч оборотов в минуту при одновременном наличии нескольких рабочих полостей (нагнетание из последующей ра бочей полости начинается раньше, чем заканчивается вытесне ние всего газа из предыдущей), винтовым компрессором созда
ется достаточно |
равномерный поток. |
Кроме |
того, благодаря |
геометрическим |
свойствам роторов винтового |
компрессора газ |
|
не только перемещается в рабочих полостях, |
но одновременно |
||
и сжимается в них. |
в рабочих полостях опре |
||
Степень повышения давления газа |
деляется отношением начального объема рабочей полости к конечному, причем за начальный принимается объем в момент отсечения винтовой впадины ведущего ротора от области вы теснения, а за конечный — объем полости в момент начала от крытия нагнетательного окна. Таким образом, конечный объем рабочей полости, а следовательно, и степень повышения давле ния определяются положением кромок нагнетательного окна.
1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ВИНТОВОГО КОМПРЕССОРА
Объемная производительность идеального винтового комп рессора, или его теоретическая производительность, определяет
53
ся |
уравнением |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
V0= (F1 + F2)Lzln1, |
|
|
|
|
(15) |
|||||
где |
Fu F2 |
— площадь |
торцового сечения |
винтовой |
впадины ве |
||||||||||
дущего и ведомого роторов в м2; |
L — длина |
винтовой |
части |
||||||||||||
роторов в |
м; Z\ — число зубьев ведущего |
ротора; |
я, — частота |
||||||||||||
вращения ведущего ротора в об/мин. |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Найдем площадь кР торцовых сечений винтовых впадин и |
||||||||||||||
длину kL винтовой части роторов: |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
= |
|
|
|
|
|
|
|
( 1 6 ) |
|
где d — диаметр начальной |
а |
|
|
|
|
|
|
(17) |
|||||||
окружности |
ведущего |
ротора в м. |
|||||||||||||
|
Тогда производительность идеального компрессора можно |
||||||||||||||
записать в виде формулы |
|
fe/rfeid3z1n1. |
|
|
|
|
|
(18) |
|||||||
|
|
|
|
|
У0 = |
|
|
|
|
|
|||||
Степень совершенства компрессора в отношении производи |
|||||||||||||||
тельности характеризуется |
коэффициентом подачи; |
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
Цп |
= |
Тц/7цТв |
|
|
|
|
|
(19) |
||
|
|
|
|
|
v 0pBT„ ’ |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
где рв, |
ри — среднее давление газа |
во всасывающем и нагнета |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
тельном |
патрубках в кгс/см2; |
||||||
■7п ;-7 аб > % |
|
|
|
|
|
Тв, Тц— абсолютная |
темпе |
||||||||
100 |
|
|
|
|
|
|
|
ратура газа во всасываю |
|||||||
80 |
|
7п |
|
|
|
|
|
щем |
и нагнетательном пат |
||||||
|
Уад |
|
|
|
|
|
рубках |
в °К; Ун — действи |
|||||||
|
|
|
|
|
‘■■**'=55 |
||||||||||
60 |
|
|
|
|
тельная производительность, |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
измеренная |
в |
нагнетатель |
|||||
|
/ Л \ 2 |
|
|
|
|
ном патрубке, в м3/мин. |
|||||||||
|
|
|
|
|
На рис. 13 представлена |
||||||||||
20 |
( / |
/ |
я |
|
|
|
|
типичная зависимость |
адиа |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
батического |
К. |
П. |
Д. |
Г|ад и |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
коэффициента подачи г)п от |
|||||||
|
е |
|
|
|
|
|
|
степени |
повышения |
давле |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
ния Рн/рв при различной ча |
||||||||
Рис. |
13. |
Зависимость |
адиабатического |
||||||||||||
стоте |
вращения |
винтового |
|||||||||||||
к.п.д. и коэффициента подачи от степени |
компрессора. |
|
|
|
|
||||||||||
повышения |
давления |
при |
различной |
Коэффициент |
^ подачи |
||||||||||
частоте |
вращения винтового компрес |
||||||||||||||
|
|
|
сора: |
|
|
|
|
компрессора (см. рис. 13) |
|||||||
У—3300 об/мин; |
2—2500 об/мин; 3—1200 |
об/мин. |
зависит от протечек газа из |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
рабочих |
полостей |
в период |
сжатия и нагнетания, а, кроме того, так же от объема вредного пространства.
Одним из достоинств винтовых компрессоров по сравнению с другими типами компрессорных машин, работающих по прин-
54
а |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
7п-,7аЗ,% |
|
|
Vn>^аЗ»°l° |
|
|
|||
100 |
|
|
Fn |
|
|
|
|
|
|
80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
00 |
|
1 |
7аб |
| |
|
|
|
й |
40 |
„„ |
|
|
|
|||
|
2Р |
2,5 |
3.0 |
3,5 |
|
|
|
|
Vn; Vaa.D/° |
pJPb |
|
|
|
||||
too |
|
|
,7 п |
|
|
|
|
|
|
80 |
|
|
|
|
|
|
|
ео |
|
|
7 ад |
|
|
|
|
|
|
w |
|
_ 1_ |
з.о |
| |
|
|
|
|
2,0 |
3,5 |
|
|
|
|||
|
|
2.5 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
Рц/РЪ |
|
|
|
|
Рис. |
14. |
Кривые |
изменения коэффициента подачи |
винтового |
компрессора |
|||
и адиабатического к.п.д. вследствие |
возникновения |
инерционного наддува |
||||||
|
|
|
|
при частоте вращения: |
|
|
||
|
У |
а — 4500 об/мин; б — 5500 |
об/мин; |
в — 6500 об/мин; г — 7500 |
об/мнн. |
ципу вытеснения, является малый относительный объем вред ного пространства. В роторах циклоидального профиля он за нимает 1% объема рабочей полости, в роторах несимметрично го профиля — менее 0,5%, а в роторах симметричного кругово го профиля практически равен нулю.
Явление скоростного наддува в винтовом компрессоре схе матично можно представить следующим образом. При значи тельной частоте вращения роторов выходящие из зацепления сопряженные зубья удаляются друг от друга и образуют за собой область разрежения, в которую с большой скоростью по ступает газ из всасывающего патрубка. Область разрежения непрерывно увеличивается в объеме и принимает форму двух винтовых каналов, которые отсекаются от области всасывания, когда достигают своей полной длины. Так как газ поступает в эти непрерывно увеличивающиеся полости с большой осевой скоростью, давление внутри каналов непосредственно лосле от сечения их от области всасывания оказывается выше давления во всасывающем патрубке. Поэтому в отличие от поршневых компрессоров, фактическое весовое количество газа, забирае мое винтовым компрессором из всасывающего патрубка в еди ницу времени, будет больше теоретической производительности, рассчитанной по параметрам газа во всасывающем патрубке. Эта разность растет с увеличением частоты вращения роторов. На рис. 14 показана закономерность изменения коэффициента г|п подачи винтового компрессора с диаметром ротора 250 мм вследствие воздействия инерционного наддува при увеличении частоты вращения.
Особенно наглядно явление наддува протекает при больших скоростях вращения и малых степенях сжатия (которым соот-
> |
55 |
ветствуют малые протечки), в этом случае коэффициент пода чи может быть больше единицы.
В соответствии с этим действительная производительность компрессора
(20)
Выразим частоту вращения ведущего ротора через окруж ную скорость:
(21)
где tii — скорость на начальной окружности ротора в м/с. Тогда основной конструктивный параметр компрессора —
диаметр (в мм) начальной окружности ведущего ротора — вы разится формулой
(22)
Сжатие газа внутри рабочей полости начинается с момента ее образования и заканчивается ее раскрытием в полость наг нетания.
Конечное давление р2 в рабочей полости определяется гео метрией роторов и расположением нагнетательного окна, а так же зависит от параметров газа в начальный момент сжатия.
Степень повышения давления винтового компрессора— это отношение давления газа в нагнетательном патрубке к давле нию во всасывающем патрубке:
(23)
Вследствие большой частоты вращения роторов теплоотдача от компримируемого газа к корпусу не успевает произойти за весьма короткий период сжатия (обычно не превышающий 0,01 с). Поэтому процесс сжатия в винтовом компрессоре обыч но считают адиабатическим. Существенное влияние на харак тер этого процесса (уменьшение показателя сжатия) может оказать впрыск охлаждающей воды во всасывающий патрубок компрессора. По имеющимся экспериментальным данным за счет этого показатель политропы сжатия может быть снижен до тл=1,1. В случае охлаждения компрессора впрыском воды во всасывающую полость процесс будет отклоняться от адиаба тического. При этом значение расходуемой мощности на ком примирование определится по формуле, где показатель адиаба ты должен быть заменен на политропический, в зависимости от интенсивности охлаждения в пределах значений т=1,1ч-1,4.
Мощность (в квт), потребляемая винтовым компрессором
5G
при адиабатическом процессе сжатия и без учета потерь, мо жет быть представлена в виде формулы
Nn =] , 63-к — |
1 |
(24). |
|
VoM* К - |
|||
где k — показатель |
адиабаты; |
У0 — теоретическая |
объемная |
производительность |
компрессора в м3/мин; рв — среднее давле |
ние во всасывающем патрубке в кгс/см2.
Однако уравнение (24) справедливо лишь в том случае,, когда конечное давление в изолированной рабочей полости р% равно давлению в нагнетательном патрубке ра. При всех дру гих режимах работы компрессора, т. е. при рчФра, теоретиче ский расход мощности винтовым компрессором можно опреде лить по выражению
|
к— |
|
|
Л/0= 1,63 |
к |
Рн |
Рв |
-VoPo |
Рв |
Р2 |
|
|
Рв |
1 |
|
"к |
l], (25) |
|
где р2 — среднее конечное давление в изолированной рабочей полости в кгс/см2.
Мощность, необходимая для привода компрессора, складн
ее
вается из мощности, затрачиваемой на сжатие газа — , и мощ-
4;
ности, расходуемой на внешние протечки и преодоление меха нических потерь. Индикаторный к. п. д. тр в данном случае является адиабатическим, поскольку таким принят процесс
сжатия в винтовом компрессоре. |
|
конструктивное и |
|||||
|
Механический к. п. д., характеризующий |
||||||
техническое |
совершенство компрессора, выражается формулой |
||||||
|
|
|
No |
|
|
|
|
|
|
Т1м |
Л/ |
|
|
|
(26) |
|
|
+ NU |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4; |
|
|
|
|
где |
NM— мощность, затрачиваемая на |
преодоление |
механиче |
||||
ских потерь, |
в квт. |
|
|
|
|
|
|
|
Полный к. п. д., учитывающий вес потери в компрессоре: |
||||||
|
|
|
Л = тршм |
|
|
|
(27) |
|
В соответствии с этим полная мощность привода винтового |
||||||
компрессора описывается уравнением |
|
|
ft-1 |
|
|||
|
1,63 — УоРо J_ |
|
|
|
|
||
N |
|
Рн |
Рв |
\ к |
— 1 . (28) |
||
|
4 |
к ( t V |
|
Рв |
Рг |
/ |
|
где 1] — полный к. п. д. винтового компрессора.
Численное значение г] в современных винтовых компрессор ных машинах лежит в пределах от 0,8 до 0,9.
57