Файл: Хушпулян, М. М. Технико-экономические показатели современных компрессоров и установок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
Техническая характеристика ротационных компрессоров фирмы „Уортинтон-Симпсон"
OCR-2 00 |
CCR-300 |
OCR-4 50 |
Марка |
OCR-600 |
|||
Параметр |
|
|
|
Таблица 2b.
* |
1200*- |
о |
|
О |
|
О |
OCR |
о |
|
о |
|
Производительность, |
м3/м м н ................ |
5,6 |
8,5 |
12,7 |
36 |
25,3 |
72 |
Давление нагнетания, |
кгс/'см2 . . . . |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
Мощность двигателя, л. с...................... |
50 |
75 |
ПО |
325 |
220 |
650 |
|
Частота вращения ротора, об/мин |
1450 |
1450 |
1450 |
1450 |
1450 |
1450 |
|
Вес компрессора без двигателя, кг . . |
1140 |
1270 |
1980 |
2230 |
3760 |
4420 |
|
Удельный расход мощности, |
8,9 |
8,8 |
8,7 |
8,9 |
8,6 |
9 |
|
л. с./(м3/м и н )..................................... |
|
* Компрессоры спаренные, с одним электродвигателем.
ных компрессоров и вакуум-насосных установок в системах сбо ра нефтяного газа. Это способствует извлечению из нефти наи более ценных компонентов нефтяного газа и полному устране нию его потерь с минимальными затратами.
Ввиду высоких технико-экономических показателей ротаци онных компрессоров их применение в качестве первых ступе ней в комбинированных установках дает определенную выгоду.
Г Л А В А S
ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ КОМПРЕССОРНЫЕ МАШИНЫ
Сжатие в центробежном компрессоре в отличие от сжатия к поршневом, ротационном и винтовом основано на сообщении газу большой скорости с помощью вращающихся лопаток ра бочего колеса с последующим преобразованием кинетической энергии движения газа в работу сжатия. Этот принцип компри мирования обусловливает необходимость применения большой
частоты |
вращения рабочих лопаток и высоких окружных ско |
|
ростей на ободе рабочих колес. |
|
|
Окружная скорость на ободе колеса современных центро |
||
бежных |
компрессорных машин находится в пределах 300— |
|
350 м/с, |
частота вращения достигает |
14 500 об/мин. |
При |
столь значительной частоте |
вращения ротора макси |
мальная производительность центробежных компрессоров по сравнению с производительностью поршневых, винтовых и ро тационных достигает 10 000 м3/мин при давлении нагнетания от 3 до 32 кгс/см2 и давлении всасывания 1 кгс/см2. Если произво дительность центробежных компрессоров по мере их совершен ствования непрерывно возрастала, то давление нагнетания на протяжении длительного периода практически оставалось неиз менным.
Рост мощности установок химической и нефтехимической промышленности при одновременной интенсификации техноло гических процессов обусловил потребление огромных количеств газов, сжатых до высоких давлений. Кроме того, учитывая не обходимость закачки больших количеств' нефтяного и инертного газов в пласты с высокими давлениями нагнетания и принимая во внимание такие преимущества центробежных компрессоров, как способность обеспечивать большие производительности при малом весе и габаритах, хорошая уравновешенность, равномер ная подача компримируемого газа, высокая эксплуатационная надежность предопределили острую технико-экономическую не обходимость создания высоконапориых эффективных центро-
■.•90
юежных компрессоров. Использование таких компрессорных установок приобрело особо важное значение для морских ме сторождений нефти и газа.
В создании эффективных высоконапорных центробежных компрессоров за последние 10—15 лет достигнуты значитель ные успехи. В результате обширных теоретических и экспери ментальных исследований зарубежными компрессоростроитель ными фирмами освоен и выпускается большой типоразмерный ряд высоконапорных центробежных компрессоров с давлением нагнетания 75—350 кгс/см2. Все компрессоры, работающие с давлением нагнетания до 75 кгс/см2, выполнены с горизонталь
ным разъемом корпусов, |
а с давлением от 75 до 350 кгс/см2 — |
|
с вертикальным. |
|
компрессоров |
Большая производительность центробежных |
||
при их малом весе и |
небольших габаритах |
явилась ос |
новным фактором весьма интенсивного вытеснения громоздких поршневых компрессоров. Например, на головных компрес сорных станциях магистральных газопроводов в связи с па дением давления компримируемого газа поршневые компрес сорные установки заменены многоступенчатыми центробежными с приводом от высокоскоростной газовой турбины. На комп рессорных установках подземного хранения газа произве дена такая же замена. В связи с увеличивающимися объемами закачиваемого в пласт газа и высокими давлениями нагнета ния для интенсификации нефтеотдачи пласта мощные компрес сорные установки оснащаются высоконапорными центробежны ми компрессорами.
Учитывая технико-экономическую эффективность использо вания большой частоты вращения как привода, так и испол нительного механизма, фирмой «Ингерсолл-Рэнд» для газлифт ной эксплуатации скважин выпускаются специальные пере движные и полупередвижные компрессорные установки, в ко торых вследствие непосредственного агрегирования высоко оборотного центробежного компрессора с высокооборотной газовой турбиной достигаются компактность, малый вес и высокая транспортабельность. Каждая такая установка способ на подавать сжатый газ к 20—25 скважинам.
Возможность такого агрегирования открывает широкие пер спективы для использования центробежных компрессорных уста новок на морских месторождениях нефти и газа ввиду высокой стоимости площади морских оснований. Не менее важное тех нико-экономическое значение приобретает использование цент робежных компрессорных установок для нефтегазовых районов ■Севера и заболоченных площадей в силу компактности, на дежности, хорошей уравновешенности и возможности эффек тивного использования тепла отходящих газов газовой тур бины.
В центробежной компрессорной машине при степенях сжа
91
тия в каждом корпусе, равных 10—12, давление нагнетания 350 кгс/см2 может быть достигнуто в трех-четырех последова тельно работающих корпусах, поскольку степень сжатия одной ступени находится в пределах 0,26—0,4. Вследствие этого в за висимости от конечного давления нагнетания подбирается число’ одновременно последовательно работающих центробежных ком прессоров с соответствующими промежуточными холодильника ми для охлаждения компримируемого газа. В настоящее время создаются мощные многопоточные установки, состоящие из не скольких одинаково параллельно работающих центробежных компрессоров. При низких первоначальных давлениях газа и необходимости компримирования больших его объемов исполь зуются комбинированные установки, в которых в качестве пер вых ступеней используются центробежные компрессоры с дав лением нагнетания до 5—10 кгс/см2 или высокопроизводитель ные осевые с давлением до 71 кгс/см2, последовательно работающие с центробежными компрессорами, имеющими го ризонтальный и вертикальный разъем. При большом типораз мерном ряде выпускаемых центробежных компрессоров средне го и высокого давления нагнетания представляется широкая воз можность их компоновки в зависимости от заданных парамет ров компримирования.
1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ КОМПРЕССОРОВ
Прямым следствием увеличения частоты вращения является уменьшение веса и габаритов центробежного компрессора.
На рис. 29, а, б представлены закономерности изменения размеров центробежной компрессорной машины и ее к. п. д. от частоты вращения вала компрессора.
При неизменной степени сжатия и производительности ком прессора увеличение частоты вращения приводит к уменьшению не только числа рабочих колес, но и их размеров.
При низкой частоте вращения достигаются оптимальные зна чения среднего к. п. д. ступени, но при этом увеличиваются габаритные размеры и стоимость машины. При частоте враще ния п > 11 000 к. п. д. уменьшается уже в большей степени, чем уменьшаются габаритные размеры. Поэтому, стремясь к максимальному росту частоты вращения центробежного ком прессора, при проектировании находят целесообразное соотно шение между габаритными размерами и к. п. д. ступени. Так,
для |
восьмиступенчатого |
компрессора |
производительностью |
180 |
м3/мин и давлением |
нагнетания при |
адиабатическом про |
цессе 2000 кгс/см2 оптимальную частоту вращения следует при нять равной 950 об/мин.
Для максимального использования преимуществ высокой частоты вращения находят оптимальное соотношение между
92
Рис. 29. Закономерность изменения габаритных размеров и чис ла рабочих колес ротора (а), среднего к.п.д. ступени и объема, занимаемого центробежным компрессором (б), от частоты его вращения:
J — я=2950 об/мин; 2 — я =5000 об/мин; 3 — я =8000 об/мин; 4 — я = = 10000 об/мин.
габаритными размерами и к. п. д. проектируемой машины, ко торые и служат исходными данными для дальнейшего ее рас чета.
Из теории центробежных компрессорных машин известно, что окружная скорость, диаметр рабочего колеса и частота вращения вала связаны между собой такими соотношениями, которые исключают применение произвольно высоких обо ротов:
и2
-откуда
яЛ*п
(35)
60
93
6
Рис. 30. Рабочее колесо:
а — разрез колеса; б — треугольники |
скоростей |
для |
различных |
форы |
|
||||||||||||
лопаток; |
D0 — диаметр |
до |
верхней |
входной |
кромки |
рабочего |
колеса; |
|
|||||||||
D\ — диаметр рабочего |
колеса |
до |
середины |
нижней |
кромки |
рабочих |
|
||||||||||
лопаток; |
щ — окружная |
(переносная) |
скорость на |
входной |
кромке |
|
|||||||||||
рабочего |
колеса; |
С|, Сз — скорость |
абсолютного |
результирующего |
дви |
|
|||||||||||
жения |
соответственно |
на |
входе |
и |
выходе |
рабочего |
колеса; |
к»ь |
— |
|
|||||||
— относительная |
скорость |
соответственно на входе и |
выходе |
рабочего |
|
||||||||||||
колеса; |
Д|. аз — угол между абсолютной |
и |
окружной |
скоростями |
со |
|
|||||||||||
ответственно на |
выходе |
рабочего |
|
колеса; |
Эь |
Рг — угол |
между отно |
|
|||||||||
сительной |
скоростью и |
обратным |
|
направлением окружной |
скорости |
|
|||||||||||
|
|
соответственно на входе |
и выходе рабочего колеса. |
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
П= |
|
60«о |
’ |
|
|
|
|
|
|
(36> |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
nDo |
|
|
|
|
|
|
|
||
где и2 — окружная скорость на ободе рабочего колеса |
в м/с; |
||||||||||||||||
D2 — диаметр рабочего колеса в мм; п — частота вращения |
|||||||||||||||||
вала компрессора в об/мин. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Уравнение расхода в выходном сечении компрессора можно |
|||||||||||||||||
записать в следующем виде: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
V = |
nx2kv„Dl |
|
----- — |
и2, |
|
|
|
|
(37> |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Do |
|
Uo |
|
|
|
|
|
|
где гг — коэффициент стеснения; |
|
К 2 = — |
— поправка на |
||||||||||||||
сжимаемость; |
|
По |
|
|
|
|
|
|
газа |
Рн |
входе |
во |
вса- |
||||
рн= — ----- плотность |
при |
||||||||||||||||
сывающий |
|
|
R T n |
р — плотность |
газа при |
нормальных, |
|||||||||||
патрубок; |
|||||||||||||||||
условиях; |
|
— относительная |
|
ширина |
рабочего |
колеса;, |
|||||||||||
С2г — относительная расходная |
скорость. |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
«я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Относительные |
величины |
— |
и |
Uo |
представляют |
собой; |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
важнейшие характеристики колеса. Из уравнения (37) следует, что при прочих равных условиях производительность центро
бежного компрессора прямо пропорциональна диаметру |
коле |
са D2, ширине Ь2 и выходной скорости с2 (рис. 30,а,б)\ |
|
V = const D2b2c2r■ |
(38)) |
Подставляя значение окружной скорости из формулы |
(35)* |
94
13 уравнение (37), получаем:
(39}
(40)
(41)
(42)
Выражения (39) — (42) зависят друг от друга и отражаютвлияние различных параметров на величину диаметра рабочего колеса и частоту вращения ротора. Например, для уменьшения диаметра колеса и увеличения частоты вращения, обеспечива ющих наименьшие вес и размеры машины, выгоднее принимать-
возможно большие значения величин — и |
. |
-D o |
И2 |
Из уравнения (40) видно, что при прочих равных условиях частота вращения будет тем большей, чем меньше объемная производительность.
Уравнение (42) показывает, что в многоступенчатом ком прессоре с одинаковыми диаметрами колес и постоянными зна-
чениями элементов |
треугольника |
скоростей |
( —-- = const) от- |
носительная ширина |
Ьо |
уменьшается |
' |
колеса — |
обратно пропор- |
||
|
Аг |
|
|
ционально величине kv .
2
Величина а-4, существенно влияет на потери в проточной.
части компрессора, а также на потери, связанные с протечками п трением дисков о компримируемый газ. На рис. 31 представ лена зависимость политропического к. п. д. центробежного ком
прессора от относительной ширины колеса —- . Как следует из;
Аз
рис. 31, при малых значениях — (ниже 0,02) в проточной ча~
Dn
сти значительно увеличиваются потери и снижается к. п. д. ком прессора.
95.
Рис. 31. Зависимость политропического
к.п.д. т|по л от относительной ширины коле-
Ь*
са -р- при лопаточном диффузоре.
Таким образом, полный к. п. д.
11пол |
/ |
D, |
|
|
В табл. 27 приведены данные, показывающие влияние
•отношения — на размеры центробежного компрессора.
Таблица 27
Технические параметры рабочего колеса центробежного компрессора
Величина |
|
|
Величина |
|
|
Величина W. |
||
b- |
D:, |
ьг. |
71» |
ь* |
(1 |
JK |
(см. рис. 30, б) |
|
|
|
|||||||
■ о;для |
мм |
мм |
об/МИН |
Ds |
Di |
Ог |
|
|
колеса |
|
|
для колеса |
Для I |
ДЛЯ II |
|||
|
|
|
|
|||||
I ступени |
|
|
II |
ступени |
|
|
сту |
сту |
|
|
|
|
|
|
|
пени |
пени |
0,07 |
480 |
34 |
10550 |
0,0555 |
0,25 |
0,562 |
1,92 |
1,68 |
0,055 |
540 |
30 |
9360 |
0,0441 |
0,25 |
0,546 |
1,81 |
1,57 |
0,04 |
635 |
25 |
7980 |
0,0325 |
0,25 |
0,512 |
1,7 |
1,43 |
0,025 |
804 |
20 |
6300 |
0,0206 |
0,25 |
0,472 |
1,61 |
1,25 |
Из совместного рассмотрения табл. 27 и рис. 30,а, б следует,
что нельзя |
допускать величину относительной ширины рабочего |
||
колеса менее |
0,02—0,04, так |
как при этом снижается к. п. д. |
|
компрессора, |
увеличиваются |
габариты и вес машины. Кроме |
|
того, при |
высоких окружных скоростях (цг = 270-^300 м/с) |
трудно обеспечить относительную ширину рабочего колеса —-
D 2
выше 0,07—0,075 из-за недостаточной прочности последнего. Наряду с указанными факторами, остановимся еще на двух
параметрах, характеризующих допустимые пределы изменения геометрических размеров рабочего колеса и скорости движения компримируемого газа по каналам колеса. Наиболее напряжен ный элемент центробежной компрессорной машины — рабочее колесо, в котором наибольшие напряжения возникают в при-
•96