Файл: Хушпулян, М. М. Технико-экономические показатели современных компрессоров и установок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

крывающем диске. Максимальные тангенциальные напряжения на расточке этого диска колеса с клапанными лопатками могут быть выражены уравнением

от, = уи% (kc + К -Ул- z2

’ V у Dn Do Sn

где kc и k\ — функции отношения — и формы диска; у и ул —

Di

соответственно удельный вес материала диска и рабочих лопа­ ток; z2 — число рабочих лопаток; lvu 6т и Ьт — соответственно средние значения длины, толщины и ширины лопаток.

Таким образом,

а; = уи\ = const,

откуда

и» Of

V V

Как видно, максимальное тангенциальное напряжение щ пропорционально удельному весу материала диска и квадрату его окружной скорости.

Это обстоятельство

объясняет стремление к использованию

дюралевых

сплавов

и

титана

для колеса, так

как мерилом

прочности

является

не предел

текучести os, а

6S

отношение ~ >

которое называется удельной прочностью применяемого мате­ риала.

Как видно из табл. 28, легкие сплавы, особенно титан, име­ ют более высокую удельную прочность, чем лучшие сорта ста­ ли. При использовании этих сплавов можно достичь наибольших окружных скоростей, доходящих до 300—350 м/с для колеса компрессорного типа. Недостатком дюралевых сплавов является их малая пластичность, а титана — высокая стоимость.

Наряду с прочностными условиями, газодинамический фак-

Таблица 28

Прочностные показатели материалов рабочих колес центробежных компрессоров

 

Предел

Предел

Относи-

 

Удельная

 

прочности

Плотность

прочность

Материал

на рас-

текучести

тельное

 

тяжение

 

удлинение

р» ,

 

 

сг.

кгс/мм2

5, %

г/см 3

Р

 

кгс/мм*

 

 

 

 

Сплав А К 6 .............................

36—38

28

12

2,8

10

А К 8 .............................

46

35

10

2,8

12,5

В 1 8 .............................

46 .

32

10

2,8

11,4

В9 5 .............................

49—45

42

5—6

2,8

15

Сталь 34X H 3M .....................

90

75

12

7,85

9,6

Титан.........................................

100

85

10

4,5

19

7—1236

97


тор компримируемого потока газа, в свою очередь, также ста­ вит определенные условия, ограничивающие применение высо­ кой частоты вращения, если даже по условиям прочности ра­ бочего колеса желаемые окружные скорости допустимы.

Дело в том, что уравнение напора остается справедливым, если скорость газа меньше скорости звука в нем. При движе­ нии газов со скоростями, близкими к звуковым, начинает ска­ зываться сжимаемость газов, и выведенные уравнения напора делаются несправедливыми. Критерием их справедливости яв­ ляется так называемое число Маха, представляющее собой от­ ношение скорости потока к скорости звука в газе:

Мс

с2

Со

а

ушъ

 

где с2 —: скорость потока в м/с; а = ]/ kgRT — скорость звука в

м/с

— показатель адиабаты; R — газовая постоянная; Т

абсолютная температура • в °С; g

— ускорение силы тяжести в

м/с2) .

 

 

Обычно для колес с лопатками, загнутыми назад, наиболь­

шее

значение

Мс соответствует

скорости с2. Отсюда следует,

что

расчетная

окружная скорость

по условиям газодинамики

компримируемого потока ограничена:

Hjmax — (0,5 -г- 1,0)

где

При этом необходимо иметь в виду, что для легких газов могут быть допущены значительно большие окружные скорости. Для тяжелых газов нельзя использовать окружные скорости до 300 м/с, допустимые с точки зрения прочности.

Таблица 29

Значения окружной скорости рабочего колеса в зависимости от компримируемого газа

 

 

Показа­

 

Окружная

скорость

 

Газовая

Скорость

ы2.

м /с

Род газа

тель

 

 

постоян­

адиабаты

звука

 

 

 

ная R

k

а, м /с

от

до

 

 

 

 

Воздух . . . . .....................

29,4

1,4

359

265

235

Нефтяной г а з .........................

37,8

1,37

390

330

355

Коксовый газ .........................

72

1,66

555

408

440

Гелий|.........................................

211,9

1,66

1050

770

835

Доменный г а з .........................

19,25

1,31

281

207

224

Фреон .....................................

6,7

1,1

146

107

116

98



В табл. 29 приведены допустимые окружные скорости для

некоторых газов по числу Мс

(Т = 47° G) для

колес

компрес­

сорного типа.

влияния числа

Мс<> на

работу

Таким образом, уточнение

машины имеет важное практическое значение при проектирова­ нии, и в каждом случае должны определяться разумные гра­ ницы окружной скорости с целью обеспечения максимально допустимой частоты вращения. Из изложенного выше следует, что главной проблемой в области развития центробежных ком­ прессоров является вопрос повышения окружной скорости ра­ бочих колес, так как с ее повышением увеличивается степень сжатия ступени и уменьшается число ступеней, необходимых для достижения общей степени сжатия, что приводит к умень­ шению размеров и веса центробежного компрессора.

Пока окружная скорость центробежных компрессоров нахо­ дилась в пределах 220—250 м/с, влияние числа Маха было не­ значительным. При окружных скоростях 300—350 м/с влияни­ ем числа Маха уже нельзя пренебречь. К- п. д. сжатия и зона устойчивости работы — это два основных фактора, влияющих на экономичность эксплуатации центробежного компрессора. Снижение этих показателей едва ли может компенсироваться уменьшением стоимости компрессора, получаемой за счет по­ вышения его быстроходности. Поэтому, повышать число Маха, за счет увеличения окружной скорости без изменения геомет-, рии проточной части или выполнения иных мероприятий нельзя,-

Точные результаты, обеспечивающие относительно высокие значения к. п. д. и окружных скоростей, можно получить только при изменении характеристик в процессе экспериментальных исследований центробежного компрессора.

В отличие от компрессоров вытеснения (поршневых, винто­ вых и ротационных) производительность и давление нагнетания

в центробежной

компрессорной машине

взаимосвязаны одной

характеристикой

(pV). Центробежная. компрессорная

и

машина

характеризуется

производительностью V,

конечным

началь-

 

 

Р к

X

Т

ным давлениями рк и р1Ьих отношением е = ---- , мощностью N,

рн

к. п. д. -р и пр.

Работа машины при переменном режиме определяется газо­ динамическими характеристиками, представляющими зависи­

мость отношения

мощности N и к. п. д.

tiot объемной V

Рн

'

• '

или весовой G производительности при одной ‘или нескольких, частотах вращения п. В силу сложности протекания процесса компримирования истинное значение газодинамической харак­ теристики определяется при испытаниях машины.

На рис. 32 представлены типичные газодинамические харак­ теристики центробежных компрессорных машин с лопатками,-

7*

99


загнутыми назад. Зависимость конечного давления от произво­ дительности имеет параболический характер (с восходящей ветвью АК и нисходящей КВ). В отличие от компрессоров вы­

 

 

--------.

теснения в центробежной компрессор-

N

^

ной машине по мере увеличения про-

t

 

Ne

 

гиводавления (например, при закры­

 

 

 

 

тии задвижки на нагнетательной сети)

 

 

 

 

конечное давление

нагнетания

повы­

 

 

 

 

шается, а производительность падает.

 

 

 

 

При дальнейшем увеличении сопро­

 

 

 

 

тивления уменьшается не только про­

 

 

 

 

изводительность, но и давление нагне­

 

 

 

 

тания. Ветвь АК соответствует не­

 

 

 

 

устойчивому режиму работы компрес­

 

 

 

с о р а

(помпажу). Он возникает

вслед­

 

 

 

 

ствие срыва потока в машине тем бо-

 

 

 

v лее

резкого,

чем

больше давление,

Рнс.

32. Газодинамические

емкость сети

и плотность сжимаемого

газа. Точку

К перегиба

кривой

рк =

характеристики центробеж­

ных

компрессоров

с лопат­

= /( V) называют критической

и

соот­

ками, загнутыми

назад.

 

ветствующую ей производительность —

Продолжительная

 

критической

производительностью

Укр.

работа

машины

в пределах

кривой

АК,

п. е.

в зоне расходов,

когда V < Ккр, недопустима,

что является

.’существенным недостатком центробежных компрессоров. Поэто­ му при его выборе следует иметь в виду помпажные свойства

Гкр

данной машины, характеризуемые отношением — 1, которое

обычно лежит в пределах 0,45—0,75.

В соответствии с этим для обеспечения нормальной эксплу­ атации центробежной компрессорной машины характеристики компрессора и сети должны быть подобраны так, чтобы рабо­ чая точка, находясь на достаточном отдалении от зоны помпажа, имела бы максимальное значение к. п. д., при котором расход мощности Ne является минимальным, и удовлетворяла бы заданным требованиям установки по производительности и давлению нагнетания. Пересечение обеих характеристик опреде­ ляет единственно возможный оптимальный режим работы уста­ новки, поскольку в этой точке потребности сети и производи­ тельность машины соответствуют друг другу.

С увеличением степени сжатия технико-экономические по­ казатели центробежной компрессорной машины ухудшаются, поскольку при этом уменьшается ее производительность, увели­ чиваются вес и габариты и, как следствие, возрастают удель­ ные значения этих показателей. Кроме того, с ростом степени сжатия вследствие увеличения потерь ухудшается динамика потока компримируемого газа, повышаются его температура и показатель политропы.

ЮО