Файл: Хушпулян, М. М. Технико-экономические показатели современных компрессоров и установок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
крывающем диске. Максимальные тангенциальные напряжения на расточке этого диска колеса с клапанными лопатками могут быть выражены уравнением
от, = уи% (kc + К -Ул- z2
’ V у Dn Do Sn
где kc и k\ — функции отношения — и формы диска; у и ул —
Di
соответственно удельный вес материала диска и рабочих лопа ток; z2 — число рабочих лопаток; lvu 6т и Ьт — соответственно средние значения длины, толщины и ширины лопаток.
Таким образом,
а; = уи\ = const,
откуда
и» Of
V V
Как видно, максимальное тангенциальное напряжение щ пропорционально удельному весу материала диска и квадрату его окружной скорости.
Это обстоятельство |
объясняет стремление к использованию |
||||
дюралевых |
сплавов |
и |
титана |
для колеса, так |
как мерилом |
прочности |
является |
не предел |
текучести os, а |
6S |
|
отношение ~ > |
которое называется удельной прочностью применяемого мате риала.
Как видно из табл. 28, легкие сплавы, особенно титан, име ют более высокую удельную прочность, чем лучшие сорта ста ли. При использовании этих сплавов можно достичь наибольших окружных скоростей, доходящих до 300—350 м/с для колеса компрессорного типа. Недостатком дюралевых сплавов является их малая пластичность, а титана — высокая стоимость.
Наряду с прочностными условиями, газодинамический фак-
Таблица 28
Прочностные показатели материалов рабочих колес центробежных компрессоров
|
Предел |
Предел |
Относи- |
|
Удельная |
|
прочности |
Плотность |
прочность |
||
Материал |
на рас- |
текучести |
тельное |
|
|
тяжение |
|
удлинение |
р» , |
|
|
|
сг. |
кгс/мм2 |
5, % |
г/см 3 |
Р |
|
кгс/мм* |
|
|
|
|
Сплав А К 6 ............................. |
36—38 |
28 |
12 |
2,8 |
10 |
А К 8 ............................. |
46 |
35 |
10 |
2,8 |
12,5 |
В 1 8 ............................. |
46 . |
32 |
10 |
2,8 |
11,4 |
В9 5 ............................. |
49—45 |
42 |
5—6 |
2,8 |
15 |
Сталь 34X H 3M ..................... |
90 |
75 |
12 |
7,85 |
9,6 |
Титан......................................... |
100 |
85 |
10 |
4,5 |
19 |
7—1236 |
97 |
тор компримируемого потока газа, в свою очередь, также ста вит определенные условия, ограничивающие применение высо кой частоты вращения, если даже по условиям прочности ра бочего колеса желаемые окружные скорости допустимы.
Дело в том, что уравнение напора остается справедливым, если скорость газа меньше скорости звука в нем. При движе нии газов со скоростями, близкими к звуковым, начинает ска зываться сжимаемость газов, и выведенные уравнения напора делаются несправедливыми. Критерием их справедливости яв ляется так называемое число Маха, представляющее собой от ношение скорости потока к скорости звука в газе:
Мс |
с2 |
Со |
|
а |
ушъ ’ |
||
|
где с2 —: скорость потока в м/с; а = ]/ kgRT — скорость звука в
м/с |
(к — показатель адиабаты; R — газовая постоянная; Т — |
||
абсолютная температура • в °С; g |
— ускорение силы тяжести в |
||
м/с2) . |
|
|
|
Обычно для колес с лопатками, загнутыми назад, наиболь |
|||
шее |
значение |
Мс соответствует |
скорости с2. Отсюда следует, |
что |
расчетная |
окружная скорость |
по условиям газодинамики |
компримируемого потока ограничена:
Hjmax — (0,5 -г- 1,0)
где
При этом необходимо иметь в виду, что для легких газов могут быть допущены значительно большие окружные скорости. Для тяжелых газов нельзя использовать окружные скорости до 300 м/с, допустимые с точки зрения прочности.
Таблица 29
Значения окружной скорости рабочего колеса в зависимости от компримируемого газа
|
|
Показа |
|
Окружная |
скорость |
|
Газовая |
Скорость |
ы2. |
м /с |
|
Род газа |
тель |
|
|
||
постоян |
адиабаты |
звука |
|
|
|
|
ная R |
k |
а, м /с |
от |
до |
|
|
|
|
||
Воздух . . . . ..................... |
29,4 |
1,4 |
359 |
265 |
235 |
Нефтяной г а з ......................... |
37,8 |
1,37 |
390 |
330 |
355 |
Коксовый газ ......................... |
72 |
1,66 |
555 |
408 |
440 |
Гелий|......................................... |
211,9 |
1,66 |
1050 |
770 |
835 |
Доменный г а з ......................... |
19,25 |
1,31 |
281 |
207 |
224 |
Фреон ..................................... |
6,7 |
1,1 |
146 |
107 |
116 |
98
В табл. 29 приведены допустимые окружные скорости для
некоторых газов по числу Мс |
(Т = 47° G) для |
колес |
компрес |
сорного типа. |
влияния числа |
Мс<> на |
работу |
Таким образом, уточнение |
машины имеет важное практическое значение при проектирова нии, и в каждом случае должны определяться разумные гра ницы окружной скорости с целью обеспечения максимально допустимой частоты вращения. Из изложенного выше следует, что главной проблемой в области развития центробежных ком прессоров является вопрос повышения окружной скорости ра бочих колес, так как с ее повышением увеличивается степень сжатия ступени и уменьшается число ступеней, необходимых для достижения общей степени сжатия, что приводит к умень шению размеров и веса центробежного компрессора.
Пока окружная скорость центробежных компрессоров нахо дилась в пределах 220—250 м/с, влияние числа Маха было не значительным. При окружных скоростях 300—350 м/с влияни ем числа Маха уже нельзя пренебречь. К- п. д. сжатия и зона устойчивости работы — это два основных фактора, влияющих на экономичность эксплуатации центробежного компрессора. Снижение этих показателей едва ли может компенсироваться уменьшением стоимости компрессора, получаемой за счет по вышения его быстроходности. Поэтому, повышать число Маха, за счет увеличения окружной скорости без изменения геомет-, рии проточной части или выполнения иных мероприятий нельзя,-
Точные результаты, обеспечивающие относительно высокие значения к. п. д. и окружных скоростей, можно получить только при изменении характеристик в процессе экспериментальных исследований центробежного компрессора.
В отличие от компрессоров вытеснения (поршневых, винто вых и ротационных) производительность и давление нагнетания
в центробежной |
компрессорной машине |
взаимосвязаны одной |
||
характеристикой |
(pV). Центробежная. компрессорная |
и |
машина |
|
характеризуется |
производительностью V, |
конечным |
началь- |
|
|
|
Р к |
X |
Т |
ным давлениями рк и р1Ьих отношением е = ---- , мощностью N,
рн
к. п. д. -р и пр.
Работа машины при переменном режиме определяется газо динамическими характеристиками, представляющими зависи
мость отношения |
мощности N и к. п. д. |
ti’ot объемной V |
Рн |
' |
• ' |
или весовой G производительности при одной ‘или нескольких, частотах вращения п. В силу сложности протекания процесса компримирования истинное значение газодинамической харак теристики определяется при испытаниях машины.
На рис. 32 представлены типичные газодинамические харак теристики центробежных компрессорных машин с лопатками,-
7* |
99 |
загнутыми назад. Зависимость конечного давления от произво дительности имеет параболический характер (с восходящей ветвью АК и нисходящей КВ). В отличие от компрессоров вы
|
|
--------. |
теснения в центробежной компрессор- |
||||||||
N |
^ |
ной машине по мере увеличения про- |
|||||||||
t |
|
Ne |
|
гиводавления (например, при закры |
|||||||
|
|
|
|
тии задвижки на нагнетательной сети) |
|||||||
|
|
|
|
конечное давление |
нагнетания |
повы |
|||||
|
|
|
|
шается, а производительность падает. |
|||||||
|
|
|
|
При дальнейшем увеличении сопро |
|||||||
|
|
|
|
тивления уменьшается не только про |
|||||||
|
|
|
|
изводительность, но и давление нагне |
|||||||
|
|
|
|
тания. Ветвь АК соответствует не |
|||||||
|
|
|
|
устойчивому режиму работы компрес |
|||||||
|
|
|
с о р а |
(помпажу). Он возникает |
вслед |
||||||
|
|
|
|
ствие срыва потока в машине тем бо- |
|||||||
|
|
|
v лее |
резкого, |
чем |
больше давление, |
|||||
Рнс. |
32. Газодинамические |
емкость сети |
и плотность сжимаемого |
||||||||
газа. Точку |
К перегиба |
кривой |
рк = |
||||||||
характеристики центробеж |
|||||||||||
ных |
компрессоров |
с лопат |
= /( V) называют критической |
и |
соот |
||||||
ками, загнутыми |
назад. |
|
ветствующую ей производительность — |
||||||||
Продолжительная |
|
критической |
производительностью |
Укр. |
|||||||
работа |
машины |
в пределах |
кривой |
АК, |
|||||||
п. е. |
в зоне расходов, |
когда V < Ккр, недопустима, |
что является |
.’существенным недостатком центробежных компрессоров. Поэто му при его выборе следует иметь в виду помпажные свойства
Гкр
данной машины, характеризуемые отношением — 1, которое
обычно лежит в пределах 0,45—0,75.
В соответствии с этим для обеспечения нормальной эксплу атации центробежной компрессорной машины характеристики компрессора и сети должны быть подобраны так, чтобы рабо чая точка, находясь на достаточном отдалении от зоны помпажа, имела бы максимальное значение к. п. д., при котором расход мощности Ne является минимальным, и удовлетворяла бы заданным требованиям установки по производительности и давлению нагнетания. Пересечение обеих характеристик опреде ляет единственно возможный оптимальный режим работы уста новки, поскольку в этой точке потребности сети и производи тельность машины соответствуют друг другу.
С увеличением степени сжатия технико-экономические по казатели центробежной компрессорной машины ухудшаются, поскольку при этом уменьшается ее производительность, увели чиваются вес и габариты и, как следствие, возрастают удель ные значения этих показателей. Кроме того, с ростом степени сжатия вследствие увеличения потерь ухудшается динамика потока компримируемого газа, повышаются его температура и показатель политропы.
ЮО