Файл: Хушпулян, М. М. Технико-экономические показатели современных компрессоров и установок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
разработка и изготовление конструкций рабочих колес с узким выходом и оценка свойственных им флюидодинамических характеристик;
уравновешивание осевого давления, передаваемого осью компрессора, работающего под высоким давлением, и др.
Для комплексных эксплуатационных испытаний уплотнений концов вала компрессора был сконструирован специальный ап парат в целях:
проверки надежности системы масляного уплотнения при высоком давлении;
определения наиболее подходящего типа уплотнений данной конструкции для заданных размеров и материала, давлений всасывания и нагнетания, частоты вращения вала;
установления оптимального зазора для муфт как высокого, так и низкого давления;
изменения параметров потока, температуры масла и про изводительности по сравнению с частотой вращения и давле нием для различных типов уплотнений. В качестве привода был использован электромотор с плавно регулируемой частотой вращения.
Испытания проводились |
в диапазоне от 3000 до |
19 200 об/мин |
с давлением нагнетания от |
30 до 350 кгс/см2. При |
этом исполь |
зовалось турбинное смазочное масло вязкостью 4,8 сст при температуре 50° С.
Полученные данные показали, что масляные уплотнения обеспечивают отличную работу компрессора при высоком дав лении нагнетания.
Экспериментальными исследованиями установлено, что наи больший технико-экономический эффект достигается при шири не выходного отверстия рабочих колес последующих ступеней менее 6 мм и диаметре рабочего колеса 300 мм. Рабочие ко леса изготовляли двумя способами, чтобы выбрать наиболее эффективный из них.
В первом случае использовался механический метод обра ботки газовых каналов рабочих колес путем высверливания и фрезеровки их внутренних поверхностей. По этому способу бы ло изготовлено шесть рабочих колес, результаты испытаний ко торых оказались неплохими. Однако стоимость их была в тричетыре раза выше сборных рабочих колес.
Второй способ, используемый в настоящее время, заклю чается в изготовлении каналов в рабочем колесе из монолит ной поковки посредством электроэрозии.
Сопоставление результатов испытаний и технико-экономиче ских показателей сравниваемых рабочих колес показало, что наиболее эффективными оказались рабочие колеса, изготовлен ные с помощью электроэрозийной обработки, а стоимость их равнялась стоимости сварной конструкции.
Для получения точных экспериментальных данных по ком
107
прессорам высокого давления с узкими выходными сечениям» рабочего колеса был построен опытный центробежный компрес сор на давление 350 кгс/см2. В течение длительного периода он: испытывался в производственных условиях на итальянском хи мическом заводе для компримирования синтетического газа.
В процессе испытаний компрессора были получены характе ристические кривые давления и производительности в зависи мости от частоты вращения. Испытания показали, что компрес
сор достигает |
расчетных |
условий |
при частоте вращения |
13 800 об/мин (а не при 14 100 об/мин). |
Максимальное давление, |
||
которое развил |
компрессор |
во время |
испытаний, было равно- |
350 кгс/см2. В течение полного цикла испытаний, длившихся 1500 ч, работа уплотнений была нормальной. Вибрации были очень низки: колебания, измеренные на корпусе вблизи осевых подшипников, составили 1 —1,5 мк.
Успешное завершение всех циклов испытаний полностью до казало способность компрессора удовлетворительно работать в условиях, более тяжелых, чем при нормальной эксплуатации.
В соответствии с полученными результатами фирма «НуовоПиньонэ» приступила к выполнению большого числа заказов на изготовление центробежных компрессоров высокого давле ния, которые в последние годы широко применяются, особенно
на газопроводах и на нефтеперерабатывающих |
заводах |
(ката |
|||
литического риформинга). Диапазон |
производительности |
этих |
|||
компрессорных установок — от 1016 до 2033 |
и |
от 5833 |
до |
||
10 833 м3/мин. Давление нагнетания |
находится |
в |
пределах |
от |
150 до 350 кгс/см2 при давлении всасывания от 25 до 35 кгс/см2. Получение столь высоких степеней сжатия и производи тельностей достигается путем параллельной и последовательной совместной работы нескольких высоконапорных центробежных
компрессоров, число которых обусловливается |
в |
зависимости |
от давления нагнетания, давления всасывания |
и |
производи |
тельности.
Для мощных компрессорных установок, где наряду с высо кими давлениями нагнетания одновременно требуется и боль шая производительность, машины подключаются как последо вательно, так и параллельно. Таким образом, создается двух-, трехили многопоточная система компримирования. Поэтому обоснование выбора оптимального числа компрессоров для за данных параметров компримирования установки и соответству ющего привода к ним должно решаться технико-экономически ми расчетами, обеспечивающими минимальные затраты.
На рис. 35,а, б представлены центробежные компрессоры вы сокого давления фирмы «Нуово-Пиньонэ», предназначенные как для самостоятельной, так и совместной последовательной рабо ты в мощных компрессорных установках. Степень сжатия каж дого рабочего колеса находится в пределах 0,26—0,4.
Мощность компрессорных установок, состоящих из таких
108
Рис. 35. Центробежный компрессор высокого давления фирмы «Нуово-Пиньонэ»:
а — трехступенчатый; б — пятиступенчатый.
компрессоров, подключенных в работу по соответствующим схе мам компримирования, достигает от 150 до 18 500 квт и выше. Для уменьшения расхода мощности между компрессорами мон тируются промежуточные холодильники.
109
m
Рис. 36. Рекуперационная турбина фирмы «Нуово-Пиньонэ».
Чтобы уменьшить занимаемую площадь, повысить агрегат ную мощность привода, особенно в установках большой мощно сти, компрессоры при последовательной работе устанавливают ся в каскад с приводом от одного двигателя. При параллельной работе используются специальные редукторы с двумя выносны ми валами, вследствие чего обеспечивается работа компрессо ров от одного привода.
Кроме электродвигателя, приводом для этих установок мо гут быть паровая и газовая турбины, турбодетандер. В целях обеспечения высоких экономических показателей компрессорных цехов, работающих в технологических установках, где в про цессе получения исходного продукта вырабатываются отходя щие газы с избыточным давлением от 3 до 11 кгс/см2 и темпе
ратурой |
от 400 до 600° С, |
или требуется расширение сжатого |
газа для |
его разделения |
и других случаях, рекуперационпые |
турбины и турбодетандеры являются одним из основных и наи более эффективных видов привода. Поэтому фирмой «НуовоПиньонэ», наряду с производством центробежных компрессо ров, изготовляются также турбодетандеры довольно значитель ной номенклатуры, нормальный ряд которых по мощности отвечает соответствующим установкам.
На рис. 36 показана трехступенчатая рекуперационная тур бина фирмы «Нуово-Пиньонэ» с эффективной мощностью от
1500 до 3000 квт.
ПО
3. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ КОМПРЕССОРОВ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
Чтобы выдержать высокие давления, которым подвергается корпус компрессора в процессе работы, он изготовляется из стальной поковки высокой прочности и имеет цилиндрическую форму. На торцовых поверхностях корпуса ввинчены высоко пробные шпильки, с помощью которых по вертикальным разъе мам крепятся массивные крышки, изготовленные из высоко прочной стали. Герметичность этого соединения достигается контактом обработанных торцовых поверхностей корпуса и крышки. Кроме того, в специально выточенном пазу в крышке устанавливается резиновая прокладка круглого сечения.
Выходные и входные патрубки газа приварены к корпусу. На двух торцовых днищах установлены трубы для входа и вы хода как смазывающего, так и уплотняющего масла. Корпус опирается на четыре лапы, расположенные вблизи горизон тальной оси. Две лапы со стороны двигателя снабжены ниве лировочными шпонками для установки (выверки) машины в аксиальном направлении. В радиальном направлении компрес сор выверяется специальными установочными шпонками, рас положенными в нижней части корпуса.
При установке агрегата на фундамент благодаря установоч ным шпонкам термические расширения не нарушают центровку агрегата.
Диафрагмы изготовляют из листовой стали методом сварки. Каждая из них разделена на две части по горизонтальной пло скости. Обе половины диафрагмы соединены между собой бол тами из специальной легированной стали. Диафрагмы, в свою очередь, соединены между собой шестью продольными стерж нями-шпильками.
Рабочие колеса закрытого типа состоят из диска и контр диска, которые изготовляются из хромомолибденовой стали и могут быть сварными или же сделаны на фрезерном станке из кованой заготовки. Сварные рабочие колеса хорошо зарекомен довали себя на компрессорах с относительно высокой объемной производительностью.
Для компрессоров, имеющих низкую эффективную объемную производительность и, следовательно, более высокое давление, фирма «Нуово-Пиньо'нэ» спроектировала особый тип закрытого рабочего колеса, который фрезеруется из поковки. Этим спо собом можно изготовлят^ рабочие колеса с лопатками малой высоты, необходимой для сжатия ограниченного объема газа.
За последним рабочим колесом в этих компрессорах уста новлен уравновешивающий барабан, с помощью которого зна чительно снижается осевое давление на упорный подшипник.
Каждое рабочее колесо подвергается динамической балан сировке, после чего испытывается на оборотах, превышающих
111
на 15% максимальное рабочее число оборотов, затем заново подвергается балансировке. В заключение ротор в сборе тща тельно балансируется динамически.
Коренные подшипники скользящего типа изготовляются из кованой стали, внутри облицованы баббитом и смазываются маслом под давлением. Они спроектированы так, что аморти зируют собственные вибрации вала.
Упорный подшипник имеет опоры, равнораспределяющие осевое давление. Кроме того, он снабжен кольцом для сокра щения потерь мощности из-за трения.
Особенно тщательно продумана конструкция внутренних уплотнений между рабочими колесами, чтобы свести до мини мума утечки газа. Эти уплотнения лабиринтного типа, облицо ваны баббитом и легко заменяемы при износе.
Для герметичности конца вала применяется масло под дав лением, которое вводится в набор колец, изготовленных из ста ли и облицованных баббитом. Это масло под давлением посту пает в циркуляционную систему, а масло из полости высокого давления, смешанное с газом, сбрасывается автоматически.
Лабиринтное уплотнение, расположенное между масляным уплотнением и внутренней частью компрессора, полностью предотвращает просачивание масла в газ.
Рис. 37. Конструктивные исполнения фланце вых соединений компрессоров:
а — типа HS; б — типа Vs.
112
применяются в химической и нефтегазодобывающей промыш ленности. Для осуществления наиболее экономичной трубной обвязки в корпусах центробежных компрессоров предусмотре ны (рис. 37,а, б) верхние или нижние фланцевые соединения. Для регулирования температуры газового потока и возможно большего снижения затрачиваемой мощности предусмотрено межступенчатое охлаждение. В рассматриваемых конструк циях компрессоров предусматривается также охлаждение с по мощью впрыска.
Подшипники машины типа HS (рис. 38,с, б) имеют мини мальное расстояние между собой, что позволяет иметь в одном корпусе до десяти ступеней.
Для предотвращения утечек компримируемого газа подшип ники отделены от компримируемого газового потока, полости подшипников соединены с отсасывающим вентиляционным уст ройством.
Уплотнения в компрессорах могут быть лабиринтовые, мас ляные, контактные и из угольных колец — в зависимости от давления нагнетания.
Компрессоры типа HS выпускаются семи типоразмеров про
изводительностью до 425 м3/мин, |
давлением |
нагнетания до |
||||||
50 кгс/см2 |
и потребляемой |
мощностью |
до 7500 |
квт |
(табл. 33). |
|||
|
|
, |
|
|
|
|
|
Таблица 33 |
|
В ес и габар и т ы |
ц ен т р о б еж н ы х |
к ом п р ессор ов |
|
||||
|
|
|
типа |
H S фирмы |
<К ырк» |
|
|
|
|
Число ступе |
|
|
|
Габариты, мм |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
Типораз |
ней |
(мини |
Вес компрес |
|
|
|
|
|
мальное, |
|
|
|
|
||||
мер |
максималь |
сора, кг |
|
|
|
|
||
|
ное) |
|
|
длина |
ширина |
высота |
||
1 |
3; |
10 |
3 260 |
1216 |
1128 |
1264 |
||
2 |
3; |
10 |
5016 |
1910 |
1128 |
1264 |
||
4 424 |
1216 |
1264 |
1432 |
|||||
|
|
|
7 326 |
2088 |
1264 |
1432 |
||
3 |
3; |
10 |
9 826 |
1638 |
1712 |
1784 |
||
4 |
3; |
10 |
16 762 |
2952 |
1712 |
1784 |
||
11 109 |
2088 |
2320 |
2368 |
|||||
|
|
|
38 000 |
3648 |
2320 |
2368 |
||
5 |
3; |
10 |
23 230 |
2672 |
2952 |
3140 |
||
6 |
3; |
10 |
31 540 |
3976 |
2952 |
3040 |
||
25 323 |
3! 12 |
2952 |
— |
|||||
|
|
|
34146 |
4376 |
2952 |
— |
||
7 |
3; |
10 |
28132 |
4256 |
3892 |
— |
||
|
|
|
35 231 |
5264 |
3892 |
— |
Масляное уплотнение, разработанное фирмой «Кларк» и. впервые примененное в центробежных компрессорах магист-
114