Файл: Хушпулян, М. М. Технико-экономические показатели современных компрессоров и установок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
Как видно из рисунка, осевой компрессор состоит из ротора с закрепленными на нем рабочими лопатками и корпуса, к ко торому крепятся направляющие лопатки.
1. СХЕМА И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
При вращении ротора двигателем энергия передается пото ку воздуха (газа) путем воздействия на рабочие лопатки.
Направляющие лопатки предназначены |
для осуществления |
||
поворота компримируемого |
газового |
потока, |
при этом |
может совершаться частичное |
преобразование |
кинетической |
энергии в потенциальную. Совокупность одного ряда рабочих лопаток и одного ряда последующих направляющих лопаток принято называть ступенью компрессора. Как рабочие, так и направляющие лопатки образуют диффузорные каналы, по скольку в межлопаточных каналах рабочих (в относительном движении) и направляющих лопаток происходит уменьшение скорости при одновременном повышении давления. Осевой ком прессор является обращенной машиной по отношению к осевой турбине. Течение в межлопаточных каналах компрессоров яв ляется диффузорным и криволинейным. А, как известно, диф фузорные криволинейные течения значительно менее устойчивы
с точки зрения |
возможности отрыва потока, чем конфузорные |
в турбинах. |
этого к профилированию и обработке лопаток |
Вследствие |
компрессора предъявляются более жесткие требования, чем к профилированию турбинных лопаток.
Возможность достижения больших значений к. п. д. в осе вых компрессорах по сравнению с к. п. д. в центробежных обусловлена прямоточностью течения сжимаемого газа, т. е. преимущественно осевым (точнее, винтовым) движением пото ка и вследствие этого отсутствием дополнительных его поворо тов при переходе к последующим ступеням, что является источ ником потерь в центробежном компрессоре. В создании осевых компрессоров с высоким к. п. д. за последнее время достигнуты большие успехи; к. п. д. современных многоступенчатых осевых компрессоров достигает 0,91—0,95, в то время как к. п. д. цент робежных компрессоров обычно не превышает 0,8—0,86. Созда ние высокоэкономичных многоступенчатых осевых компрессоров оказалось возможным лишь после того, как трудами гениаль ных русских ученых Н. Е. Жуковского и А. С. Чаплыгина были заложены основы современной аэродинамики, теории подъемной силы крыла. Благодаря планомерной научно-иссле довательской работе удалось достигнуть высоких значений изотермического к. п. д. Немаловажную роль при этом сыграло также тщательное профилирование лопаточных аппаратов, диф фузора и патрубков. Осевые компрессоры в настоящее время являются наиболее экономичными из всех известных типов ком прессорных машин.
124
Значения окружных скоростей у компрессоров стационарных установок находятся в пределах 160—250 м/с, а у компрессоров транспортных установок — до 300 м/с и более. Число ступеней в современных осевых компрессорах колеблется от 5 до 20. Степень сжатия в ступени осевого компрессора лежит в пре делах от 1,1 до 1,3. Скорости движения компримируемого воз духа в осевых компрессорах приближаются к скорости звука, а иногда и превосходят ее, что сопровождается существенными количественным и качественным изменениями в газодинамике потока в проточной части компрессора.
В достаточной степени изученность явлений, происходящих при обтекании лопаток потоком компримируемого газа с боль шими скоростями, является необходимым условием для созда ния высокоэффективных и махостойких профилей, обладающих высокими аэродинамическими качествами при больших скоро стях. Это обусловлено тем, что в каждом сечении тело лопатки осевого компрессора имеет свой аэродинамический профиль. Работа лопатки основана на теории подъемных сил. Примени тельно к лопатке осевого компрессора под подъемной силой необходимо подразумевать усилие, которое действует на обтека емую лопатку в направлении, перпендикулярном к направлению движения среды.
Если в воздухе, движущемся поступательно со скоростью w, поместить крыло с аэродинамичным профилем сечения, то те чение воздуха вокруг крыла изменится. В этом случае поток воздуха при натекании на крыло образует за ним вихрь, вско ре отделяющийся от крыла, вокруг которого появляется кру говое движение обтекания (рис. 44). При сложении этих двух
Рис. 44. Возникновение подъемной силы крыла с аэродинамическим профилем.
движений на верхней стороне возникнут большие скорости, в то время как на нижней стороне, где скорости потоков проти воположны, следовательно, вычитаются и будут меньше. Раз ность давлений создает подъемную силу, которая в осевом ком прессоре обеспечивает необходимое давление нагнетания.
Из рис. 44 видно, что суммарная подъемная сила образуется
125
главным образом за счет пониженного давления на верхней поверхности крыла.
Теоретическая формула, определяющая суммарную подъем ную силу А (в кгс), впервые была дана проф. Н. Е. Жуков ским:
JL |
Lb, |
8 |
|
где Су — коэффициент подъемной силы; — — плотность сре-
г ё
ды; L — длина профиля крыла; b — длина крыла в направле нии, перпендикулярном плоскости чертежа; со» — скорость поступательного движения воздуха на бесконечно большом рас стоянии от профиля крыла в потоке.
Подъемная сила направлена перпендикулярно к направле нию скорости со» (см. рис. 44). Наряду с подъемной силой А вследствие вязкости среды возникает сила лобового сопротив ления крыла W, действующая в направлении потока. Ее вели-* на определяется по формуле
2
W = Ct -Z-----— Lb,
' g 2
где Сх — коэффициент лобового сопротивления.
Величины Су и Сх зависят от формы профиля, его положе ния относительно направления скорости сото или угла атаки а
(см. рис. 44) и размаха крыла Я= — .
Значения Су и Сх определены экспериментально для мно жества профилей путем их продувки в аэродинамических тру бах при конечном значении Ь, а следовательно, и величины Я,- Применяемый профиль лопатки является тем более эконо мичным, чем меньше его коэффициент скольжения, который представляет собой отношение силы лобового сопротивления,
крыла W к подъемной силе А:
tga = |
W |
Сх_ |
|
А |
~Су ' |
||
|
Лопатки осевых компрессоров конструируются так, что’ каждый их элемент по радиусу создает один и тот же напор. Рабочие лопатки осевого компрессора, закрепленные на роторе, являются как бы частью винтовой поверхности, а окружающий газ служит как бы гайкой. При вращении такого винта (рото ра) в направлении, указанном стрелкой, будет поступательно перемещаться «гайка», т. е. газ вдоль оси вала слева направо. Двигаясь поступательно, газ одновременно участвует и во вра щательном движении вместе с ротором. При этом лопатки ротора передают вращающийся момент от вала к комприми руемому газу, который поступает к ним из всасывающей каме-
126
120
Рис. 45. Характеристика осевого и центробеж ного компрессоров.
ры. Таким образом, по выходе из рабочих лопаток газ посту пательно движется вдоль оси и имеет вокруг нее вращательное движение. Для устранения последнего газ заставляют пройти через направляющие лопатки, закрепленные на образующей по верхности корпуса; по выходе из направляющей лопатки газ вновь поступает в следующую ступень.
Характеристические кривые осевого компрессора, получае мые при испытании, несколько отличаются от кривых центро бежных компрессоров. Кривая V—р для осевого компрессора обычно более круто падает и в большинстве случаев при пере ходе за критическую точку имеет резкий срыв. На рис. 45 при ведены характеристические кривые осевого 1 и центробежного2' компрессоров.
Приводом осевого компрессора может быть электродвига тель, газовая или паровая турбины.
Ротор обычно лежит на двух опорных подшипниках преиму щественно скользящего типа у стационарных машин. Для ма шин специального назначения или с большой частотой враще ния для опор применяются подшипники качения.
Статор компрессора несет все венцы направляющих лопа ток. Они должны наилучшим способом направлять поток газа из предшествующего рабочего венца в последующий.
Статор имеет еще две важные части: входной и выходной, патрубки, которые в зависимости от условий всасывания и нагнетания выполняются различно.
Область применения осевых компрессоров весьма много образна. Высокий к. п. д., большая производительность, кото рыми не обладает ни одна из современных компрессорных ма шин, предопределили возросшее использование осевых ком прессоров во многих отраслях промышленности, например, в: металлургической для осуществления дутья в доменных печах*
127
Рис. 46. Разрез комбинированного осе вого компрессора.
транспортных установках для охлаждения и наддува двига- к’лей, вентилирования и охлаждения железнодорожных ваго нов, подачи больших количеств воздуха и газа в судовых уста новках для атомных электростанций, аэродинамических уста новок и др. Особый интерес представляют осевые компрессоры для стационарных и транспортных газовых турбин, оснащен ных лопатками из жаропрочных сплавов.
За последнее время в связи с необходимостью компримиро вания больших количеств нефтяного газа осевые компрессоры стали с успехом применяться и в нефтяной промышленности. Преимущества осевых компрессоров обеспечили им условия для их широкого использования в качестве первых ступеней центро бежных компрессоров. При таком сочетании двух типов газо динамических компрессорных машин устраняются недостатки каждого из них и достигается высокий технико-экономический эффект.
Комбинированный осевой компрессор, в котором последние несколько ступеней заменены колесом центробежного компрес сора, приведен на рис. 46. При такой комбинации обеспечивает ся увеличение общей степени сжатия компрессора.
Применение рабочего колеса центробежного компрессора исключает установку лопаток малой высоты. Кроме того, в свя зи с этим осевые размеры компрессора существенно уменьша ются, поскольку последняя ступень центробежного компрессо ра заменяет три-четыре ступени осевого типа.
При комбинированном исполнении осевого компрессора со храняется высокий к. п. д., так как ступень центробежного ком
прессора |
при |
малых |
высотах |
лопаток имеет |
более |
высокий |
к. п. д., |
чем |
ступень |
осевого |
типа с лопатками |
малой |
высоты. |
128
50 60 |
70 |
80 |
90 |
/00 I/O /20 /30 |
|
Объемная производительность, °/о |
Рис. 47. Пятиступенчатый осевой компрессор фирмы «Нуово-Пиньонэ»:
а— разрез; б — характеристика.
Вустановках большой производительности и с относитель но высоким давлением нагнетания, превышающим максималь ное, которое способен создавать осевой компрессор, последний используется в качестве первой ступени к одному или несколь ким центробежным компрессорам. При такой комбинации до стигается высокий к. п. д. установки в целом и уменьшается стоимость компримирования по сравнению с чисто центробеж-
9—1236 |
129 |
ной компрессорной установкой. Такие комбинированные ком прессорные машины широко применяются в установках по вы работке азотной кислоты, где по условиям технологического процесса требуются большая производительность и относитель но высокое давление нагнетания. При этом вследствие наличия хвостовых газов с большим теплосодержанием и достаточным избыточным давлением в качестве привода для комбинирован ной компрессорной установки используется турбодетандер или рекуперационная турбина, что существенно повышает к. п. д. Комбинированная система компримирования также находит свое применение в газотурбинных установках большой мощно сти. Наряду с вышеуказанными направлениями, одной из важ нейших тенденций современного осевого компрессоростроения является создание мощных машин с изменяющимся углом уста новки направляющих лопаток. Аппарат для поворота лопаток регулируется автоматически специальным управляемым устрой ством, контролирующим заданную производительность компрес сора. На рис. 47,а показан пятиступенчатый осевой компрессор фирмы «Нуово-Пиньонэ» марки А № 385/5 с регулирующим устройством. Ряд других фирм также выпускает осевые ком прессоры с изменяемым углом установки направляющих лопа ток. На рис. 47,6 приведены характеристики того же компрес сора, полученные в процессе экспериментальных исследований при различных значениях угла установки направляющих ло паток.
Как видно из рис. 47,6, поворот лопаток не только позво ляет изменить производительность компрессора, ио и является хорошим средством борьбы с помпажом: с уменьшением угла А установки направляющих лопаток граница помпажа сдвигается влево, в сторону меньших расходов.
То, что компрессор цутем изменения угла установки на правляющих лопаток может регулировать производительность в большом диапазоне, в значительной степени способствовало расширению области применения осевых компрессоров, особен но в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышлен ности.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОСЕВЫХ КОМПРЕССОРОВ
Осевые компрессоры выпускаются почти всеми основными компрессоростроительными фирмами: в Италии — «Нуово-Пинь онэ», в ФРГ — «Гутехоффнунгехюте», «Демаг», в Швейцарии — «Броун-Бовери»; «Эшер-Висс», «Эрликон», в Англии — «Ривел», «Адамсон»; в США — «Ингерсолл-Рэнд», «Эллиот», «Вор тингтон», «Кларк» и др.
Осевые компрессоры и воздуходувки выпускаются также заводом ЧКД (ЧССР). В табл. 36 приведены основные пока затели осевых воздуходувок и компрессоров этого завода.
130