ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 0
Анализ этого выражения показывает, что скорость ротора мо жет регулироваться за счет скорости поля f; р или за счет сколь
жения s.
В свою очередь скольжение является функцией многих пара метров двигателя:
s = F{R» R2; Х й Х 2; U),
где R ь Ai — активное и индуктивное сопротивления цепи статора; R2, Х2— то же, цепи ротора;
U — напряжение питания двигателя.
Здесь следует отметить, что при регулировании частоты вра щения ротора за счет скольжения в цепи выделяются потери энергии в виде тепла, пропорциональные скольжению.
Из всех параметров двигателя, от которых зависит скольже ние, только активное сопротивление цепи ротора R2 не влияет на величину максимального момента двигателя. Таким образом, включая дополнительное сопротивление в цепь ротора, можно регулировать частоту вращения, сохраняя перегрузочную способ ность двигателя. Потери энергии при этом выделяются в основ ном на сопротивлении реостата, т. е. выводятся за пределы дви гателя. Увеличение же Х и Ru Х2 или уменьшение U приводит к резкому снижению максимального момента двигателя, а потери энергии выделяются в самом роторе, вызывая перегрев двигателя.
Итак, регулирование частоты вращения асинхронного двигате ля может практически осуществляться за счет изменения R2, р или f.
Изменение сопротивления цепи ротора. Этот способ применим только для двигателей с фазным ротором и с кольцами. Сопро тивление короткозамкнутого ротора изменять практически не возможно. Механические характеристики при различных сопро тивлениях ротора показаны на рис. 140.
Кратко процесс регулирования выгля дит следующим образом:
М — Мс; п = const. R 2\ —/ 2 \ —M ^ —n \ . ~
— s f —f2st— |
Щ - |
Рис. 140. Механические ха рактеристики асинхронного двигателя при различных значениях активных сопро тивлений цепи ротора
Запись поясняется формулами (78), (91), (92), (93), (94).
С точки зрения диапазона регулиро вания, плавности, экономичности этот способ совершенно аналогичен регулиро ванию частоты вращения двигателя
230
ю |
/ \ |
/ \ |
/ \ |
5) / \ |
|
/ \ |
/ \ |
в) / \ |
/ч |
|
/ \ |
S N S N S N S N |
S |
N |
|
N |
S |
• N |
S |
■ц |
|||
I 2 | 3 |
ч |
5 6 |
7 8 |
1 f 2 |
J |
5 S ч7 |
8 |
i Г |
3 Ч |
8 е |
7 8 |
^ |
|
|
^\ m ' \ h i ' |
^ |
|
к щ ш - |
НА |
Щ |
|||
|
|
|
|
|
Рис. 141. Принцип получения полюсопереключаемой обмотки
постоянного тока изменением сопротивления цепи якоря. Он при меняется в электроприводе брашпиля и шпиля больших серий судов типа «Андижан», «Повенец».
Изменение числа пар полюсов. Асинхронные двигатели, у ко торых трехфазная обмотка статора может создавать вращающееся магнитное поле с различным числом пар полюсов, называются полюсопереключаемыми.
Разработаны трехфазные обмотки, которые можно переклю чать на различное число пар полюсов в отношении: 2:1, 5:2, 7:3, 3:1 и т. д.
Принцип создания полюсопереключаемой обмотки поясним на примере однофазной обмотки, уложенной в восьми пазах (рис. 141). Обмотка состоит из двух полуобмоток. Если полуоб-
мотки соединить последовательно (перемычка |
между выводами |
|||
К1 и Н2, рис. 141, а), |
то такая обмотка будет |
создавать четыре |
||
пары |
полюсов — р==4. |
Количество полюсов, создаваемых |
обмот |
|
кой, |
можно определить, задавшись направлением тока в |
ней и |
применив правило «буравчика» для определения направления си ловых линий вокруг пазов.
Если полуобмотки соединить встречно-последовательно (пе ремычка между выводами К1 и К2 , рис. 141, б), то такая обмотка будет создавать две пары полюсов р ~ 2. При выбранном на правлении тока поле между пазами 2 и 3, 4 и 5, 6 и 7, 8 и 1
взаимно уничтожается.
Полуобмотки можно соединить встречно-параллельно (пере мычки между выводами Н1 и К2, Н2 и К1, рис. 141, в) и тогда
Рис. 142. Первый способ пере |
Рис. 143. |
Первый способ переключения |
ключения трехфазной обмотки, |
трехфазной |
обмотки, соединенной ' в |
соединенной в «звезду» |
«треугольник» |
Ч2 8* |
231 |
Рис. |
144. М еханические характеристи |
Рис. |
145. В торой способ |
переклю че |
ки асинхронного двигателя при пер |
ния |
трехф азной обм отки , |
соеди н ен |
|
вом |
сп особе переключения обм оток |
ной |
в « зв езду » |
|
Таким образом, существует два способа переключения обмот ки на меньшее число пар полюсов в отношении 2:1. Первый спо
соб— переключение |
с последовательного |
соединения полуобмо- |
|||||||
ток |
на встречно-последовательное. |
Второй |
способ — переключе |
||||||
ние |
с последовательного |
соединения |
на |
встречно-параллельное. |
|||||
|
Рассмотрим каждый из этих способов отдельно применительно |
||||||||
к трехфазной обмотке двигателя. |
|
обмотка, |
соединенная |
в |
|||||
|
При первом способе переключения |
||||||||
«звезду», должна |
иметь |
девять |
выводов |
на |
клеммном щитке |
||||
(рис. 142), а при соединении в «треугольник»— двенадцать |
вы |
водов (рис. 143). После переключения характер соединения об моток не меняется, т. е. «звезда» переключается в «звезду», а «треугольник» — в «треугольник».
Мощность двигателя при первом способе переключения остает ся постоянной, следовательно, изменяется максимальный момент двигателя. Совместное рассмотрение механических характеристик двигателя и различных механизмов (рис. 144) показывает, что такой способ переключения наиболее целесообразно применять для регулирования частоты вращения металлорежущих станков.
При втором способе переключения обмотка, соединенная в «звезду», должна иметь только шесть выводов (рис. 145). После переключения получается соединение обмотки «двойная звезда». Мощность двигателя в этом случае удваивается, а максимальный момент, следовательно, остается постоянным.
Совместное рассмотрение механических характеристик двига теля и различных механизмов (рис. 146) показывает, что второй способ переключения целесообразно применять для регулирования частоты вращения грузоподъемных устройств.
Если обмотка соединена в «треугольник», то после переключе ния по второму способу получается соединение «двойная звезда». Мощность двигателя при этом возрастает на 15%.
Рассмотрены наиболее простые способы переключения обмо ток, дающие две ступени скорости.
232
При |
более сложном |
переключении |
п |
|
|
|
|
||||
трехфазной |
обмотки |
можно получить |
|
|
|
|
|
||||
три и даже четыре ступени скорости с |
|
|
|
|
|
||||||
самым различным соотношением полю |
|
|
|
|
|
||||||
сов. Например, отечественные двигатели |
|
|
|
|
|
||||||
серии |
Т с одной |
трехфазной обмоткой |
|
|
|
|
|
||||
имеют |
|
три |
скорости: |
Т-42/8-4-2, мощ |
|
|
|
|
|
||
ность 0,8/1,8/2,0 кВт, частота вращения |
|
|
|
|
|
||||||
700/1400/2800 об/мин, |
и четыре скорости: |
|
|
|
|
|
|||||
Т-52/8-6-4-2, мощность |
1,2/2,5/3,0/4,0 кВт, |
|
|
|
|
|
|||||
частота |
вращения |
460/700/920/1440 |
Рис. |
146. |
М еханические х а |
||||||
об/мин. |
Более |
четырех |
скоростей на |
рактеристики |
асинхронного |
||||||
двигателя при |
|
переклю че |
|||||||||
практике не встречается, так как силь |
нии |
его |
обм оток |
со « зв ез |
|||||||
но усложняется обмотка и ее переклю |
ды » |
на |
двойную |
« зв езду » . |
|||||||
чение. У двигателя Т-52/8-6-4-2 на клем |
|
|
|
|
|
||||||
мный щиток сделано 22 вывода. |
устройств, |
брашпилей, |
|||||||||
В |
электроприводах грузоподъемных |
шпилей на судах самое широкое распространение получили трех скоростные асинхронные двигатели с тремя отдельными обмотка ми на статоре на различное число пар полюсов. Регулирование частоты вращения осуществляется включением той или иной об мотки, но сами обмотки не переключаются.
Отечественная промышленность выпускает для судовых элект роприводов многоскоростные асинхронные двигатели серии МЛП диапазон регулирования частоты вращения которых 6:1, 7:1. Обмотка первой скорости обычно имеет 26, 28 полюсов.
Регулирование переключением пар полюсов отличается высо кой экономичностью, поскольку ротор вращается при установив шейся скорости со скольжением в пределах номинального и ни каких дополнительных сопротивлений в цепь двигателя не вклю чается. Серьезный же недостаток этого способа — ступенчатость и ограниченное число скоростей.
Изменение частоты. Механические характеристики двигателя при различной частоте показаны на рис. 147. Процесс регулирова
ния |
скорости |
за счет изменения частоты |
выглядит следующим |
|||
образом: |
М = УИС; |
п = |
|
|
|
|
|
|
const. |
|
|
||
|
/ f —■^ o t ~ s f —f s i f —M —M f —<ref—,s|—E t s \ — |
Щ - |
||||
Этот |
процесс |
заканчивается, |
когда |
вновь |
наступит |
равенство |
М — Мс и скорость ротора будет постоянная.
Если необходимо, чтобы при любой частоте максимальный момент двигателя оставался постоянным (см. рис. 147), то одновременно с изменением частоты должно меняться в такой же пропорции и на
пряжение, т. е. -jj = тогда Л1мах= const.
Регулирование скорости вращения изменением частоты — это самый многообещающий л перспективный способ. Основные его Достоинства заключаются в следующем:
233
Р ис. 147. М еханические характеристики асин хронного двигателя при различной частоте
вращения двигателя стоты.
Существуют рлектромашинные и статические преобразователи частоты. Электромашинные включают в себя целый ряд вспомога тельных электрических машин; отсюда большой вес, габариты, стоимость, низкий к. п. д., сложность их в эксплуатации. На судах они применения не нашли. Статические до недавнего времени преимущественно выполнялись на управляемых ртутных вентилях. Работа ртутных вентилей практически на судне невозможна, по скольку требуется стабилизация их в пространстве.
В настоящее время очень большое развитие получили мощные полупроводниковые управляемые вентили (тиристоры), и на их основе разрабатываются статические преобразователи частоты, которые должны найти самое широкое распространение на судах для регулирования частоты вращения электроприводов перемен ного тока.
§ 56. Электроприводы со статическими преобразователями
Электроприводы постоянного тока. Бурное развитие полу проводниковой выпрямительной техники позволяет широко ис пользовать электродвигатели постоянного тока в регулируемых электроприводах судов, электрифицированных на переменном токе.
На рис. 148 показана одна из возможных схем регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока при пита нии его от сети переменного тока через полупроводниковый вып рямитель ПВ. Для регулирования частоты вращения использует
ся магнитный усилитель МУ, у которого индуктивное |
сопротив |
||
ление Ху рабочих обмоток зависит |
от тока / у, |
протекающего по |
|
обмотке управления ОУ усилителя. |
В данном |
случае |
увеличение |
тока управления приводит к уменьшению индуктивного сопротив ления .Yy. Регулирование скорости двигателя происходит за счет
234