Файл: Хайдуков, О. П. Электрооборудование судов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 164

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ этого выражения показывает, что скорость ротора мо­ жет регулироваться за счет скорости поля f; р или за счет сколь­

жения s.

В свою очередь скольжение является функцией многих пара­ метров двигателя:

s = F{R» R2; Х й Х 2; U),

где R ь Ai — активное и индуктивное сопротивления цепи статора; R2, Х2— то же, цепи ротора;

U — напряжение питания двигателя.

Здесь следует отметить, что при регулировании частоты вра­ щения ротора за счет скольжения в цепи выделяются потери энергии в виде тепла, пропорциональные скольжению.

Из всех параметров двигателя, от которых зависит скольже­ ние, только активное сопротивление цепи ротора R2 не влияет на величину максимального момента двигателя. Таким образом, включая дополнительное сопротивление в цепь ротора, можно регулировать частоту вращения, сохраняя перегрузочную способ­ ность двигателя. Потери энергии при этом выделяются в основ­ ном на сопротивлении реостата, т. е. выводятся за пределы дви­ гателя. Увеличение же Х и Ru Х2 или уменьшение U приводит к резкому снижению максимального момента двигателя, а потери энергии выделяются в самом роторе, вызывая перегрев двигателя.

Итак, регулирование частоты вращения асинхронного двигате­ ля может практически осуществляться за счет изменения R2, р или f.

Изменение сопротивления цепи ротора. Этот способ применим только для двигателей с фазным ротором и с кольцами. Сопро­ тивление короткозамкнутого ротора изменять практически не­ возможно. Механические характеристики при различных сопро­ тивлениях ротора показаны на рис. 140.

Кратко процесс регулирования выгля­ дит следующим образом:

М — Мс; п = const. R 2\ —/ 2 \ —M ^ —n \ . ~

s f —f2st—

Щ -

Рис. 140. Механические ха­ рактеристики асинхронного двигателя при различных значениях активных сопро­ тивлений цепи ротора

Запись поясняется формулами (78), (91), (92), (93), (94).

С точки зрения диапазона регулиро­ вания, плавности, экономичности этот способ совершенно аналогичен регулиро­ ванию частоты вращения двигателя

230


ю

/ \

/ \

/ \

5) / \

 

/ \

/ \

в) / \

 

/ \

S N S N S N S N

S

N

 

N

S

N

S

■ц

I 2 | 3

ч

5 6

7 8

1 f 2

J

5 S ч7

8

i Г

3 Ч

8 е

7 8

^

 

 

^\ m ' \ h i '

^

 

к щ ш -

НА

Щ

 

 

 

 

 

Рис. 141. Принцип получения полюсопереключаемой обмотки

постоянного тока изменением сопротивления цепи якоря. Он при­ меняется в электроприводе брашпиля и шпиля больших серий судов типа «Андижан», «Повенец».

Изменение числа пар полюсов. Асинхронные двигатели, у ко­ торых трехфазная обмотка статора может создавать вращающееся магнитное поле с различным числом пар полюсов, называются полюсопереключаемыми.

Разработаны трехфазные обмотки, которые можно переклю­ чать на различное число пар полюсов в отношении: 2:1, 5:2, 7:3, 3:1 и т. д.

Принцип создания полюсопереключаемой обмотки поясним на примере однофазной обмотки, уложенной в восьми пазах (рис. 141). Обмотка состоит из двух полуобмоток. Если полуоб-

мотки соединить последовательно (перемычка

между выводами

К1 и Н2, рис. 141, а),

то такая обмотка будет

создавать четыре

пары

полюсов — р==4.

Количество полюсов, создаваемых

обмот­

кой,

можно определить, задавшись направлением тока в

ней и

применив правило «буравчика» для определения направления си­ ловых линий вокруг пазов.

Если полуобмотки соединить встречно-последовательно (пе­ ремычка между выводами К1 и К2 , рис. 141, б), то такая обмотка будет создавать две пары полюсов р ~ 2. При выбранном на­ правлении тока поле между пазами 2 и 3, 4 и 5, 6 и 7, 8 и 1

взаимно уничтожается.

Полуобмотки можно соединить встречно-параллельно (пере­ мычки между выводами Н1 и К2, Н2 и К1, рис. 141, в) и тогда

Рис. 142. Первый способ пере­

Рис. 143.

Первый способ переключения

ключения трехфазной обмотки,

трехфазной

обмотки, соединенной ' в

соединенной в «звезду»

«треугольник»

Ч2 8*

231


Рис.

144. М еханические характеристи­

Рис.

145. В торой способ

переклю че­

ки асинхронного двигателя при пер­

ния

трехф азной обм отки ,

соеди н ен ­

вом

сп особе переключения обм оток

ной

в « зв езду »

 

Таким образом, существует два способа переключения обмот­ ки на меньшее число пар полюсов в отношении 2:1. Первый спо­

соб— переключение

с последовательного

соединения полуобмо-

ток

на встречно-последовательное.

Второй

способ — переключе­

ние

с последовательного

соединения

на

встречно-параллельное.

 

Рассмотрим каждый из этих способов отдельно применительно

к трехфазной обмотке двигателя.

 

обмотка,

соединенная

в

 

При первом способе переключения

«звезду», должна

иметь

девять

выводов

на

клеммном щитке

(рис. 142), а при соединении в «треугольник»— двенадцать

вы­

водов (рис. 143). После переключения характер соединения об­ моток не меняется, т. е. «звезда» переключается в «звезду», а «треугольник» — в «треугольник».

Мощность двигателя при первом способе переключения остает­ ся постоянной, следовательно, изменяется максимальный момент двигателя. Совместное рассмотрение механических характеристик двигателя и различных механизмов (рис. 144) показывает, что такой способ переключения наиболее целесообразно применять для регулирования частоты вращения металлорежущих станков.

При втором способе переключения обмотка, соединенная в «звезду», должна иметь только шесть выводов (рис. 145). После переключения получается соединение обмотки «двойная звезда». Мощность двигателя в этом случае удваивается, а максимальный момент, следовательно, остается постоянным.

Совместное рассмотрение механических характеристик двига­ теля и различных механизмов (рис. 146) показывает, что второй способ переключения целесообразно применять для регулирования частоты вращения грузоподъемных устройств.

Если обмотка соединена в «треугольник», то после переключе­ ния по второму способу получается соединение «двойная звезда». Мощность двигателя при этом возрастает на 15%.

Рассмотрены наиболее простые способы переключения обмо­ ток, дающие две ступени скорости.

232


При

более сложном

переключении

п

 

 

 

 

трехфазной

обмотки

можно получить

 

 

 

 

 

три и даже четыре ступени скорости с

 

 

 

 

 

самым различным соотношением полю­

 

 

 

 

 

сов. Например, отечественные двигатели

 

 

 

 

 

серии

Т с одной

трехфазной обмоткой

 

 

 

 

 

имеют

 

три

скорости:

Т-42/8-4-2, мощ­

 

 

 

 

 

ность 0,8/1,8/2,0 кВт, частота вращения

 

 

 

 

 

700/1400/2800 об/мин,

и четыре скорости:

 

 

 

 

 

Т-52/8-6-4-2, мощность

1,2/2,5/3,0/4,0 кВт,

 

 

 

 

 

частота

вращения

460/700/920/1440

Рис.

146.

М еханические х а ­

об/мин.

Более

четырех

скоростей на

рактеристики

асинхронного

двигателя при

 

переклю че­

практике не встречается, так как силь­

нии

его

обм оток

со « зв ез­

но усложняется обмотка и ее переклю­

ды »

на

двойную

« зв езду » .

чение. У двигателя Т-52/8-6-4-2 на клем­

 

 

 

 

 

мный щиток сделано 22 вывода.

устройств,

брашпилей,

В

электроприводах грузоподъемных

шпилей на судах самое широкое распространение получили трех­ скоростные асинхронные двигатели с тремя отдельными обмотка­ ми на статоре на различное число пар полюсов. Регулирование частоты вращения осуществляется включением той или иной об­ мотки, но сами обмотки не переключаются.

Отечественная промышленность выпускает для судовых элект­ роприводов многоскоростные асинхронные двигатели серии МЛП диапазон регулирования частоты вращения которых 6:1, 7:1. Обмотка первой скорости обычно имеет 26, 28 полюсов.

Регулирование переключением пар полюсов отличается высо­ кой экономичностью, поскольку ротор вращается при установив­ шейся скорости со скольжением в пределах номинального и ни­ каких дополнительных сопротивлений в цепь двигателя не вклю­ чается. Серьезный же недостаток этого способа — ступенчатость и ограниченное число скоростей.

Изменение частоты. Механические характеристики двигателя при различной частоте показаны на рис. 147. Процесс регулирова­

ния

скорости

за счет изменения частоты

выглядит следующим

образом:

М = УИС;

п =

 

 

 

 

 

const.

 

 

 

/ f —■^ o t ~ s f —f s i f —M —M f —<ref—,s|—E t s \ —

Щ -

Этот

процесс

заканчивается,

когда

вновь

наступит

равенство

М — Мс и скорость ротора будет постоянная.

Если необходимо, чтобы при любой частоте максимальный момент двигателя оставался постоянным (см. рис. 147), то одновременно с изменением частоты должно меняться в такой же пропорции и на­

пряжение, т. е. -jj = тогда Л1мах= const.

Регулирование скорости вращения изменением частоты — это самый многообещающий л перспективный способ. Основные его Достоинства заключаются в следующем:

233


используется обычный . короткозамкну­ тый двигатель;
регулирование с точки зрения потерь в двигателе является экономичным;
достигается большой диапазон и плав­ ность регулирования;
сохраняется жесткость механических характеристик, а следовательно, и стабиль­ ность работы привода;
рекуперативное торможение може-т осу­ ществляться почти до полной остановки.
Вместе с тем известно, что частота тока судовой электростанции поддерживается постоянной и для регулирования частоты требуется отдельный преобразователь ча­

Р ис. 147. М еханические характеристики асин­ хронного двигателя при различной частоте

вращения двигателя стоты.

Существуют рлектромашинные и статические преобразователи частоты. Электромашинные включают в себя целый ряд вспомога­ тельных электрических машин; отсюда большой вес, габариты, стоимость, низкий к. п. д., сложность их в эксплуатации. На судах они применения не нашли. Статические до недавнего времени преимущественно выполнялись на управляемых ртутных вентилях. Работа ртутных вентилей практически на судне невозможна, по­ скольку требуется стабилизация их в пространстве.

В настоящее время очень большое развитие получили мощные полупроводниковые управляемые вентили (тиристоры), и на их основе разрабатываются статические преобразователи частоты, которые должны найти самое широкое распространение на судах для регулирования частоты вращения электроприводов перемен­ ного тока.

§ 56. Электроприводы со статическими преобразователями

Электроприводы постоянного тока. Бурное развитие полу­ проводниковой выпрямительной техники позволяет широко ис­ пользовать электродвигатели постоянного тока в регулируемых электроприводах судов, электрифицированных на переменном токе.

На рис. 148 показана одна из возможных схем регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока при пита­ нии его от сети переменного тока через полупроводниковый вып­ рямитель ПВ. Для регулирования частоты вращения использует­

ся магнитный усилитель МУ, у которого индуктивное

сопротив­

ление Ху рабочих обмоток зависит

от тока / у,

протекающего по

обмотке управления ОУ усилителя.

В данном

случае

увеличение

тока управления приводит к уменьшению индуктивного сопротив­ ления .Yy. Регулирование скорости двигателя происходит за счет

234