ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 0
эффекта и приводит к значительному увеличению размеров кон тактора.
Показатель степени п для одноточечных контактов принимает ся равным 0,5, а для многоточечных — от 0,7 до 1 и больше едини цы не бывает. Это говорит о том, что увеличение размеров контакт ных поверхностей также относительно мало влияет на переходное сопротивление.
Правильный уход за контактами во многом определяет надеж ную работу электрооборудования. Главные контакты контакторов категорически запрещается шлифовать, так как при шлифовке ко личество контактных точек уменьшается, а сами они делаются по логими и .мало поддаются смятию. Контактные поверхности лучше всего обрабатывать напильником. При этом увеличивается коли чество контактных точек и они делаются крутыми и легко смина ются, что приводит к уменьшению переходного сопротивления.
В качестве материала контактов наибольшее распространение получили медь, серебро (контактные наплавки), металлокерамика.
Цугогасительное устройство существует для гашения электри ческой дуги, которая возникает при размыкании главных контактов (см. рис. 154) под током. Наличие дуги крайне нежелательно по двум причинам. Во-первых, дуга вызывает сильное обгорание кон тактов, а во-вторых, пока горит дуга, электрическая цепь не разомк нута.
Электрическая дуга — это не что иное, как электрический ток (электрический разряд) в сильно ионизированном воздушном про межутке между контактами. Ионизация воздуха при размыкании контактов происходит за счет термоэлектронной и автоэлектронной эмиссии и ионизации толчком, а затем поддерживается за счет тер мической ионизации, поскольку температура ствола дуги превы шает 7000°К.
Наряду с процессами ионизации в стволе дуги протекают и об ратные процессы, направленные на увеличение количества ней тральных частиц. Это процессы деионизации; их два: рекомбинация и диффузия. Рекомбинацией называется соединение положитель но заряженной частицы с электроном и образование нейтрального атома. Рекомбинация хорошо развивается при наличии проме жуточного тела (стенки дугогасительной камеры), которое заря жается электронами отрицательно, а положительные ионы, сопри касаясь с ним, нейтрализуются. Кроме этого, заряженные частицы непрерывно покидают ствол дуги, уходя в окружающее простран ство, а нейтральные частицы, наоборот, приходят в ствол дуги. Этот процесс называется диффузией и усиливается при обдувании дуги воздухом или при быстром перемещении дуги в неподвижном воздухе.
В контакторах постоянного тока и в автоматических воздуш ных выключателях на дугу воздействует магнитное поле, созданное
специальной катушкой 1 (рис. 154), включенной |
последовательно |
в цепь отключаемого тока. При взаимодействии |
тока в дуге |
с магнитным полем возникает сила, которая заставляет дугу быстро
24Й
перемещаться вверх по дугогасительным рогам 2 , размещенным в узкой щели дугогасительной камеры 3. Быстрое перемещение дуги и соприкосновение ее со стенами камеры усиливает процессы деи онизации ствола дуги, что и способствует ее'быстрому гашению. Щель дугогасительной камеры иногда делится металлическими изолированными друг от друга перегородками (решетка). Эти перегородки дробят дугу на ряд более мелких дуг, что приводит к увеличению общего падения напряжения на ней и, следовательно, к ухудшению условий ее горения.
Гашение дуги >в контакторах переменного тока облегчается тем, что ток дуги через каждый полупериод проходит через нуль и дуга в это время гаснет. Задача дугогасительного устройства в этом случае сводится к тому, чтобы не допустить возникновения дуги вновь. Обычно в контакторах переменного тока магнитное поле для гашения дуги не применяется, но обязательно используются дуго гасительные камеры, иногда с металлической решеткой.
Р е л е — аппарат, который срабатывает и замыкает или раз мыкает соответствующую электрическую цепь при изменении той величины, на которую он предназначен реагировать. Режим работы любого реле поясняется диаграммой на рис. 155. х — величина, на которую реагирует реле (входной параметр), а у — величина, ко торая изменяется в результате срабатывания реле (выходной пара метр). Диаграмму можно пояснить следующим примером. Нагре вательное устройство должно поддерживать температуру в преде лах от Х\ до х%. При увеличении температуры до х% срабатывает температурное реле, которое своими контактами включает в цепь нагревательного элемента'дополнительное сопротивление. В резуль тате суммарное сопротивление нагревателя увеличивается до уо, а количество -выделяемого тепла уменьшается, а значит, начинает уменьшаться температура х. При снижении температуры до Х\ тем пературное реле отключается и шунтирует добавочное сопротив
ление. Суммарное сопротивление цепи нагревателя |
уменьшается |
|
До у {, а выделяемое количество тепла возрастает. |
не |
отличаются |
Электромагнитные реле по принципу действия |
||
от контакторов. Различие состоит в конструкции |
и |
назначении |
электромагнитных катушек, которых у реле может быть одна и бо лее. Контакты реле рассчитываются на замыкание и размыкание
241
только цепей управления, и поэ тому дугогасительные устройст ва у них отсутствуют.
В электрооборудовании су дов нашли применение электро магнитные реле максимального тока, обратного тока, минималь ного напряжения, максимальной
иобратной мощности, времени.
Вэлектромагнитных р’еле вре мени (рис. 156) для получения выдержки времени при замыка нии или размыкании контактов применяется медная демпферная гильза 2 , расположенная на маг-
|
нитопроводе |
(сердечнике) |
8 . |
||
|
При включении катушки 9 якорь |
||||
Г # |
5 притягивается |
без выдержки |
|||
времени, а контакты 1 0 замыка |
|||||
-------€ш - |
|||||
ются. При отключении катушки |
|||||
|
9 ток, а значит и поток, создан |
||||
^ |
ный этим током, |
исчезают. |
По |
||
закону электромагнитной индук- |
Рис. |
156. Э лектром агнитное |
|
реле вре- |
ции в |
медной |
гильзе |
индуктиру- |
||||||
меии: |
|
|
|
|
|
ется э. |
д. с. |
и |
потечет ток,кото- |
||||
/ |
— силуминовое основание; |
2 — медная |
» n , T 3 n r,P T |
г к п м |
п о т о к |
М ¥ о . |
|||||||
демпф ерная |
гильза; |
3 — отклю чаю щ ая |
р Ь Ш В Ы З О В С Т СВОИ |
П О ТО К , З а М Ы |
|||||||||
пружина; 4 |
— |
упорная |
скоба |
с винтом; |
каЮЩИЙСЯ ПО |
МЯГНИТОПРОВОДУ И |
|||||||
5 |
— |
якорь: |
6 |
— немагнитная |
|
поокладка; |
ЯКОрЮ. |
— |
|
|
г |
j |
|
7 |
— |
тяга; |
Ь - * сердечник; |
9 |
— катуш- |
О ТОТ |
ПОТОК СОЗДавТ ДО- |
||||||
ка; |
ю - контакты; |
|
|
|
полнительное |
|
усилие, |
удержи- |
вающее якорь. Пружина 3 отключит якорь после того, как поток, созданный током гильзы, затухнет.
Такой способ получения выдержки времени (обычно не более 3 с) применяется в контакторах и реле, у которых электромагнит ная катушка питается постоянным током. Для получения большей выдержки времени применяются различные механические замедли тели движения якоря реле, например анкерное устройство часового
механизма.
Реле минимального напряжения отличается от электромагнит ного реле времени только отсутствием медной гильзы.
У реле максимального тока катушка включается последователь но в силовую цепь главного тока, поэтому она выполняется тол стым проводом и имеет мало витков.
Реле обратного тока максимальной и обратной мощности имеют две катушки, одна из которых включается последовательно в цепь главного тока, а другая — параллельно.
Кроме электромагнитных реле, на судах широко распростране ны реле, которые реагируют на давление, уровень жидкости, тем пературу, направление и частоту вращения и т. д. Чувствительный орган этих реле обычно имеет механическое устройство, замыкаю
212
щее или размыкающее контакты электрической цепи. Чувствитель ным органом, например реле давления, является мембрана с пру жиной, воспринимающая на себя контролируемое давление, у реле уровня жидкости — это поплавок.
Для защиты электрических двигателей от перегрузки во всех электроприводах применяются тепловые реле. Чувствительным элементом этих реле является биметаллическая пластина, обогре ваемая теплом, которое выделяется при протекании контролируе мого тока. Прогибаясь, она воздействует на контакт электриче ской цепи.
Контакторы и реле используются для дистанционного и автома тического управления электроприводами и для защиты электро установок. Ручное же управление осуществляется при помощи кно пок, контроллеров, командоконтроллеров, пусковых и регулиро вочных реостатов.
К о н т а к т ы к о н т р о л л е р а используются для замыкания и размыкания силовых электрических цепей, а поэтому они снаб жаются такими же дугогасительными устройствами, что и контакты контакторов. Контакты приводятся в действие кулачковыми шайба ми различного фасона, расположенными на общем валу. Контрол леры имеют от трех до тринадцати положений. Например, в элекропроводе брашпиля и шпиля на судах типа «Андижан» и «Повенец» применяются контроллеры, которые имеют шесть положений
«выбирать», шесть положений «травить» и одно |
нейтральное. |
|
К о м а н д о к о н т р о л л е р ы |
отличаются |
от контроллеров |
только тем, что их контакты рассчитаны на замыкание цепей управ ления и, значит, не имеют дугогасительных устройств. Обычно они используются для включения катушек контакторов, реле, цепей воз буждения двигателей в схемах пуска, регулирования скорости, реверсирования и торможения электроприводов.
§ 58. Способы пуска электроприводов постоянного тока
При пуске электропривода постоянного тока величина пуско вого тока двигателя зависит только от напряжения сети и сопро тивления якорной цепи, т. е.
пДя + RP‘
Включение двигателя в сеть без дополнительного сопротивления в цепи якоря называется прямым пуском. Для двигателей постоян ного тока мощностью от 0,5 кВт и выше прямой пуск недопустим и может явиться причиной аварии двигателя. В этом случае вели чина пускового тока в 10 и более раз превосходит номинальный ток двигателя.
Сопротивление пускового реостата выбирается таким, чтобы пусковой ток был больше номинального для большинства типов двигателей в 1,8—2,5 раза.
243